УДК 371.263

ОТКРЫТЫЙ УРОК: «ДЕКОРАТИВНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РОСПИСИ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ И В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАЗДНИЧНОГО МИРООЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Горожий Людмила Васильевна1, Сухорукова Анна Леонидовна1
1Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону, педагог дополнительного образования

Аннотация
Приводится программа открытого урока, посвященного декоративно - художественным росписям в народном искусстве и в современном мире, как элементам праздничного мироощущения человека. Продемонстрированы способы создания праздничного мироощущения ребенка средствами технологии эмоционально – образного обучения на примере освоения декоративно - художественной росписи.

Ключевые слова: ар нуво, мироощущение, народное искусство, художественная роспись

Gorozhiy Lyudmila Vasilevna1, Suhorukova Anna Leonidovna1
1Centre of children and youth oeuvre, Rostov-on-Don, teacher of additional education

Библиографическая ссылка на статью:
Горожий Л.В., Сухорукова А.Л. Открытый урок: «Декоративно - художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как элемент праздничного мироощущения человека» // Современная педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1795 (дата обращения: 02.10.2017).

Проблема:

«Декоративно – художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как элемент праздничного мироощущения человека»

Цель мастер – класса:

Продемонстрировать способы создания праздничного мироощущения ребенка средствами технологии эмоционально – образного обучения на примере освоения декоративно – художественной росписи.

Создать (организовать) образовательное пространство для решения творческих задач (изготовление декоративного панно или его фрагмента) по мотивам декоративно – художественных росписей.

Задачи мастер – класса

1.  Познакомить участников мастер – класса с разными видами декоративно – художественных росписей: в народном стиле на примере работ Билибина, в стиле ар нуво на примере работ Г. Климта и других.

2. Погрузить участников мастер – класса в ситуацию проблемной сказки.

3.Показать приемы создания самостоятельной работы и многообразие вариантов техники её выполнения.

4. Привлечь  участников мастер – класса к решению творческих задач.

Оборудование:

  1. аудитория ИЗО студии;
  2. дидактические пособия с элементами декоративно-художественных росписей;
  3. аудио и видео оборудование;
  4. CD-диск c записями народной музыки в обработке современных композиторов.
  5. материалы для выполнения творческой работы: бумага, краски, кисти, палитры.

Содержание мастер – класса

Организационный момент:

Приветствие участников мастер-класса. Знакомство с участниками мастер-класса.

Информационная часть:

Вступительное слово.

Здравствуйте уважаемые участники мастер-класса!

Мы, Людмила Васильевна Горожий и Анна Леонидовна Сухорукова рады приветствовать Вас в стенах  уютной ИЗОстудии. Сегодня наш мастер-класс посвящён следующей проблеме: «Декоративно – художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как компонент культуры, базирующийся на опыте предков» Но прежде чем мы приступим к её рассмотрению, хотелось бы коротко рассказать  о самой изостудии.  

Изостудия была открыта ещё в далёкие довоенные годы. С тех пор сменилось много её педагогов и воспитанников, совершенствовались педагогические технологии и методики преподавания, сохранялись старые и рождались новые традиции, при этом неизменным оставался главный вектор развития личности ребёнка, направленный на раскрытие его творческих способностей и успешной социализации в обществе.

Обучение в ИЗОстудии начинается с дошкольного возраста. Работа с малышами имеет самое важное, неоспоримое преимущество: малыш доверяет преподавателю, безусловно, а для становления творческой личности главное – отсутствие стереотипа. С одной стороны педагог видит в ребёнке единомышленника, начинающего художника, а с другой ребёнок, чувствуя поддержку учителя, начинает верить в свои возможности и постепенно раскрывается его талант. В дальнейшем, обучая ребят основам изобразительной грамоты: рисунку, живописи, композиции и т. д. мы стремимся создать пространство для их духовного и творческого роста. На учебных занятиях дети не только рисуют, но и поют, играют, лепят, т. е. пытаются всеми чувствами понять создаваемый художественный образ. 

Воспитанники постарше уже приобретают навыки творческой работы в области живописи, рисунка, композиции. Постигая искусство композиции, теней и цвета, знакомясь с творчеством русских и зарубежных художников, работами архитекторов, ребята познают мир, а также получают фундаментальные знания, позволяющие в дальнейшем продолжить обучение в высших учебных заведениях города и страны по специальности: художника-живописца, графика, прикладника, дизайнера.  Воспитанники ИЗОстудии «Радуга» принимают участие в  престижных международных, региональных и областных конкурсах-выставках.

Затем, педагоги демонстрируют фотоматериалы и  делятся опытом применения  технологий  личностно – ориентированного обучения в  изостудии на занятиях по теме: ««Декоративно – художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как компонент культуры, базирующийся на опыте предков»

  • творческая мастерская, в пространстве которой обучающиеся выполняют одно задание различными способами, используют разные материалы,  ищут творческое решение поставленной задачи.

Например:

-         выполнить декоративную композицию по мотивам декоративно-художественной росписи с повторяющимися элементами в круге или в полосе;

-        создать импровизацию по мотивам декоративно-художественной росписи, используя один элемент и разные изобразительные средства – цветовое пятно или контурную линию.

  • технология разноуровневого обучения (позволяет обучающимся самим  определять степень сложности выполняемой работы – многофигурная  композиция или небольшой фрагмент: тематический натюрморт, архитектурная зарисовка).
  • технологии эмоционально – образного обучения, на занятиях студии изобразительного искусства педагоги рассказывают детям авторские сказки, для того чтобы погрузить ребенка в ситуацию творчества, пробудить в нём воображение и подвигнуть к самостоятельному творческому решению проблемы. Сказка  обеспечивает большую свободу для творческого поиска, чем привычное объяснение  педагога.

Воспитанники изостудии «Радуга», занимаясь по авторской образовательной программе  на протяжении нескольких лет поэтапно знакомятся с разными направлениями народного искусства, с лучшими образцами народной игрушки  и традиционных народных промыслов. Даже самые младшие из них любят рисовать по мотивам народной живописи. В этих произведениях  заложен глубинный смысл, они несут символику народных представлений о мироздании; использовались  как обереги и являлись предметами  гордости за свое мастерство, за свой род. Создание орнаментов и декоративных панно на основе стилизации растительных форм вызывает  интерес у старших воспитанников. Можно смело прогнозировать развитие фантазии и возможность творческого роста обучающихся при работе с традиционными и современными направлениями декоративно-прикладного искусства.

Наши современники стремятся украсить свой быт, как и наши предки. Большую популярность завоевали художественные росписи в интерьере. Они создают атмосферу праздника и уместны в любом помещении – в детском саду и в больнице; радуют хозяев и удивляют гостей росписи в квартирах и домах.

  • предлагаем сравнить между собой представленные образцы росписей и орнаментов.

Роспись может быть сюжетной или состоять из отдельного фрагмента, например ветка цветущего дерева, цветущий луг или один стилизованный цветок;

  • объясняем, как стилизовать предметы, например, цветы и листья, и демонстрируем приёмы выполнения росписи;
  • предлагаем прослушать авторскую сказку и ознакомиться с заданием. 

Сказка «Кукушечка»

Сюжет сказки основан на народном празднике встречи весны «Кукушкин день».

(Сказку предваряет звучание народных песен в исполнении Пелагеи)

«Ой, кумушки, кумитеся,

Кумитеся, любитеся….»

Вот и пришла Весна долгожданная, тает снег, первая травка зеленеет на проталинках.

Листочки клейкие на ветвях деревьев распускаются, а в небе облачко летит белое, невесомое.

Птички летят перелетные домой, к гнездышкам своим торопятся. Совсем скоро зазвенят их голоса в лесах и в рощах,

Девушки косы заплетают и березоньку наряжают, в праздничные ленты убирают.

Кукушкин день пришел! Венки сплетать пора из трав, первых цветов да веточек весенних.

Стали девушки хоровод водить, песни петь, Кукушечку выкликать, Солнышко да  Весну-Красну славить.

Они веночками меняются, смеются да кумятся: « Ты ли слышишь нас, Кукушечка? Одари нас дружбой верною, дружбой верною, нелицемерною, да на годы долгие покумиться нам, нам – красным девушкам, породниться нам». Отнеси, Кукушечка, наш привет Земле родной, земле-матушке».

Отвечает им Кукушечка своей песнею весеннею, значит, слышит Земля привет девичий, клятвы верности.

Как цветы весенние, яркие, разбрелись девушки пригожие вдоль ручья по рощице весенней. И судьбы своей у Кукушечки стали спрашивать и ответа ждать.

А Кукушечка, птица вещая, полетела прочь на опушечку к стройной сосенке. Там в тени ее стоит девица одинокая, невеселая. Слезы капают с ресниц ее частым жемчугом. И тот час же в месте том, где падет слеза – цветок вырастает.

И Кукушечка, птица вещая, говорит тогда: «Душа-девица, ты не плачь, не печалься, красавица, посмотри, у ручья, у весеннего – цветы выросли, все голубенькие. На одном стебельке, на тоненьком, не один расцвел цветик синенький, там красуется вся семейка цветов дружная. То свой знак подает Земля-матушка. Не грусти, не печаль красоту свою, возвернется к тебе друг твой суженый, славить вместе вы будете род свой и гордиться им».

Улетела далеко Кукушечка, унесла за реку грусть той девушки, и с тех пор повелося так: у Кукушечки судьбу спрашивать. Отвечает всем птица вещая, всех утешить спешит, сама плачется одинокая.

 Задание: 

  1. Создать  декоративное панно с элементами  русского орнамента – цветами, птицами, бутонами  в традиционной цветовой гамме одного из видов декоративно-художественной росписи или предложить свое цветовое решение.
  2. Определить  задачи и степени сложности исполнения (рисование стилизованного цветка или птицы, орнамента или фрагмента).
  3. Выбрать технику исполнения композиции.
  4. Выполнить работу  самостоятельно  или прибегая  к помощи педагога. 

(Самостоятельная творческая работа участников мастер-класса может содержать: сюжетную композицию со сказочным героем, венком цветов, волшебной птицей или лесной полянкой). 

Заключительная часть занятия:

1. Демонстрация выполненных работ

2. Обмен мнениями об особенностях реализации представленных технологий (творческая мастерская,  технологий эмоционально – образного и  разноуровневого обучения).

Выводы:

  • о декоративно – художественной росписи в народном искусстве и в современном мире как элементе праздничного мироощущения человека.

Библиографический список
  1. Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. – Ростов-на-Дону: Fondation, 2011.-166 с.
  2. Логвиненко Г. Учебное пособие для вузов «Декоративная композиция». Владос, 2004 г.
  3. Народное искусство России. Советская Россия. М., 1983.
  4. Рогов А. Чёрная роза. Современник, 1978.
  5. Стили и орнаменты в искусстве /каталог/ М.: изд-во Астрель, 2008.


Все статьи автора «svekolet2013»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: