УДК 372.8

ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Шедогубова Елена Петровна
КООУ ВО "Семилукская санаторная школа-интернат"
учитель русского языка и литературы

Аннотация
В статье обосновывается правомерность применения игровых технологий на уроках литературы как в младших, так и в старших классах в условиях санаторной школы-интерната для детей, нуждающихся в длительном лечении. Представлены некоторые авторские приемы и игры.

Ключевые слова: варативность выбора, Игровые методики преподавания, разнообразие форм и методов, сюжетно-рллевые и дидактические игры


ТRAINING METHODOLOGY ON THE LITERATURE IN THE CONDITIONS OF SANATORIUM BOARDING SCHOOL

Shedogubov Elena Petrovna
KOOU VO "Semiluki sanatorium boarding school"
Teacher of Russian language and literature

Abstract
The article proves the usefulness of game technologies at the lessons of literature both in children and in the senior classes in the conditions of sanatorium boarding school for children requiring long-term treatment. Presents some author tricks and games.

Библиографическая ссылка на статью:
Шедогубова Е.П. Игровые методики обучения на уроках литературы в условиях санаторной школы-интерната // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2358 (дата обращения: 12.07.2023).

Кризисные явления в образовательной сфере настоятельно требуют внедрения эффективных педагогических технологий, к числу которых можно отнести и игровые методики. В условиях информационно перенасыщенного общества задачей педагогики становится не столько пассивная передача ученикам знаний, сколько  обучение самостоятельному приобретению знаний.

Цель статьи состоит в том, чтобы обосновать правомерность и целесообразность частого применения игровых методик на уроках литературы как в младших, так и в старших классах в условиях интернатного санаторного учреждения.

Задача работы проанализировать и обобщить уже имеющийся опыт работы  с применением  как сугубо дидактических, так и сюжетно-ролевых игр (с преобладанием последних). Невысокий социальный статус поступающих к нам детей, низкий уровень дошкольной подготовки или полное ее отсутствие, различные виды отклонений в поведении, немотивированная агрессия, заболевания нервного характера – вот неполный перечень трудностей, с которыми ежедневно сталкиваются педагоги нашей школы. В подобных условиях учитель должен искать и находить оптимальные решения перманентно возникающих проблем. Каждый урок требует особой разработки с учетом психоэмоционального и физического состояния каждого ребенка, специфики его развития и поведения, оценки  общего эмоционального настроя в классе. Игра  поможет снять напряжение, сгладит негативные эмоции, мобилизует энергию детей на выполнение учебных целей и задач.

Из истории вопроса: от теории к практике

Детская игра – исторически древнейший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых,  и направлена на познание окружающей действительности. Игра является благодатным предметом изучения  самых разных наук – истории культуры, этнографии, психологии, педагогики и т.д. Этому «детскому» вопросу посвящены серьезнейшие работы Г. Спенсера (теория «избытка сил»), К. Гросса (теория предупреждения), В. Штерна, З. Фрейда, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С. Соловейчика и др.

Достаточно долгое время существовало непреложное мнение, что учение – это тяжкий труд, принуждение, насильственные действия. На смену этой точке зрения пришла, к счастью, иная: «учение с увлечением», а увлечь ребенка способна именно игра. Педагогические игры – это практически необъятная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Самое главное  отличие педагогической игры от игры вообще состоит в четкой направленности на обучение в процессе игры и в результате ее.

Игра при разумном и профессиональном подходе позволяет обеспечить учащемуся комфортные условия на уроке, реализовать свой творческий потенциал, умение работать самостоятельно, в паре, в команде, подчиняясь заранее оговоренным правилам.

В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие

Компоненты:

  • мотивационный;
  • ориентационно-целевой;
  • содержательно-операционный;
  • ценностно-волевой;
  • оценочный.

Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов. Начало любой игры – это прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников, но если игровой задачи  нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение.

Для соединения дидактических и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение игроков, обеспечивают им равные условия, выступают регулятором игрового действия. Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу.

Игровые правила реализуются в игровых действиях.  Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру. Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Обязательным структурным элементом игры является ее результат как для учителя (игра продемонстрировала наличие умения, уровень  усвоения знаний, владение навыками), так и для ученика. Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.

Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.  Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями, шарадами, ребусами, командными играми (литературный квн, брейн-ринг и т.д.) 

Для старшеклассников характерен интерес к социальным явлениям и собственная роль в жизни общества. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, общении, поиске решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. О всех возрастных особенностях учащихся учитель помнит при организации игр.

Значение игровой технологии состоит в том, что она создает особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнерские.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, квн, уроки-викторины и т.д.

В настоящее время существует большое количество игр, которые учитель может использовать на уроке русского языка и литературы в процессе работы по игровой технологии (игры-путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото; подвижные игры, например, с мячом; компьютерные игры и т.д.). Главное, что должен помнить педагог: управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения всех учеников класса. Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.

Мы играем в … «литературу»

Уроки литературы в школе, с одной стороны, являются благодатным полем для применения самых разнообразных видов игр на всех этапах обучения от младших классов до старшеклассников. С другой стороны, не секрет, что в наш век интернет-засилья, отсутствия интереса к чтению, утраты навыков чтения в целом  учитель остается один на один со злободневной проблемой: как вернуть школьнику интерес к чтению, как ненавязчиво и исподволь «подружить» его с школьной программой по литературе. Вот здесь на помощь может прийти игра как в 5-8 классах, так и в старших классах.

Хотелось бы поделиться опытом применения игровых технологий на уроках литературы при работе с детьми из социально-неблагополучных семей, с невысоким уровнем знаний  и с отклонениями в поведении. При таких условиях на первый план выдвигается медицинская заповедь «не навреди», на мой взгляд, безусловно подходящая и для современной педагогики в целом, и для педагогов, работающих в интернатных учреждениях.

Для того чтобы увлечь детей чтением, работой с литературным текстом, его анализом, научить их устной и письменной речи можно использовать, к примеру, игры такого типа.При изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» играем в  игру «писатель».

Участники: 2-3 «гоголя», 2-3 критика – жюри.

Условия: я – Гоголь, я решил переписать пьесу и превратить ее в повесть.

Объем: одно действие пьесы, (для учеников со слабой подготовкой – одно явление).

Выбор материала: из предложенных учителем вариантов предоставить классу, а не участникам; можно устроить жеребьевку.

Дано: карточки с устаревшими словами и выражениями, которые обязательно употребить в работе, текст-первоисточник.

Время: оговаривается участниками.

Итоги: подводят выборные «злые и добрые» критики.

«в огромную гостиную дома городничего впопыхах вбежал с распечатанным письмом в руках почтмейстер. Он был растерянным и обомлевшим, наверное, поэтому он и не обратил внимания на Сквозник-Дмухановского, а обратился ко всем гостям. Он кричал, что произошла ошибка, что ревизор вовсе не ревизор, а черт знает что.

Это страх и любопытство заставили его распечатать письмо с адресом «в почтамтскую улицу», а там оказалось такое… гости вырывали друг у друга письмо, читали хлесткие замечания о себе, о других и о самом городничем. Только что они низко кланялись ему, а теперь издевались и смеялись над ним. Чтение этого письма превратилось в какой-то конец маскарада. Все сорвали маски, а тут как гром среди ясного неба – приехал настоящий ревизор и требует всех чиновников к себе!».

Очень интересна для учащихся игра в «литературное письмо».

2-3 участника

Условие: написать письмо придуманному персонажу от имени персонажа действующего.

Объем: оговаривается участниками, примерно равный.

Выбор материала: предоставлен классу из предложенных учителем вариантов.

Дано: исходный текст, карточки с ключевыми словами и выражениями, обязательными для участников.

Время: оговаривается участниками.

Итоги: подводит выборное жюри.

«любезный брат Василий Кузьмич!

Спешу сообщить тебе об удивительных событиях, имевших место в городе нашем тому неделю назад. Вообрази, друг мой сердечный, побывал в наших краях важный чиновник особых поручений из самого Петербурга. Представь, какой переполох поднялся в обществе в ожидании этого ревизора. Будучи тайно предупреждены о его прибытии, в каждом проезжающем подозревали сию персону – инкогнито.

Некая персона проживала на постоялом дворе, денег не платила и вела себя важно. Городничий наш пригласил господина этого остановиться в своем доме, и все важные лица нашего города шли к нему на поклон.

Каюсь: и я в мундире и при шпаге засвидетельствовал свое почтение, но был весьма удивлен просьбой столь сановной особы о деньгах взаймы, дескать, в дороге поиздержался.

Каково же было мое изумление после отъезда г-на ревизора, обручившегося с дочерью городничего и обещавщего самому Сквозник-Дмухановскому высокое покровительство, когда от страха и любопытства я письмо с адресом «в почтамтскую улицу» распечатал!

С ужасом узнали мы, что г-н Хлестаков ни то ни се; черт знает что такое. А почтеннейшие люди нашего города  (ваш покорный слуга в их числе) были введены им в обман и заклеймены в письме поносными словами.

Скандал случился ужасный, так как события сии случились в доме городничего при большом собрании народу. Г-н городничий от таких вестей был вне себя, а потом и вовсе остолбенел, как услышал о появлении настоящего ревизора из Петербурга.

Вот такие, душа моя Василий Кузьмич, случились у нас вещи. Отпишите, что вы о сем удивлении думаете, а я о продолжении писать вам обещаюсь.

Остаюсь любящий вас брат

Иван Кузьмич Шпекин, надворный советник»

Даже в 11 классе учащиеся охотно участвуют в такого рода игре-перевоплощении. На одном из уроков мы разыграли сцену суда над Раскольниковым: «адвокат, прокурор и судья» сами выбрали себе роли, написали текст выступлений. Вот, к примеру, «явка с повинной» Родиона Раскольникова.

« милостивый государь Илья Петрович!

Будучи в здравом уме и твердой памяти прошу мои слова записать: это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил.

К совершению смертоубийства склонила меня нищета, скверное положение, беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью хоть и 3000 рублей, которые я рассчитывал найти у убитой.

Решился же я на убийство вследствие своего легкомысленного и малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами; чистосердечное же раскаяние в содеянном побудило явиться с повинной.

На предложенные мне по делу  вопросы разъясняю, что заклад

сделан для отвлечения внимания Алены Ивановны из дощечки деревянной с металлической полоской, натуго нитками перевязанной. Кошелька, добытого у убитой, не открывал, точной суммы денег знать не могу. Вещи и кошелек спрятаны под камнем на Вознесеновском проспекте.

О временном умопомрачении и болезненной мономании убийства и грабежа без дальнейших целей и выгоды заявляю, что психически нездоровым себя не считаю, но защищать и обелять себя нужным не нахожу.

к сему

Бывший студент Родион Романович Раскольников».

Игра на уроке литературы может «отнять» 5-10 мин (викторина «угадай героя» – клише тв-игры «угадай мелодию», брифинговая игра «кто есть кто» – демонстрируются портреты поэтов и писателей – необходимо дать  максимальное количество верных ответов), а может стать основой всего урока.

Заключение

Подобного рода игры стимулируют учащихся к поиску необходимой информации в тексте, умению ее извлечь, обработать, интерпретировать и представить на суд «зрителей» за ограниченное количество времени в рамках, к примеру, одного урока. Игры другого плана, о которых уже упоминалось ранее, нацелены скорее на использование уже имеющихся знаний, хотя и они имеют свои несомненные достоинства: развивают умение работать с использованием различных стратегий поведения (одиночных, парных, групповых, командных).

Таких игр в копилке каждого учителя огромное множество, важно уметь варьировать и компоновать игры с запланированными этапами урока, подстраивать ритм игры под психоэмоциональное состояние детей и никогда не «навязывать» игру авторитарными методами. Самый удачный, по моему мнению, вариант введения игры в ткань урока – детское «а давайте поиграем…».

Насколько игра вписывается в урок, выстроенный с требованием ФГОС? Вспомним технологический процесс подготовки урока современного типа. Он по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Однако  теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. 

Требования к современному уроку можно сформулировать следующим образом:

- самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;

- учитель выступает в роли организатора, а не информатора;

- обязательная рефлексия учащихся на уроке;

- высокая степень речевой активности учащихся.

Учитель не дает знания в готовом виде, не комментирует и не исправляет ответы учеников, давая возможность сделать это самим учащимся, предугадывает затруднения учеников и моделирует ход урока, исходя из ситуации.

Традиционная классно-урочная система обучения не позволяет применять игровые технологии в массовом порядке, но игра ведь и не является самоцелью в процессе обучения. В педагогической практике она обладает четкой учебно-познавательной направленностью и направленность эту обеспечивает именно педагог, исподволь организовывая и координируя деятельность учащихся.

Место и роль игровых технологий в учебном процессе, сочетания элементов игры и учебы во многом зависят от понимания педагогом функций «педагогической» игры, его личного видения ее роли и места в педагогическом процессе.

Во власти педагога умело сочетать богатейший ряд нетрадиционных и апробированных временем форм и методов обучения в своей повседневной практике, вырабатывать свои собственные пути решения задач, поминутно возникающих в ходе урока, строить свою работу на принципах личностно-ориентированного подхода к ученику.


Библиографический список
  1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., педагогика, 1989
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1996, № 6
  4. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (педагогика как практическая режиссура). Воронеж, 1995
  5. Жаглина О.А. Лекция курсов дистанционного обучения ВОИРКиПРО (модуль 185)
  6. Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. М., 1987
  7. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении, М., Просвещение, 1992
  8. Шедогубова Е.П. Проектные методики в повседневной педагогической практике… «за» и не «против», М., Новые педагогические технологии. Материалы IVмеждународной научно-практической конференции. 2011
  9. Http://hrm.ru/db/pedagogicheskoe-proektirovanie


Все статьи автора «Шедогубова Елена Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: