УДК 37

ФГОС: ПЕРВЫЕ ШАГИ НАШЕГО ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ИМЕНИ ЧУВАШСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ ИВАНА ЯКОВЛЕВА

Петрова Людмила Арсентиевна
МБУ ДОД ЦРТД и Ю им. И. Яковлева
Директор, заслуженный деятель чувашской культуры

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы ФГОС Центра развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева.

Ключевые слова: ФГОС


GEF: FIRST STEPS OF OUR CENTRE OF DEVELOPMENT OF CHILDREN AND YOTH CREATIVITY NAMED AFTER CHUVASH PROSVETYTEL IVAN YAKOVLEV

Petrova Lyudmila Arsentievna
MBU DOD TsRTD i Yu im. I. Yakovleva
Director

Abstract
This article is about GEF: first steps of our Centre of development of children and yoth creativity named after Chuvash prosvetytel Ivan Yakovlev.

Библиографическая ссылка на статью:
Петрова Л.А. ФГОС: первые шаги нашего Центра развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева // Современная педагогика. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2012/12/795 (дата обращения: 03.10.2017).

ФГОС… Наше учебно-воспитательное заведение, как и многие образовательные учреждения, встретилось с этим явлением в нашей педагогической жизни. Понимание и осознание нового пришлось добывать из различных источников, путём самых разных действий и усилий.

Если говорить образно, то наш Центр отправился этой дорогой познания, вы­страивая собственную траекторию. Правда, нужно отметить, к моменту введения новых стандартов наше учреждение преврати­лось в  инновационный Центр развития творчества детей , и  у нас появилась возможность  выстраивать дальнейшую траекторию развития наших воспитанников в основной и старшей группах.

Наш педагогический коллектив про­должал работать над концепцией «Фор­мирование индивидуальной траектории развития учащихся». Под траекторией мы понимаем направленное движение, когда каждый ребёнок может двигаться к рас­крытию самого себя, своих возможностей. Образ траектории развития ребёнка нам представляется не в виде выстроенных кем-то раз и навсегда единственных рельс и шпал. Вспомните, в мультфильме «Па­ровозик из Ромашково», дорогу к рассве­ту Паровозик находил сам. Он не только умел двигаться по рельсам, но и изыскивать иные пути, я бы сказала, совершать универсальные действия, чтобы послу­шать птиц, увидеть весну, договориться с ворчливым пассажиром. А действия рождаются, воспитываются, создаются в ходе деятельности. Мы решили, что задача нашего учебно- воспитательного учреждения – создавать условия и обеспечивать участие каждого ребенка в этой деятельности.

Новый стандарт – инновационное, требующее серьезных осмыслений ново­введение. Ведь любая инновация направ­лена, в первую очередь, на изменения с целью получения какого-то нового, более качественного результата. По сути дела, произошла революция в понимании стан­дарта. Если раньше стандарт был, в об­щем-то, ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни  Центра развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между  нашим Центром, семьей, обществом и государством.

Социальный заказ получен исходя из слов в проекте «Наша новая школа»: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников за­висит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны…». Нам же предстояло не только досконально разо­браться в научной основе федерального государственного стандарта, изучить все имеющиеся на тот момент немного­численные практики, но и разработать ключевой документ, определяющий образовательную политику нашего учреж­дения (Основную образовательную программу).

Образовательная программа  рассчи­тана на 4 года и является концептуальным, управленческим и организационно-педагогическим механизмом , создаю­щим в  Центре творчества детей такое образовательное пространство, кото­рое обеспечивает формирование системы универсальных учебных действий, готовность к познанию и освоению окружающего мира, личностное развитие и воспитание, укрепление физического и духовного здоровья младших школьников.

Хочу остановиться на проблемах, с которыми мы стол­кнулись при разработке основной образовательной про­граммы:

Разработка подпрограмм (по формированию  духовно-нравственного развития и воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни и другие), явля­ющихся составной частью образовательной программы, осуществлялась рабочими группами на основе пример­ной основной образовательной программы. К сожалению, программы не связаны между собой, объемны и декларативны. Многие формулировки и положения повторяются из программы в программу. Она не является моделью, которая бы стала действенным по­мощником при написании образовательным учреждением собственной программы. Отсутствие опыта у педагогов в самостоятельной разработке такой программы.

Напряженные условия труда у разработчиков про­граммы, в первую очередь, связанные с огромными вре­менными затратами.

Отсутствие диагностики личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий обучающихся: познавательных, регулятивных и коммуни­кативных ) как результат освоения основной образова­тельной программы.

Из документов стандарта мы знаем, что целью обра­зования становится общекультурное, личностное и поз­навательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Мы ставим перед собой задачу для педагогов,  родителей – вырастить познавательный интерес у ребёнка не только к учебной, образовательной деятельности, но и интерес к любому виду творчества, создать условия для его реали­зации на разных уровнях. И мы претворяем в жизнь эту ли­нию, используя различные технологии.

Двигаясь курсом по созданию избыточной образова­тельной среды, «изобрели» и проводим долгоиграющий «Фестиваль проектов» (Сушкова О.А.,Байназарова  Г.М.), включились в работу по внедрению модели «Один ученик – один компьютер» ( Максимова З.М.)), расширили сетевое взаимодействие в проекте «Расширение образовательного пространства: сетевое взаимодействие учреждений культуры и образования» с  Мелеузовским  музеем (Байзигитова Э.В.), являемся активными участниками фестивалей и районных. республиканских мероприятий- выставляем свои поделки на выставках, сделанные руками обучающихся .Стали активно участвовать и побеждать в различных дистанционных проектах и интернет-олимпиадах  и конкурсах(Международный  первый открытый народный  интернет конкурс детского и молодежного творчества «Арт киндер хауз). -7  Дипломов ; из них 4 первые , 2 –вторые места и 1 –третье место . участвуем во Всероссийских конкурсах и мероприятиях –являемся победителями многих .Все это интересно и потому, что даёт нашим детям и педагогам воз­можность получить внешнюю оценку деятельности  наших обучающихся. Одним из первых оценочных шагов было участие в организованном на базе нашего Центра развития творчества детей   республиканского мероприятия « Цвети мой край ,поэтами воспетый », где участниками были знаменитые люди  нашей республики-  поэты, композиторы   ,профессора , редакторы газет и журналов .Мы создали свои традиции: в осенние  дни проводим «Осенний калейдоскоп», зимой проводим  новогоднюю елку с  танцами и традициями чувашских героев(хореограф Сушкова О. А.),  по итогам года проводим большое мероприятие с участием родителей , бабушек и дедушек праздник , на котором все ученики дарят со сцены творческие подарки.

Есть и такие слова: «Ре­бята должны быть вовлечены в исследовательские проек­ты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое». В нашем Центре  развития творчества детей  традиционно проводятся «Дни науки и творчества», в рамках этого действа проходят: публичные чтения (учащиеся имеют возможность выбрать себе аудиторию, т. е. численность и возраст), научно-практические конференции младших школьников (секции формируются исходя из познавательных интересов, темы участников), Педагоги  дополнительного образования работают по долгосрочным творческим  проектам по направлениям: изучение  чувашского разговорного языка,  декоративно-прикладному  искусству , фольклору и  краеведению . Трушина Е.И.  разработала и апробировала курс «Путь к успеху», ориен­тированный на отработку и получение навыков работы с исследовательской составляющей у младших школьников и сопровождение этой работы родителями. Мы очень радуемся тому ,что все участники наших мероприятий имеют возможность  посетить и поделиться впечатлениями  в «Книге отзывов» , все оформляется в красочно оформленные и содержательные  буклеты. Об интересной  и плодотворной жизни ребят ,жители города и республики узнают из газет и журналов , где систематичес ки печатают свои статьи и информации педагоги дополнительного образования.

Компетентностно -ориентированный подход к обучению реализуется средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий, отбор которых при переходе на новые стандарты мы определили. Решением методического объединения и педагогическо­го совета.

Педагоги нашего Центра развития творчества детей получали знания непосредс­твенно  изучая документы: проблемно-диалогические  технология и ведения занятий, технология продуктивной  работы  , технологии  работы с поделками и  оценивания образова­тельных достижений (учебных успехов).

С целью оценивания  адаптации  первого года адаптации педагогами  была проведена диагностика школьной мотивации, кото­рая выявляет следующие показатели:

Положительное отношение к  Центру развития творчества детей и она при­влекает больше внеучебными сторонами (внешняя моти­вация).

Отношение к себе как к школьнику практически сфор­мировано (средний уровень школьной адаптации).

Отношение к себе как к школьнику сформировано,высокая учебная активность (высокий уровень школьной адаптации).

Хотелось бы иметь не абсолютный, а относительно ребенка результат, иначе о какой траектории развития можно говорить.

Мы ищем и изучаем различные подходы к этой пробле­ме. Так группа педагогов нашего Центра творчества в  апреле этого года обучалась на базе  ИРО РБ и  феврале АПК и ППРО в рамках следующих тем: «Как воспитать человека ? традиции, инновации ( ФГТ и ФГОС ), практика психологическое сопровождение обра­зовательного процесса в условиях ФГОС, выстраивание личной траектории развития учащегося .

В  Центре развития творчества имеются разработки по оцениванию «движе­ния» учащихся по своей траектории, так называемый «Лист оваций» (Митюкова Г.Н), каждый ученик собирает свое портфолио.

Не менее важными условиями являются: материально-техническая база учреждения, финансовое обеспечение, использование современных информационных и коммуни­кационных технологий.  располагает материальной и информационной базой, способной обеспечить организа­цию разных видов деятельности обучающихся, как учебной , так и внеурочной. Наличие уютных и безопасных с точки зрения пожарных и санитарно-гигиенических требований кабинетов, обучение  позволяют орга­низовать внеурочную деятельность во второй половине дня.

Конечно же, педагогический коллектив  принимает на себя ответс­твенность по осмыслению новых образовательных задач и достойной реализации образовательной программы и готов к рефлексивной самооценке результативности на­ших инициатив.



Все статьи автора «Петрова Людмила Арсентиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: