УДК 37

К ВОПРОСУ ОБ УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Акрамова Лола Юнусовна
Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, Узбекистан
доцент кафедры иностранных языков, педагогики и психологии, кандидат педагогических наук

Аннотация
Статья посвящена вопросам умственного воспитания молодого поколения. Автор считает, что умственное воспитание формирует нравственный облик, эстетическое развитие и приобретение привычек к правильному образу жизни.

Ключевые слова: мотивация, обучение, труд, умственное воспитание, умственное развитие, учеба


TO THE QUESTION OF MENTAL EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

Akramova Lola Yunusovna
Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan
Associate Professor of the Department of foreign languages, pedagogy and psychology, candidate of pedagogical Sciences

Abstract
The article is devoted to mental education of the young generation. The author believes that mental training produces morals, aesthetic development and purchasing habits to the correct way of life.

Keywords: education, labor, mental education, motivation., training, umstvennoi development


Библиографическая ссылка на статью:
Акрамова Л.Ю. К вопросу об умственном воспитании подрастающего поколения // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2330 (дата обращения: 26.05.2017).

Основные задачи современного образования  – научить студентов размышлять, анализировать, синтезировать новую информацию, уметь самостоятельно находить и усваивать новые знания.  Роль интеллектуального фактора в современном обществе постоянно возрастает, поэтому так важно для молодых людей получить качественное образование. Технологичный подход  в обучении считается более продуктивным по сравнению с традиционным, т.к. направлен на большую самостоятельность учащихся, на раскрытие их талантов и способностей. Это подтверждают  формы, методы и средства современного обучения. Предоставление студентам большей свободы на занятиях, игровые методы и мультимедийные средства способствуют их активизации и формируют высокую мотивацию к получению знаний.

Вместе с тем эффективность обучения во многом зависит от умственного воспитания обучающихся, от сформированной у них мотивации к учебно-познавательной деятельности, развития познавательных интересов, потребности в самообразовании, в творчестве  и др.

Вопросами умственного воспитания детей занимались многие выдающиеся  ученые, в частности К.Д.Ушинский, В.М.Бехтерев, Л.Д.Выготский, Ж.Пиаже, В.А.Сухомлинский, А.Н.Леонтьев и многие другие. Так, К.Д.Ушинский  в своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» размышляя о значении и силе воспитания горячо писал: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семейства, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождений преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния – а средства эти  громадны!» [3].

Благодаря исчерпывающим объяснениям Ушинского о сути педагогической науки, и, в частности, воспитания, появился новый психологический взгляд на руководство умственным развитием ребенка. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие. Задача взрослых – родителей, педагогов, общественных институтов целенаправленно воздействовать на умственное развитие детей с целью передачи знаний об окружающем мире, жизни, способов решения задач и адаптации к возникшим ситуациям. Это развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, овладение способами познавательной деятельности. Бехтерев В.М. писал, что «развитие человеческой личности нуждается в самом старательном воспитании…. «Спросите кого угодно из публики о том, что такое умственное воспитание, и можно быть уверенным, что он вряд ли правильно разграничит это понятие от образования, а между тем развитие ума, которое достигается воспитанием, вовсе не представляется тождественным с приобретением познаний, тем более что можно быть человеком достаточно образованным и в то же время умственно малоразвитым.
Равным образом и по отношению к физическому воспитанию многие полагают, что оно состоит в простом укреплении тела, забывая, что оно играет выдающуюся роль в развитии энергии, находчивости, решительности, способности к инициативе и стойкости, т. е. развитии тех качеств, которые обнимаются общим понятием воли и самодеятельности — этого ценного дара человеческой личности.»[1].

В. А. Сухомлинский, под умственным воспитанием понимал «приобретения знаний и формирования научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработки культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике.»[2].   Действительно, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни необходимо с самых ранних лет воспитывать в нем пытливость, устойчивость, расширять кругозор, развивать творческий потенциал. Говоря об умственном воспитании ученые  подчеркивают о связи всех видов воспитания – нравственного, трудового, физического, эмоционально-эстетического восприятия мира, развитие чувства долга и сострадания, выработка характера.  В.М.Бехтерев также указывал на роль воспитания в «вопросе охранения умственного здоровья»… Если принять во внимание, как часто душевное здоровье подрывается вследствие нарушения основных правил гигиены, вследствие слишком изнеженного воспитания, когда личность является не способной к труду, а следовательно, и не переносливой к тем или иным хотя бы в малейшей степени неблагоприятным условиям жизни, а также когда личность вследствие отсутствия идеалов и неприспособленности к жизненной борьбе и проведению их в жизнь теряет душевное равновесие, становясь разочарованной, то всем должна быть понятна связь между недостатком воспитания и развитием душевных расстройств»[1].

Учеба – это труд, без навыков трудового воспитания трудно привить интерес ребенка к учебной деятельности. Каждое трудовое задание для младшего школьного возраста представляет определённые умственные задачи, он должен понять и осознать, что ему нужно сделать. С годами   учебная деятельность в школе становится более самостоятельной: надо обрабатывать материалы, информацию для выполнения рефератов, докладов, презентаций. Правильно и вовремя сформированные навыки учебного труда позволяют учащимся получать удовлетворение от  выполненных сложных заданий, постоянная мыслительная деятельность развивает навыки свободного и критического мышления. С развитием мышления изменяется  речь школьника, она становится более яркой, грамотной, аргументированной. К концу школьного периода молодые люди должны уметь самостоятельно мыслить, уметь правильно анализировать и оценивать окружающую реальность, и, самое главное, самостоятельно добывать знания.

Обобщая сказанное, хочется еще раз  подчеркнуть что, умственное воспитание формирует нравственный облик, эстетическое  развитие и приобретение привычек к здоровому образу жизни. Только  постоянный труд родителей и педагогов на ниве воспитания детей, начиная с самых ранних лет, неустанное облагораживание души  ребенка произведениями культуры и искусства, знаниями о жизни, природе, истории  подготовят его ко взрослой прекрасной жизни.


Библиографический список
  1. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека : Избр. психол. тр. /; Воронеж : НПО “МОДЭК”, 1997. —С.307-308.
  2. Избранные труды В.А.Сухомлинского. http://www.detskiysad.ru/ped/ped065.html
  3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии  / Избранные труды. В 4 кн. – Кн. 3. – М.: Дрофа, 2005.  С.257.
  4. Акрамова Л.Ю., Парпиходжаева З.М. Вопросы воспитания молодежи в современных условиях // Современная педагогика. – Октябрь 2013. – № 10[Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/10/1920.


Все статьи автора «Акрамова Лола Юнусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: