УДК 378.1; 371.3

СПЕЦИФИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ТУРИЗМУ» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Зыбина Екатерина Владимировна1, Платоненко Алексей Игоревич2, Шварцкопф Елена Юрьевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», соискатель
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», преподаватель

Аннотация
В статье приводится возможность включения педагога по физической культуре в систему формирования профессионально-педагогической культуры, культуры самостоятельной работы в ресурсах изучения основ туризма в системе вузовской подготовки по программам специалитета и программам бакалавриата. Качество формирования компетенций будущих педагогов по физической культуре достигается за счет использования разработанного программно-педагогического обеспечения курса, построенного в соответствии с репродуктивно-продуктивным способом изложения материала и педагогических технологий (RP-технологии педагогического взаимодействия, технологии системно-педагогического моделирования), фасилитирующих формирование культуры самостоятельной работы обучающихся (студентов, аспирантов, слушателей и пр.), профессиональной и профессионально-педагогической культуры.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, образование, обучение, практика, профессиональная культура, профессионально-педагогическая культура, туризм


THE SPECIFICS OF THE MODELING SOFTWARE-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE COURSE "TEACHING AND PRACTICE OF TOURISM AS A RESOURCE FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Zybina Ekaterina Vladimirovna1, Platonenko Alexey Igorevich2, Schwarzkopf Elena Yurievna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Applicant
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, senior teacher

Abstract
The article provides the ability to enable the teacher of physical culture in the system of formation of professional and pedagogical culture, culture of independent work resources for learning the basics of tourism in the system of university training programs specialist and undergraduate. The quality of formation of competences of future teachers of physical culture is achieved through the use of developed software-pedagogical support of course, constructed in accordance with the reproductive and productive way of presenting the material and teaching technologies (RP-technology pedagogical interaction, technology system-pedagogical modeling), facilitating the creation of a culture of independent work of students, graduates, students etc), professional and professionally-pedagogical culture.

Keywords: competence, culture of independent work, education, practice, professional culture, professional-pedagogical culture, tourism, training


Библиографическая ссылка на статью:
Зыбина Е.В., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Специфика моделирования программно-педагогического обеспечения курса «Учебная практика по туризму» как ресурс формирования профессионально-педагогической культуры педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/01/3217 (дата обращения: 27.05.2017).

Возможность формирования профессионально-педагогической культуры в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре – одна из актуальных задач современной педагогики высшей школы. Немаловажное значение в подготовке будущих педагогов по физической культуре играет учебная практика как форма верификации единства реализуемой теории и практики организации педагогического взаимодействия, детализирующая (в нашем случае) свои возможности в структуре изучения основ туризма.

Изучение основ туризма будущими педагогами по физической культуре – наисложнейший процесс формирования профессионально важных качеств, ценностей, компетенций, сводимых в Новокузнецком филиале институте ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» к следующим:

- СК-15 (имеет необходимый  уровень технико-тактической подготовленности в избранном виде спорта), определяемую через:

- знает перечень основных технических действий и тактических схем в избранном виде спорта;

- умеет применять технико-тактические навыки в соревновательной деятельности;

- владеет техническими навыками в избранном виде спорта.

СК-9 (владеет специальными знаниями, умениями и навыками необходимыми для реализации образовательного процесса в избранном виде спорта), определяемую через:

- знает теоретические и методические основы, необходимые для реализации образовательного процесса  в избранном виде спорта;

- умеет реализовывать образовательного процесса в избранном виде спорта;

- владеет навыками, необходимыми для реализации образовательного процесса в избранном виде спорта.

СК-11 (способен осуществлять самообразование в сфере физической культуры и спорта для эффективного профессионального роста), определяемую через:

- знает информационные системы, необходимые для самообразования в сфере физической культуры и спорта;

- умеет реферировать и систематизировать источники, необходимые для самообразования в сфере физической культуры и спорта;

- владеет технологиями поиска источников, необходимых для самообразования в сфере физической культуры и спорта.

Попытаемся детализировать специфику подготовки будущих педагогов по физической культуре в структуре оптимизации модели учебной практики по туризму, уточнив понятийный аппарат и представив одну из форм тестовых заданий, обеспечивающих качественный контроль изучаемого дидактического материла.

Представим 1 вариант дидактических знаний, который ниже опишем и проанализируем в структуре его моделирования и определения качества измерения сформированных компетенций.

Вариант 1

Основы туризма.
Учебная практика по туризму

Часть А. (выберите из списка один вариант ответа)

I. ……………………… – дисциплина, позволяющая изучить теоретико-эмпирические основы совокупности знаний о путешествиях в свободное время, видах и формах активного отдыха, способах и технологиях привлечения молодежи к ведению здорового образа жизни через активный отдых и удовлетворение рекреационных потребностей неустанно развивающейся личности.

А.        Учебная практика по туризму

В.        Спортивное ориентирование

С.        Основы туризма

D.        Основы безопасности жизнедеятельности человека

II. Предметом курса «Учебная практика по туризму» является ………………………

А.        содержание и выбор оптимальных ресурсов и форм, методов и условий, приемов и принципов формирования, коррекции и управления активностью подрастающего поколения в принятии и дополнении способов и форм активного и пассивного отдыха и досуга как механизмам восстановления и оздоровления личности.

В.        активный образ жизни и основы здоровьесберегающих технологий, фасилитирующих оздоровление и восстановление организма через занятия физической культурой и туризмом.

С.        цель, задачи, функции, условия, методы, формы, методики, технологии организации оздоровления молодежи в структуре ситуативно определяемой экономической и социальной нормах и возможностях личности и микро-, мезо-, макро- и мегапространства.

D.        цель, задачи, функции, условия, методы, формы, методики, технологии организации свободного времени подрастающего поколения в структуре ситуативно определяемой экономической и социальной нормах и возможностях личности и микро-, мезо-, макро- и мегапространства.

III. Объектом туризма как социально-педагогической дисциплины является ………………………

А.        современные теории, методы, формы, средства, приемы, условия, тактики, модели, парадигмы изучения основ туризма как дисциплины и искусства организации активного отдыха и досуга.

В.        методики оздоровления населения в структуре разнообразных форм и методов, видов и типов туризма.

С.        оптимальные условия организации педагогического, социально-педагогического, профессионально-педагогического взаимодействия в структуре выявления, понимания, визуализации, модификации и решения противоречий и проблем, дилемм и задач здорового образа жизни подрастающего поколения и их родителей.

D.        обучающийся, включенный в систему распределения социальных ролей и отношений в структуре организации и проведения туристических слетов, сплавов, конкурсов, походов и пр. форм организации досуга и отдыха.

IV. ……………………… – удовлетворение потребности в гармонии.

А.        Информационно-коммуникативные функции туризма

В.        Эстетические функции туризма

С.        Гносеолого-перцептивные

D.        Эколого-антропологические функции туризма

V. К видам туризма не относят ………………………

А.        горный

В.        пешеходный

С.        коэвалюционный

D.        спелео

VI. ……………………… – экстремальный вид туризма, в котором турист осуществляет спуск в спасательном жилете, лежа на доске, спускается турист обычно по течению горной реки.

А.        Фрирайд

В.        Вота-баг

С.        Хели-ски

D.        Каньонинг

VII.     Вид долго обогревающего костра.

А.        Колодец

В.        Шалаш

С.        Звездный

D.        Нодья

VIII. К распространенным формам туристической работы с детьми не относят ………………………

А.        сплавы

В.        слеты

С.        конкурсные программы

D.        походы

IX. К видам походов не относят ………………………

А.        пешеходные

В.        лыжные

С.        многоборье

D.        горные

X. ……………………… – туризм лиц, постоянно проживающих в РФ, в другие страны.

А.        Туризм выездной

В.        Туризм въездной

С.        Туризм внутренний

D.        Туризм социальный

Часть В.

XI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).

Соотнесите цвет и его назначение его на карте.

А. Желтый 1. для изображения открытого пространства
В. Коричневый 2. для изображения земляного рельефа
С. Зеленый 3. для изображения растительности, оттенки данного цвета отображают различную степень проходимости: чем темнее цвет, тем труднее проходимость
D. Красный 4. для изображения судейских отметок (старт, финиш, маркировка, запретная территория и пр.)

XII. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.

А.        Вид туризма

В.        Средства туризма

С.        Формы туризма

D.        Формируемые качества и ценности

XIII. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.

Определите последовательность подготовки студента к сдачи зачета по курсу «Учебная практика по туризму».

А.        подготовка отчета в определенной заранее форме (форма отчета не должна меняться из-за прихотей студентов и педагогов, включенных в процесс туристического похода; так, например, фото-, видеоотчеты, профессионально-педагогические презентации в форме и структуре оговариваются до совершения похода)

В.        постановка цели и задач, определение перспектив туристического похода

С.        сбор снаряжения и экипировки выбранного похода

D.        прохождение маршрута в соответствии с условиями и планом маршрута

XIV. Выберите два и более правильных ответов.

……………………… – полеты на параплане, т.е. «мягком крыле».

А.        Воздушный экстрим

В.        Парапланеризм

С.        Параглайдинг

D.        Родео

XV. Впишите пропущенное слово.

……………………… – совокупность ценностей и смыслов, традиций и норм, знаковых систем и значений, характерных для конкретной общности (например, – общности туристов).

Часть С.

XVI. В начале похода в вашем классе двое мальчиков хорошо повздорили из-за девочки (подрались), которая тоже идет в поход с классом на три дня (пятница, суббота, воскресенье). Вы слышите угрозы мальчиков друг другу, но не можете сделать им замечания из-за большого расстояния, разделяющего вас. Этап вашей подготовки такой, что Вы можете еще не допустить до похода всех трех участников данного события. Только двух мальчиков, которые повздорили. Можете взять в поход всех, но поговорить с ними с каждым наедине, не упустив нужного момента. Можете поговорить со всем классом и создать условия, когда весь класс сделает вывод о ценности здоровья и жизни каждого в походе, где стираются границы только «моё», «у меня хорошо, а до других нет дела» и пр. Как поступите Вы? Объясните – почему?

Структура дидактического теста представляет собой систему заданий А + В + С. Количество А, В и С выбрано Елькиной О. Ю., Лозован Л. Я., Кошкиной Н. И. (работа Елькина О. Ю., Лозован Л. Я., Кошкина Н. И. Оценка компетенций бакалавров образования: Методические рекомендации для преподавателей высшего профессионального образования. Новокузнецк : РИО «КузГПА», 2013.  33 с.  ISBN 978-5-85117-730-9) соответственно 10+5+1, т.е. А=10, В=5, С=1. Качество оценки дидактического теста определяется типологией и составляет тип «А» – 1 балл, тип «В» – 5 баллов, тип «С» – 60 баллов.

Задания типа «А» представляют собой технологию оценки «знать», задания типа «В» обеспечивают технологию оценки «уметь», задания типа «С» – «владеть».

Уточним понятийный аппарат предметно-содержательных и методико-методологических компонентов формирования профессиональной культуры педагогов по физической культуре или профессионально-педагогической культуры педагогов по физической культуре, определив в поле исследования понятийный аппарат категориальных ресурсов и специфических понятий, опубликованных в работах [1-18].

Программно-педагогическое обеспечение курса – совокупность дидактических средств (учебники, учебные и учебно-методические пособия, словари, электронные ресурсы и пр.), фасилитирующих изучение определенной дисциплины в соответствии со спецификой специальности и направления подготовки, программой изучения курса, стандартом образования, реализуемых в условиях очной и заочной форм обучения.

Под педагогической культурой педагога по физической культуре будем понимать сформированный эталон-вектор становления педагога (формирования, развития, самореализации, самосовершенствования, самовоспитания, самообучения, социализации, адаптации и пр. категорий современной педагогической практики верификации качества социально-педаго­ги­чес­ких отношений), предопределяющий качество труда и общения в системе микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношений, фасилитирующих обучающимся и их родителям поиск решений основных противоречий современной педагогической практики – «хочу – могу – надо – есть» в идентификации качества, количества, возможностей, генетики, профессии и прочих компонентов современной системы идентификации условий и резервов создания идеальных и материальных продуктов жизнедеятельности.

Под профессионально-педагогической культурой (ППК) педагога по физической культуре будем понимать ресурс и продукт профессионально-педагогических отношений и личностно-верифицируемых процессов социализации, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, самоутверждения и самодетерминации в системе соблюдения идей и практики продуктивного развития личности в ресурсах принятия и верификации идей здоровьесбережения и акмепедагогики, предопределяющих качественное распределение и индивидуальное выполнение заданий для обучающихся, включенных в систему занятий физической культурой и спортом, способствующих оптимальному подбору двигательной активности и релаксации организма от излишней агрессивности, нервозности, раздражительности, тревожности и неуверенности в себе, проявляемой через различные формы неудовлетворения внешним видом, состоянием здоровья, не востребованности в социуме и пр., компенсируемые и корректируемые через активный отдых и занятия физической культурой и спортом, чередование интеллектуальной и физической активности, соблюдение норм рационального питания и своевременного восстановления организма.

В дальнейших работах мы попытаемся определить специфику измерения сформированности профессионально-педагогической культуры педагога по физической культуре в структуре и системе детерминируемых единиц практики педагогики наивысших достижений (акмепедагогики) и педагогики физической культуры и спорта.


Библиографический список
  1. Шварцкопф Е. Ю. Платоненко А. И., Меркушев Е. О. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма» : учебно-методическое пособие для студентов бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / под общ. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  51 с.  ISBN 978–5–85117–758–3.
  2. Шварцкопф Е. Ю., Зыбина Е. В., Козырева О. А. Некоторые возможности изучения качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре курса «Основы туризма» // Культурное наследие и устойчивое развитие туризма: материалы Международной научно-практической конференции. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014.  С. 262-267.
  3. Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. И., Козырева О. А. Некоторые аспекты изучения основ туризма будущими педагогами по ФК в условиях прохождения учебной практики по туризму  // Теория и практика педагогической науки в современном мире : традиции, проблемы, инновации : материалы Международной научно-прак­ти­ческой конференции : в 2-х ч. Ч.1. – Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2014.  С. 239-242.
  4. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  5. Козырева О. А. Технология системно-педа­го­гического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  6. Зыбина Е. В., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в изучении разделов современной педагогики будущими педагогами-бакалаврами по ФК // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы Международной заочной научно-практической конференции, Чебоксары, 14 октября 2013 г. / гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. – С. 199-201.
  7. Козырева О. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Специфика и результативность моделирования педагогических средств в ресурсах технологии системно-педагоги­ческого моделирования // Педагогическое мастерство: материалы IV Международной научной конференции (г. Москва, февраль 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014.  С. 6-8.
  8. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  9. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  10. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011. №1 (3). С. 49-62.
  11. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука.  2011.  № 11.  С. 58-65.
  12. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  13. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  14. Григоров С. О., Платоненко А. И., Козырева О. А. Качество самореализации будущего педагога по физической культуре как социально-педагогическая проблема // Наука XXI века: проблемы и перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 30-31 мая 2014 г.). – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 27-29.
  15. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9.  С.79-83.
  16. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. – М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  17. Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
  18. Зыбина Е. В., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Некоторые аспекты изучения курса «История педагогики и образования» в структуре верификации его качества // Инновационный вектор развития науки : материалы Международной научно-практи­чес­кой конференции (Уфа, 1 августа 2014 г.). – Уфа : Аэтерна, 2014. С. 69-71.


Все статьи автора «Шварцкопф Елена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: