УДК 796.06

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В АЗИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Буранок С.О.1, Буранок Д.Ю.2
1Самарский государственный социально-педагогический университет, д.и.н., профессор
2Самарское художественной училище, преподаватель истории

Аннотация
В статье изучается вопрос о формирование профессиональных компетенций студентов-историков. Рассмотрена специфика формирования компетенций на примере темы «Вторая мировая война на Тихом океане». В работе показано как документы и историография может способствовать более эффективному процессу формирования компетенций. В статье делается вывод, что существует основа для успешного и плодотворного изучения темы «Вторая мировая война на Тихом океане» в педагогическом вузе.

Ключевые слова: Азия, война


THE SECOND WORLD WAR IN ASIA: FEATURES TEACHING

Buranok S.O.1, Buranok D.Y.2
1Samara State Social and Pedagogical University, Doctor of History, Professor
2Samara Art College, Тeacher o fHistory

Abstract
This article examines the issue of formation of professional competence of historians-students. The specificity of the formation of competences on the example of the theme "The Second World War in the Pacific." The paper shows how the documents and historiography can contribute to a more effective process of formation of competences. The article concludes that there is a basis for a successful and fruitful study of the theme "The Second World War in the Pacific" in pedagogical high school.

Библиографическая ссылка на статью:
Буранок С.О., Буранок Д.Ю. Вторая мировая война в Азии: особенности преподавания // Современная педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6727 (дата обращения: 23.07.2023).

Тема «Вторая мировая война на Тихом океане» является достаточно важной в системе образовательных  стандартов нового поколения по подготовки будущих историков и учителей истории, частично или полностью она входит сразу в четыре программы: «Новая и новейшая история стран Европы и Америки», «Новая и новейшая история стран Азии и Африки», «История России», «Новая и новейшая история стран Латинской Америки».

Обозначенный курс («Новая и новейшая история стран Азии и Африки») предполагает подготовку студентов к решению следующих задач в области педагогической деятельности:

1) воспитание гражданской позиции и мировоззренческих установок, создание условий для развития у обучающихся критического мышления и готовности к толерантному социальному сотрудничеству;

2) установление межпредметных связей в преподавании истории (история Новейшего времени стран Европы и Америки, история стран Европы и Америки в целом, история стран Азии и Африки; история России);

3) умение анализировать события и явления действительности, опираясь на знания о социально-экономических и политических процессах в новой и новейшей истории стран Азии и Африки.

Решение данных основополагающих задач осуществляется с помощью формирования комплекса общекультурных и профессиональных компетенций. В рамках образовательных обозначенных выше программ, входе изучения темы «Вторая мировая война на Тихом океане» предполагается сформировать у студентов следующие профессиональные компетенции:

Профессиональная компетенция 1: «Способность определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях».

Формирование этой компетенции предполагает освоение следующего набора навыков: студент по итогам курса должен знать пространственные рамки исторических процессов и явлений; уметь определять пространственные рамки исторических процессов и явлений; владеть навыками определения пространственных рамок и явлений, свойственных странам Азии и Африки в локального, национального и глобального уровня.

В контексте темы «Вторая мировая война на Тихом океане» реализация данной компетенции сталкивается с некоторыми трудностями, которые выпускник должен чётко осознавать. Во-первых, требование «определять пространственные рамки исторических процессов» заставляет обратиться к характеру войны в азиатско-тихоокеанской регионе – каков был театр военных действий в географическом (пространственном) плане. Объяснение учащимся этого важнейшего вопроса не столь очевидно, как может показаться на первый взгляд, т.к. география войны напрямую зависит от хронологических рамок данного конфликта.
Подавляющее число историков определяет начало второй мировой войны на Тихом океане с декабря 1941 г. – с нападения Японии на США [3. С. 210]. Следовательно, пространственные рамки этого исторического процесса должны включать в себя северную, центрально и юго-западную часть Тихого океана. Однако, существует и вторая точка зрения, что начало войны на Тихом океане – это 1937 г. – нападение Японии на Китай [1. C. 134]. Тогда, пространственные рамки, существенно расширяются: добавляется Китай, Юго-Восточная Азия, Дальний Восток. Задача преподавателя при формировании ПК-1 – показать студентам обе точки зрения, что бы они могли самостоятельно определить наиболее оптимальный вариант, т.е. приобрести «способность определять» рамки исторических процессов, как этого и требует государственный стандарт.

Профессиональная компетенция 2: «Способность анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике». С одной стороны, формирование данной компетенции тесно связано с изучением причин войны на Тихом океане – студентам необходимо проанализировать хронологическую последовательность взаимосвязанных международных процессов на Дальнем Востоке и Тихом океане в период с 1918 по 1941 гг. С другой стороны – эта же компетенция обязывает студентов понимать взаимосвязь процессов периода войны приведших к разгрому Японии и победе союзников. И при такой формулировки компетенции центральным здесь является вопрос о переломе в ходе войны.

Студентам необходимо разбираться в основных точках зрения на это событий, сложившихся в исторической науке. В историографии Тихоокеанской войны события второй половины 1942 г. занимают особое место: как западные историки, так и большинство отечественных исследователей определяют битву у атолла Мидуэй и кампанию за Гуадалканал как сражения, изменившие ход войны. Но стоит отметить, что в советской историографии сражение за Мидуэй подчёркнуто называли не решающим, а лишь стабилизирующим, приведшим к равновесию на Тихом океане [16. C. 371].

Характерно, что в американской и британской исторической науке статус решающей битвы практически всегда закрепляется только за Мидуэем. Сражение в Коралловом море трактуется как своеобразная подготовка к генеральному сражению, а Гуадалканал – как развитие достигнутых успехов. С. Далл пишет о Мидуэе как о «действительно решающей битве», делая ударение на первом слове [5]. Другие авторы подбирали как образные выражения (Ван Дер Ват – «Поворот прилива» [22. P. 204]; Г. Прандж – «Когда дым битвы развеялся, для Восходящего солнца начался закат» [21. P. 156]), так и совершенно простые (С. Морисон – «первое действительно сокрушительное поражение японцев» [13. C. 231]; Э. Поттер – «решающая битва» [15. C. 188]; Б. Лиддел Гарт – «перелом в войне. Поворотный пункт, предопределивший окончательное поражении Японии» [9. C. 385]). 

Другим не менее важным вопросом, возникающим при реализации данной компетенции, является проблема завершения Второй мировой войны, а именно, дискуссия о решающем вкладе в разгром Японии советского наступления в Маньчжурии или атомных бомбардировок [2. С. 37] .

Как видно, формирование данных компетенций тесно связано с с другой профессиональной компетенцией будущих историков (ПК-3): «Способность ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса». Каждый вопрос, каждая проблем истории войны на Тихом океане так или иначе затрагивает основные научные концепции, а специфики которых необходимо разбираться студентам. 

Одной из наиболее важных для будущей профессиональной деятельности у студентов-историков является профессиональная компетенция ПК-5: «Готовность применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов».

Существует ряд факторов как усложняющих, так и облегающих освоение этой компетенции в педагогическом вузе: 1) Языковые трудности. Большинство документов по дисциплине не переведены, а значит, остаются вне доступа и понимания студентов, за исключением обучающихся на специализированных факультетах и направлениях; 2) Крайне мало изданных и переведённых источников, пригодных для изучения на семинарских занятиях; 3) Большинство документов, доступных для использования в учебном процессе, требуют специальной обработки, т.к изданы без надлежащего археографического и источниковедческого предисловия, а главное, без комментариев. 4) Сложности в понимании текстов отдельных документов, которые часто связаны с другими комплексами источников, следовательно, для адекватного их понимания нельзя ограничиваться анализом одного или нескольких документов, привлекая, по возможности, как можно более разноплановый источниковый материал. 5) Трудности может вызвать политизированность и пропагандистский характер некоторых источников – особенно выступлений политических деятелей США, Китая, Японии периода 1937 – 1945 гг. Поэтому, анализ подобных документов необходимо проводить студентам в сравнении с другими доступными источниками [4. C. 9 – 11]. Это обстоятельство заставляет преподавателя выполнять данную работу, на что необходимо не только время, но и средства.  

Вместе с тем, существует ряд факторов, способствующих продуктивному использованию документов на семинарских занятиях по ключевым темам дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки». Одной из таких тем является Тихоокеанская война. Весьма положительно на изучение этой темы на семинаре влияет следующее: 1) Большое видовое разнообразие доступных источников: боевые донесения, отчёты, выступления политических деятелей, мемуары, пресса и публицистика; 2) Возможность работать как с переводным текстом документа, так и с оригинальным; 3) Значительное количество дополнительной литературы существенно облегчает студентам анализ источников. Существует значительный комплекс работах конца 1980-х – начала 2000-х гг. по истории Второй мировой войны (труды В.Н. Вартанова, В.Д. Доценко, В.А. Золотарёва, В.В. Клавинга, Е.Н. Кулькова, О.А. Ржешевского, М.В. Рубана, В.П. Сафронова, З.М. Солонцова, А.И. Уткина, И.А. Челышева [6; 7; 12; 14; 17; 18; 19]), а также по истории США [10; 20] и Японии [8; 11], даны новые оценки событиям, приведшим к войне на Тихом океане, введены в оборот новые источники, более детально рассмотрена реакция высшего военного и политического руководства США, Японии и СССР. Безусловно, использование данных трудов в ходе изучения этой темы окажет студентам значительную помощь; 4) Документы по истории Тихоокеанской войны позволяют использовать самые разные методы источниковедческого анализа.

Таким образом, существуют весомые предпосылки для не только успешного и плодотворного изучения темы «Вторая мировая война на Тихом океане» в педагогическом вузе, но и для более пристального внимания к процессу формирования у будущих учителей истории общекультурных и профессиональных компетенций.


Библиографический список
  1. Буранок С.О., Левин Я.А. Американская публицистика 1920-х – 1930-х годов о японской угрозе: пророчества и ошибки // Пространство и Время. 2014. № 1 (15). С. 134-138
  2. Буранок С.О. Хиросима в оценках прессы США // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 36-39.
  3. Буранок С.О. Трагедия в Пёрл-Харборе и американская пресса // Новая и новейшая история. 2010. № 5. С. 210-220.
  4. Буранок С.О. Некоторые особенности источниковедческой подготовки будущих учителей истории // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1 (6). С. 9-11.
  5. Далл С. Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург, 1997. См.: http://militera.lib.ru/h/dull/index.html
  6. Доценко В.Д. История военно-морского искусства: в 2 т. СПб., М., 2005.
  7. Золотарев В.А. Уроки военной истории Государства Российского. М., 2007.
  8. История Японии: в 2 т. Т. 2: 1868 – 1998 / под ред. А.Е. Жукова. М., 1998;
  9. Лиддел Гарт Б. Вторая мировая война. М., СПб., 2002.
  10. Мальков В.Л. Путь к имперству: Америка в первой половине ХХ века. М., 2004.
  11. Мещеряков А.Н. Быть японцем: история, поэтика и сценография японского тоталитаризма. М., 2009.
  12. Мировые войны ХХ века: в 4 т. / рук. проекта О.А. Ржешевский. М., 2002.
  13. Морисон С.Э. Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок: весна – лето 1942 г. М, СПб., 2003.
  14. Памятные страницы истории: 1941 – 1945 / под ред. М.Ю. Мягкова, Ю.А. Никифорова. М., 2009.
  15. Поттер Э. Адмирал Нимиц. СПб., М., 2003.
  16. Самсонов А.М. Крах фашистской агрессии 1939 − 1945. М., 1980.
  17. Сафронов В.П. Война на Тихом океане: СССР, США и Япония в условиях мирового конфликта, 1931 – 1945 гг. М., 2007.
  18. Солонцов З.М. Военно-морская экспансия США в годы Второй мировой войны. М., 2003.
  19. Уткин А.И. Вторая мировая война. М., 2002.
  20. Юнгблюд В.Т. Эра Рузвельта: дипломаты и дипломатия. СПб., 1996.
  21. Prange G.W. Miracle at Midway // Reader’s Digest. December 1972.
  22. Van der Vat, D. The Pacific Campaign: World War II, the U.S. − Japanese Naval War, 1941 – 1945. New York, 1991.


Все статьи автора «Буранок С.О.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: