УДК 379.8

ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ «ФЕНИКС» – ОПЫТ РАБОТЫ

Бржезинская Наталья Алексеевна
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону

Аннотация
Рассмотрен опыт работы детского фольклорного ансамбля «Феникс», как совокупность занятий вокалом и научно-исследовательской работы.

Ключевые слова: дополнительно образование, казак, пение, фольклор


FOLKLORE ENSEMBLE "PHOENIX" - EXPERIENCE

Brzezinskaya Natalia
MBOU DOD Dvorets tvorchestva detej i molodegi g. Rostova-na-Donu

Abstract
The experience of the work of children's folklore ensemble "Phoenix", as total employment vocals and scientific and research work.

Библиографическая ссылка на статью:
Бржезинская Н.А. Фольклорный ансамбль «ФЕНИКС» - опыт работы // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2832 (дата обращения: 02.10.2017).

Ансамбль Феникс существует 25 лет при МБОУ ДОД Дворце Творчества Детей и Молодежи г. Ростова-на-Дону. За эти годы ансамбль провел более 500 сольных концертов, большинство из которых -  тематические: “История казачества в песни”,  “Песни, использованные М. Шолоховым в романе Тихий Дон”, “История России в песне”, “Пришла Коляда накануне Рождества”, “Масленица”, «Проводы казака» и т.д. Неоднократно принимал участие в областных и городских фольклорных фестивалях и конкурсах, показывая высокие результаты.

Возраст участников коллектива от 7 до 25 лет. Группа от 7-10 лет, ансамбль «Маленький Феникс», имеет свой репертуар, в основном игровой, самые юные участники не только исполняют старинные казачьи песни, воспитанники также изучают пословицы, поговорки и сказки характерные для нашего региона.

Основу репертуара ансамбля составляют аутентичные песни казаков Дона, Кубани и Терека, эти песни исполняются чаще всего без музыкального сопровождения, а танцевальные под балалайку, и на данный момент в репертуаре ансамбля более 100 таких песен. Но время идет вперед и трудно увлечь зрителя, особенно юного, протяжными казачьими песнями, поэтому в репертуар вводятся казачьи песни в современной обработке (песни из репертуара гр. Иван Купала, Пелагея, Baba Yaga и др.).

Не раз ансамбль выезжал за пределы Ростова-на-Дону с концертами, самыми яркими являются гастроли 1991 и 1992 года, когда ребята посетили Соединенные Штаты Америки, где за 21 день дали 18 концертов в школах, на радио и в концертных залах, дали концерт в Фонде Толстого, а также посетили Веру Константиновну Романову, русскую княжну, правнучку императора Николая I.. Выступали на самой престижной площадке Нью-Йорка в Конгресс-холле. В 1994г. коллективу было присвоено звание «Образцовый детский коллектив» и до 2007 г. это звание регулярно подтверждалось. В 2006 г. была поездка в Москву на фольклорныйфестиваль «Друзья Болгарии».В 2009 г. солист ансамбля стал лауреатом городского конкурса – фестиваля «Город у Тихого Дона» Позже были поездки на фестивали в Москву (Друзья Болгарии, 2006 г), и ставшими уже традиционными поездки в станицу Старочеркасскую (1999 – 2013 г.г.), Азов (1999-2013, Азовский историко-археологический и палеонтологический музей заповедник), Новочеркасск (2001-2013) и п. Тульский, р. Адыгея (2010-2013), где ежегодно проходит фестиваль казачьей культуры. За четыре года участия в региональном  казачьем фестивале в республике Адыгея, ансамбль дважды занимал призовые места, а также дважды удостаивался специального приза от Кубанского казачьего хора за сохранение традиций исполнения казачьих песен. За четверть века своего существования ансамбль неоднократно становился победителем районных, городских и областных конкурсов, однако одним из самых ценных является диплом, полученный в заочном конкурсе в Италии (2011).

В рамках экспериментальной площадки, в 2011-2013уч. годах участникам образцового фольклорного ансамбля «Феникс» было предложено подготовить исторические справки по различным тематикам, провести научно-исследовательскую, экспедиционную работу, разучить песни, танцы и подготовить доклады на фестивали и конференции. Данная деятельность с одной стороны не является основной задачей деятельности фольклорного ансамбля, однако с другой стороны можно отметить творческий и профессиональный рост воспитанников. За время работы экспериментальной площадки в 2011-2012 учебном году, участники ансамбля подготовили 9 концертных программ. Воспитанники самостоятельно осуществляли поиск информации по заданной теме, готовили атрибуты; совместно с педагогом подбирали репертуар и обучались игре на различных народных инструментах (шумовых, духовых, струнных). В рамках подготовки к мероприятиям были организованы встречи с фольклористами и музыкантами. Кроме того воспитанниками были освоены новые музыкальные инструменты Дона, Кубани и средней полосы России: свирель, шви, калюка, сельефлет, флейта-пана, кугиклы, окарина, свисток, пищик, жалейка, различные шумовые инструменты, дульсимер, балалайка и др.

В разные годы ансамбль принимал участие в региональной научной конференции ДАНЮИ им. Ю.А.Жданова (секции «Этнография и фольклор», «Жизнь и творчество М.А. Шолохова»  «Искусствоведение»); участвовали в «Славянских чтениях» (2013), также, 12 мая 2012 г. приняли участие в городском этноархеологическом фестивале «Этническая культура народов Дона и Приазовья», в рамках которого воспитанники ансамбля «Феникс» подготовили два доклада. Победителем секции «Духовная культура в обрядах, играх, танцах и песнях» стала солистка ансамбля «Феникс», ученица 10-го класса Нищенко Дарина с докладом на тему «Протяжные донские песни». Грамоту также получила ученица 9-го класса Томилина Екатерина, которая подготовила проект на тему «Детские народные игры». В 2014 году в рамках конференции ДАНЮИ было подготовлено три доклада доклад Казанцева Михаила «Проводы казака» был удостоен призового места, а Томилиной Екатерины на тему «Донской исторический костюм» удостоен почетной грамотой. Результаты научно-исследовательской деятельности также отражены в публикациях Н.А. Бржезинской и Д.В. Погонцевой, а творческие успехи в дипломах и грамотах ансамбля, которых на данный момент более 200, а также в регулярных концертах ансамбля, которых за четверть века было более 2000.

Занятия в творческом объединении «Феникс» строятся на всестороннем развитии ребенка и формировании духовно-нравственных ценностей через такие категории как дом, отчизна, родина, край, семья. В рамках занятий ребята не только учат песни, но и изучают историю России и Донского края.
Именно такая работа, которая включает и разучивание песен (работа с нотным материалом, обучение музыкальной грамоте), так и научно-исследовательская, экспедиционная деятельность – способны сформировать полноценную личность будущего.


Библиографический список
  1. Бржезинская Н.А. Быт и культура донских казаков в песенном фольклоре // Вопросы казачьей истории и культуры: Выпуск 6 / М.Е. Галецкий, Н.Н Денисова, Г.Б. Луганская; Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры»; отдел славяно-адыгских культурных связей Адыгейского республиканского института гуманитарных Исследований им. Т.Керашева –Майкоп: Изд-во АГУ, 2011.
  2. Бржезинская Н.А. Воспитания толерантности в рамках обучения в фольклорном ансамбле // Современные научные исследования и инновации. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/29137 (дата обращения: 13.12.2013).
  3. Бржезинская Н.А. Донская танцевальная песня в движении // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29138 (дата обращения: 13.12.2013).
  4. Бржезинская Н.А. История России в песнях донских казаков // Gesj: musicology and cultural science, №1, 2012. С. 67-72 (Грузинский научный журнал)
  5. Бржезинская Н.А. Кукла как элемент обучения в фольклорном ансамбле // Современная педагогика. – Октябрь 2013. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/10/1908 (дата обращения: 21.10.2013).
  6. Бржезинская Н.А. Обучение в фольклорном ансамбле как ресурс воспитания // Материалы антитеррористического фестиваля студенческой, научной и творческой молодёжи «Мир Кавказу». Ростов-на-Дону, 12-14 ноября 2012 г. В 2-х т. – М.: Изд-во «Кредо», 2013. С. 230-239.
  7. Бржезинская Н.А. Роль занятий в фольклорном ансамбле для формирования личности ребенка // Гуманитарные научные исследования. – Июнь 2013. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3422 (дата обращения: 16.12.2013).
  8. Бржезинская Н.А. Фольклорный ансамбль как ресурс воспитания патриотизма // Education Sciences and Psychology 2013, No.1(23), с. 87-92.
  9. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В.  Патриотическое воспитание ребенка через изучение фольклора // Психология и социальная педагогика в системе гуманитарного знания // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под. ред. к.п.н. доцента Асильдеровой М.М. – 3 декабря 2012 г. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2012. – 312 с.
  10. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  11. Бржезинская Н.А. Фольклорный ансамбль как ресурс воспитания толерантности // Современная этничность и диалог культур: сборник научных работ / под ред. В.В. Сербиненко, Н.М. Асратяна. – Набережные Челны: ФГБОУ ВПО «НИСПТР», 2013. С. 24-31.
  12. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
  13. Погонцева Д.В. Культурно-исторический анализ костюма как визуальной презентации представлений о внешней красоте // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2009. № 5. С. 116-119.
  14. Погонцева Д.В. Бумажная кукла – формирование образа женской красоты // Education Sciences and Psychology. 2012.№2 (21). С. 42-46.


Все статьи автора «vpgn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: