УДК 378.147

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Даськова Юлия Викторовна1, Даськова Кристина Эдуардовна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ"
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка группы ДС-41

Аннотация
Статья рассматривает методические технологии приемлемые для формирования и развития творческой самостоятельности на этапе профессионального самоопределения будущих дизайнеров.

Ключевые слова: дизайнеры, профессиональное определение, творческая самостоятельность


TO A QUESTION OF FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE AT A STAGE OF PROFESSIONAL DEFINITION

Daskova Yulia Viktorovna1, Daskova Christina Eduardovna2
1Penza state University of architecture and construction, Teacher of the chair of design and art design of interior
2Penza state University of architecture and construction, student gr. DS-41

Abstract
Article considers methodical technologies accepted for formation and development of creative independence at a stage of professional self-determination of future designers.

Библиографическая ссылка на статью:
Даськова Ю.В., Даськова К.Э. К вопросу формирования творческой самостоятельности на этапе профессионального определения // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2295 (дата обращения: 22.07.2023).

На современном этапе отечественная система высшего профессионального образования ориентированна на подготовку специалиста, обладающего высоким уровнем профессионализма, активности,  мобильность, готового к самообразованию и самосовершенствованию. Данные качества  призваны помочь выпускнику быть востребованным на рынке труда.

Сегодня, для поддержания личной конкурентоспособности человек вынужден последовательно повышать профессиональную квалификацию в течение всей своей сознательной жизни, начиная со школьной скамьи – это классы профориентации и заканчивая всевозможными курсами повышения и освоения возможных смежных специальностей.  Для осуществления личных продвижений необходимо сформировать специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной творческой самостоятельности и мобильности.

В настоящее время вопросу изучения возможных средств формирования творческой самостоятельности, как основной профессиональной компетентности, уделяется достаточно пристальное внимание.

Цель данной статьи – сделать возможный отбор и обосновать методические технологии приемлемые для развития данной компетенции уже на раннем этапе профессионального самоопределения будущих дизайнеров. Профориентация это обоснованная система  подготовки молодежи  к  свободному  и  самостоятельному  выбору  профессии, которая призвана учитывать  как   индивидуальные   особенности   личности,   так   и необходимость  полноценного  распределения  трудовых  ресурсов  в  интересах общества. Определение своей профессиональной направленности начинается в старших классах школы. Уже в 9 классе ученики, как правило, выбирают направление, которое становится основой для их профессионального роста.

Планомерное развитие самостоятельной творческой активности начинается в специализированных профориентационных классах. Дети, которые поступают в эти классы, и приходят для развития своих способностей в Пензенский архитектурно строительный университет, как правило, для себя уже решили связать свою жизнь с архитектурно-дизайнерским творчеством.

Знания психологических особенностей дизайнеров-проектировщиков помогут педагогу правильно определить педагогические технологии, грамотно построить процесс обучения профессиональным навыкам на этапе определении.

Дизайнер – это всегда творец, изобретатель и художник в одном лице. Психологи отмечают, что человек занимающийся проектированием должен обладать такими качествами, как способность к визуальному мышлению и творческое воображение.

Понятие «творчество» является одним из основных составляющих профессиональной компетенции дизайнеров. Творческую деятельность можно рассматривать,  как интегрированное качество личности, в основе которого лежит система потребностей, мотивов и склонностей, определяющих профессиональный интерес к выбранной деятельности.

В процессе профессиональной творческой деятельности дизайнер имеет возможность к  самовыражению, самоактуализации и саморазвитию.

Педагогами кафедры «Дизайн» уделяется особое внимание  педагогическим условиям, методическим технологиям, применение которых позволяет  поддерживать и развивать в детях интерес к профессии дизайнера. Важно отметить некоторые из них, наиболее эффективно влияющие на развитие самостоятельной творческой активности  в период начального профессионального становления.

Во-первых,  учащиеся профориентационных классов обучаются в тех же проектных мастерских, что и настоящие студенты. Никогда не происходит разделение школьников и студентов. Требования, предъявляемые к ним, уровень ответственности, поставленный в процессе выполнения заданий ко всем одинаков. Все, кто попадает в эти мастерские, приравниваются к дизайнерам, каждый со своими возможностями и стремлением к совершенствованию. Учащиеся профориентационных классов, могут наблюдать процесс создания проекта, который протекает в данных аудиториях. Погружение их в настоящую творческую среду играет значимую роль в поддержании интереса к данной профессии.

Во-вторых, важным моментом является также, равноправное отношение обучающихся и преподавателей университета в процессе профессиональной начальной подготовки. Учебное занятие строится, таким образом, что сегодняшний школьник,  поиск решения на поставленные задачи всегда находит как бы не под руководством педагога, а самостоятельно. Тут важно отметить, что весь учебный процесс от выдачи задания до его выполнения основывается:

1. на представлении возможности учащимся реализовать уже имеющиеся личные знания, для чего каждый педагог предварительно проводит начальную диагностику уровня подготовленности аудитории. На это,  как правила, нацелены творческие задания по «Основам композиции в дизайне» на основе постановки. По степени абстрактности работы можно судить и об уровни творческих способностей учеников. Эти результаты будут основой для дальнейшего планирования учебного процесса,  возможных педагогических подходах, которые будут применяться в организации учебных занятий для развития продуктивного творческого мышления и формирования самостоятельности. Уже имеющиеся личные возможности являются основой для получения новых знаний, освоения новых технологий создания оригинальных композиций.

2. на предоставлении выбора действий и возможных вариантов проверки их правильности. Обучение композиции в дизайне строится в рамках учебно-творческих заданий, в процессе которых ученики специализированных классов, приобретают базовые знания о теории цвета, принципах построения композиции, таких как равновесие, симметрия, ритм. Последовательно изучаются основные категории композиции (статика и динамика, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм, метр и растр, масштаб и пропорции.) Все это находит свое отражение в учебных заданиях. Результатом выполнения задания является в зависимости от сложности графическая, плоскостная (аппликация) или объемно-пространственная композиция. Выполнение учебно-творческих заданий начинается с обсуждения форм предметов, используемых в постановке, возможных технических приемов и выразительных цветовых средств, которое приведет к наиболее точному выражению идеи постановки. В процессе работы поощряются обмен идеями, промежуточные просмотры, дружеские консультации. Корректное не навязчивое отношение созданное в процессе обучения между учителем и учеником, а также в ученическом коллективе, приводит к самостоятельному получению учащимися новых знаний и создает фундамент для формирования профессиональных способов общения.

В-третьих, созданы все условия для  эмоционального отклика студентов, на основе здоровой творческой конкуренции. Как пример необходимо привести ежегодную научно-практическую олимпиаду детского творчества им. В.Е.Татлина, которая проходит на базе Пензенского университета архитектуры и строительства. Участие в этом мероприятии – честь для каждого учащегося  специализированного класса. Выбор темы своей работы и возможных технологий воплощения идеи, отвечающей задуманной тематике происходит индивидуально. Каждый стремиться проявить себя наиболее лучшим образом, понравиться и запомниться, как творческая профессиональная личность.

В-четвертых, это выполнение концептуальных учебно-творческих заданий. В нашем случае – это композиция различных сложностей по японской хокку. Главное в такого раде заданий – точное отображение идеи хокку: передача настроения, абстрактных ощущений, свойств предметов, таких как динамика, статика, устойчивость, гибкость, хрупкость и т.д. Практика показывает, что полное погружение в творческую атмосферу раскрепощает школьников, открывает безграничный полет фантазии, дает возможность продемонстрировать весь спектр личных  уже имеющихся профессиональных возможных приемов и технологий.

Учащиеся профориентационных специализированных классов – это в дальнейшем, как правило, успешные творческие студенты с активно выраженной профессиональной позицией, открытые к дальнейшему развитию продуктивного мышления и формированию самостоятельной творческой деятельности.

Мониторинг по вопросу трудоустройства выпускников специальности «Искусства интерьера» ПГУАС, проводимый в 2012-2013 г.г.,  позволяет сделать вывод, что это еще и успешно зарекомендовавшие себя в профессиональном обществе специалисты. Работодатели, принявшие на работу выпускников-дизайнеров, среди положительных характеристик  отмечают их желание работать над развитием личных способностей и повышением профессиональных навыков. Что  позволяет нашим выпускником положительно зарекомендовать себя и быть конкурентоспособными.

Процесс формирования творческой самостоятельности на этапе профориентации носит важный основополагающий характер в дальнейшем освоении учащимися профессиональными навыками, а впоследствии,  стать  востребованным специалистом. Педагогические технологии организации профориентации требуют постоянной корректировки в зависимости от личных особенностей контингента обучающихся и ведущих педагогов, а также социальных, экономических и политических  изменений происходящих в обществе.


Библиографический список
  1. Б.Г.Бархин Методика архитектурного проектирования : учебно-методическое пособие для вузов– М.: Стройиздат, 1982 г.
  2. Педагогика – учебник для студентов педагогических учебных заведений под ред. П.И.Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, 2006 г.
  3. Н.И. Шевандрин Психодиагностика, коррекция и развитие личности – учебник для вузов – М.: ВЛАДОС, 2001 г.
  4. Даськова Ю.В.  О формировании творческой самостоятельности на этапе профессионального определения [Текст]/ Даськова Ю.В. // «Экономические и социальные проблемы развития России»: Сборник научных трудов Международной научной конференции – Пенза: ПГУАС, 2009 – с. 163-165
  5. Даськова Ю.В. Методы организации учебно-творческой деятельности в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33240


Все статьи автора «Даськова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: