«Здоровье – это состояние полного благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов», – гласит определение Устава Всемирной организации здравоохранения. Здоровье учащихся – это общественно значимая проблема, в решение которой должны принимать участие и психологи, и медики, и педагоги.
Учащиеся нашего Центра – это дети из неблагополучных, неполных семей, семей социального риска. Все они имеют серьезные отклонения в здоровье, обусловленные тяжелой наследственностью, недостатками воспитания, социальной запущенностью. Нейтрализовать эти негативные влияния, восстановить и сохранить здоровье детей, обеспечить им комфортное существование в современном образовательном процессе – общая задача коллектива нашего Центра, для решения которой скоординированы действия медиков, психологов и педагогов.
22 года работы в учреждении для детей, нуждающихся в длительном лечении, позволили мне накопить опыт общения с учащимися, требующими к себе особого подхода. Требуется учет возрастных и психофизиологических особенностей развития младших школьников, применение во время уроков и во внеурочное время здоровьесберегающих технологий. В настоящее время они являются неотъемлемой частью урока в любой школе, тем более в нашем Центре.
Основные характеристики здоровьесберегающего урока:
-выполнялись требований СанПиНа по освещенности, проветриваемости, соответствии температурному режиму, оснащенности мебелью;
-выполнялись динамические разминки (дыхательная, глазная гимнастики, мышечная разминка, физкультпауза, контроль посадки ребенка;
-осуществлялся личностно-ориентированный подход к ученику, т.е. учитывались психофизиологический настрой ученика, его темперамент, работоспособность, настрой;
-осуществлялся дифференцированный подход к подаче учебного материала;
создавался комфортный психологический климат на уроке, т.е. учитель создавал для ученика ситуацию успеха, осуществлял «психологическое поглаживание», поощрял ученика, задавал оптимистичный тон урока, умело сглаживал «острые углы», возникающие в ходе урока;
-учитель следил за темпом утомляемости и умело варьировал виды деятельности (устные, письменные, диалогические и монологические).
Свою работу выстраиваю на принципах доступности, наглядности, личностной ориентированности, дифференцированности и мотивированности. Во время уроков стараюсь максимально задействовать игровые формы подачи материала, так как именно игра позволяет младшим школьникам комфортно и доступно воспринимать необходимые знания, умения и навыки. Использую как групповые, так и индивидуальные формы работы, красочные наглядные пособия, игрушки.
Все это позволяет в полной мере сформировать у младшего школьника мотивацию к учебе, психологически подготовить его к выполнению в дальнейшем функций здорового гражданина общества.
Библиографический список
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием// АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- №4
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. -СПб. Питер, 2007
- Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- Саратов: СГУ, 1999
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. Книга для педагогов и родителей.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., 2010