УДК 377.169.3

ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Мирошин Дмитрий Григорьевич
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Уральский государственный институт противопожарной службы МЧС РФ

Аннотация
В статье рассматривается проблема организации и опережающей подготовки специалистов, способных выполнять профессиональную деятельность непосредственно после окончания образовательной организации. В качестве средства опережающей подготовки предлагается виртуальная образовательная среда. Производится анализ понятия «виртуальная образовательная среда», как специфического педагогического феномена, и делается вывод о способах создания виртуальной образовательной среды. Приводятся результаты апробации разработанной ВКОС «ЧПУ».

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, опережающая подготовка специалистов, подготовка студентов и слушателей, принципы создания, результаты апробации advanced training of specialists


THE VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: A PHENOMENOLOGICAL AND PRACTICAL ASPECTS

Miroshin Dmitriy Grigorievich
Russian State Vocational Pedagogical University
Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia

Abstract
The problem of organizing and advanced training of specialists able to perform a professional activity directly after graduation are considers in this article. As a means for advanced training offers virtual educational environment. The analysis of the term «the virtual educational environment» as a specific pedagogical phenomenon, and the conclusion is made about the ways of creation of the virtual educational environment. The results of approbation of the developed VKOS "CNC"are describes.

Keywords: preparation of students, the principles of creation, the results of approbation, virtual educational environment


Библиографическая ссылка на статью:
Мирошин Д.Г. Виртуальная образовательная среда: феноменологический и практический аспекты // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2252 (дата обращения: 27.05.2017).

Одной из актуальнейших проблем современного образования является проблема подготовки компетентных специалистов, бакалавров, магистров, способных выполнять профессиональные функции непосредственно после окончания образовательной организации или с минимальным периодом профессиональной адаптации.  Одним из путей решения этой проблемы является использование компетентностного подхода в образовании, который лежит в основе образовательных стандартов третьего поколения.
Однако, формирование профессиональных компетенций специалиста невозможно без определенной организации образовательного пространства, которое в настоящее время должно быть профессионально ориентированным, т.е. обеспечивающим возможность имитации профессиональной деятельности специалиста в ходе учебного процесса [7]. Только в этом случае возможно формирование профессиональной компетенции, как готовности к выполнению профессиональной деятельности.
Одной из тенденций развития мирового образовательного пространства, отмеченной в докладе «Эпоха «гринфилда» в образовании»,  является, цифровая революция в образовании, определяющая использование цифровых технологий, как инструмента для расширения и преобразования образовательной среды [11], поэтому в настоящее время можно говорить о появлении феномена виртуальной образовательной среды.
Рассмотрим феномен виртуальной образовательной среды с позиций средового подхода, для чего проанализируем понятия «образовательная среда» и «виртуальность» с точки зрения средового подхода, в рамках которого среда рассматривается в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора развития личности, играющего определяющую роль в модификации поведения, которое развертывается как следствие «запланированных факторов среды» [1].
Специфические особенности организованной образовательной среды отражены в работах российских исследователей:  Артюхиной А.И., Бережновой Л.Н., Галагузовой З.А., Коротенкова Ю.Г., Новиковой Л.И., Черник Б.П., Скаткина М.М., Ясвина В.А.  Российские  исследователи и педагоги-практики, рассматривая образовательную среду, определяют ее следующим образом:
- как «совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия развития современного общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой» [5, с. 7].
- как «часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [9, с. 130].
- как «специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире» [3, с. 45].
- как «совокупность инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, а также нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами» [4, с. 79].
- как «развивающийся континуум пространственно-временных, социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных и др. факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школы» [2, с. 8].
Таким образом, анализируя смыслообразующие факторы приведенных определений, можно предположить, что с точки зрения средового подхода, образовательная среда в настоящее время может быть создана:
- посредством материальной организации профессионально ориентированного образовательного пространства;
- посредством используемых педагогических технологий имитационного моделирования профессиональной деятельности специалиста;
- посредством мультимедийных средств, создающих эффект присутствия в профессионально-ориентированном киберпространстве виртуальной квазипрофессиональной образовательной среды.
Перейдем к анализу феномена виртуальности. В западной культуре латинский термин  «virtus» означало «потенциальный». При этом термин «Virtus» – это потенциальное невещественное бытие, это реальность, которая может существовать как в потенциальном состоянии, так и в действующем состоянии [12].
Впервые же понятие «виртуальность» было предложено в ХIII в. Фомой Аквинским, который отмечал, что «…после разрушения сочетания души и тела потенции второго рода составляющие начало отправлений чувственной и вегетативной частей души не могут сохраняться, но остаются в душе виртуально, как в своем первоначале или корне» [6, c. 81]. Тем самым Фома Аквинский подчеркивал возможность существования материальных образов в виртуальном пространстве, которое доступным лишь человеческому разуму как для познания, так и для духовного взаимодействия.
В настоящее время понятия «виртуальность» и «виртуализация» рассматриваются в отношении кибернетического пространства – отраженной реальности нематериального характера, создаваемой посредством компьютеров.
В философском словаре понятие «виртуальность» раскрывается, как  объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях [8].
В энциклопедическом словаре по психологии и педагогике словаре под виртуальностью понимается   совокупность объектов, субъектов, категорий, отношений, действий и т.д., которые имитируются при помощи специальных средств для тех или иных целей [10].
С точки зрения образовательной деятельности человека под виртуальностью можно понимать специально организованную среду, которая  имитирует как физически существующие, так и  несуществующие объекты. Виртуальная образовательная среда непосредственно воздействует на органы чувств человека, способного воспринимать и взаимодействовать с ней посредством специальных устройств (например – компьютеров). Основная особенность такой среды – интерактивность, то есть возможность взаимодействия человека с виртуальными компьютерными объектами.
В настоящее время феномен виртуальности нашел отражение и в сфере образования – использование компьютерных технологий коренным образом преобразовано процесс передачи и усвоения учебной информации и в настоящее время в виртуальном пространстве создаются учебные классы, в которых могут проходить реальные уроки с реальными обучаемыми. Особенности проблемы «виртуализации образования» выявлены в исследованиях «дидактических компьютерных сред» (Е.В. Данильчук, А.М. Коротков, Б.П. Черник и др.), «этнокультурных сред» (Л.Н. Бережнова, Г.Н. Волков и др.).
В современном образовании виртуальная среда широко используется как технология обучения профессиям, где эксплуатация реальных устройств и механизмов связана с повышенным риском или с большими затратами (военные технологии, космические исследования, пилотирование самолетов, дистанционное управления с помощью телекамер, моделирование воздействий внешней среды, учебно-тренировочные системы, тренажеры, диспетчерские пульты).
Таким образом, виртуальность достаточно прочно укоренилась в образовании и, с позиций  средового подхода, сформировала специфический тип образовательной среды – виртуальную образовательную среду.
В нашем  исследовании под виртуальной образовательной средой понимается специально организованная посредством специально создаваемого дидактического инструментария, ориентированного на имитацию всех видов деятельности специалиста в условиях реального производства, то есть речь идет о предметном уровне создания виртуальной образовательной среды, которая, по нашему мнению, должна иметь квазипрофессиональной характер. Виртуальная образовательная среда подобного типа в рамках нашего исследования получила  название – «виртуальная квазипрофессиональная образовательная среда» (ВКОС). При этом в ходе нашего исследования были сформулированы три базовых принципы организации обучения  с использованием ВКОС:
1. Принцип полного отражения реальной профессиональной сферы деятельности специалиста в виртуальной квазипрофессиональной образовательной среде, определяющий «погружение» обучаемого в профессиональную деятельность, осуществляемую в реальных профессиональных условиях, моделируемых в рамках ВКОС.
2. Принцип имитационного моделирования профессиональной деятельности специалиста в условиях реального производства, детерминирующий пошаговое выполнение обучаемыми всех производственных функций, характерных для специалиста, работающего в условиях предприятия конкретной отрасли промышленности.
3. Принцип «виртуального присутствия» обучаемого, раскрывающий особенности организации образовательного процесса посредством использования мультимедийных технологий, обеспечивающих эффект полного присутствия обучаемого, и средств обучения, обеспечивающих полную имитацию обучаемым будущей профессиональной деятельности.
В ходе нашего исследования, на базе кафедры  технологии машиностроения и методики профессионального обучения Российского государственного профессионально-педагогического университета  создавалась виртуальная квазипрофессиональная образовательная среда «ВКОС «ЧПУ» для организации и осуществления подготовки студентов и слушателей по основам программирования и наладки станков с ЧПУ.
Анализ результатов обучения, проведенного в условиях виртуальной квазипрофессиональной образовательной среды «ВКОС «ЧПУ»,  позволяет утверждать, что 83,3 % обучаемых обнаружили третий – четвертый уровни сформированности профессиональных компетенций, определяющих профессиональную деятельность инженера-технолога-программиста по созданию управляющих программ обработки деталей достаточно сложной конфигурации, что подтверждает эффективность использования разработанной ВКОС «ЧПУ», в рамках которой создана имитационная модель деятельности инженера-технолога программиста в реальных производственных условиях, для подготовки профессионально-ориентированных специалистов. Следовательно, можно утверждать, что организация и осуществление обучения в условиях виртуальной квазипрофессиональной образовательной среды позволит обеспечить опережающую подготовку специалистов, обладающих сформированной профессиональной компетенцией, определяющей их готовность к выполнению профессиональное деятельности в производственных условиях с минимальным периодом профессиональной адаптации.


Библиографический список
  1. Артюхина А.И. Средовой подход как методологический принцип педагогики // Альманах Волгоградского отделения Международной академии авторов научных открытий и изобретений: Изд. Вол. гос. ун-та. 2004. – С.51 – 57
  2. Артюхина А.И. Средовой подход и его реализация в кафедральной образовательной среде // Вестник ВМА: Волгоград. – 2002. – С.5 – 15.
  3. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. – СПб.: Рос. государственный пед. университет им. А. И. Герцена, 2003.-  202 с.
  4. Бояров Е.Н. Экология информационной образовательной  среды // Астраханский вестник экологического образования, 2012. -  № 3. -  С. 78 – 84
  5. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с.
  6. Носов Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. – М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1997. – 81 c.
  7. Мирошин Д.Г. Дистанционное обучение студентов техническим дисциплинам с использованием мультимедийных средств // Фундаментальные исследования, 2014. -  № 5. – 187-191.
  8. Рузавин Г. И. Виртуальность //Новая философская энциклопедия.  В 4-х т. Т.1  М.: Мысль, 2000. – 404 с.
  9. Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. Новосибирск: СО РАН, 2001. – 199 с.
  10. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.slovar.plib.ru /dictionary/d5/46297.html  (дата обращения: 15.04.14).
  11. Эпоха «гринфилда» в образовании исследование SEDeC / А. Е. Волков, Д. В. Конанчук. – М.: Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC), сентябрь, 2013. – 52 с.
  12. Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании. Правовые аспекты использования виртуальных технологий // Материалы Второго Российского философского конгресса «XXI век: будущее России в философском измерении»: В 5 т. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1999. – 400 с.


Все статьи автора «Мирошин Дмитрий Григорьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: