Современная практика определения и решения задач детерминации и верификации качества определяемых и решаемых задач и противоречий не обходит вниманием и категорию «фасилитация» [1-10].
Фасилитация как категория педагогической деятельности может быть рассмотрена в нескольких смыслах и конструктах научно-педагогического моделирования, частью которых является широкий смысл, детерминирующий явление в макроуровневом модуле знаний, узкий смысл, реализующий и оптимизирующий педагогический конструкт в мезоуровневом модуле знаний и локальный смысл, гарантирующий ситуативное, точечное пополнение знаний в модели современного научного поиска и деятельности субъектов образования и культуры, науки и техники, спорта и искусства.
Для качественного определения и решения задач моделирования в структуре измерения и уточнения категории «фасилитация» будем использовать работы по педагогическому моделированию и научному исследованию в педагогике [11-34], укрепляющих в сознании педагога-исследователя идею о развитии системы образования и составных современной научной картины мира в решении задач развития личности и общества.
Определим категорию «фасилитация» в модели широкого, узкого и локального смыслов.
Фасилитация (широкий смысл) – педагогический инструмент или конструкт, гарантирующий педагогу и обществу качественное решение задач учета уровня развития личности в модели решения задач социализации и самореализации, адаптации и самоопределения, взаимодействия и общения, где облегчение и ситуативное возрастосообразное уточнение дидактического материала определяется через систему правил и положений дидактики, гарантирующих успешное решение задач образования и деятельности в системном поиске оптимальных и инновационно-обогащающих личность и общество моделей сотрудничества, саморазвития, общения и других качественно влияющих продуктов на уровень развития личности и общества.
Фасилитация как категориальное явление может быть и должно реализовано в системе программно-педагогического обеспечения и сопровождения в непрерывном образовании, гарантирующем личности целостное развитие с учётом потребностей и возможностей в модели культуры, деятельности и общении. Данная практика реализуется многомерно и целостно в системном поиске оптимально реализуемых программ в иерархии компетенций, трудовых функций и функционально-трудового подхода.
Фасилитация (узкий смысл) – процесс решения задач педагогической деятельности и социального воспроизводства уровня жизни и взаимодействия, общения и сотрудничества, гарантирующий успешное самоопределение личности, самосовершенствование личности, самореализацию и самоутверждение, сотрудничество и взаимопомощь в системном поиске наиболее удобных условий развития и взаимодействия в микро-, мезо-, макросредах и конструктах педагогического генеза.
Узкий смысл категориальных продуктов фасилитации определяет на предметном уровне все средства педагогической деятельности педагога, начиная от учебного плана, заканчивая рабочими программами педагога непрерывного образования.
Фасилитация (локальный смысл) – процедура верификации истинности учета всех условий задачи оптимизации качества решения противоречий развития личности в модели деятельности и общения, образования и профессионально-трудовых отношений.
Локальный смысл фасилитации в модели педагогической деятельности определяется успешностью продуктивного поиска педагога в оптимизации условий и решений задач развития и культуры.
Фасилитация в модели непрерывного образования определяет способы и методы, формы и условия качественного решения задач современного образования и научно-прикладного поиска.
В выборе педагогом условий использования педагогического моделирования одним из положений качественного решения задачи развития должна быть структура, непосредственно связанная с особенностями фасилитации дидактического материала, определяющими портретности и возможности личности и системы социально-образовательных отношений в иерархии смыслов и продуктов системы образования, профессионально-трудовых и социально значимых отношений и условий самосохранения и самоорганизации.
Педагогические условия оптимизации качества современного образования также должны содержать одним из положений систему фасилитационно-адаптивных форм решения проблем современного образования в модели развития обучающегося.
Фасилитация как решение и конструкт, функция и модель оптимизации качества современного образования гарантирует личности успешное воспроизводство и пополнение копили антропологически обусловленных продуктов и средств решения задач социально-образовательной и профессионально-трудовой деятельности.
Библиографический список
- Бен Е. А. Некоторые особенности фасилитации в работе педагога по физической культуре // Научные основы современного прогресса : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.174-176.
- Бородин А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Теория и практика детерминации категории «фасилитация» будущими педагогами по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70409
- Бородкин И.Ю., Шишкина Т.И. Фасилитация как категория педагогики физической культуры и спорта // Современная педагогика. 2016. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5926
- Зубанов В.П., Косоухов В.М., Свинаренко В.Г. Определение возможностей категории «фасилитация» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. С.36-46.
- Мешкова Е. О. Педагогическое моделирование в структуре уточнения категории «фасилитация» // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.120-122.
- Никитин С. А. Фасилитация в модели современного образования // Символ науки. 2016. №4-2. С.151-152.
- Остряков А.И., Острякова С.В. Историко-педагогическое значение адаптации и фасилитации в реализации идей гуманизма // Современная педагогика. 2016. № 7. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5870
- Сидоров А. О. Фасилитация в конструктах педагогики развития // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.142-144.
- Соснина А. О. Педагогическая фасилитация как категория профессионально-педагогического знания // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.243-245.
- Топакова В. В. Возможности уточнения категории «фасилитация» в структуре изучения основ теоретической педагогики педагогами-бакалаврами // Символ науки. 2016. №8-2. С.153-155.
- Авилова А.В. Особенности детерминации и уточнения формируемых идеалов педагогической деятельности // Современная педагогика. 2016. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6108
- Алексеев В.В., Шварцкопф Е.Ю. Возможности уточнения реализации идей гуманизма и педагогической поддержки в подготовке будущих учителей физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. С.79-87.
- Анохина В.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности профессионального образования и профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре в структуре реализации идей исторического подхода // Современная педагогика. 2016. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6207
- Бойкова И. В. Детерминация и возможности формирования культуры самостоятельной работы студента техникума как продукт самоидентификации и самореализации личности // European Social Science Journal. 2016. № 5. С.162-168.
- Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.102-111.
- Захарова Д.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации педагогической деятельности в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17241
- Зубанов В.П., Бишлер Е.В., Тимофеев Е.В. Возможности уточнения понятийного аппарата в исследовании роли двигательной активности обучающегося на занятиях физической культурой. // Интернетнаука. 2016. № 10. С.136-150. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-136-150
- Иванова Т.В., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Особенности уточнения категории «адаптация» в структуре подготовки педагога в системе высшего профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7211
- Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Воспитание в модели современной культуры и непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. С.102-110.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
- Кочуганов С.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации идей гуманизма и педагогической поддержки в подготовке будущих педагогов физической культуры // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.141-147.
- Кошелева А.А., Стройкина Л.В., Коновалов С.В. Педагогические функции и педагогические условия организации занятий английскому языку в 5-7 классах средствами электронных энциклопедий // Интернетнаука. 2016. №11. С.148-162. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-148-162
- Лукьянцева А.С., Стройкина Л.В., Коновалов С.В. Здоровьесберегающая педагогика в модели занятий физической культурой (общепедагогический и философский аспект) // Интернетнаука. 2016. №11. С.163-174. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-163-174
- Омельченко М.Г., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Педагогические условия оптимизации возможностей развития личности в модели формирования культуры самостоятельной работы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/12/7438
- Остраницын И.И., Стройкина Л.В., Коновалов С.В. Принципы здоровьесберегающей педагогики в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Интернетнаука. 2016. №11. С. 175-190. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-175-190
- Рябов И.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. С.66-78.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Тюрякова О.А., Шварцкопф Е.Ю. Особенности уточнения категориального аппарата современной педагогики спорта и физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. С.61-65.
- Хомякова С.Д., Шварцкопф Е.Ю. Возможности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.148-152.
- Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Голубовский А.Ю. Качество планирования и организации воспитательной работы в школе как социально-профессиональная проблема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.122-134.
- Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Татур В.В. Особенности продуктивного поиска личности в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 2. С.47-56.
- Южаков И.А., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Моделирование детерминаций категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5613
- Яковлева В.Н., Похоруков О.Ю., Коновалов С.В. Возможности исследования саморазвития педагога по физической культуре как социально-профессиональная проблема // Интернетнаука. 2016. №11. С.191-202. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-191-202