УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ

Бадамшина Э.Б.1, Бамбуркина И.А.1, Семенова О.И.1
1ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, преподаватель кафедры физики им. В.А. Фабриканта

Аннотация
Рассматривается методика проведения практических занятий по физике в интерактивной форме с применением мультимедийного оборудования на кафедре физики имени В.А. Фабриканта НИУ МЭИ.

Ключевые слова: Интерактивное обучение, мультимедиа, образование, педагогика, практические занятия, физика


INTERACTIVE APPROACH TO TEACHING METHODS WITH EMPLOYMENT OF MULTIMEDIA EQUIPMENT AT PRACTICAL PHYSICS CLASSES

Badamshina E.B.1, Bamburkina I.A.1, Semenova O.I.1
1National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Moscow, physics teacher at Fabrikant department of physics of MPEI for many years

Abstract
In this paper we will consider methods for conducting interactive practical physics courses with employment of multimedia equipment at Fabrikant Moscow Power Engineering Institute, department of physics.

Библиографическая ссылка на статью:
Бадамшина Э.Б., Бамбуркина И.А., Семенова О.И. Использование интерактивного метода обучения с применением мультимедийного оборудования при проведении практических занятий по физике // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2632 (дата обращения: 27.05.2017).

ВВЕДЕНИЕ

Использование интерактивного метода обучения при проведении практических занятий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, так как он основан на взаимодействии студентов между собой и с преподавателем, в результате чего достигаются хорошие результаты обучения всеми учащимися.

Было неоднократно замечено, что монотонное изложение информации приводит к автоматической, не осмысленной записи материала. При этом интерес у студента к предмету постепенно угасает, поэтому его необходимо постоянно стимулировать. Одним из способов такой стимуляции является применение мультимедийного оборудования, а возможность непринуждённой беседы пробуждает интерес к происходящему на занятиях. Все это повышает мотивацию студентов к изучению дисциплины.

1. Методика применения интерактивного метода обучения при проведении практических занятий

Термин «интерактивное обучение» обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (учителем, преподавателем), т.е. интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними[1].        

Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Использование компьютерных интерактивных средств в обучении отвечает основным дидактическим принципам современной  системы высшего образования, ориентированной на подготовку высококвалифицированного специалиста [2]:  

-  научность;

-  развитие теоретического мышления и творческой активности студентов;

-  системность обучения;

-  самообразование;

-  обеспечение необходимого темпа изложения материала в сочетании с высоким уровнем трудности;

-  инновационность и наглядность обучения;

-  профессиональная направленность

При этом,  многие учащиеся уже со школы приучены к комплексному подходу в получении знаний, совмещающему традиционные методы обучения и методы, использующие современные компьютерные технологии. В большинстве современных школ активно используются ПК для демонстрации видеороликов с физическими опытами, которые сложно провести в условиях школьной лаборатории, на компьютерах проводятся виртуальные лабораторные  работы и всевозможные тесты, контролирующие знание учащихся. Широкое распространение получают электронные энциклопедии баз знаний (например, «Кирилл и Мефодий»), интернет ресурсы («Физика для всех», «Решу ЕГЭ» и т.д.)

Рассмотрим методику проведения практических занятий по физике в интерактивной форме и сравним её с традиционным методом обучения.

Целью проведения практических занятий по физике является обучение студентов методике решения задач по пройденным темам. Традиционно перед решением задач преподаватель кратко объясняет тему занятия и формулирует необходимые законы. Затем зачитывается условие задачи и, если необходимо, на доске изображаются рисунки и выполняются пояснения, после чего следует решение задачи.  

Интерактивный метод проведения практических занятий состоит в следующем: студентам показывается видеоматериал, содержащий физические эксперименты, на основе которого формулируется условие задачи, после чего предлагается обсудить увиденное, вспомнить законы, лежащие в основе экспериментов. При этом преподаватель только направляет обсуждение в нужное русло и комментирует правильные рассуждения, дополняя и обобщая их, если это необходимо. Когда у большинства студентов возникнет понимание увиденного на экране, преподаватель, а в некоторых случаях и сами студенты, производят математические выкладки. По окончании решения задачи студенты совместно с преподавателем подводят итоги и делают соответствующие выводы.

Кроме того, в качестве самостоятельной подготовки можно заранее объявить тему следующего занятия, что даст возможность студентам найти и изучить теоретическую информацию и затем применить ее на практических занятиях.

Таким образом, интерактивный метод проведения практических занятий обладает неоспоримым преимуществом, так как студенты с интересом наблюдают за происходящем на экране, с удовольствием в непринужденной обстановке обсуждают увиденное, что способствует лучшему усвоению пройденного материала.

Однако при проведении практических занятий в интерактивной форме был выявлен один недостаток по сравнению с традиционным методом обучения: количество решённых задач немного меньше (3 – 4, а не 5 – 6 как при традиционном способе). Но уменьшение количества задач покрывается улучшением усвоения материала.

Кроме того, было замечено, что обучающихся в интерактивной форме не должно быть много. Оптимальное количество участников составляет  10 – 15 человек.

2. Применение мультимедийного оборудования на практических занятиях

Оснащение аудитории мультимедийным оборудованием дает возможность повысить интерес студентов к такому предмету, как физика, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, облегчает процесс понимания и запоминания материала.

На кафедре физики сформирована видеотека из учебных фильмов, анимации физических процессов и видеороликов, которая используется при подготовке материалов для проведения практических занятий в интерактивной форме.

Рассмотрим способы применения мультимедийного оборудования на практических занятиях по одному разделу общего курса физики «Механика». В качестве условия задачи в данном случае выступает видеоматериал с физическим экспериментом. Показывать видео студентам можно двумя способами. В первом случае, видеоролик показывается целиком, после чего студенты обсуждают эксперимент и вспоминают законы, лежащие в его основе. Во втором – видеоролик показывают частично, до какого-то момента, далее студенты вспоминают законы и делают предположение об окончании эксперимента, и уже после обсуждения досматривают его до конца.

Кроме того, в процессе показа видеоматериала у преподавателя имеется возможность остановить воспроизведение и прямо на этом кадре, используя интерактивную доску, выполнить необходимые для понимания эксперимента подписи и рисунки. Пример такого кадра из видеоролика с подписями изображён на рисунке 1.    

Важным моментом применения мультимедийного оборудования на практических занятиях является то, что студенты видят физические эксперименты, а не просто текст, описывающий условие задачи. Так как часто студенты не могут понять задачу, потому что им сложно наглядно представить её условие. Кроме того, у преподавателя отпадает необходимость изображать рисунки на доске, что иногда бывает весьма затруднительно.

Рис. 1. Остановленный кадр из видеоролика с выполненными на нём комментариями

В связи с этим, показ студентам видеороликов с экспериментами  перед математическими выкладками, возможность самостоятельного поиска материала по заданной теме перед занятием, интерактивная беседа и обсуждение увиденного на экране позволяют учащимся более полно представить условия задач и лучше усвоить материал. При этом у студентов возникает интерес к рассуждениям и к решению задачи в целом. Кроме того, просмотренные видеоролики хорошо запоминаются, что впоследствии позволяет студентами быстрее вспоминать изученный материал во время сдачи зачетов и экзаменов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерактивное обучение с применением мультимедийного оборудования позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков у студентов. Такой вид обучения помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися и преподавателем, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.


Библиографический список
  1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  2. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. – Орел:  Орловский государственный технический университет, 2000. – 145 с.


Все статьи автора «SemenovaOI»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: