Воспитание как категория современной педагогики – уникальная область научно-педагогического знания, верифицирующего возможность постановки и решения задач развития личности в модели учета социального опыта и востребованности условий и практики развития личности как труженика, семьянина и гражданина. Успешность и гибкость реализуемых идей гуманистического воспитания системно предопределяет качество развития и становления личности в модели ведущей деятельности и общения на протяжении всего периода развития в социуме. В структуре поиска оптимальных условий развития личности категория «воспитание» как любая другая категория педагогики способствует в своем осмыслении и детализации в работе будущего педагога оптимизацию возможности определения особенностей и условий коррекции своей педагогической практики и педагогической деятельности. Немаловажное место в развитии личности играет социальное происхождение, культура, общество, в структуре которых все социальные роли родителей и знакомых располагают личность к построению и верификации собственной позиции и возможностей социализации и самоутверждения. Социум располагает личность к поиску условий развития и самореализации в поле предоставленных возможностей и способов решения задач развития личности и общества.
Воспитание как ресурс сохранения и преумножения ценностей и продуктов культуры и науки, искусства и спорта в модели научного мировоззрения [1] определяет возможности личности в модели развития и становления, которые описаны в различных направлениях и детерминациях в работах [2-38].
Специфика воспроизводства социального знания в акмеверифицированной и адаптивной практики социокультурных отношений представляет собой, с одной стороны, процесс и условие социализации личности, с другой стороны, – продуктивное самовыражение личности в системе социальных ценностей и условий развития личности. Единство воспитания и социализации отражаются в качестве продуктивной самостоятельной работы личности [2]. В структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» [10-11] будущие педагоги делают акцент на качестве формирования ценностей как основы современного воспитания.
Определение возможностей современного воспитания – уникальный процесс решения задач и условий воспроизводства социальных отношений и продуктов современного научного знания, обеспечивающего личность триединым потенциалом для развития и самоутверждения в поликультурной системе смыслов, ресурсов, продуктов, объектов, возможностей и запретов ноосферы (антропосреды).
Качество современного воспитания – ресурс мало изученный и недостаточно определяемый в практике педагогического анализа и описания результатов развития детей родителями, определяющими направления и уровень достижений их детей.
Детерминации и возможности воспитания как продукта ноосферы позволяют выделить особенности социального знания в системе понятий и ресурсов научно-педагогической деятельности, обеспечивающей обществу целостное понимание и воспроизводство всех нюансов социального и регионального климата развития, продуктов жизнедеятельности, условий страховки реконструкции и ретрансляции социального опыта и способов формирования научного мировоззрения, отражающих уровень практики личностного и социального самоопределения в визуализации нюансов всех происходящих изменений и налагающих определенные ограничения в выборе решений задач современного образования и культуры.
Построение категорий «воспитание» [8-9, 12-13] осуществляется в системе учета современных идей педагогической методологии, разрабатывающей философские положения, способы познания в модели философии науки и культуры, потребности социального пространства распространять условия и возможности развития как эталона и ресурса современной ноосферы.
Воспитание с точки зрения научного подхода – процесс и ресурс формирования научных представлений и эталонов знания, обеспечиваемых и обеспечивающих личности и обществу сохранность всех звеньев и функций антропосистемы, предопределяющей позицирование ценностей гуманизма и здоровьесбережения базовыми ценностями и условиями всех преобразований, ценности креативности и продуктивности – ценностями деятельности, сохраняющими общечеловеческое в трудовых функциях и опыте, ценности государства и личности – ценностями права и порядка, обеспечивающими жизнеспособность государства в системе распределения уникальных особенностей регионально-национального конгломерата устойчивых связей воспроизводства биологического, социального и культурологического как трех составных, сохраняющих общество в неподдельных моделях развития и самостраховки.
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – процесс системного использования представлений о добре и зле в модели развития культуры и этики, строящих общечеловеческое позицирование развития личности и общества в системном понимании духовного и материального единства в обществе и личности, представляющих слепок всех изменений, происходящих в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, сводящих социальный опыт, мировоззрение, практику объективного восприятия личностного, социального, научного, сверхъестественного и прочих компонентов современной системы возможностей и ограничений в единой линии (матрице) всех преобразований и возможностей самосохранения и развития.
Выделенные два определения представляют собой диаметрально противоположные направления явления. Специфика первого предопределяет качественное решение задач развития личности и общества в модели современной науки. Специфика второго определяет возможность развития в неподдельной взаимообусловленности добра и зла, борьба которых в различных состояниях и формах способствует формированию и развитию личности и общества, сохраняющих потенциал всех преобразований, начатых в модели эволюции вида, продолжаемый в модели эволюции знания, культуры, искусства, эзотерии.
Все механизмы и возможности диаметрально противоположных направлений осмысления воспитания как фундаментального явления современной педагогики строятся в различных плоскостях и формах сотрудничества и единоличного развития. Обеспеченность материальным обеспечением личности не всегда говорит о ее дальнейшем качественном становлении в выделяемых приоритетах развития. Духовная культура как малоизученная сущность социального развития и эволюции общечеловеческого потенциала всё чаще становится мифологической сущностью развития личности и общества, обнищание высших идеалов добра, справедливости, верности, честности и прочих общечеловеческих продуктов самосохранения ставят личность и общество на грань вымирания, неизбежность которого визуализируется в различных проявлениях современных изменений – демографическая яма, безработица, сворачивание производства, кризисы экономики, власти и прочих направлений социального в ноосфере.
Воспитание как продукт и ресурс самосохранения культуры и антропосреды представляет собой общепедагогическое программирование будущего педагога на уникальное определение возможностей личности обучающегося в модели учета нормального распределения способностей и соблюдении идей гуманизма.
В иерархии изучения методов воспитания, приемов воспитания, средств и технологий воспитания будущий педагог вооружается не на один день, но духовное становление личности не может быть оторванным от целостного обогащения культуры и общества всеми условиями и продуктами происходящих изменений, смена ценности мира на ценность войны дает свои последствие – военная педагогика заменяет педагогику свободы и развития, различными способами и средствами определяют в поле своих изменений продуктов решений и развития диаметрально противоположные философии. В таком понимании важно помнить о добре и его защите, целостном восприятии возможностей развития личности и общества, для этого достаточно вспомнить пример Короля Матиуша I (Я. Корчак), любовь к детям и народу которого определила все изменения, не позволившие оставить государству его неприкосновенность и самостоятельность, а краткосрочная практика достатка и удовольствия, определяемого в конфетах, печенье, игрушках и прочих потребностей детей, не смогла компенсировать всех последствий реформирования государства.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978–5–7148–0346–8.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978–5–85117–411–7.
- Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2009. 121 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–457–5.
- Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – 2-е изд. доп. и перераб. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011. 121 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–553–4.
- Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 95 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–300–4.
- Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–357–8.
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 171 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–304–2.
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–359–2.
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Чернопазов Р.В. Специфика и возможности изучения курсов современной педагогики в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/5001
- Грецкая К. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Подготовка будущего педагога по физической культуре к реализации идеи здоровьесбережения как социально-педагогическая проблема // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 сент. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.11-13.
- Грецкая К. С., Похоруков О. Ю., Острякова С. В. Педагогические условия реализации идей здоровьесбережения в работе со слушателями курсов переподготовки // Наука третьего тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 сентября 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.112-114.
- Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.
- Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
- Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категорий «социализация», «самосовершенствование» и «самореализация» в ресурсах педагогики спорта // Общество, наука и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 дек. 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2014. С.188-190.
- Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности построения педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогики спорта // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.98-100.
- Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности социализации личности в структуре изучения педагогики спорта // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.17-19.
- Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности моделирования категории «воспитание» в структуре изучения педагогики спорта и теории воспитания // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (1 ноября 2014 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С.12-13.
- Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогики спорта // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 ноября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 29-31.
- Ельчанинова Е. Е., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Определение и специфика системы принципов социализации и самореализации воспитанников кёкусинкай каратэ // Наука и образование в современной конкурентной среде : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 февраля, 2014) : в 3-х ч. Часть 1. – Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С. 171-173.
- Зыбина Е. В., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты изучения курса «История педагогики и образования» в структуре верификации его качества // Инновационный вектор развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 6 августа 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 69-71.
- Косолапов А. В., Зауэр Н. Г., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сборник статей Междун. научно-практической конференции (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.226-228.
- Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
- Похоруков О. Ю., Сулло Н. А., Платоненко А. И. Некоторые аспекты реализации полисистемного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога по ФК // Научные аспекты глобализационных процессов: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 декабря 2014 г). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 106-107.
- Похоруков О. Ю., Хромочкин А. А. Некоторые аспекты детерминации основ профессиональной подготовки будущего педагога по ФК // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.252-254.
- Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
- Татур В.В., Шварцкопф Е.Ю., Бойкова И.В. Возможности педагогического моделирования в определении и решении задач подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12907
- Чернопазов Р. В., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности продуктивного самосовершенствования в постановке и верификации задач самореализации будущего педагога по ФК // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.104-106.
- Шеянов П. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.228-230.
- Южанин М. С., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Педагогическая поддержка как форма педагогического сотрудничества и взаимодействия // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 58-60.