УДК 377.112.4

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Дронова Елена Николаевна
Алтайский государственный университет

Аннотация
В работе представлен учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Учебно-методический комплекс раскрывает содержание и условия организации изучения дисциплины. Представленные методические материалы апробированы в деятельности автора в процессе профессиональной подготовки по направлениям «Социальная работа» и «Психолого-педагогическое образование (профиль «Социально-педагогическая деятельность»)».

Ключевые слова: , , , , , , , , , , , , ,


СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Dronova Elena Nikolaevna
Altai State University

Abstract
The article contains methodical complex on discipline «Social prevention of child neglect and juvenile delinquency». Methodical complex reveals the content and conditions for studying the discipline. The methodical materials tested in the activity of the author in the process of professional training in the areas of «Social work» and «Psychological-pedagogical education (Social Pedagogy)».

Keywords: children's neglect, juvenile delinquency, methodical complex, social Pedagogy, social prevention, social work, vocational training


Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н. // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2200 (дата обращения: 26.05.2017).

В условиях модернизации системы высшего профессионального образования, внедрения стандартов нового поколения актуализируются вопросы разработки методического обеспечения дисциплин, особенно в части вариативного компонента учебного плана, который должен способствовать углублению, систематизации знаний обучающихся, развитию на новом качественном уровне общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, а также учитывать мнение работодателей, их профессиональные запросы в конкретной сфере.
Учебно-методический комплекс является тем системным методическим образованием, которое аккумулирует, основываясь на требованиях стандарта, цели и задачи, содержание и технологическое обеспечение процесса обучения.
В 2012 году нами разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который реализован в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов системы профилактики. Представляем основное его содержание.
Цели и задачи дисциплины:
– формирование у студентов представлений о безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних как социальных проблемах современности, раскрытие сущности и причин безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– раскрытие правовых и теоретических основ социальной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– овладение содержанием и технологиями социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– развитие у будущих специалистов в процессе изучения курса аналитических, организаторских и коммуникативных способностей.
Изучение дисциплины «Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных на предшествующем этапе обучения, при изучении истории и теории социальной работы, социальной педагогики. В последующем дисциплина выступает базисом для изучения таких курсов, как «Профилактика социального сиротства», «Содержание и методика социально-педагогической деятельности», «Групповые формы работы с подростками» и других.
Изучение дисциплины содействует разноуровневому освоению следующих компетенций, закрепленных стандартом профессиональной подготовки по направлению «Социальная работа» [1], а также необходимых в социально-педагогической деятельности обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое образование»[2].
Компетенция 1 – использование в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нормативно-правовых документов.
- Базовый уровень: знание нормативно-правового обеспечения деятельности с несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, семьей и несовершеннолетним в социально опасном положении; умение выбирать из массива нормативно-правовых документов необходимые в работе по социальной профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; владение приемами анализа юридической силы нормативно-правового документа, содержания норм права в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Повышенный уровень: знание юридической силы нормативно-правовых актов, которые применяются в работе с несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, семьей и несовершеннолетним в социально опасном положении; умение применять нормы права в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений с учетом правового и социального статуса несовершеннолетних; умение обосновывать применение нормативно-правовых документов; владение методикой анализа нормативно-правового документа подлежащего применению в целях социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Компетенция 2 – готовность к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества.
- Базовый уровень: знание подходов к разработке программ социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; умение определять структуру программы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; владение аналитическими и прогностическими умениями, необходимыми для разработки социальных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Повышенный уровень: знание специфики подходов к разработке программ социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, алгоритма разработки и реализации программ социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних; умение разрабатывать программу социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего; владение аналитическими и прогностическими умениями, необходимыми для разработки программ профилактики и реабилитации несовершеннолетних с учетом уровня профилактики – первичный, вторичный, третичный.
Компетенция 3 – готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации.
- Базовый уровень: знание сущности и содержания социально-профилактической деятельности с безнадзорными и несовершеннолетними правонарушителями, исторических предпосылок становления и развития системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России, превентивных технологий в работе с несовершеннолетними, необходимости и приоритетности социально-профилактических мер в работе с несовершеннолетними и их семьями; умение диагностировать трудности несовершеннолетних в процессе социализации, определять направления реализации и методы социально-профилактической деятельности с детьми и подростками; владение типовой технологией социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Повышенный уровень: знание исторических, методологических, правовых и технологических основ социально-профилактической деятельности, направленной на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и готовность их применить в профессиональной деятельности; умение выбирать технологии социальной профилактики адекватно проблемной ситуации и социальному развитию несовершеннолетнего; умение прогнозировать и оценивать результативность их реализации в различных социальных службах; умение интегрировать методы социальной работы с психолого-педагогическим инструментарием; умение разрабатывать алгоритм межведомственного взаимодействия с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; владение традиционными и инновационными технологиями и методиками социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; владение навыком проектирования системы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими различные виды социальных отклонений.
Компетенция 4 – готовность к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения.
- Базовый уровень: знание видов социальной помощи, поддержки и защиты, а также социальных услуг, адресованных несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом; умение определять меры социальной помощи, поддержки и защиты, виды социальных услуг для безнадзорных детей и подростков, несовершеннолетних правонарушителей; владение приемами социального воздействия и взаимодействия с детьми и подростками по месту жительства.
- Повышенный уровень: знание системы, содержания и технологии реализации мер социальной защиты, помощи и поддержки, социальных услуг, предоставляемых безнадзорным и несовершеннолетним правонарушителям, их нормативного закрепления; умение анализировать и выбирать меры социальной защиты, помощи и поддержки, социальные услуги, предоставляемые безнадзорным и несовершеннолетним правонарушителям в процессе их социальной реабилитации в учреждении социального обслуживания; владение технологиями социальной защиты, помощи и поддержки безнадзорных детей и подростков, несовершеннолетних правонарушителей, умениями оценивать их результативность.
Содержание обучения, обеспечивающее развитие данных компетенций, представлено двумя разделами: 1) «Теоретические и правовые основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 2) «Методические основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В первом разделе рассматриваются три темы:
1.1. «Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних как социальные проблемы современности»:
– сущность и взаимосвязь понятий: «безнадзорность», «беспризорность», «бродяжничество», «социальное сиротство», «дети улиц»;
– содержание, значение и применение категорий «трудная жизненная ситуация», «социально опасное положение»;
– положение безнадзорных и беспризорный детей и подростков в России;
– причины распространения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– безнадзорный и несовершеннолетний, находящийся в конфликте с законом, как жертвы социализации.
1.2. «Правовое обеспечение социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России и Алтайском крае»:
– уровни правового обеспечения социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: международный, федеральный, региональный, муниципальный, локальный;
– «Пекинские правила» о юридической ответственности несовершеннолетних;
– Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
– Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
– правовое обеспечение социальной профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае, закон «о комендантском часе», порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в регионе.
1.3. «Система социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
– определение и структура системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– компетенции органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы и учреждения службы занятости; органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения; органы управления образованием и образовательные учреждения; органы и учреждения культуры досуга и туризма; органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания; прокуратура РФ;
– специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
– взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Второй раздел представлен двумя темами:
2.1. «Содержание социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
– понятие социальной профилактики;
– направления социальной профилактики и их характеристика: социальная диагностика семейного неблагополучия; раннее выявление детского неблагополучия в семье; раннее выявление социального сиротства; выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении; индивидуальная профилактическая работа; профилактика употребления психоактивных веществ; психолого-педагогическое просвещение родителей; социально-правовая помощь; жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; уличная социальная работа;
– виды, значение и порядок реализации индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи.
2.2. «Технологии социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
– социальный патронаж семьи: определение, виды, порядок организации и проведения;
– технология организации социально-полезной занятости несовершеннолетних;
– анимационные технологии и организация досуг;
– включение несовершеннолетних в трудовую деятельность: трудовой лагерь, палаточный лагерь;
– технология работы групп дневного пребывания;
– клубная работа с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении; низкопороговый клуб; высокопороговый клуб;
– семейная воспитательная группа: значение и организация деятельности;
– уличные технологии социальной работы и их значение в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; этапы работы с «детьми улиц»;
– оценка эффективности реализации технологий социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в социальной практике.
При изучении дисциплины «Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» особое внимание уделяется упражнениям как методу закрепления знаний и формирования умений и навыков у обучающихся. Поэтому по каждой теме предлагается будущим специалистам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних серия упражнений.
Тема 1.1:
- Используя Internet-поиск и статистический анализ (данные Росстата), сравните состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в различных регионах России. Определите территории с наибольшими показателями безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (наименьшими). Выявите факторы, способствующие росту (снижению) безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в данных территориях.
Тема 1.2:
- Проанализируйте официальный сайт школы Алтайского края (на выбор). Определите меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в данном общеобразовательном учреждении, оцените их на соответствие нормам права. Дайте рекомендации по обновлению Internet-ресурса с целью усиления профилактической функции школы как открытой социально-педагогической системы.
- Составьте памятку норм права для специалиста по социальной работе (социального педагога, педагога-психолога) Центра социальной помощи семье и детям как субъекта профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Тема 1.3:
- Предложите комплекс мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для каждого органа и учреждения системы профилактики. Выделите среди них меры межведомственного характера. Определите инструментарий для оценки их эффективности.
- Приведите примеры межведомственных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Подготовьте их слайд-презентацию.
Тема 2.1:
- Составьте социально-психологическую характеристику на ребенка, воспитывающегося в семье, находящейся в социально-опасном положении (ситуация может быть виртуальной, взята из художественного произведения, кинофильма).
- Разработайте социальный проект, направленный на обеспечение социально-полезной занятости несовершеннолетних, который может быть реализован в условиях учреждения социального обслуживания.
Тема 2.2:
- Разработайте положение: а) о низкопороговом клубе; б) о высокопороговом клубе.
- Предложите программу работы с несовершеннолетними в палаточном лагере. Подготовьте ее слайд-презентацию.
- Разработайте сценарий игровой конкурсной программы для уличной работы с несовершеннолетними.
Для самостоятельной работы студентов в рамках изучаемой дисциплины предлагаются задания аналитического характера, направленные на интеграцию социально-психолого-педагогических знаний и опыта социально-педагогической деятельности, приобретенного в процессе прохождения учебной практики. Примерный перечень заданий для самостоятельной работы:
– раскройте исторические предпосылки социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– определите назначение и содержание деятельности воспитательных домов, сиротских институтов в истории России;
– проведите сравнительный анализ положения безнадзорных и несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в России и Алтайском крае;
– раскройте причины распространения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– определите технологии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для применения в образовательных учреждениях с учетом их типа и вида;
– определите содержание профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в специализированных учреждениях социального обслуживания;
– разработайте план совместной деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специалиста по социальной работе центра социальной помощи семье и детям и социального педагога школы;
– проанализируйте содержание технологии социального вмешательства в контексте профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– подберите инструментарий для диагностики семейного неблагополучия;
– разработайте тематику консультаций для родителей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– приведите пример формы дневника социального патронажа семьи;
– разработайте тематику анимационных мероприятий для безнадзорных детей и подростков;
– разработайте программу деятельности низкопорогового (высокопорогового) клуба.
– составьте план социального сопровождения замещающей семьи;
– проведите сравнительный анализ опыта социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России и за рубежом (государство – на выбор);
– проанализируйте проблемы международного усыновления несовершеннолетних с российским гражданством.
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану составляет для дневной формы обучения – 5 зачетных единиц (из них лекции – 18 часов, семинарские занятия – 42 часа), для заочной формы обучения – 7 зачетных единиц (из них лекции – 4 часа, семинарские занятия – 8 часов).
В заключение отметим, что перспективы развития дисциплины «Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» связываем с проведением интерактивных занятий на базе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с активным привлечением в образовательный процесс потенциальных работодателей.


Библиографический список
  1. Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 №709 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) “бакалавр”)».
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2010 г. № 200 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) “бакалавр”)».


Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: