УДК 37.025

ПОТЕНЦИАЛ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ

Лобанова Анна Вячеславовна
ЧОУ ВО "Московский университет им. С.Ю. Витте"
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

Аннотация
В статье раскрывается потенциал прикладного искусства как средства формирования и развития духовных ценностей детей. Особый акцент делается на необходимость нравственного воспитания в современном быстро изменяющемся социуме. На этом фоне искусство предстаёт феноменом, обеспечивающим преемственность поколений за счёт ретрансляции не только знаний о мире, но и моральных ценностей, а также духовно-нравственного опыта поколений.

Ключевые слова: духовность, духовный потенциал, нравственность, опыт поколений, прикладное искусство


APPLIED ARTS POTENTAIL IN FORMING CHILDREN'S MORAL VALUES

Lobanova Anna Vyacheslavovna
Moscow Witte University
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Social and Humanitarian Disciplines

Abstract
The article reveals the potential of applied arts as a means of forming children's moral values. It focuses on the necessity of spiritual education in modern accelerating world. On this backrgound art is shown as a phenomenon ensuring continuity of generations by passing down knowledge, moral values and spiritual experience.

Библиографическая ссылка на статью:
Лобанова А.В. Потенциал прикладного искусства в формировании духовно-нравственных ориентаций детей // Современная педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6907 (дата обращения: 11.09.2024).

Важность и значимость каждого из нас как для себя, так и для социума в целом можно определить как степень сформированности наших духовных и нравственных ценностных установок и ориентаций. Они выступают сложным социально-психологическим феноменом, базовым системообразующим компонентом в психологической структуре личности, выполняющим побудительно-регулятивную функцию и составляющим фундаментальную основу деятельности и мотивации.

Формирование таких ориентаций является длительным процессом, не существующим изолированно от реальной жизни социума. Этот процесс органично вплетается в социально-экономическую, общественно-политическую, духовную жизнь нашего общества и реализуется в деятельности его институтов, общностей и групп [12].

Вследствие проблем современного общества сегодня наблюдается существенная деформация наиболее глубинных нравственных оснований человеческого духовного мира.  Изменения в экономической, политической и духовной сферах повлияли на психологию людей и на их ценностные ориентации и поступки. В условиях сложившейся ситуации резко повышаются практическая и научная значимость любых факторов, которые влияют на формирование и развитие нравственного мира личности ребёнка, то есть его ценностную  направленность.

Для того чтобы обосновать формирование таких ориентаций детей в педагогическом процессе освоения традиционного прикладного искусства, в наши дни выделяются несколько групп современных проблем и вопросов.

К первой группе относятся теоретико-методологические. Ими демонстрируется отсутствие теоретической научной базы развития ценностных ориентаций ребёнка при помощи средств традиционного прикладного искусства.

Ко второй группе следует отнести  практико-ориентированные. В её рамках  выделяются в свою очередь несколько составляющих компонентов: эмоциональный, знаниевый  и поведенческий.

Эмоциональным компонентом раскрываются трудности, которые находятся в плане отношения ребёнка к предметам традиционного прикладного творчества как к истокам духовности в нашей культуре. В данном случае возможно говорить о нейтральном, отрицательном или негативном отношении.

Знаниевым компонентом демонстрируется недостаточное внимание, уделяемое изучению традиционного прикладного искусства в школах в настоящее время, между тем в нём заложен весь духовный опыт и духовно-нравственные ценности предыдущих поколений. Это влечёт незнание и непонимание современным молодым поколением духовных и нравственных ценностей.

Поведенческий компонент предполагает определённый набор конкретных действий, которые являются следствием отсутствия знаний, и понимания таких ценностей современными подростками, а кроме того –  негативным отношением к предметам прикладного искусства, к творчеству в целом, к невозможности актуализации духовного опыта предков.

Прикладное искусство представляет собой  коллективную мудрость многих поколений. В виду этого оно ценностно-ориентировано по своей природе. При этом оно охватывает все стороны жизни человека: семейную жизнь, трудовую деятельность, взаимоотношения природным миром. Именно поэтому процесс формирования ценностных ориентаций должен происходить всю жизнь, начинаться с самого раннего детства.

Система творческой деятельности сочетает в себе художественную и утилитарную функции. Через неё прикладное искусство даёт детям нужные жизненные и ценностные ориентиры, оказывает влияние на формирование системы его личностных ценностей. В этом смысле основная его цель в воспитании совершенного человека. За счёт освоения традиционного прикладного искусства ребёнок  приобретает эмоциональный и когнитивный опыт, который помогает ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях, а также морально-нравственные представления, которые регулируют взаимоотношения с другими людьми и служат основой для последующего формирования духовных ориентаций. Эмоционально-образный символический язык, общинная ориентированность и импровизационность как качества прикладного искусства наполняют сознание детей конкретным смыслом, придают направленность их личностным позициям, конкретным поступкам и поведению в целом [14].

Особое внимание к традиционному прикладному искусству в последнее время проявляется в социально-психологической и в психолого-педагогической среде, что увязывается с функциональными особенностями такого искусства, с его глубокой мудростью и духовностью, с непрерывным процессом ретрансляции национальных ценностей от поколения к поколению.

Как основная составляющая духовно-нравственной культуры, оно и в наше время способно выступить одним из ведущих факторов нравственного и эстетического воспитания личности. За счёт его средств возможно восстановление прерванной связи человека с социумом и природой, восстановление его исторического самосознания, а также создание условий для интеграции нравственно-эстетических идеалов и моральных ценностей [18].

Общее прикладное образование сегодня должно базироваться не только на освоении традиционного прикладного искусства, а на совершенно иной системе подачи творческого материала – субъектно-субъектном взаимодействии. Освоение ценностей, которые заложены в народной культуре должно выступать в качестве предпосылки и условия формирования и развития ценностных ориентаций детей.

Изучением обозначенной проблемы объективно предполагается её рассмотрение с разных позиций. К ним можно отнести и философской, и культурно-исторической, и психолого-педагогический аспекты. В образовательный  процесс должна включаться не только современная научная информация, но и развивающие личность знания и умения, эвристическая деятельность, система духовно-нравственных чувств, эмоционально-ценностное отношение человека к себе и другим, к природе и миру в целом. С учебно-методической точки зрения освоение прикладного искусства должно опираться на гуманистическую парадигму, где ключевая идея заключается в создании моделей воспитывающего и обучающего характера, которые актуализируют потребность каждого человека в непрерывном и бесконечном самосовершенствовании. Так ребёнок как личность обретает жизненно важные навыки конструктивного и позитивного отношения к себе самому, навыки понимания других и самооценки, умение принятия самостоятельных и творческих решений. Итак мы видим, что в прикладном искусстве как в объекте изучения детьми заложен колоссальный потенциал, между тем процесс формирования духовно-ценностных ориентаций детей средствами традиционного прикладного искусства очень сложный и многогранный, что требует целого комплекса обучающих, воспитательных, психолого-педагогических и методических умений педагога, а также его собственного высокого уровня духовной и нравственной культуры [10,11].


Библиографический список
  1. Абакумова И.В., Голубова В.М., Алямкина Е.А. Психологические особенности национального характера региональных этносов (на примере молодежи Мордовии) // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 9. С. 71-76.
  2. Алямкина Е.А. Психологические особенности национального характера и психокультурной дистанции русского и мордовского этносов (на примере молодежи Мордовии) // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 8. С. 150-153.
  3. Алямкина Е.А. Взаимосвязь способностей, задатков и таланта и их развитие в образовательном процессе вуза // Психолог. 2015. № 2. С. 31-46.
  4. Алямкина Е.А., Шогенов А.А. Анализ черт национального характера (на примере этносов Мордовии) // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 5. С. 118-121.
  5. Гусев Д.А.,  Флеров О.В. Дополнительное профессиональное образование в социальном пространстве современной России // Наука и школа. 2016. № 5. С. 44-55.
  6. Гусев Д.А., Флеров О.В. К вопросу о межкультурной коммуникации в контексте экономики образования // Наука и школа. 2016. № 2. С. 30-39.
  7. Гусев Д.А. Флеров О.В. Основные иноязычные компетенции и особенности их формирования в дополнительном профессиональном образовании // Преподаватель XXI век. 2016. Т. 1. № 4. С. 236-252.
  8. Новикова В.Н., Флёров О.В. О психологии межкультурной коммуникации // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С. 364-369.
  9. Пологих Е.С., Флеров О.В. Сравнительный анализ взглядов на язык и речь в лингвистике и психологии // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С. 375-380.
  10. Рыбакова Н.А. Личность современного педагога в развивающемся обществе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12(63). С. 32-36.
  11. Рыбакова Н.А. Условия самоактуализации педагога в профессиональной деятельности // Современная педагогика. 2016. № 12(49). С. 98-102.
  12. Сорокоумова Е.А., Талакова Е.А. Я-концепция в становлении личности младшего школьника: гендерный подход. Тула, 2016.
  13. Сорокоумова Е.А., Налетова Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение коррекции детской тревожности: когнитивный подход. В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. 2016. С 265-272.
  14. Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю. Педагогическая культура учителя в условиях инновационного обучения. В сборнике: Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего. 2016. С. 50-53.
  15. Фадеев Д.С. Сорокоумова Е.А. Актуальность подросткового возраста в процессе становления системы нравственных ценностей личности в детско-взрослой общине // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 9-7. С. 108-113.
  16. Фадеев Д.С. Сорокоумова Е.А. Применение метафоры как психологического феномена в воспитательно-образовательном процессе. В сборнике: Фундаментальные и прикладные науки сегодня. 2016. С. 94-99.
  17. Флеров О.В. Межкультурная коммуникация как научное знание: истоки исследований и основные теории XX века // Философия и культура. 2016. № 8. C. 1168-1176.
  18. Флеров О.В. Мировоззренческая и гносеологическая стороны межкультурной коммуникации в XXI веке // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С. 136-142.
  19. Флеров О.В., Рыбакова Н.А., Пустовойтов Ю.Л. Социально-экономические истоки компетентностного подхода в высшей школе // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 10. С. 126-128.
  20. Флеров О.В. Специфика иноязычного знания и её влияние на имидж лингвистического образования в современной России. // Педагогика и просвещение. 2016. № 4.  C. 425-435.
  21. Флеров О.В. Экзистенциально-психологические факторы личностного роста взрослого человека в пространстве институционального непрерывного образования // Психология и Психотехника. 2016. № 3. C. 272-280.


Все статьи автора «Лобанова Анна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: