УДК 37

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Шедогубова Елена Петровна
Семилукская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении
учитель русского языка и литературы

Аннотация
В статье рассматривается дифференцированный подход к обучению в условиях санаторной школы-интерната.

Ключевые слова: дифференцированный подход к обучению, школа-интернат


DIFFERENTIATED APPROACH FOR LEARNING IN SANATORIUM BOARDING SCHOOL

Shedogubova Elena Petrovna
Semiluksky sanatorium boarding school for children who need long-term treatment
teacher of Russian language and literature

Abstract
This article is about differentiated approach for learning in sanatorium boarding school.

Библиографическая ссылка на статью:
Шедогубова Е.П. Дифференцированный подход к обучению в условиях санаторной школы-интерната // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2343 (дата обращения: 01.10.2017).

Обновление всех форм общественной жизни закономерно влечет за собой изменение форм обучения. Они должны быть более гибкими, вариативными. Наверное, невозможно найти единый, универсальный рецепт  идеального обучения. Опытный педагог сочетает в своей работе самые разные  приемы и методы в поисках наиболее результативных, способствующих максимальному развитию учащихся.

Исследованиям проблеме дифференцированного подхода к обучению посвящены работы многих известных педагогов и психологов  (Е.С. Рабунский, Е.И. Пассов, Н.С.Лейтесс). Обучение школьников на уроках русского языка представляет собой целенаправленный, организованный и управляемый процесс взаимодействия учителя и ученика, результатом которого являются усвоенные знания, умения и навыки в соответствии с поставленными целями и задачами. Как же в этом процессе применяется метод дифференциации обучения в конкретной школе, классе, группе?

Работая много лет в санаторной школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном лечении, изучая опыт работы коллег и теоретические исследования в данной области, я пришла к выводу, что добиваться положительного результата в работе можно, применяя на практике дифференцированный подход в сочетании с приемами создания ситуации успеха, осуществляя личностно-ориентированный подход, комбинируя различные виды уроков.

Работа с детьми из социально-неблагополучных, неполных семей, имеющими серьезные проблемы со здоровьем и склонными к девиантному поведению, зачастую не имеющими дошкольной подготовки и с большими пробелами в школьных и даже сугубо житейских знаниях, заставляет учителя искать и находить оптимальное решение перманентно возникающих проблем.

Необходимо прежде всего изучить личные дела воспитанников с тем, чтобы выявить их семейное положение, уровень дошкольной подготовки или ее отсутствие, общий уровень развития, медицинские показания и ограничения. Каждый урок в такой школе требует отдельной разработки с учетом эмоционального и физического состояния каждого ребенка, специфики его развития и поведения. Кроме того требуется большая техническая работа по  формированию «банка индивидуальных карточек» – не менее 3-4 уровней по каждой теме. Требуется выстроить «стратегию и тактику» ведения урока в классах с различной наполняемостью (от 6 до 16 человек).

В подобных условиях, на мой взгляд, оптимальным решением является дифференциация на микроуровне – внутриклассно, а наибольший интерес -  2 формы внутриклассной дифференцированной работы: групповая и индивидуальная. В  небольших классах хороший результат достигается  созданием цепочки: индивид – пара – группа – класс. Вначале урока работаем в паре «учитель – слабый ученик», более сильные ученики «работают учителем»: проверяют задание, исправляют ошибки и т.д.  Слабый ученик, находясь в центре внимания учителя, концентрирует внимание, память, благодаря индивидуальному подходу происходит  более прочное усвоение  знаний и  навыков.

Те же знания и навыки в расширенном виде закрепляются при работе в паре « сильный  – слабый», подключается группа, происходит обогащение процесса общения, затем активизируется весь класс и включается «фронтальный режим» работы. Таким образом, каждый ученик вносит свою посильную долю знаний в общую копилку класса. Схемы, опорные таблицы, индивидуальные карточки и раздаточный материал призваны помочь «слабому» стать «средним», «среднему» – сильнее.

Очень важно, на мой взгляд, не дать учащимся понять, что учитель в ходе работы  разделяет их по степени подготовки и общему развитию. Это может дать толчок к возникновению конфликтной ситуации, унизить достоинство ребенка, породить в нем комплекс неполноценности. Осознание того, что его считают «слабым» снижает уровень самооценки ученика, унижает его в собственных глазах и в глазах одноклассников. У т.н. «сильных» учеников, наоборот, неоправданно возрастает самооценка и амбиции.

Для внедрения в свою повседневную практику дифференцированного обучения необходимо определить цели и задачи использования этого метода на данном этапе обучения и в данном классе, провести предварительную диагностику (предпочтительно с поддержкой школьного психолога и медицинских работников), провести кропотливый анализ обученности/обучаемости учащихся, разработать собственный «банк» разноуровневых заданий по всем темам школьного курса, ввести собственную систему контроля и анализа, отслеживать и положительную и отрицательную динамику результатов работы.

Несомненно, нельзя считать дифференциацию обучения педагогической панацеей, единственно верным решением наболевших проблем. Многие положения требуют дальнейшей научной, экспериментально и сугубо практической разработки и задача каждого педагога, применяющего этот метод в своей работе, внести посильный вклад в творческую «копилку» педагогики.

 


Библиографический список
  1. Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение. Дифференциация как система. М., 1992
  2. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против. Школьные технологии. 2001. №6
  3. Педагогический  словарь. М., Просвещение, 1998
  4. Подласый И.П. Педагогика. – М., Просвещение, 1996


Все статьи автора «Шедогубова Елена Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: