УДК 37.02

О МЕТОДИКЕ РАЗРАБОТКИ КОНСПЕКТА УРОКА

Баженов Руслан Иванович1, Баженова Наталья Геннадьевна2
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники, кандидат педагогических наук, доцент
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математики, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы проектирования и разработки конспекта урока. Приводится классификация уроков и требования к ним. Обсуждается реализация требований к уроку в его конспекте. Показана авторская методика разработки конспекта урока. Разработка иллюстрируется примерами из практики.

Ключевые слова: конспект урока, планирование урока, цели урока


ON HOW TO DEVELOP THE OUTLINE OF THE LESSON

Bazhenov Ruslan Ivanovich1, Bazhenova Natalia Gennadievna2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of Mathematics and methods of teaching mathematics

Abstract
The article discusses the design and development of the summary for the lesson. Classification of the lessons and requirements. Discusses how to implement the requirements of the lesson in his notes. Shows the author's development methodology outline of the lesson. The development is illustrated by examples from practice.

Keywords: lesson objectives, lesson planning, outline of the lesson


Библиографическая ссылка на статью:
Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2713 (дата обращения: 01.10.2017).

Многолетний опыт работы показывает, что студенты испытывают особые затруднения при разработке урока, а именно, возникают трудности с формулированием целей обучения, структурированием материала, методическим видением наполнения отдельных этапов урока, с сопоставлением отобранного содержания поставленным целям  и др. Безусловно, многое приходит с опытом. Возникает потребность не только в вербальном руководстве, но и в определенных письменных рекомендациях. Как правило, такая информация «кусочно» представлена в методической литературе.  Поэтому существует необходимость осмыслить исследования.

Общие проблемы методики обучения исследовались многими учеными П.И.Пидкасистым [1], В.А.Онищук [2] и др. Частные вопросы проектирования уроков в различных предметах  выделялись Г.И.Саранцевым [3], Е.И.Лященко [4], Л.М.Фридманом [5], М.П.Лапчиком [6], И.Г.Семакиным, Т.Ю.Шеиной [7], А.В.Шатиловой, О.А.Фурлетовой [8], Е.Г.Вегнер [9], Г.С.Щеголевой [10], М.В.Марченко [11]. Различные аспекты применения теории и методики обучения в педагогической практике преподавания освещались Л.З.Давлеткиреевой, Г.Н.Чусавитиной [12, 13], Е.М.Каргиной [14, 15], И.Н.Мовчан [16, 17], Р.И.Остапенко [18, 19], Н.Г.Баженовой  и др. [20-25], Р.И.Баженовым [26-34] и др.

Урок является одной из организационных форм учебно-воспитательного процесса в школе и  основой классно-урочной системы обучения [6].

На основе изучения сущности и структуры урока можно прийти к выводу, что такая форма организации занятий представляет  сложный педагогический объект. Уроки можно классифицировать по различным признакам: дидактическая цель; способ проведения; этап учебного процесса, форма проведения.

По дидактической цели можно привести такие типы уроков: ознакомление с новым материалом; закрепление изученного; применение знаний и умений; обобщение и систематизация знаний; проверка и коррекция знаний и умений; комбинированный.

По способу проведения уроки можно разделить на беседы, лекции, экскурсии, видеоуроки, самостоятельную работу учащихся, лабораторные и практические работы и сочетания перечисленного.

В случае основы, как этап учебного процесса, то определяются вводные, первичного ознакомления с материалом, образования понятий, установления законов и правил, применения полученных правил на практике, повторения и обобщения, контрольные, смешанные.

Так же возможна классификация уроков на виды по характеру деятельности учителя и учащихся. В этом случае выделение видов происходит в соответствии  используемой типологии.

Покажем  отдельные направления требований к уроку.

1. Наличие на уроке основной дидактической цели (учебной цели)

На уроке в различных сочетаниях решается несколько учебных задач: проверка знаний, умений, навыков; познание нового; закрепление изученного. Цель урока уточняет тему, отвечает на вопрос: «Что надо сделать на уроке?» Необходимо стремиться к тому, чтобы основная цель стала целью учеников.

2. Решение на уроке наряду с образовательными и воспитательных целей

Основная задача состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал и сам процесс обучения для воспитания у учащихся верных взглядов и убеждений. Описываемая цель реализуется на уроке через решение многих взаимосвязанных частных воспитательных задач: привитие и поддержание интереса к предмету; воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе;  воспитание потребности и умений учащихся изучать предмет.

3. Обоснованный отбор учебного материала на урок

Приведем требования: соответствие содержания урока его основной учебной цели; достаточный объем учебного материала, рассмотренного на самом уроке; оптимальное соотношение между конкретным и абстрактным; отражение необходимой взаимосвязи между теорией и практикой.

4. Применение на уроке методов обучения, обеспечивающих активное учение школьников

Требования по этой позиции: самостоятельное формулирование познавательной задачи; обнаружение на основе опыта закономерностей и формулировка их в форме суждений; определение вводимого понятия; под руководством учителя нахождение плана доказательства или решения задачи и  по возможности самостоятельная реализация; применение  наглядных и дидактических материалов.

5. Оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке

Комплексное применение наглядности и технических средств обучения в различных сочетаниях является оптимальным вариантом.

6. Организационная четкость урока

Перед учащимися на уроке ставятся очередные задачи. Урок проходит четко и организованно при выполнении необходимых условий: свободное владение учителем  материалом урока, учебным предметом; знание методики обучения предмету; знание индивидуальных особенностей учащихся класса; продумывание распределения всей работы на уроке во времени.

Подготовка учителя к урокам начинается с годового и тематического планирования учебного процесса.

В теории методики обучения процедура планирования учебного процесса прописана в виде алгоритма. Схема тематического планирования включает следующие операции [4]:

  1. Определение задач изучения темы на основе программы дисциплины и методических указаний.
  2. Ознакомление с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделение основных научных и воспитательных идей, понятий, законов, умений, навыков, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными задачами.
  3. Обоснование логики раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, дидактическими принципами, а также определение необходимых для раскрытия темы видов уроков.
  4. Конкретизация числа последовательности всех уроков по теме в соответствии с выделенным программой числом часов на ее изучение.
  5. Определение тематики каждого урока, формулировка основных задач, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.
  6. Конкретизация задач данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.
  7. Отбор наиболее рационального содержания обучения на данном уроке, выделение в нем главного.
  8. Выбор оптимального сочетания методов и средств обучения для решения намеченных учебно-воспитательных задач.
  9. Выбор формы организации учебной работы школьников на уроке.
  10. Определение оптимального темпа обучения на уроке.
  11. Определение содержания и методов домашней работы учеников.

Отбор содержания урока сводится к выполнению следующих действий [8]:

1. Изучить содержание текста учебника. Выделить в предлагаемом материале главное для  актуализации знаний.

2. Выделить все символы, обозначения, термины, понятия, факты. Выяснить происхождение, правильную запись и чтение символов, обозначений, терминов и пр. Проверить, какие из понятий являются основными, какие могут быть определены, но не определяются в соответствии с дидактическими принципами, какие понятия определяются, какие определения понятий надо знать дословно. Разобраться в доказательствах, проверить себя в умении воспроизводить.

3. Проанализировать систему задач учебника. Выделить задачи, ориентированные на введение понятий, усвоение их содержания, на применение и систематизацию понятий; распределить задачи по блокам родственных задач и т. д.

4. Изучить различные методические подходы к изложению отобранного материала. Рассмотреть указания к упражнениям и определиться с технологией оформления. Подобрать различные дополнительные задания: контрольные вопросы, устные упражнения, тесты, задания для выполнения, задачи повышенной трудности и т. д.

5. Учесть особенности компоновки содержания материала. Уточнить роль и место изучаемого материала в теме и курсе. Определить содержание материала, необходимого для организации повторения, установления межпредметных связей, проведения самостоятельных и контрольных работ и т. д.

6. Проверить возможность реализации поставленных целей урока и обратить внимание на  воспитательный и развивающий эффекты, практические примеры, прикладную и практическую направленность, эстетическую сторону учебного материала, возможность использования занимательных задач, исторических сведений, формирование навыков самоконтроля и т. д.

7. Дифференцировать содержание учебного материала для интенсификации самостоятельной деятельности подготовленных учащихся и активизации помощи слабоуспевающим. Подобрать индивидуальные и фронтальные задания, которые направленны на вовлечение учащихся в активную и посильную самостоятельную учебную деятельность.

8. Завершить отбор из учебника и других источников содержания учебного материала с таким расчетом, чтобы не перегрузить урок и обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний и умений. Для организации работы в классе и дома, а также реализации возможного резерва времени на уроке распределить соответствующим образом весь отобранный материал [8].

Определенная роль в профессиональной деятельности учителя отводится умению оформлять результаты разработки урока. Конспект урока становится действенным средством осмысления и обобщения собственного педагогического опыта.

Приведем примерную авторскую схему написания конспекта.

В начале прописываются цели: образовательные, воспитательные,  развивающие.

Образовательные цели формулируются в виде: научить; ввести понятие; отработать и закрепить навык, умение; контроль знаний учащихся по теме. Приведем примеры формулировок.

Цели первого урока:

  • О1: ввести понятие правильной и неправильной дробей.
  • О2: первично закрепить эти понятия.
  • О3: научить распознавать правильную, неправильную дроби.
  • О4: научить наносить неправильные дроби на числовой луч.
  • О5: научить сравнивать правильные и неправильные дроби между собой и с единицей.

Цели второго урока:

  • О1: отработать и закрепить понятия правильной и неправильной дробей.
  • О2: продолжить отрабатывать умения и навыки по сравнению правильной, неправильной дробей и нанесению их на числовой луч.
  • О3: провести контроль знаний учащихся по теме «Правильные и неправильные дроби».

Воспитательные цели. Воспитание качеств личности, воспитание нравственных черт, воспитание общеучебных навыков. Например, воспитание аккуратности при выполнении чертежей; воспитание целеустремленности; воспитание трудолюбия, усердия при выполнении заданий; воспитание умения слушать товарища, не перебивать и т.д.

Развивающие цели. Развитие мышления, памяти, речи; развитие мыслительных операций; развитие познавательной активности; развитие интереса к предмету и т.д.

При написании конспекта важно четко представлять на каком этапе, через какой методический прием, с применением каких средств, посредством какого типа и каких средств, посредством какого типа и подбора заданий, через какие организационные формы будет осуществлено достижение поставленных целей. Реализация целей проставляется на полях при написании конспекта — это позволяет осознать поставленные цели, подвергнуть их корректировке.

Далее в конспекте прописывается, что должны ученики знать и уметь после этого урока, например:

  • должны знать (это в основном теоретические знания): определение показательного уравнения, методы решения показательных уравнений;
  • должны уметь (практические умения и навыки): распознавать показательные уравнения по виду; уметь решать показательные уравнения методами сведения к одному основанию, почленного деления, вынесения общего множителя.

Затем нужно обозначить опорные знания учащихся, которые необходимы при изучении новой темы и, как правило, актуализируются во время устной работы.

Важным для учащихся является мотивационный аспект, осознание необходимости изучаемого материала. Мотивация может быть обозначена в двух направлениях: для дальнейшего изучения дисциплин школьного курса; для решения задач практического характера.

Следует заметить, что компонент конспекта «мотивация» можно прописывать как в строго обозначенном месте конспекта, так и непосредственно в тексте, например, объяснения или закрепления, но тогда на полях необходимо сделать пометку «материал для мотивации». Материалом для мотивации может выступать занимательная задача, задача прикладного, практического характера, исторические сведения и др.

Следующим блоком идет ход урока, который начинается с организационного момента.

Важно осознать  значимость этого этапа урока. Ведь если не настроить ребят на работу, не собрать их, не заставить сосредоточиться, то весь урок может «сойти на нет». Одна, две минуты оргмомента — настрой, это встреча глаз учителя и учеников, это взаимное желание работать, понять-объяснить, усвоить-научить-помочь.

1. Оргмомент (1-2 мин.). Прописываются организационные слова учителя, приветствие.

Далее два компонента проверка домашнего задания и актуализация знаний могут быть обозначены в конспекте согласно задумкам, сценарию урока.

Возможно, учитель сначала фронтально проверяет домашнее задание, а затем проводит подготовку к изучению нового, либо вызывает к доске учащихся, которые выносят домашнее задание, а это время идет актуализация плюс на местах работают учащиеся по карточкам (в этом случае задания карточек приводятся в конспекте и прорешиваются), либо эти два компонента — проверка домашнего задания и актуализация —совмещаются в один.

2. Проверка домашнего задания (3-5 мин.). Желательны разнообразные формы проверки домашнего задания: фронтальная, вынос на доску учащимися, взаимопроверка, выбор верных ответов из предложенных учителем на доске, либо на карточках, самостоятельная работа по аналогичным заданиям и др.

В конспекте в разделе «Проверка домашнего задания» необходимо отразить вопросы, которые вы зададите ученикам по домашнему заданию, комментарии к тем моментам, на которые будет обращено внимание учащихся, некоторые дополнительные вопросы к задачам.

Не рекомендуется пренебрежительно относиться к этому этапу урока, поскольку именно здесь ученик имеет возможность уточнить неясности, увидеть другие способы решения, которые предлагают другие ребята, проявить себя.

3. Актуализация знаний (7-12 мин.). Этот этап должен полностью соответствовать своему названию. Задание, отобранные на устную работу, должны готовить учащего к восприятию нового материала (если это урок объяснения нового) и способствовать отработке умений и навыков (если это последующие уроки).

Целесообразно проводить актуализацию знаний в различных формах. Полезно так же использовать наглядный материал. Причем, в конспекте на полях фиксируются, что оформляется на доске (Д), что выносится на наглядность (Н), что ребята фиксируют в тетради (Т). Задания лучше всего разбивать на блоки, которые необходимо озаглавить. Требование должно быть четко сформулировано.

Если некоторые задания могут вызвать затруднения, то нужно прописывать дополнительные вопросы, которые помогут подвести ученика к осознанию поставленной задачи. Последнее задание в актуализации знаний на уроке объяснения может быть проблемным, что обеспечивает плавный переход от старого к новому.

Задания актуализации должны отвечать принципам подбора упражнений, которые проставляются на полях конспекта.

Далее элементы конспекта разнятся в зависимости от типа урока.

4. Объяснение (10 мин., если это урок объяснения нового) или Закрепление (25-30 мин., если это урок отработки умений и навыков)

Рассмотрим этап объяснение. Желательно начинать этот этап с проблемной задачи, которая с одной стороны послужит мотивирующим началом, а с другой — побудит учащихся мыслить, рассуждать, участвовать в объяснении и вместе с тем познании нового.

В конспекте необходимо отразить вопросы и предполагаемые ответы учащихся, с помощью которых учитель поможет разрешить проблему. То, что необходимо при нахождении площади произвести умножение, известно, но умножать десятичные дроби учащиеся не умеют. Это и есть столкновение знания и незнания: знают, что необходимо сделать, чтобы найти площадь, но не знают, как это выполнить.

Если второй урок в системе уроков, то идет этап закрепление.  Здесь очень важно правильно отобрать задания на отработку знаний и умений учащихся. Это не обязательно номера из учебника, лучше, если учащиеся будут пользоваться различными задачниками, альтернативными учебниками, дидактическим материалами и др. Задания должны быть выстроены «от простого к сложному». Надо подбирать примеры разнообразные, чтобы они отвечали принципу полноты и способствовали наиболее лучшему усвоению темы. На полях, рядом с каждым номером необходимо отразить форму, в которой вы собираетесь работать с этим заданием  (фронтальное обсуждение, затем самостоятельное оформление в тетрадях; вызвать ученика к доске и работать одновременно с классом и учеником, параллельно оформляя; ученик работает за отворотом доски, а учащиеся самостоятельно, затем идет сверка и др.). На полях должны быть отражены принципы подбора упражнений, реализацию целей, виды контроля. Сам конспект должен содержать помимо прорешенных заданий (причем их оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к учащимся при записях в тетрадях и на доске) еще вопросы и предполагаемые ответы.

Закрепление можно завершить самостоятельной работой или другим мероприятием, контролирующим знания учащихся. В этом случае конспект содержит задания самостоятельной работы и, конечно, решение. Лучше, если работа будет дифференцированной (на «3», «4» и «5»).

При условии первого урока в системе уроков, то после объяснения идет этап первичного закрепления.

5. Первичное закрепление (3-5 мин.). Как правило, это устные задания (на наглядности), позволяющие выяснить, усвоены  ли основные принципиальные, ключевые моменты новой темы. Работа носит фронтальный характер. В конспекте  прописываются задания, вопросы.

Конспект может содержать комментарии: разобрать с ребятами каждый пример, требовать пояснения ответа. Особое внимание обратить на контрпримеры.

После первичного закрепления идет обычное закрепление.

В конце  урока, будь то объяснение нового, либо отработки знаний и умений, подводится итог урока.

Итог (2 мин). Может быть пассивным, когда учитель сам говорит: «Итак, мы сегодня с вами …» (перечисляет, что нового узнали, какого типа задания решали). Но лучше, когда итог активный. В этом случае учитель через вопросы выясняет, с чем же ребята сегодня познакомились на уроке. Здесь же учитель выставляет отметки, причем комментирует их и задает домашнее задание. В конспекте домашнее задание должно быть обязательно прорешено и, если есть необходимость, даны рекомендации к выполнению домашнего задания. Лучше, если в конспекте запланированы резервные задания для сильных учащихся, которые быстро справляются со всеми номерами, выписанными на доске.

Приведем фрагменты конспекта урока обобщения студента Е.Солдатовой, проведенного на конкурсе педагогического мастерства в Приамурском государственном университете  им.Шолом-Алейхема.

Тема: Решение задач на прямую и обратную пропорциональность величин.

Цели урока.

1. Образовательные (Обобщить и систематизировать знания учащихся по заявленной теме):

О1: закрепить умение распознавать задачи на прямую и обратную пропорциональность величин;

О2: продолжить отработку навыка решения задач на прямую и обратную пропорциональность величин;

О3: вывести учащихся на творческий уровень усвоения знаний;

О4: показать значимость математических знаний, связь математики с другими науками (химия, биология, география и др.), с жизнью.

2. Воспитательные:

В1: воспитание аккуратности при оформлении математических записей;

В2: воспитание прилежания учащихся;

В3: воспитание чувства любви к родному краю;

В4: воспитание эстетического восприятия;

В5: воспитание средствами математики бережного отношения к природе.

3. Развивающие:

Р1: развитие речи учащихся;

Р2: развитие памяти учащихся;

Р3: развитие воображения учащихся;

Р4: расширение кругозора учащихся средствами математики;

Р5: развитие креативного мышления;

Р6: развитие конвергентных способностей учащихся, обогащение ментального опыта детей;

Р7: развитие метакогнитивной осведомлённости. 

Опорные знания учащихся:

  1. Понятие пропорции.
  2. Решение уравнений с помощью пропорции.
  3. Понятие прямой пропорциональности величин.
  4. Понятие масштаба.
  5. Понятие обратной пропорциональности величин.
  6. Решение задач с использованием понятий 1, 3-5.

После урока учащиеся должны знать:

  • как определять вид зависимости величин, представленных в задаче;
  • как составить пропорцию при прямой и обратной зависимости величин;
  • как решать уравнения, записанные в виде пропорции.

После урока учащиеся должны уметь:

  • распознавать вид зависимости величин, представленных в задаче;
  • составлять пропорции при решении задач на прямую и обратную пропорциональность величин;
  • решать составленные уравнения. 

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация ментального опыта – 15 мин.
  3. Решение задач – 17 мин.
  4. Заслушивание парного проекта – 4 мин.
  5. Итог урока (метакогнитивная осведомлённость) – 3 мин.

Таблица 1 – Фрагменты конспекта урока

Этапы урока и его содержание Записи  на полях
  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня у нас с вами урок общения. А общаться мы будем на тему: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональность величин». Откройте тетради, запишите число, «классная работа», тему урока.

Постановка цели:

- Мы с вами постараемся вспомнить, как определять, какая зависимость величин дана в задаче, как составлять пропорцию на прямую и обратную зависимость величин. В процессе урока у вас будет возможность проявить свою сообразительность и воображение, творчество; убедиться в значимости математики в повседневной жизни. На партах у каждого из вас лежат сигнальные карты и карточки, которые вам понадобятся по ходу урока.

  1. Актуализация знаний

А: Учащимся предлагается задание на распознавание прямой и обратной пропорциональности величин.

- Ребята, поработаем устно: я вам называю величины, а вы с помощью сигнальных карт, на которых с одной стороны буква О, а с другой стороны буква П, должны показывать какая, на ваш взгляд, зависимость величин в данном случае.

1)   Длина проволоки и её масса (П).

2)   Число учеников и время, за которое они помоют класс (при равной работоспособности ребят) (О).

3)   Скорость и время (при постоянном расстоянии) (О).

4)   Время и расстояние (при постоянной скорости) (П).

5)   Количество товара и стоимость (П).

6)   Цена товара и его количество (при неизменной сумме денег) (П).

7)   Число машин и время, за которое они перевезут груз (О).

8)   Число платьев и количество ткани, необходимое для их пошива (П).

При необходимости учитель задаёт вопросы:

- Оля, ты считаешь, что это прямая пропорциональность. Почему? Поясни.

- Витя, как ты рассуждал?

 

Трансляция безусловной нормы: пожелание добра, блага, радушие.

Создаётся мотивация учебной деятельности.

Работа с помощью сигнальных карт позволяет учителю активизировать всех учащихся.

- форма работы (ФР) – массовая

- вид контроля (ВК) – внешний

- обратная связь (ОС) – визуальная

- принципы подбора упражнений (ППУ):

а) полноты

б) непрерывного повторения

в) сравнения

г) однотипности

- методы обучения (МО) (по Я.И. Груденову [35]):

а) вопросно-ответный

б) целесообразных задач

- свойства ментального опыта:

а) компетентность

б) инициатива

- качество знаний:

а) оперативность

б) свёрнутость

в) гибкость

О1, О4, В2, Р2, Р6.

 

 

 

Р1

 

5. Итог урока.

-          Какие вы сегодня молодцы! Сколько разнообразных заданий решили!

-          Какие моменты мы сегодня с вами повторили?

У ребят на партах лежат карточки следующего содержания:

1)      Определение вида зависимости.

2)      Решение уравнений.

3)      Решение задач на прямую пропорциональность величин.

4)      Решение задач на обратную пропорциональность величин.

5)      Умение составлять задачи.

-          По каждому пункту поставьте знаки, как вы считаете, у вас достаточный уровень знаний (Д) или недостаточный (Н). И мы выясним общую картину в классе.

-          Спасибо за урок, я получила удовольствие от работы с вами. До свидания.

 

О1, В2

Предлагаемая методика написания конспектов доказала свою эффективность в обучении студентов, будущих учителей математики и информатики. В результате студенты показывают высокие результаты на педагогической практике и на различных конкурсах по педагогическому мастерству.


Библиографический список
  1. Педагогика. Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  2. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986.
  3. Саранцев Г.И. Методика обучения в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов.  М.: Просвещение, 2002.
  4. Лященко Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики / Е.И.Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко [и др.]. М. : Просвещение, 1988
  5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. учеб. пособие. М.: УРСС, 2005.
  6. Теория и методика обучения информатике / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер,  М.И.Рагулина и др. Под ред. М.П. Лапчика. М.: Академия, 2008.
  7. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе.  М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
  8. Теория и методика обучения математике: лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 540200 (050200) «Физико-математическое образование» / А.В.Шатилова, О.А.Фурлетова. Балашов: Николаев, 2010.
  9. Вегнер Е.Г. Технология методической разработки конспекта урока (на примере урока географии) // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии. 2013. № 2. С. 308-320.
  10. Щеголева Г.С. Создание конспекта урока русского языка: текстоориентированный подход // Начальная школа. 2010. № 1. С. 102-106.
  11. Марченко М.В. Урок: составление плана-конспекта // Педагогика и современность. 2013. № 1 (3). С. 77-82.
  12. Давлеткиреева Л.З., Чусавитина Г.Н. Индивидуальная траектория профессиональной подготовки ит-специалистов при переходе на стандарт третьего поколения // Перспективы развития информационных технологий. 2011. № 5. С. 22-27.
  13. Давлеткиреева Л.З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006. -86 с.
  14. Каргина Е.М. Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса // Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 478-481.
  15. Каргина Е.М., Варникова О.В. Роль университетского комплекса технического вуза в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста // Интеграция образования. 2003. № 2. С. 50-52.
  16. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 45.
  17. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза // Информатика и образование.  2009.  № 6.  С. 112-114
  18. Остапенко Р.И. Формирование информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей: методические аспекты // Перспективы науки и образования. 2013. № 4. С. 101-106.
  19. Остапенко Р.И. Управление процессом формирования информационно-математической компетентности студентов вузов посредством самодиагностики // Государственный советник. 2014. № 1 (5). С. 160-164.
  20. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 151. С. 217-223.
  21. Баженова Н.Г. Играизация как стимулирующий механизм самоорганизации студенчества // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 88-93.
  22. Баженова Н.Г., Михайлова Т.А. Развитие профессиональной компетентности учителя математики по проведению пропедевтической работы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 269-279.
  23. Баженова Н.Г., Одоевцева И.Г. Проблема преемственности требований к результатам образования // European Social Science Journal. 2013. № 12-2 (39). С. 64-69.
  24. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Нетрадиционные формы организации учебной деятельности школьников на уроках математики. Биробиджан, 2008. 109 с.
  25. Баженова Н.Г., Капарулина О.Н. Готовность к исследовательской деятельности как основа формирования исследовательских качеств учащихся лицея // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 49-58.
  26. Баженов Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
  27. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
  28. Баженов Р.И. О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 (35). С. 55.
  29. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
  30. Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 35.
  31. BazhenovR.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  32. Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
  33. Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
  34. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2570 (дата обращения: 27.08.2014).
  35. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. М.: Просвещение, 1990.


Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: