УДК 378.1; 371.3

СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСОВ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ В МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Бойкова Ирина Васильевна1, Шварцкопф Елена Юрьевна2, Чернопазов Роман Викторович3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», аспирант
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», преподаватель
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент

Аннотация
В статье рассматривается возможность и специфика организации педагогического взаимодействия педагога высшей школы и студентов, включенных в систему курсов и практик, реализующих условия всесторонней профессионально-педагогической подготовки личности педагога к выполнению профессионально-педагогических обязанностей и трудовых функций в структуре самостоятельной, трудовой деятельности.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, самосовершенствование, социализация


THE SPECIFICITY AND THE ABILITY TO LEARN COURSES OF MODERN PEDAGOGY IN THE MODEL OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Boikova Irina Vasilievna1, Schwarzkopf Elena Yurievna2, Chernopazov Ropman Viktorovich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, aspirant
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, lector
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student

Abstract
The article discusses the possibility and the specificity of the organization of the pedagogical interaction of a teacher of the higher school and students included in the system of courses and practices that implement the terms of a comprehensive professionally-pedagogical training of a teacher to perform professional pedagogical duties and job functions in the structure of the self, employment.

Keywords: pedagogical methodology, pedagogical modeling, self-actualization, self-improvement, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities)., socialization


Библиографическая ссылка на статью:
Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Чернопазов Р.В. Специфика и возможности изучения курсов современной педагогики в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/10/5001 (дата обращения: 12.07.2023).

Качество и профессионализм преподавания курсов современной педагогики в вузовской подготовке педагогов обусловлено множеством поликультурных и полисубъектных факторов. Одной из главных практик качественного изучения курсов современного профессионально-педагогического знания является внутренняя мотивация получения профессии будущим педагогом. Другой главной ценностью и ресурсом качественного изучения курсов современной педагогики является качественное программно-педагогическое обеспечение, построенное на основе учета специфики и особенностей верификации научно-педагогической деятельности и модели адаптивного и акмеверифицированного знания. Третьей составной качественного изучения курсов педагогики является востребованность и практико ориентированность предлагаемых заданий, которые в своем поле развития студента ложатся на созданную ситуацией и культурой почву развития и самореализации будущего педагога.

Раскроем возможности качественного изучения курсов современного профессионально-педагогического знания в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского государственного университета, обеспечив практику верификации теории в единстве с практикой уточнения и детализации модели развития и саморазвития личности, включенной в систему непрерывного профессионального образования.

Курс «Введение в педагогическую деятельность» [1-3] реализует базовые компоненты формирования продуктивной самостоятельной работы студента, в модели которых детерминируемые компетенции могут быть единообразно представлены в исследовании и измерении качества сформированности в трех единицах современной дидактики – «знать», «уметь», «владеть», обеспечивающих преемственность постановки задачи и продуктивное ее решение на протяжении всего периода обучения в вузе.

Специфика курса «Введение в педагогическую деятельность» определяется особенностями целостного изучения понятия и возможностей «педагогическая деятельность» в определениях, моделях, функциях, системной оценке качества решения задач развития личности в условиях непрерывного профессионального образования. В иерархии формируемых продуктивных ресурсов развития студента-педагога задания, содержащие возможности педагогической рефлексии, закладывают фундамент самоанализа и верификации качества развития и саморазвития. Одним из заданий, содержащих педагогическую рефлексию и возможности продуктивного самоанализа деятельности студента, может быть задание на моделирование презентации «Я – профессионал», закладывающего основы разработки профессионально-педагогического кейса, являющегося продуктом и ресурсом длительной подготовки будущего педагога к самостоятельной творческой деятельности. Презентации «Я – профессионал», профессионально-педагогические кейсы и портфолио обучающегося относятся к предметно-педагогическим презентациям [4].

Педагогическая деятельность [5] как условие и продукт развития общества и культуры определяет специфически определяемые научные понятия – категории, иллюстрирующие в своей целостной системе детерминаций и анализа качества создаваемых и используемых продуктов, свойства антропосреды и ноосферы, сохраняющих личность и общество в неподдельном смысле гуманно-деятельностных основ сосуществования и взаимодействия. В такой иерархии понимания и специфически определяемых элементов научного знания педагогика определяет нормы культуры и условия продуктивного становления профессии педагога в выбранном направлении подготовки.

Вслед за курсом «Введение в педагогическую деятельность» курс «Теоретическая педагогика» [6-10] закрепляет в системе изучаемых разделов современного профессионально-педагогического знания совокупность научно-педагогических знаний и компетенций из разделов современной педагогики, детализирующих специфические каноны подготовки педагогов к самостоятельному выполнению заданий педагогической практики и соблюдению функций педагогической деятельности в модели педагогической практики. Курс «Теоретическая педагогика» обеспечивает будущего педагога всеми инструментами развития и саморазвития личности в модели непрерывного профессионального образования.

К моменту изучения курса «Практическая педагогика» [11-18] будущие педагоги овладели всеми способами фиксации информации [19], методами педагогического моделирования и педагогической рефлексии [20-22], методами анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, коррекции и детализации дидактического материала, по стандарту направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» совокупностью компетенций изученных курсов, например, для курса «Введение в педагогическую деятельность»: ОК-1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения), выделятся в унифицированных детерминациях в НФИ КемГУ компоненты «знать», «уметь», «владеть» в следующей форме: знать сущность и специфику профессионально-педагогического мышления; уметь анализировать, обобщать и систематизировать педагогическую информацию; уметь ставить цели профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования; владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений; компетенция ОК-3 (способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества): знать особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; уметь учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; владеть способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; компетенция ОК-14 (готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным ценностям): знать ценностные основы образования и профессиональной деятельности; уметь ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; владеть представлениями о толерантном восприятии социальных и культурных различий, уважительном и бережном отношении к историческому наследию и культурным ценностям; компетенция ОПК-1 (осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности): знать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;  знать способы профессионального  самопознания и саморазвития; уметь находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических задач; владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); владеть способами самообразовательной деятельности.

В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» следующая совокупность компетенций: ОК-13 (готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности): знать правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования; уметь работать с нормативно-правовыми документами в области образования; владеть способами работы с нормативно-правовой документацией, регулирующей правовые отношения в области образования; ПК-1 (способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях): знать теории и технологии обучения ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; уметь системно анализировать и выбирать образовательные концепции; уметь проектировать учебный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; владеть способами проектной и инновационной деятельности; ПК-2 (готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения): знать теории и технологии воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; уметь системно анализировать и выбирать концепции воспитания; уметь проектировать воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; уметь осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; владеть способами проектной и инновационной деятельности; владеть навыками организации внеучебной деятельности обучающихся; ПК-3 (способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии): знать сущность педагогического мониторинга; знать методики и технологии разработки диагностических материалов; уметь осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся; уметь разрабатывать диагностические материалы; владеть навыками использования диагностических материалов на практике; владеть способами осуществления педагогической поддержки и сопровождения; владеть способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны; ПК-4 (способен использовать возможности образовательной среды, в том числе и  информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса): знать особенности образовательной среды, в том числе и информационной; уметь использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования; владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны; ПК-11 (способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности): знать основы просветительской деятельности; уметь выявлять возможности региональной культурной образовательной среды; владеть способами просветительской деятельности.

Качество освоения компетенций не может быть построено одним единственным путем и одной единственной педагогической технологией. В модели развития личности и общества все педагогические средства развиваются сообразно развитию средств производства, модели научно-технического прогресса и способов воспроизводства и формирования общечеловеческих ценностей.

В ситуации выбора всегда наиболее приемлемые педагогические условия развития личности и социума определяются в единстве адаптивной и акмеверифицированной составных профессионально-педагогического знания [23-25], оптимальной технологией воспроизводства и создания нового профессионально-педагогического знания в нашей ситуации является технология системно-педагогического моделирования [25-29]. Примерами качественного использования технологии системно-педагогического моделирования в НФИ КемГУ может явиться культура самостоятельной работы личности [29-37].

Курс «Методика воспитательной работы» [38] и «История педагогики и образования» [39] также как и вышеперечисленные определяются через составные формируемой компетенции «знать», «уметь», «владеть», специфика верификации качества осуществляется в системе единства и взаимодополнения адаптивной и акмеверицированной составных социального и профессионально-педагогического знания.

Все составные профессионально-педагогического знания современных разделов педагогика завязаны с условиями и особенностями прохождения педагогической практики [40]. Качество прохождения педагогической практики тем выше, чем лучше осуществлен дихотомический подход к подготовке будущего педагога к адаптивной и акмеверифицированной практики выбора и решения задач развития личности.

Все разделы современной педагогики определены в большей степени в двух направлениях педагогического знания – двух курсах «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика». Специфика качественной подготовки будущих педагогов по физической культуре обусловлено дополнительным условием развития ноосферы – здоровьесбережении, обеспечивающем сохранение и верификацию особенностей развития личности и общества в мультиплановых, поликультурных изменениях социума и формируемых идеалов, ценностей, компетенций и пр.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  2. Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2009.  121 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–457–5.
  3. Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – 2-е изд. доп. и перераб. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011.  121 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–553–4.
  4. Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. С.62-73.
  5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.
  7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  9. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с.
  10. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
  11. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  12. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  13. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  14. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  15. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  16. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  17. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  18. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  19. Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С. 182-191.
  20. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  21. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  22. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  23. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  24. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  25. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  26. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  27. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  28. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. №2 (62). Вып.3. С.63-67.
  29. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
  30. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12).  С.52-65.
  31. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 3. С. 61-69.
  32. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
  33. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  34. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  35. Козырева О.А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 184-187.
  36. Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-131.
  37. Паршин Ю.А., Шварцкопф Е.Ю., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и его специфика самореализации // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 8 (12). С. 141-145.
  38. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  39. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  40. Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819


Все статьи автора «n-nauka-n»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: