УДК 373.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Перевозчикова Марина Сергеевна
Вятский государственный гуманитарный университет
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информационных технологий и методики обучения информатике

Аннотация
В статье рассматриваются принципы проектирования и практической реализации индивидуальных образовательных маршрутов при изучении информационных технологий. Использование индивидуального образовательного маршрута позволяет обратить внимание учащихся на разнообразные сферы применения средств информационно-коммуникационных технологий, а также помочь учащимся осуществить выбор наиболее значимого и интересного направления для более глубокого освоения.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, индивидуализация, информатика, информационные технологии, образовательный маршрут, самообразование, учебная деятельность


THE USAGE OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE DURING THE STUDYING THE INFORMATION TECHNOLOGIES

Perevozchikova Marina Sergeevna
Vyatka State Humanity University, Kirov
Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer of the Chair of Computer Science Teaching Methodology and Information Technologies

Abstract
This article is devoted to the problems of implementation of individual educational routes in the process of studying the information technologies. The usage of the individual educational route get an opportunity to pay students' attention to the different technologies, as well as to help students to choose the most important and interesting area for studying.

Keywords: computer science, educational route, extra-learning activity, individualization, information technologies, learning activity, self-education


Библиографическая ссылка на статью:
Перевозчикова М.С. Использование индивидуального образовательного маршрута при изучении информационных технологий // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2737 (дата обращения: 12.07.2023).

Современные условия развития общества и новые подходы к образованию обозначают необходимость создания в школе условий для формирования универсальных способностей школьников, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этих целей напрямую связано с индивидуализацией образовательного процесса. Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики и в центре их внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств становится главной целью образования в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии. «Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями» [1, с.39].

Вопросы создания условий для проявления в учебном процессе индивидуальных особенностей каждого ученика обсуждают Е. А. Александрова, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. С. Границкая, М. В. Литвиненко, С. М. Окулов, Н. Ф. Талызина, А. Н. Тубельский, И. Э. Унт, М. А. Холодная, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и др. учёные. Индивидуализации обучения посвящен ряд диссертаций последних лет [2, 3, 4 и др.].

Е. А. Александровой выделены четыре группы представлений о процессе индивидуализации [5]:

1) индивидуализация обучения приравнивается к внеурочным, внешкольным занятиям учащихся;

2) предполагается самостоятельная работа обучающегося вне коллектива учащихся: экстернат, репетиторство, заочное обучение, семейное воспитание;

3) предусматривается выбор обучающимся учебных дисциплин в рамках регионального и школьного компонентов учебных планов образовательных учреждений в условиях традиционной классно-урочной системы;

4) для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся используются потенциальные возможности взаимодействия учеников и педагогов на занятиях и во внеурочной деятельности.

Объективные условия для индивидуализации обучения создаются в ситуации разнообразия и вариативности образовательной среды, разнообразия форм взаимоотношений учащихся с разным уровнем учебной подготовки и разным складом ума. Чем богаче, разнороднее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика и опираться на них, – к такому выводу приходит И.С. Якиманская. «Дифференциации подлежат не дети, а учебный материал» [6, с.25, с.37-39].

По мнению Л. Л. Любимова, неэффективность государственного школьного образования обусловлена такими факторами как: «акцент на процесс, а не на результат; зубрежка вместо понимания, осмысления, отсутствие мотивированности к обучению у детей, вытеснение познавательного интереса принуждением, вытеснение духовного воспитания резонерством, системой наказаний, трансляция социальных мифов; отсутствие даже попыток сформировать в детях способность к творчеству, к самостоятельным действиям, к инициативе, к критическому мышлению и т. д.» [7, с. 117]. Очевидно, что одним из факторов, который влияет на развитие самообразования, является отсутствие формирования опыта выбора в течение школьной жизни. Выбор всегда связан с собственной активностью ученика, с организацией самостоятельной деятельности. «Главная проблема состоит в том, что ни выбор, ни самостоятельность не поддерживаются нашей школьной культурой» [8].

Составление индивидуального маршрута поможет формировать опыт выбора при условии, что школьнику предоставлен выбор заданий по их характеру и количеству, по времени, отводимому на выполнение заданий, по методам оценивания результатов работы, по способу выполнения заданий (самостоятельным или групповым). Выбранные учеником задания, основанные на его интересе и опыте, обладают большим потенциалом, чем предметные задания, одинаковые для всего класса.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом [9] успешное развитие личности обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на основании личностных особенностей и реализуемого через индивидуальные образовательные траектории.

По мнению авторов [10, 11, 12, 13, 6], индивидуальные образовательные траектории – это «персональный путь реализации личностного потенциала каждого в образовании» (А. В. Хуторской), «процесс и результат самостоятельного индивидуального действия учащегося при решении личностно значимых задач» (Ю. Г. Юдина), «проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом» (С. А. Вдовина) и т. д. Под индивидуальным образовательным маршрутом будем понимать «индивидуальный путь движения учащегося в какой-либо предметной области или предметных областях» [11]. Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.

На основе анализа теоретических работ А. В. Баранникова, М. А. Холодной, А. В. Хуторского и др. появилась возможность сформулировать принципы проектирования и практической реализации индивидуальных образовательных маршрутов [14, 15, 16, 17, 18].

Принцип актуализации учебной мотивации требует оказания педагогической помощи учащемуся в осознании личностного смысла изучения информатики, соотнесении сформированного смысла приобретения новых знаний со своим ситуативным интересом и определении возникшего нового интереса в познавательной направленности ученика. Для решения данной задачи можно применять так называемые ментальные карты (интеллект-карты, карты памяти и т. д.), которые являются удобным и эффективным инструментом визуализации мышления и альтернативной записи. Применение данной техники возможно для создания новых и фиксации имеющихся идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и т. д. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Так, например, учитель совместно с учащимся может «выстраивать» логические связи между тем, что интересует учащегося и изучаемыми на уроках темами (см. рис. 1).

Рисунок 1. Пример ментальной карты

Принцип обеспечения субъектной позиции учащегося дает возможность ученику, начиная с проектирования и заканчивая оценкой достигнутого, активно участвовать в целеполагании и планировании. Школьник на основе осознанного личностного смысла формулирует цель самообразования по информатике, выбирает виды деятельности, определяет возможные образовательные результаты и формы их представления. Помимо указанного, на основании данного принципа изменяется роль учителя, в ней доминирует стимулирование познавательного интереса ученика, консультирование, т. е. она приобретает вид педагогической поддержки ученика в его учебной деятельности. Педагогическая поддержка создает условия для получения школьником опыта самостоятельного планирования индивидуальной образовательной траектории, а кроме того, позволяет адекватно реагировать на эмоциональный дискомфорт ученика, на его запрос о взаимодействии [5, с. 12]. В обучении, осуществляемом на принципах педагогического сопровождения и поддержки, акцент делается не на программный материал, а на организацию индивидуальной познавательной деятельности учащихся [19, с. 117].

Принцип расширения субъектной сферы обучения исходит из того, что процесс обучения представляет собой не прямое воздействие на школьника, а социальное взаимодействие различных субъектов (учителей, родителей, одноклассников, педагогов дополнительного образования, школьных психологов) и показывает, что заметно большего эффекта в обучении можно достичь при согласованном взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса. Педагогическое взаимодействие «предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию» [20, с. 18]. Во взаимодействии происходит объективная оценка своей деятельности как учителем, так и учеником, поскольку анализ мнения каждого из взаимодействующих субъектов позволяет им корректировать свою деятельность, способствуя тем самым повышению эффективности обучения.

Систематическое использование формирующей оценки индивидуальных результатов деятельности является одним из важнейших принципов проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Таким образом, происходит смена парадигмы оценивания – от преимущественно суммирующего оценивания к модели так называемого формирующего оценивания.

Формирующее оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание может помочь ученикам понять, что для них является важным, обнаружить, что у них получается, выявить, чего они не знают и не умеют делать. Данный способ оценивания позволяет каждому учащемуся максимально приблизиться к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, способствует формированию адекватной самооценки. Формирующее оценивание позволяет проследить динамику личных достижений, приращение знаний, умений и навыков, а также проблемы, которые нужно решать.

В основе грамотно организованного формирующего оценивания лежат пять принципов [21]:

1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т. п. по поводу их деятельности.

2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Индивидуальный образовательный маршрут при обучении информатике – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения, которая включает временной, содержательный и контролирующий компоненты. Временная структура индивидуального образовательного маршрута включает отрезок школьного времени, в течение которого планируется его прохождение, это может быть четверть, полугодие или целый учебный год.

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута основана на выборе учебных и внеучебных модулей, включаемых в образовательный маршрут. Ученик самостоятельно выбирает те виды мероприятий, которые вызывают у него познавательный интерес. Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута включает в себя точки соприкосновения ученика с такими участниками образовательного процесса, как учитель информатики, классный руководитель, педагог-организатор и т. д. Учитель информатики совместно с педагогом-организатором или специалистом по внеклассной работе, классным руководителем и учителями-предметниками разрабатывают и предлагают учащимся блок заданий, мероприятий и других видов деятельности, способствующих применению учащимися методов и средств информатики для их решения, а также стимулирующие развитие самообразования.

В качестве примера приведем возможные варианты заданий при изучении раздела «Основные устройства ИКТ» (табл. 1).

Таблица 1. Основные устройства ИКТ

Целевая установка:

  1. Знакомимся с историей появления и разработки основных устройств компьютера.
  2. Учимся соединять блоки и устройства компьютера.
  3. Осваиваем простейшие операции по управлению компьютером и другими средствами ИКТ.
  4. Изучаем гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  5. Осваиваем приемы работы с сервисным программным обеспечением.

Содержание работы

Руководство и контроль

1

Подготовьте плакат о правилах работы за компьютером или о технике безопасности при работе в компьютерном классе Сдайте в кабинет информатики в распечатанном виде до конца сентября

2

Подготовьте плакат, рассказывающий о комплексе упражнений, необходимых при работе за компьютером для глаз, для мышц верхнего плечевого пояса и т. д. Сдайте учителю информатики к концу первой четверти. При создании плаката можно воспользоваться фотоаппаратом для подготовки иллюстраций

3

Подготовьте видеоинструкцию о соблюдении гигиенических условий работы за персональным компьютером Сроки подготовки уточните у учителя информатики. Продемонстрируйте получившийся видеофильм на уроке

4

Составьте кроссворд по теме «Компоненты компьютера», включив не менее 20 терминов. Оформите кроссворд в печатном виде Сохраните копию кроссворда в своей личной папке. Печатный вариант представьте на зачетном уроке по данной теме

5

Разработайте схему, показывающую процесс загрузки операционной системы от включения компьютера до готовности выполнять задачи пользователя Сроки выполнения согласуйте с учителем информатики. Для реализации схемы воспользуйтесь средствами презентационной графики или среды для создания анимированных объектов.

6

Примите участие в конкурсе сочинений «Хакеры – великие или ужасные?» Сроки подготовки и требования к оформлению уточните у учителя информатики

7

Подготовьте статью (сообщение, презентацию) об истории создания и развития устройства компьютера или средства ИКТ Список устройств уточните у учителя информатики.

Согласуйте сроки выполнения. Обязательно используйте иллюстрации

8

Разработайте инструкцию «Как присоединить разные устройства компьютера» в виде видеофайла, публикации с фотографиями, презентации с иллюстрациями и т. д. Уточните у учителя информатики список возможных устройств. Работу представьте на зачетном уроке по данной теме

9

Подготовьте памятку для пользователя «Как сохранить информацию на компьютере», в которой изложите основные причины потери информации и способы, как этого избежать Сроки подготовки и требования к оформлению уточните у учителя информатики

10

Примите участие в конкурсе «Компьютерные вирусы» по одной из номинаций: «История одного вируса», «Самостоятельно созданный вирус», «Вирус – это опасно!!!» Сроки подготовки и требования к работе уточните у учителя информатики

В начале учебного года каждый ученик составляет карту-путеводитель индивидуальной работы (табл. 2), которая включает внеклассные, внешкольные и другие виды мероприятий, участие в которых поможет учащемуся приобрести новые умения и сформировать навыки использования средств ИКТ, а также будет способствовать развитию самообразовательных потребностей.

Таблица 2. Планирование индивидуальной работы

№ 

Содержание
работы

Дата
выполнения

Новые приобретенные умения

Самооценка

Оценка

1

Ученик самостоятельно выбирает не менее одного задания из каждого раздела предложенного учителем, планирует дату выполнения. В случае возникновения трудностей школьники могут обратиться за консультацией к учителю или консультанту из числа учащихся старших классов. Кроме того, целесообразно обеспечить возможность получения помощи посредством электронной почты или задав вопрос на форуме школьного сайта. Обеспечение учащихся памятками, инструкциями, алгоритмами также способствует приобретению навыков самостоятельной работы. По окончании выполнения задания ученик формулирует, какие новые умения он приобрел и самостоятельно оценивает свою работу. В графу «Самооценка» можно заносить информацию о том, что не удалось выполнить, что получилось не совсем так, как хотелось, и отметить пожелания к дальнейшей работе с данным разделом. Раздел «Оценка» заполняется руководителем или организатором мероприятия, а также может содержать отзывы родителей, одноклассников, учителей. Это может быть не просто привычная для ученика числовая отметка, но и словесная характеристика его достижений, успехов. Убедившись в значимости и успешности своей работы со стороны учителей, родителей и одноклассников, учащиеся получают дополнительный стимул для самостоятельного совершенствования знаний.

Оценивая результат деятельности ученика, важно не сравнивать его с одноклассниками, а найти «прирост» знаний, умений и навыков по сравнению с его личными предыдущими результатами. Попробовав свои силы в выполнении разнонаправленных заданий, ученик, возможно, выберет то направление компьютерных технологий, которое будет ему наиболее интересно для дальнейшего самостоятельного изучения и применения, и его индивидуальная образовательная траектория, вероятно, будет существенно отличаться от траектории большинства учащихся. Углубленное изучение компьютерной графики, профессиональное освоение музыкальных редакторов или работа с издательскими системами позволят ученику выйти на совершенно новый уровень владения средствами ИКТ и будут отличным стимулом для совершенствования ранее полученных знаний и продолжения самообразования по информатике. И здесь совершенно не важно, какая отрасль информационных технологий будет задействована в большей степени, поскольку в конечном итоге у ученика будут формироваться необходимые навыки самообразования.

Индивидуальный образовательный маршрут при изучении учащимися информатики имеет своей целью обратить внимание учащихся на разнообразные сферы применения средств ИКТ, показать основные линии развития компьютерной индустрии, помочь учащимся осуществить выбор наиболее значимого и интересного направления для более глубокого освоения.

При прохождении этапов индивидуального образовательного маршрута важно помогать учащимся действовать независимо, не давать прямых инструкций, не сдерживать инициативы школьников и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. Необходимо приучать учащихся к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

В условиях развития современного образовательного процесса происходят изменения в подходах к оцениванию результатов деятельности ученика, например, встает необходимость связи самооценки и внешней оценки. В качестве результата обучения выступает объективная характеристика продукта учебно-познавательной деятельности ученика, т. е. система знаний, умений и навыков. В отличие от результата категория достижений носит личностную окраску, т. е. субъективное переживание состояния радости при совпадении полученного и желаемого результата. В оценке степени совпадения полученного и желаемого результата участвуют эмоции, которые непосредственно сигнализируют субъекту об этом в форме переживания удовольствия или неудовольствия, а также мышление, с помощью которого человек выдвигает рациональное основание такого совпадения.

При оценке степени удовлетворенности образовательных потребностей учащихся учебные достижения можно рассматривать как личностно-смысловое отношение ученика к процессу собственной познавательной деятельности. Конкретные показатели, позволяющие анализировать и оценивать это отношение, состоят в следующем:

  • интерес/безразличие к информатике;
  • оценка учеником социальной значимости информатики и ее роли в будущей жизни;
  • эмоциональный комфорт/дискомфорт;
  • наличие/отсутствие боязни ошибок в условиях выражения собственного мнения, точки зрения.

    Планируя собственную деятельность, анализируя ее результаты, внося коррективы и оценивая свои достижения посредством индивидуального образовательного маршрута, учащиеся получают опыт личностного совершенствования процесса образования и осуществления самообразовательной деятельности.


Библиографический список
  1. Соколова, И. Б. Организационно-педагогические условия самообразования будущих учителей: дисс…. канд. пед. наук / И. Б. Соколова. – Армавир, 2000.
  2. Вишневская, Л. Л. Исследовательская деятельность учащихся гимназии как средство реализации их индивидуальных образовательных траекторий: дисс. … канд. пед. наук /Л. Л. Вишневская // Ярославль, 2008. – 174 с.
  3. Литвиненко, М. В. Структурно-функциональная модель индивидуальной траектории обучения в условиях информатизации образования / автореферат дис. … доктора пед. наук // М. В. Литвиненко. – Москва, 48 с.
  4. Романенко, О.Н. Организационно-педагогическое обеспечение индивидуализации обучения старшеклассников : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / О.Н. Романенко. – Ставрополь, 2007. – 23 с.
  5. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : автореф. дис. … докт. пед. наук. : 13.00.01 / Е. А. Александрова. – Тюмень, 2006.–42 с.
  6. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М., Сентябрь, 1996. – 96 с.
  7. Любимов, Л. Л. Школа и знаниевое общество в России / Л. Л. Любимов // Вопросы образования. – 2007. – №4. – С. 116-141
  8. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? / Доклад Общественной палаты Российской Федерации (2007 г.) // Вопросы образования. 2007. – № 4. – С. 5–103.
  9. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. Опыт разработки и использования / под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  10. Вдовина, С. А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы: дис. … канд. пед. наук / С. А. Вдовина. – Тобольск, 2000. – 175 с.
  11. Суртаева Н. Н. Технология индивидуальных образовательных траекторий / н. Н. Суртаева // Химия в школе. – 1998. – № 4.
  12. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
  13. Юдина, Ю. Г. Условия становления и содержание индивидуальной образовательной траектории учащихся 5-7 классов основной школы: учебно-методическое пособие / Ю. Г. Юдина. – Красноярск: КГУ, 2005. – 122 с.
  14. Баранников, А. В. Теория и практика самообразования учащихся: дисс. … доктора пед. наук / А. В. Баранников. – Москва, 2002.
  15. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.
  16. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
  17. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 1996.
  18. Pettig, K. L., (2000). On the road to differentiated. Education Leadership, 8, 1, 14-18.
  19. Пути повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях обновления школы / Методическое пособие. – Екатеринбург, Урал.гос.пед.ун-т, 1996. – 47 с.
  20. Безрукова, В. С. Словарь нового педагогического мышления. / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992. – 94 с.
  21. Фишман, И. С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие / И. С. Фишман, Г. Б. Голуб. – Самара, 2007.

 



Все статьи автора «Перевозчикова Марина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: