УДК 373.22

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДЕНЦЕВ»

Попова Наталия Анатольевна
Государственное казенное учреждение здравоохранения «Психоневрологический дом ребенка № 9», город Санкт – Петербург
учитель – дефектолог

Аннотация
В статье подчеркивается важность сенсорного стимулирования новорожденных для обеспечения их нормального развития на основе многолетнего опыта работы учителя – дефектолога в доме ребенка. Так же представлена система занятий, дан перечень игр, упражнений, пособий для работы в данном направлении. Статья имеет многогранную направленность, она будет интересна воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам и родителям.

Ключевые слова: аномальное развитие, благоприятный момент, занятия с рождения, зрительное восприятие, критический возраст, новорожденный, сенсорное стимулирование


TOOLKIT «THE SYSTEM OF LESSONS ON THE DEVELOPMENT OF VISUAL PERCEPTION IN INFANTS»

Popova Natalia Anatolievna
State state health agency "Psycho orphanage number 9", Saint –Petersburg
teacher - pathologist

Abstract
The article emphasizes the importance of sensory stimulation for infants to ensure their normal development, based on years of experience of the teacher - pathologists in the child's home. Just shows a system classes, given a list of games, exercises, manuals for work in this direction. The article has a multifaceted focus, it will be interesting educators, speech therapists, speech pathologists, psychologists and parents.

Keywords: a favorable moment, abnormal development, classes from birth, critical age, newborn, sensory stimulation, visual perception


Библиографическая ссылка на статью:
Попова Н.А. Методическое пособие «Система занятий по развитию зрительного восприятия у младенцев» // Современная педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/07/2550 (дата обращения: 02.10.2017).

Глаз – самый активный из органов чувств, находящийся в непрерывном движении. Глаза постоянно, одну за другой, обследуют детали окружающего нас видимого мира, играя важнейшую роль в зрительном восприятии. Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.

В 1974г. американскими учеными Т.Бауэром, Р. Францем и др. были проведены эксперименты по изучению зрительного мира грудного ребенка.

У детей уже в первые дни после рождения обнаружились ориентировочные рефлексы на свет, защитные рефлексы на яркий свет, безусловные рефлексы на движущийся предмет – движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя, зрительное сосредоточение – фиксация глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. Новорожденные начинали с разглядывания очертаний вещей. На третьей неделе жизни зрительное сосредоточение длилось до 5 минут. Однако на первой неделе жизни у новорожденных обнаружилась реакция на контакт «глаза в глаза» – дети смотрели в глаза человека, который брал их на руки. Было установлено, что новорожденные предпочитают лицо или его схематическое изображение любому другому стимулу.

У новорожденных имеется потребность в сенсорном стимулировании, удовлетворение которой обеспечивает их нормальное развитие. У детей, прошедших специальное сенсорное обучение, наблюдалось более раннее появление почти всех умений: развитие эмоций, зрения, слуха, понимания речи взрослого, развитие действий с предметами, движений.

Особенности зрительной системы грудного ребенка.

Острота зрения новорожденного в 30 раз хуже, чем у взрослого. Ниже контрастность, ниже общая чувствительность (малыш видит, как сквозь густой туман). Лучше воспринимает крупные контрастные символы. Грудной ребенок физиологически дальнозорк, а практически – близорук. У ребенка несовершенны движения глаз: от рождения он следит за объектом только по горизонтали, но за полгода усваивает все виды движений – по вертикали, по кругу, по усложненной траектории.

Поле зрения малыша ограничено до 30*.

Развитие зрительных функций происходит очень быстро, особенно, в первые полгода. Частично это связано с развитием мозга – зрительной коры других областей, частично – с расширением зрительного опыта малыша.

Развитие зрительного восприятия и интеллекта.

Глаза, зрительные нервные пути, зрительные отделы мозга к моменту рождения ребенка еще плохо развиты.

Существует определенный критический возраст для развития той или иной зрительной реакции. Если эта реакция не будет «запечатлена» в критическом возрасте из-за отсутствия зрительных стимулов, то развитие будет протекать аномально, без включений зрительного компонента.

Важная задача – не пропустить благоприятный момент для развития малыша.

Можно заниматься развитием зрительного восприятия ребенка почти с рождения.

Система занятий по развитию зрительного восприятия с детьми от рождения до одного года.

Новорожденный

  • Черно-белое изображение лица человека.

Диаметр – 16см.

На расстоянии 25см от глаз ребенка перемещать, когда ребенок видит его, затем передвигать вправо-влево (1-2 мин., 1-2 раза в день).

  • Кольцо.

    В солнечную погоду использовать холодные цвета, в пасмурную – теплые.

    Диаметр – 5-7 см.

    Закрепить на стержень длиной 60-70 см.

    На расстоянии 25см от глаз ребенка перемещать, когда ребенок видит его, затем передвигать вправо-влево (1-2 мин., 1-2 раза в день).

    1 месяц

  • Черно-белое изображение лица человека.

    Диаметр – 16см.

    На расстоянии 25см от глаз ребенка перемещать, когда ребенок видит его вправо, влево, в центр; вниз, в центр; вверх, в центр (2-3 мин).

  • Круг или овал с выпадающим сектором.

    Расстояние то же. Привлечь внимание ребенка, убрать один сектор (1-2 мин).

  • Подвешивание игрушек в «два этажа».

    На высоте 60-70см новая игрушка, на высоте 7-10см – знакомая. Ленточка от новой игрушки свисает к руке ребенка. Покачать ее, привлечь внимание ребенка. Через 2-3 дня поменять на новую игрушку или погремушку (2 раза вдень, 1-2 недели).

  • Колокольчик.

    Использовать вместо верхней игрушки (до 3-х месяцев).

    1,5 месяца

  • Небьюшееся зеркало.

    Подвесить на высоте 18-20см от глаз ребенка (2-3 мин.).

  • Цветной диск.

    Вращающийся диск закрепить в поле зрения ребенка. Ребенок наблюдает лежа на боку или полусидя в креслице (1 мин.).

    2 месяца

  • Диск с печатным текстом.
  • Черно-белые концентрические круги.
  • Шахматная доска.
  • Куб с вертикальными и горизонтальными полосами (шаг 3см).

    Источник света – за головой ребенка. Каждый день – новое пособие. Ребенок рассматривает хорошо освещенное пособие 2 раза в день.

  • Оранжевая или желтая игрушка.

    Диаметр 5-7см, высота 40см. для прослеживания перемещать на 180*.

  • Книжка-раскладушка.

    Поставить вдоль манежа или кроватки. Ребенок лежит на боку. После рассматривания дать ребенку погремушку с подобным рисунком.

  • Колокольчик

    Подвесить на высоте 60-70см над грудью ребенка. Соединить лентой с ручкой или ножкой ребенка.

  • Воздушный шарик.

    То же, что и с колокольчиком.

  • Сюжетная игрушка среднего размера.
  • Передвигать в сторону, Вызывая активные движения головой и туловищем.3 месяца
  • Цветное изображение лица человека с разной мимикой (плачет, смеется).

    Ребенок лежит на спине. Пособие медленно передвигать во всех направлениях, приближать, удалять. Сначала с одним, затем с другим.

  • Игра с ширмой и дисками.

    Два диска: синего и желтого цвета. Ширма перед глазами ребенка, он – в кресле. Спрятать синий диск – достать желтый и наоборот.

  • Подвешенная игрушка.

    (или кольцо из цветного картона диаметром 16см)

    Располагают низко, удобно для захвата. Менять цвет, размер, звучание. Когда ребенок захватил – потянуть к себе. У ребенка возникает мышечное усилие.

  • Два ярких кольца.

    Диаметр – 5см, 10см. Побуждать ребенка к захватыванию.

  • Зеркало.

    Подносить ребенка к зеркалу, вызывая сосредоточение, радость, приближать, удалять.

    4 месяца

  • Колпачок.

    Под конус высотой 20см спрятать игрушку на глазах у ребенка.

  • Ширма и диски.

    Два диска красного и зеленого цвета.

  • Ширма и игрушки.

    Мячик – пирамида. Матрешки: большая – маленькая.

  • Картина.

    Панель с рисунками, повторяющими предыдущие (точки, полосы, спирали).

  • Выкладывание предметов.

    Выложить два знакомых и один новый предмет на расстоянии от них (колечки и кубик). Побуждать ребенка к ощупыванию предметов.

    5 месяцев

  • Два колпачка.

    Под один спрятать мячик на глазах ребенка («Где мячик?»).

    Поднять пустой колпачок («Нет мячика»).

    Поднять другой («Вот мячик»).

  • Дотянись до игрушки.

    Ребенок лежит на животе, перед ним – игрушка.

  • Рассматривание предметов из строительного набора (бруски, кирпичики, призмы).

    Сначала поставить один предмет, затем другой, третий. Через 2-3 дня добавить предмет отличающийся от остальных.

  • Зеркало на ленте.

    Подвесить так, чтобы ребенок мог достать.

    6 месяцев

  • Игрушки.

    Предлагаются игрушки разные по цвету, форме, величине.

  • Три колпачка.

    Спрятать игрушку на глазах у ребенка, переставить колпачки. Играть как в 5 месяцев.

  • «Где киса?»

    Привлечь внимание ребенка к яркой, крупной, звучащей игрушке. Когда ребенок будет поворачивать в ее сторону голову, поменять место игрушки.

  • Зеркало.

    Формирование восприятия отражения ребенка и взрослого в зеркале.

  • Платочек (полупрозрачный).

    Накрыть предмет, сдернуть, повторить. Побуждать ребенка к действиям, показать, как играть с предметом. Развитие зрительного предвосхищения.

  • Падающая игрушка.

    Привлекать внимание ребенка, действовать сбоку и перед ним.

  • Действия с предметами, подсказанные их свойствами.

    Мяч – толкать, кубики из миски – высыпать, из ведра игрушки – вынимать, разные коробочки – открывать.

  • Действия с твердыми предметами.

    Предложить для самостоятельных действий предметы диаметром 5см.

    7 месяцев

  • Раскладывание кубиков и лоскутков.

    На глазах ребенка разложить из одной мисочки в разные стороны:

    Кубики – лоскутки, колечки – призмы, кубики – шарики.

  • Игра с детским кремом.

    Размазать пальчиком ребенка по зеркалу или мисочке.

  • «Где?»

    Учить находить 2 игрушки, находящиеся на постоянных местах.

  • «Прятки».

    Называть спрятанные от взора ребенка предметы и игрушки.

    8 месяцев

  • Двусторонняя игрушка.

    С одной стороны черно-белая с другой – цветная, шершавая – гладкая.

    Подвесить на стену или кроватку.

  • Игра с ширмой.

    Диски меняются парами и предъявляются в разных сочетаниях.

  • Колпачки.

    4 колпачка одного цвета.

  • Платочки.

    Играть как в колпачки.

  • «Ладушки».

    Учить понимать названия действий и выполнять их.

  • Действия по подражанию.

    «До свидания», «Дай ручку», «На».

    9 месяцев

  • Колпачки.

    5 колпачков. Спрашивать ребенка, где спрятан предмет.

  • Предметы из двух частей (бочонки, шкатулки).

    Спрятать предмет, дать найти.

  • Выпиловки с ширмой.

    Рассматривание предмета и его точного изображения, вырезанного по контуру. Спрятать предмет – достать выпиловку («Где мяч? – Вот мяч»).

  • Игры с зеркалом (см. выше).
  • Называние предметов.

    Увеличивать количество понимаемых слов, просить дать игрушку, побуждать говорить «дай, дай».

    10 -12 месяцев

  • Подойди к игрушке.

    Побуждать ребенка встать, дойти до игрушки. Подбирать предметы разные по фактуре.

  • Действия с предметами с учетом величины.

    Большая и маленькая коробки с идентичными наборами предметов. Выкладывать большие предметы, затем маленькие и называть их.

  • Развитие обобщения.

    Использование предметов одного вида из разных материалов.

  • Конусовидная пирамида с большими кольцами.

    Развитие зрительно – моторной координации.

  • Покачай лялю. Покорми кису. Построй башню.
  • Обучать ребенка новым действиям с предметами по подражанию, потом «по слову».
  • Сортировка предметов по размеру, цвету, функции.

    Мячи – куклы, зайцы – пирамиды.

  • Потяни машину. Позвени в колокольчик. Достань игрушку.

    Обучение ребенка орудийным действиям. Использовать сначала толстую, затем тонкую веревочку. Развивать у ребенка зрительное внимание, мелкую моторику.

  • Игры с выпиловками. (См. 9 мес.)

    На белом или голубом фоне.

  • Различение кубиков и кирпичиков.

    Раскладывание в одинаковые коробки предметов одного цвета, затем разного.

  • 6 колпачков.

    Один колпачок другого цвета. Прятать предмет под колпачок-метку. Далее – как в 5 месяцев. Учить ребенка устанавливать связь между положением предмета и колпачка-метки.


Библиографический список
  1. В. А. Доскин, З. С. Макарова, Реабилитация детей в домах ребенка, М., Владос – Пресс, 2007г.
  2. Л.Б. Баряева, Ю.С. Галлямова, Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка, СПБ, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011г.
  3. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина, Смотрим, видим, запоминаем, СПб, «Паритет», 2003г.
  4. Н.М.Аксарина, Воспитание детей раннего возраста, «Медицина», М., 1969г.


Все статьи автора «Попова Наталия Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: