УДК 376

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключникова Светлана Николаевна
КООУ ВО "Семилукская санаторная школа-интернат"
воспитатель

Аннотация
Статья из многолетнего опыта работы посвящена разработке авторской программы курса санитарно-гигиенического просвещения. Обоснование необходимости разработки такой Программы. Приемы, методы работы над Программой, этапы ее реализации в условиях санаторной школы-интерната. Конечная цель Программы - формирование модели здорового ребенка в условиях современного образовательного процесса.

Ключевые слова: нуждающиеся в длительном лечении, оздоровительная направленность, приемы и методы работы, санитарно-гигиеническое просвещение, семьи социального риска, этапы реализации программы


DEVELOPMENT OF COMPLEX TARGET PROGRAM OF HEALTH FOR CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Klyuchnikova Svetlana Nikolaevna
"Semiluki sanatorium boarding school"
educator

Abstract
Article from many years of experience dedicated to the development of the author's program of course hygiene education. The rationale for the development of such a Program. Techniques, methods, work Programme, the stages of its realization in conditions of sanatorium boarding school. The ultimate goal of the Program is the formation of a model healthy child in the modern educational process

Библиографическая ссылка на статью:
Ключникова С.Н. Разработка комплексно-целевой программы сохранения здоровья для детей младшего школьного возраста // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3021 (дата обращения: 01.10.2017).

Проблемы  здоровья младших школьников в последние десятилетия являются темой обсуждения  медиков, педагогов, общественных деятелей – всех заинтересованных лиц. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Российской Академии медицинских наук количество здоровых дошкольников около 10%, среди поступающих в школу хронические заболевания имеют 50% детей. Введение последних стандартов образования и соответствующие изменения согласно новому  закону «Об образовании в РФ» предполагают внедрение здоровьесберегающих методов и приемов работы с обучающимися, в том числе с младшими школьниками.

Работа воспитателем младшей группы в течение 17 лет в санаторной школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном лечении, позволила мне накопить большой практический опыт и разработать комплексно-целевую  программу оздоровительной направленности для младших школьников. Официальный статус школы предполагает обучение и оздоровление детей, нуждающихся в длительном лечении. Под это определение попадают дети из семей социального риска или дети, чьи родители лишены родительских прав. На практике это означает, что ребенок не только не подготовлен к школе, но не владеет даже первичными навыками гигиены  и санитарии. Обучить его всему этому – наша задача. Для этого и разработана уникальная авторская Программа курса санитарно-гигиенического просвещения, рассчитанная на 4 года. Программа  одобрена  Воронежским ОИПКиПРО, Информационно-диагностическим центром.

Она предусматривает поэтапный процесс овладения первичными, необходимыми и  достаточными знаниями, умениями и навыками в области санитарии и гигиены. Особенно актуальна она для младших учеников  школы-интерната, овладевающих этими знаниями позднее своих сверстников из полноценных семей.

Посредством практикумов, ролевых игр, реальных и виртуальных экскурсий, театральных представлений воспитывается самостоятельность ребенка в санитарно-гигиеническом обслуживании, происходит знакомство с правилами личной гигиены, усваиваются понятия об основах физиологии человека, о простейших приемах сохранения здоровья.

Воспитатели младшей группы, педагоги и медики принимают активное участие в реализации данной Программы. Цель ее – сформировать в сознании маленького человека прочную доминанту здорового образа жизни, правильный режим работы и отдыха, осознанно отрицательное отношение к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики и др.), в конечном итоге, заложить стремление к здоровому образу жизни в целом. Серьезнейшие задачи санитарно-просветительской работы решаются в виде игры в «Школе доктора Пилюлькина». Уроки проходят еженедельно, в рамках занятий в общешкольной Программе развития младших школьников «Солнечный город». «Уроки доктора Пилюлькина» помогают ликвидировать пробелы в представлениях детей о гигиене и санитарных нормах, принятых в цивилизованном обществе, дают необходимые знания о наиболее распространенных болезнях и  их симптомах, о лекарствах и опасности их бесконтрольного применения.

Важным этапом в освоении ребенком мира и приобщении к социуму является получение необходимых в повседневной жизни навыков. Получаемые на этом этапе развития знания расширяют круг возможностей ребенка, развивают его как личность. А результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей сформируются понятия о здоровом образе жизни.


Библиографический список
  1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием// АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- №4
  2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка, М., 2000
  3. Буре Р.С. Воспитатель и дети.- М.: Просвещение, 2006.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. -СПб. Питер, 2007
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
  6. Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой -М.: Просвещение, 1988
  7. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- Саратов: СГУ, 1999
  8. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., 2010

 



Все статьи автора «Ключникова Светлана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: