УДК 37.02

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Горянская Анжелика Олеговна1, Штепа Юлия Петровна2
1МБОУ СОШ с. Аван, Хабаровский край, учитель информатики
2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье описываются методические аспекты изучения систем счисления в школьном курсе информатики. Приводится пример конспекта урока по теме «Системы счисления», составленного с учетом требований федерального государственного стандарта основного общего образования.

Ключевые слова: игровая технология, информатика, методика обучения, система счисления


THE USE OF GAMING TECHNOLOGY IN THE STUDY OF NUMBER SYSTEMS IN THE SCHOOL OF COMPUTER SCIENCE

Goryanskaya Angelica Olegovna1, Shtepa Julia Petrovna2
1School of village Avan, Khabarovsk Krai, teacher of computer science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, Ph.D., Associate Professor, Department of Computer Science

Abstract
This article describes the methodological aspects of the study of number systems in the school of computer science. An example of the summary of the lesson on «Numbering Systems», drawn up to meet the requirements of the federal state standard of general education.

Keywords: computer science, gaming technology, number system, teaching methodology


Библиографическая ссылка на статью:
Горянская А.О., Штепа Ю.П. Использование игровых технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3011 (дата обращения: 27.05.2017).

Тема «Системы счисления» – одна из важнейших тем курса информатики. Многолетняя практика показывает, что даже у учащихся старших классов вызывает затруднение перевод чисел из одной системы счисления в другую, и особенно двоичная арифметика. Одной из технологий, способствующих решению обозначенной проблемы, является игровая технология. Роль игровых технологий и примеры их использования на занятиях по информатике отражены в работах практикующих педагогов [1-5]. В то же время, авторские методические разработки всегда остаются актуальными как для начинающих, так и для уже опытных учителей.

Приведем пример конспекта урока по теме «Системы счисления» с использованием игровых технологий. 

Тема «Системы счисления»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и навыков.

Цель урока

  • Вторичное осмысление известных знаний по теме «Системы счисления», выработка умений и навыков по их применению.

Задачи урока:

предметные:

  • систематизировать и обобщить ЗУН учащихся, полученные при изучении темы «Системы счисления»
  • подготовить учащихся к итоговой контрольной работе по теме «Системы счисления».

метапредметные:

  • развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
  • расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление (решение занимательных задач);
  • развивать коммуникативные способности, формировать умение самооценки.

личностные:

  • повышать уровень информационной культуры, мотивации учащихся;
  • формировать творческий подход к решению задач;
  • развивать умение объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
  • воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.

Необходимое техническое оборудование и программное обеспечение: Microsoft Word, Miсrosoft Power Point, компьютеры для каждого ученика, сеть Интернет.

Раздаточный материал: жетоны с двоичными числами, карта успешности, компьютерный тест по теме «Системы счисления».

Ход урока
Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент Здравствуйте, ребята!
Давайте поприветствуем друг друга и начнем урок.
Эпиграф к уроку: «Все есть число» – говорили Пифагорийцы.
– Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку?
Перед вами на партах «Карта успешности», подпишите ее. На уроке вы будете оценивать свои знания по предложенной схеме и результаты вносить в эту карту. Оценка за урок будет выставляться, исходя из критериев:
Максимальное количество баллов за урок – 34
«5» – 28-34 балла
«4» – 21-27 баллов
«3» – 15-20 баллов
«2» – до 14 баллов
Приветствуют учителя и друг друга.

– потому что мы изучаем тему «Системы счисления»;
– потому что нас окружает множество чисел…

Мотивация Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Системы счисления», но не в обычной форме, а в форме игры.
Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. 
Посмотрите, пожалуйста, на слайд 
Цели урока
1) научиться решать задачи по теме «Системы счисления»;
2) закрепить знания и умения по теме «Системы счисления» в ходе выполнения заданий;
3) проверить свои знания и умения по теме «Системы счисления» с помощью тестирования, физических упражнений, контрольной работы.
А какую цель каждый из вас ставит на данном уроке? 
Подумайте и запишите в карту успешности. Записали?
Выбирают цель и записывают в карту успешности.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний При входе в кабинет каждый из вас получил жетон с двоичным числом. Вам нужно перевести число с жетона в десятичную систему счисления, после чего вы узнаете, в какой команде вы будете работать. 
В соответствии с критериями, записанными в карте успешности, поставьте себе отметку за знание практического материала.
Учащиеся переводят двоичные числа, делятся на 2 команды, знакомятся с составом команд.
Команды представляют свое название и девиз в течение 2 минут.
Работа в командах «Все есть число» – говорили пифагорийцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
А как умеют работать с числами участники сегодняшней игры? Сейчас нам это предстоит узнать. 
Баллы за задания записываются в карту успешности учеником индивидуально.
Задание 1
Задача 1.1. Решить задачу:
В бумагах одного ученого была найдена его биография. Она начиналась следующими словами: «Я окончил курс университета 44 года от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – 11 лет не мешала нам потому, что у нас были общие интересы и мечты. Спустя немного лет у меня была маленькая семья из 10 детей».
Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл. 
За правильный ответ 1 балл.
Задача 1.1
Решение: 



Ответ: 5 

(– 1– посторонний корень) 
445=2410
1005=2510
345=1910
115=610
105=510
Ученики зачитывают текст с новыми числами.
Задача 1.2. Решить задачу:
Один человек имел 100 монет. Он поровну разделил их между двумя своими детьми. Каждому досталось по 11 монет и одна осталась лишней. 
Какая система счисления использовалась, и сколько было монет?
За правильный ответ 1 балл
Задача 1.2.
Решение:




 
Ответ: 
Физминутка Гимнастика для глаз
Продолжение работы в командах Задание 2. Конкурс кроссвордов. Ответьте на вопросы и из полученных слов составьте кроссворд.
1.Система, в которой количественное значение цифры не зависит от ее положения в числе. 
2.Система, в которой количественное значение цифры зависит от ее положения в числе.
3.Символы, при помощи которых записывается число 
4.Как называется позиция цифры в числе. 
5.Самый популярный пример непозиционной системы счисления. 
6.Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел
За правильный ответ 1 балл
За оригинальное составление кроссворда 1 балл.
Ответ:1. Непозиционная
2. Позиционная
3. Цифра
4. Разряд 
5. Римская 
6. Алфавит
Задание 3. Найди число.
Если утверждение истинно пишем 1, если ложно – 0. Переведи полученное число из двоичной системы в десятичную.
1. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
2. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
3.В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
4. В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
5.Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
6. Непозиционной система счисления – это система счисления, в которой значение цифры зависит от ее местоположения в числе.
7. Римская система счисления – это позиционная система счисления.
За правильный ответ 1 балл
Результат выполнения задания: 1010011.
Ответ: 83
Задание 4. Решите неравенствоЗа правильный ответ 1 балл 
Задание
Поставьте вместо буквы и знак <, > или =.1) 101001и 16 
2) 11118 и 1111112
3) 1258 и 5516
1) 4110 < 10810 
2) 11118 > 1111112 
3) 8510 = 8510
Задание 5.
Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке убывания
5C16 , 3510, 368, 100011, 012 
Задание оценивается 2 баллами
Ответ:
5C16, 012, 100011, 3510, 368.
Задание 6.
Выполните действия и запишите слово, составленное из трех букв.
Задание1) 1011100+100101 
2) 10011101-11111
3) 110101 . 1011За правильный ответ 1 балл
1) 10000001 – б
2) 1001110 – й
3) 1111110 – и
4) 1010101 – а
5) 1111111 – т.Правильный ответ – бит
Компьютерное тестирование А сейчас ребята я предлагаю вам пройти компьютерный тест.
Задание оценивается как среднее арифметическое всех оценок членов команды:
Время работы – 10 минут, тест проверяется автоматически.
Запишите в карту успешности отметку команды за выполнение теста.
Тест выполняют
индивидуально каждый 
учащийся за компьютером. 

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689293

Подведение итогов Пожалуйста, оцените свою работу на уроке по 5-бальной системе, ответ запишите в двоичной системе счисления в карту успешности.
Наш урок подходит к концу.
– Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?
Запишите в карту успешности ваш ответ
Ответ:
«5» – 101
«4» – 100
«3» – 11
«2» – 10
Задание на дом На сайте нашей школы по адресу … в разделе … находится ссылка на домашнее задание по нашей теме урока. Дома вам необходимо выполнить его и выслать решение мне на электронную почту ….
Домашнее задание
1. В каких (кроме компьютера) приборах применяется двоичная система счисления? Оправдано ли это применение? Аргументируйте свой ответ. 
2. Выполните действия:
а) 1011100 + 100101 
б) 10011101 – 11110 
в) 110101 . 1011 
Переведи полученные числа из двоичной системы в десятичную. 
– Спасибо за урок.

КАРТА УСПЕШНОСТИ _________________________________

Моя цель урока__________________________________________________

Критерии отметки баллы
Знание практического материала 2 балла – верно выполнено задание

0 баллов – неверно выполнено задание

Работа в командах Задание 1 Задача 1.1 За правильный ответ 1 балл
Задача 1.2 За правильный ответ 1 балл
Задание 2 За правильный ответ 1 балл

За оригинальное составление кроссворда 1 балл.

Задание 3 За правильный ответ 1 балл
Задание 4 За правильный ответ 1 балл
Задание 5 За правильный ответ 2 балла
Задание 6 За правильный ответ 1 балл
Решение теста Среднее арифметическое всех отметок членов команды
ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА «5» – 28-34 балла

«4» – 21-27 баллов

«3» – 15-20 баллов

 «2» – до 14 баллов

 

 

 

 

Достигли ли вы намеченной цели (аргументируйте свой ответ) _____________________________________________________________________________.

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять педагогические технологии.


Библиографический список
  1. Абрамян А.К. Дидактическая игра как форма организации познавательной деятельности учащихся // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-1 (11). С. 8-12.
  2. Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
  3. Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4. URL: http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/04/5013.
  4. Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980.
  5. Лактионова Ю.С. Активизация учебной деятельности учащихся посредством дидактических игр // Информатика и образование. 2010. № 5. С. 65-67.


Все статьи автора «Горянская Анжелика Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: