УДК 371.8

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Ефимова Ирина Юрьевна1, Веремеенко Оксана Олеговна2
1Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова, доцент, к.п.н., доцент каф. прикладной информатики
2Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова, ассистент каф. экономики и предпринимательства

Аннотация
В статье описан опыт использования современных инновационных технологий в организации профориентационной работы в ВУЗе. Профориентация направлена на IT-специальности для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ, колледжей и лицеев.

Ключевые слова: инновационные технологии, информационные технологии, профориентационная работа


MODERN INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE CAREER GUIDANCE

Efimova Irina Urevna1, Veremeyenko Oksana Olegovna2
1FBGOU VPO "Magnitogorsk State Technical University G.I.Nosova" Russia, Magnitogorsk, FBGOU VPO "Magnitogorsk State Technical University G.I.Nosova" Russia, Magnitogorsk, associate professor, Ph.D., Associate Professor of Department. applied Informatics
2FBGOU VPO "Magnitogorsk State Technical University G.I.Nosova" Russia, Magnitogorsk, FBGOU VPO "Magnitogorsk State Technical University G.I.Nosova" Russia, Magnitogorsk, Assistant Department. Economics and Business

Abstract
The article describes the experience of the use of modern innovative technologies in the career guidance in high school. Vocational guidance is aimed at IT-specialties for students graduating classes of secondary schools, colleges and lyceums.

Keywords: IT-специальности


Библиографическая ссылка на статью:
Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О. Современные инновационные технологии в организации профориентационной работы // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2420 (дата обращения: 02.10.2017).

Основой эффективного и качественного обеспечения жизнедеятельности университета является профориентационная работа среди учащихся средних общеобразовательных учреждений, профессиональных училищ и колледжей.  В ходе довузовского образования должны формироваться личностные качества абитуриентов, необходимые для выбора профессии и достижения в дальнейшем профессионального и социального успеха. Программа довузовской подготовки должна предусматривать меры по профориентационному информированию среди населения о направлениях и специальностях вуза, профилях бакалавриата, подготовке в магистратуре, профессиях и возможностях трудоустройства, повышении квалификации в системе дополнительного профессионального образования. Кроме того, необходимо использовать современные инновационные технологии, описание профессий и обеспечить свободный доступ учащихся и студентов к информационным профориентационным ресурсам [1].

В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса образовательного учреждения. Тем не менее, можно выделить  следующие наиболее характерные инновационные технологии: использование информационных ресурсов в обучении и воспитании, личностно – ориентированные технологии в преподавании, информационно – аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования, воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного специалиста, мониторинг интеллектуального развития специалиста и др.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения использования современных информационных технологий и ресурсов. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области информационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности [2].

Проектируемая нами методика организации профориентационной работы с использованием современных инновационных технологий предполагает:

1. В качестве формы организации выбрать проведение выездного группового внеклассного мероприятия профориентационной направленности для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ, колледжей и лицеев [3].

2. Содержание должно включать:

-                      групповое профинформирование;

-                      презентации факультета и профессий;

-                      профнаправленные лекции и  беседы;

-                      экскурс с применением дистанционных технологий;

-                      викторины, конкурсы и КВН;

-                      индивидуальное анкетирование и профориентационное  компьютерное тестирование.

3. Мероприятие проводится с широким применением современных информационных ресурсов:  виртуальных презентаций, фото-слайдов и видео-роликов, образовательного сайта и портала и др.

4. В качестве конкурсного задания предлагается создание проекта презентации в Microsoft PowerPoint  о той специальности и профессиональной области, в которой учащиеся видят в свое будущее. Выбор данного задания обусловлен тем, что создание презентаций в Microsoft PowerPoint  наиболее доступное и известное для школьников. Вопросы викторин подготавливаются с учетом требований ФГОС среднего (полного) общего образования [4].

5. Во время проведения мероприятий необходимо привлечение студентов вуза. Эффективно привлечение творческих коллективов студентов для организации выступлений, КВН,  конкурсов.

6. До начала и после выступления целесообразно проведение индивидуальных консультаций по вопросам поступления в университет, раздача информационного и справочного материала об университете и факультете, газет. Кроме того, при наличии технической возможности желательна организация мини-экспозиции факультета и современных информационных технологий, лабораторий и техники, используемой в учебном процессе. Это поможет заинтересовать и привлечь внимание школьников.

7. Мероприятие направлено на информирование учащихся (знание специфики профессиональной отрасли, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, правил и порядка приема в вуз, организации обучения на факультете), формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных намерений, изучение школьниками своих личных качеств и способностей и их соотнесение с профессиональной сферой, повышение мотивации школьников на изучение информатики и популяризация IT-сферы.

Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда [5].

Профориентация как средство регулирования профессиональной направленности личности является социально значимым делом, так как в эпоху модернизации и внедрения инновационных технологий во все сферы экономики и бизнеса российское общество остро нуждается в грамотных специалистах и квалифицированных кадрах [6]. Для принятия мотивированного и взвешенного решения – выбора профессионального пути –  молодому человеку необходимы четкие жизненные ориентиры, в том числе знания о специфике разных профессий, возможностях получения высшего профессионального образования по интересующему направлению, конъюнктуре современного рынка труда, перспективах трудоустройства и построения успешной карьеры. Следовательно, разработка научно-информационных материалов по изучению характера и методов ведения профориентационной работы приобретает особую актуальность.


Библиографический список
  1. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2006, – 22 с.
  2. Махмутова М.В. Формирование образовательной информационной среды подготовки ИТ-специалиста с использованием технологии дистанционного обучения: дис. … канд. пед. наук / Махмутова Марина Владимировна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 188 с.
  3. Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе Савельева Л.А автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2005
  4. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
  5. Ефимова И.Ю. Анализ сфер занятости выпускников it-специальностей вуза и проблемы их трудоустройства// Современные проблемы науки и образования: материалы L внутривуз. науч. конф. преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 290 с. С. 222-224.
  6. Ефимова И.Ю. Исследование эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей вуза с использованием мониторинговых технологий// Матер. ХI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России (ПН-11)», 16 августа2011 г., Новосибирск. . № 11. С. 378-382.


Все статьи автора «iefimova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: