Глаз – самый активный из органов чувств, находящийся в непрерывном движении. Глаза постоянно, одну за другой, обследуют детали окружающего нас видимого мира, играя важнейшую роль в зрительном восприятии. Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.
В 1974г. американскими учеными Т.Бауэром, Р. Францем и др. были проведены эксперименты по изучению зрительного мира грудного ребенка.
У детей уже в первые дни после рождения обнаружились ориентировочные рефлексы на свет, защитные рефлексы на яркий свет, безусловные рефлексы на движущийся предмет – движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя, зрительное сосредоточение – фиксация глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. Новорожденные начинали с разглядывания очертаний вещей. На третьей неделе жизни зрительное сосредоточение длилось до 5 минут. Однако на первой неделе жизни у новорожденных обнаружилась реакция на контакт «глаза в глаза» – дети смотрели в глаза человека, который брал их на руки. Было установлено, что новорожденные предпочитают лицо или его схематическое изображение любому другому стимулу.
У новорожденных имеется потребность в сенсорном стимулировании, удовлетворение которой обеспечивает их нормальное развитие. У детей, прошедших специальное сенсорное обучение, наблюдалось более раннее появление почти всех умений: развитие эмоций, зрения, слуха, понимания речи взрослого, развитие действий с предметами, движений.
Особенности зрительной системы грудного ребенка.
Острота зрения новорожденного в 30 раз хуже, чем у взрослого. Ниже контрастность, ниже общая чувствительность (малыш видит, как сквозь густой туман). Лучше воспринимает крупные контрастные символы. Грудной ребенок физиологически дальнозорк, а практически – близорук. У ребенка несовершенны движения глаз: от рождения он следит за объектом только по горизонтали, но за полгода усваивает все виды движений – по вертикали, по кругу, по усложненной траектории.
Поле зрения малыша ограничено до 30*.
Развитие зрительных функций происходит очень быстро, особенно, в первые полгода. Частично это связано с развитием мозга – зрительной коры других областей, частично – с расширением зрительного опыта малыша.
Развитие зрительного восприятия и интеллекта.
Глаза, зрительные нервные пути, зрительные отделы мозга к моменту рождения ребенка еще плохо развиты.
Существует определенный критический возраст для развития той или иной зрительной реакции. Если эта реакция не будет «запечатлена» в критическом возрасте из-за отсутствия зрительных стимулов, то развитие будет протекать аномально, без включений зрительного компонента.
Важная задача – не пропустить благоприятный момент для развития малыша.
Можно заниматься развитием зрительного восприятия ребенка почти с рождения.
Система занятий по развитию зрительного восприятия с детьми от рождения до одного года.
Новорожденный
-
Черно-белое изображение лица человека.
Диаметр – 16см.
На расстоянии 25см от глаз ребенка перемещать, когда ребенок видит его, затем передвигать вправо-влево (1-2 мин., 1-2 раза в день).
-
Кольцо.
В солнечную погоду использовать холодные цвета, в пасмурную – теплые.
Диаметр – 5-7 см.
Закрепить на стержень длиной 60-70 см.
На расстоянии 25см от глаз ребенка перемещать, когда ребенок видит его, затем передвигать вправо-влево (1-2 мин., 1-2 раза в день).
1 месяц
-
Черно-белое изображение лица человека.
Диаметр – 16см.
На расстоянии 25см от глаз ребенка перемещать, когда ребенок видит его вправо, влево, в центр; вниз, в центр; вверх, в центр (2-3 мин).
-
Круг или овал с выпадающим сектором.
Расстояние то же. Привлечь внимание ребенка, убрать один сектор (1-2 мин).
-
Подвешивание игрушек в «два этажа».
На высоте 60-70см новая игрушка, на высоте 7-10см – знакомая. Ленточка от новой игрушки свисает к руке ребенка. Покачать ее, привлечь внимание ребенка. Через 2-3 дня поменять на новую игрушку или погремушку (2 раза вдень, 1-2 недели).
-
Колокольчик.
Использовать вместо верхней игрушки (до 3-х месяцев).
1,5 месяца
-
Небьюшееся зеркало.
Подвесить на высоте 18-20см от глаз ребенка (2-3 мин.).
-
Цветной диск.
Вращающийся диск закрепить в поле зрения ребенка. Ребенок наблюдает лежа на боку или полусидя в креслице (1 мин.).
2 месяца
-
Диск с печатным текстом.
-
Черно-белые концентрические круги.
-
Шахматная доска.
-
Куб с вертикальными и горизонтальными полосами (шаг 3см).
Источник света – за головой ребенка. Каждый день – новое пособие. Ребенок рассматривает хорошо освещенное пособие 2 раза в день.
-
Оранжевая или желтая игрушка.
Диаметр 5-7см, высота 40см. для прослеживания перемещать на 180*.
-
Книжка-раскладушка.
Поставить вдоль манежа или кроватки. Ребенок лежит на боку. После рассматривания дать ребенку погремушку с подобным рисунком.
-
Колокольчик
Подвесить на высоте 60-70см над грудью ребенка. Соединить лентой с ручкой или ножкой ребенка.
-
Воздушный шарик.
То же, что и с колокольчиком.
- Сюжетная игрушка среднего размера.
- Передвигать в сторону, Вызывая активные движения головой и туловищем.3 месяца
-
Цветное изображение лица человека с разной мимикой (плачет, смеется).
Ребенок лежит на спине. Пособие медленно передвигать во всех направлениях, приближать, удалять. Сначала с одним, затем с другим.
-
Игра с ширмой и дисками.
Два диска: синего и желтого цвета. Ширма перед глазами ребенка, он – в кресле. Спрятать синий диск – достать желтый и наоборот.
-
Подвешенная игрушка.
(или кольцо из цветного картона диаметром 16см)
Располагают низко, удобно для захвата. Менять цвет, размер, звучание. Когда ребенок захватил – потянуть к себе. У ребенка возникает мышечное усилие.
-
Два ярких кольца.
Диаметр – 5см, 10см. Побуждать ребенка к захватыванию.
-
Зеркало.
Подносить ребенка к зеркалу, вызывая сосредоточение, радость, приближать, удалять.
4 месяца
-
Колпачок.
Под конус высотой 20см спрятать игрушку на глазах у ребенка.
-
Ширма и диски.
Два диска красного и зеленого цвета.
-
Ширма и игрушки.
Мячик – пирамида. Матрешки: большая – маленькая.
-
Картина.
Панель с рисунками, повторяющими предыдущие (точки, полосы, спирали).
-
Выкладывание предметов.
Выложить два знакомых и один новый предмет на расстоянии от них (колечки и кубик). Побуждать ребенка к ощупыванию предметов.
5 месяцев
-
Два колпачка.
Под один спрятать мячик на глазах ребенка («Где мячик?»).
Поднять пустой колпачок («Нет мячика»).
Поднять другой («Вот мячик»).
-
Дотянись до игрушки.
Ребенок лежит на животе, перед ним – игрушка.
-
Рассматривание предметов из строительного набора (бруски, кирпичики, призмы).
Сначала поставить один предмет, затем другой, третий. Через 2-3 дня добавить предмет отличающийся от остальных.
-
Зеркало на ленте.
Подвесить так, чтобы ребенок мог достать.
6 месяцев
-
Игрушки.
Предлагаются игрушки разные по цвету, форме, величине.
-
Три колпачка.
Спрятать игрушку на глазах у ребенка, переставить колпачки. Играть как в 5 месяцев.
-
«Где киса?»
Привлечь внимание ребенка к яркой, крупной, звучащей игрушке. Когда ребенок будет поворачивать в ее сторону голову, поменять место игрушки.
-
Зеркало.
Формирование восприятия отражения ребенка и взрослого в зеркале.
-
Платочек (полупрозрачный).
Накрыть предмет, сдернуть, повторить. Побуждать ребенка к действиям, показать, как играть с предметом. Развитие зрительного предвосхищения.
-
Падающая игрушка.
Привлекать внимание ребенка, действовать сбоку и перед ним.
-
Действия с предметами, подсказанные их свойствами.
Мяч – толкать, кубики из миски – высыпать, из ведра игрушки – вынимать, разные коробочки – открывать.
-
Действия с твердыми предметами.
Предложить для самостоятельных действий предметы диаметром 5см.
7 месяцев
-
Раскладывание кубиков и лоскутков.
На глазах ребенка разложить из одной мисочки в разные стороны:
Кубики – лоскутки, колечки – призмы, кубики – шарики.
-
Игра с детским кремом.
Размазать пальчиком ребенка по зеркалу или мисочке.
-
«Где?»
Учить находить 2 игрушки, находящиеся на постоянных местах.
-
«Прятки».
Называть спрятанные от взора ребенка предметы и игрушки.
8 месяцев
-
Двусторонняя игрушка.
С одной стороны черно-белая с другой – цветная, шершавая – гладкая.
Подвесить на стену или кроватку.
-
Игра с ширмой.
Диски меняются парами и предъявляются в разных сочетаниях.
-
Колпачки.
4 колпачка одного цвета.
-
Платочки.
Играть как в колпачки.
-
«Ладушки».
Учить понимать названия действий и выполнять их.
-
Действия по подражанию.
«До свидания», «Дай ручку», «На».
9 месяцев
-
Колпачки.
5 колпачков. Спрашивать ребенка, где спрятан предмет.
-
Предметы из двух частей (бочонки, шкатулки).
Спрятать предмет, дать найти.
-
Выпиловки с ширмой.
Рассматривание предмета и его точного изображения, вырезанного по контуру. Спрятать предмет – достать выпиловку («Где мяч? – Вот мяч»).
-
Игры с зеркалом (см. выше).
-
Называние предметов.
Увеличивать количество понимаемых слов, просить дать игрушку, побуждать говорить «дай, дай».
10 -12 месяцев
-
Подойди к игрушке.
Побуждать ребенка встать, дойти до игрушки. Подбирать предметы разные по фактуре.
-
Действия с предметами с учетом величины.
Большая и маленькая коробки с идентичными наборами предметов. Выкладывать большие предметы, затем маленькие и называть их.
-
Развитие обобщения.
Использование предметов одного вида из разных материалов.
-
Конусовидная пирамида с большими кольцами.
Развитие зрительно – моторной координации.
- Покачай лялю. Покорми кису. Построй башню.
- Обучать ребенка новым действиям с предметами по подражанию, потом «по слову».
-
Сортировка предметов по размеру, цвету, функции.
Мячи – куклы, зайцы – пирамиды.
-
Потяни машину. Позвени в колокольчик. Достань игрушку.
Обучение ребенка орудийным действиям. Использовать сначала толстую, затем тонкую веревочку. Развивать у ребенка зрительное внимание, мелкую моторику.
-
Игры с выпиловками. (См. 9 мес.)
На белом или голубом фоне.
-
Различение кубиков и кирпичиков.
Раскладывание в одинаковые коробки предметов одного цвета, затем разного.
-
6 колпачков.
Один колпачок другого цвета. Прятать предмет под колпачок-метку. Далее – как в 5 месяцев. Учить ребенка устанавливать связь между положением предмета и колпачка-метки.
Библиографический список
- В. А. Доскин, З. С. Макарова, Реабилитация детей в домах ребенка, М., Владос – Пресс, 2007г.
- Л.Б. Баряева, Ю.С. Галлямова, Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка, СПБ, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011г.
- М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина, Смотрим, видим, запоминаем, СПб, «Паритет», 2003г.
- Н.М.Аксарина, Воспитание детей раннего возраста, «Медицина», М., 1969г.