УДК 37.02

ИЗУЧЕНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ «ЦИКЛ» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Волкова Инна Борисовна1, Штепа Юлия Петровна2
1МБОУ СОШ с. Де-Кастри, Хабаровский край, учитель информатики
2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники

Аннотация
Статья посвящена вопросам преподавания раздела «Алгоритмы и исполнители» при изучении базового курса информатики в общеобразовательных учреждениях. Приводится пример конспекта урока по теме «Циклические алгоритмы».

Ключевые слова: информатика, методика обучения, циклический алгоритм


METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF THE PROCESS OF INFORMATION TRANSMISSION IN THE SCHOOL OF COMPUTER SCIENCE

Volkova Inna Borisovna1, Shtepa Yuliya Petrovna2
1School of village De-Kastri, Khabarovsk Krai, teacher of computer science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, PhD in pedagogical sciences, associate professor of the Department of Computer Science

Abstract
The article deals with teaching in "Algorithms and performers" in the study of the basic course of computer science in secondary schools. An example of the summary of the lesson on "cyclic algorithm".

Keywords: computer science, cyclic algorithm, teaching methodology


Библиографическая ссылка на статью:
Волкова И.Б., Штепа Ю.П. Изучение алгоритмической конструкции «Цикл» в базовом курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3044 (дата обращения: 26.05.2017).

Алгоритмизация является одним из основных элементов содержания курса информатики. В то же время, при изобилии в сети Интернет методических разработок по темам «Информация и информационные процессы», «Представление информации», «Технологии обработки информации» [1-7] и др., теме «Алгоритмы и исполнители» почти не уделяется внимание.

Изучение блока «Алгоритмы и исполнители» включает большой объем материала, связанный с определением понятия алгоритма, построением алгоритмических конструкций, применением и работой языков программирования. Возникает множество вопросов относительно содержания, методов и средств, используемых для преподавания этого раздела.

Предлагаем конспект урока по теме «Циклические алгоритмы».

Цели урока

Учебная:

  • познакомить учащихся с понятием, структурой, способами записи циклического алгоритма;
  • сформировать умения использования циклических конструкций при решении задач.

Воспитательная:

  • воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость;
  • способствовать воспитанию ответственности.

Развивающая:

  • развивать алгоритмическое мышление;
  • способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операций.

Основные понятия: циклический алгоритм, цикл, тело цикла, условие цикла.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент (1 мин.)
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
Актуализация знаний (4 мин.)
– Перед тем, как мы приступим к изучению нового материала, вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.Фронтальный опрос (позволяет увидеть владение материалом из предыдущих уроков):– Ребята, что из названного является алгоритмом: план перехода через проезжую часть дороги, сочинение, режим дня, расписание уроков, описание приготовления какого-либо напитка?
Дают ответ по поднятой руке.

Алгоритмами могут быть план перехода через проезжую часть дороги, описание приготовления напитка.

– Какие алгоритмы мы изучили на прошлых уроках? – Линейные и разветвляющиеся алгоритмы.
– Перечислите блоки, входящие в построение блок-схем линейного и разветвляющегося алгоритмов? Каково назначение блоков?

Два ученика выходят к интерактивной доске. Один перечисляет блоки, входящие в линейный алгоритм, второй – в разветвляющийся алгоритм. Вписывают в блоках назначения. Учащиеся с мест помогают, указывая на ошибки.
– А теперь, ребята, назовите структуру алгоритма, представленного на блок-схеме, и угадайте зашифрованную пословицу:

– «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (ветвление, неполная форма).
– «Болен – лечись, а здоров – берегись» (разветвляющийся алгоритм, полная форма ветвления).
Подготовка к изучению новой темы (3 мин.)
Учитель ставит задачу: составить блок-схему алгоритма для поговорки «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Ученики составляют блок-схему решения данной задачи в тетрадях, один из учащихся записывает решение на доске.

– Мы видим, что блок-схема получится очень большая, с вложенными ветвлениями. Какие действия выполняются несколько раз подряд?

– Сколько раз необходимо записать эти действия?

– Так как согласно условию требуется применить одни и те же действия несколько раз, то для решения мало имеющихся у нас знаний. Поэтому необходимо пополнить знания, изучив новую конструкцию, которая называется «Цикл».

– вывод сообщения «Отмерь» и присваивание I:=I+1.

– Семь раз.

Формирование новых знаний и умений (15 мин.)
– Тема урока «Циклические алгоритмы».– Цель занятия – рассмотреть команду цикл, научиться составлять алгоритмы с командой цикл. Давайте начнем с определения.Алгоритм, который предусматривает многократное повторение одного и того же действия, называется циклическим.
Последовательность многократно выполняемых команд называется телом цикла.

– Любой цикл состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовка цикла, в которую входят начальные присвоения;
  2. Тело цикла – команды повторения цикла;
  3. Условие – обязательная часть цикла.

Цикл, как и любая другая алгоритмическая структура, может быть:

  • записан на естественном языке;
  • изображен в виде блок-схемы;
  • записан на алгоритмическом языке;
  • закодирован на языке программирования.
Записывают конспект в тетрадях (обозначено курсивом).
– Остановимся на графической форме представления алгоритма – блок-схеме.

Вот как записывается цикл с постусловием на языке блок-схем:

 

Переносят блок-схему в тетрадь.
– Составим блок-схему к нашей задаче.

Учитель составляет блок-схему на доске, обсуждая с учащимися блоки и команды, входящие в алгоритм.

Вместе с учителем составляют блок-схему в тетради.

– Цикл реализуется на языке Паскаль следующим образом:

Repeat

< оператор 1 >;
< оператор 2 >;


< оператор n >;
until <условие >

Записывают операторы языка программирования в тетрадь.
А теперь давайте составим программу, соответствующую нашему алгоритму (учитель составляет программу на компьютере, обсуждая ход ее составления с учащимися, демонстрирует результат ее работы):

Program z1;

var I:integer;

begin

I:=0

REPEAT

writeln (‘отмерь’);

I:=I+1;

UNTIL I=7;

writeln (‘отрежь’);

readln

end.

Записывают программу в тетрадь.
Учитель задает вопросы на проверку понимания программы:

– Назовите команды, входящие в тело цикла в программе.

– Какие действия будут выполняться при ложном условии?

– До каких пор выполняется условие?

– I:=I+1 и writeln (‘отмерь’).

– Если условие (I=7) ложно, вновь выполняется тело цикла.

– Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие не станет истинным.

Домашнее задание (3 мин.)
– Откройте дневники, запишите задание. Прочитать конспект. Блок-схемой изобразить решение задачи, в которой требуется посчитать сумму чисел до первого введенного отрицательного числа.
Записывают в дневниках (выделено курсивом).

Решение задачи может быть реализовано несколькими способами:

Формирование навыков и умений (17 мин.)
На экране задача.Составить блок-схему алгоритма и программу для вывода стоимости товаров в чеке до первой суммы, превышающей 2000 рублей.Один учащийся выходит к доске, составляет блок-схему с помощью учителя и одноклассников.
Учащийся у доски составляет блок-схему, остальные записывают в тетрадь. Пример блок-схемы:

- А теперь вы сядете за компьютеры, самостоятельно составите программу и протестируете ее. По готовой блок-схеме, записям к предыдущей задаче составляют программу и запускают ее на выполнение.

Program z2;

var s:real;

begin

REPEAT

readln (‘S’);

UNTIL S>2000;

writeln (‘S’);

readln

end.

Подведение итогов (3 мин.)

  • Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • В каких случаях необходимо применять циклическую конструкцию?
  • Из каких этапов состоит цикл?

Отметки за урок… Всем спасибо за работу.

Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Уроки информатики обладают наибольшим потенциалом для формирования алгоритмического мышления учеников. Задачи на алгоритмизацию в большом количестве представлены в ГИА и 9 и 11 классов. Надеемся, что данная разработка окажется полезной учителям информатики.


Библиографический список
  1. Разина М.В., Баженов Р.И. Разработка методики преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. http://psychology.snauka.ru/2014/11/3927“>URL:http://psychology.snauka.ru/2014/11/3927.
  2. Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика.2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980.
  3. Салиновская Е.В., Штепа Ю.П. Методические аспекты изучения процесса передачи информации в школьном курсе информатики // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3975.
  4. Богданова В.В., Штепа Ю.П. Организация интегрированных уроков информатики с другими учебными предметами // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3995.
  5. Татевосян Т.В., Штепа Ю.П. Организация самостоятельной работы школьников при изучении темы «Системы счисления» в курсе информатике // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8437.
  6. Горянская А.О., Штепа Ю.П. Использование игровых технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3011.
  7. Муратова Т.В., Баженов Р.И. О разработке урока по теме «Системы счисления» в курсе информатики и ИКТ 9 класса // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3024.


Все статьи автора «Волкова Инна Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: