УДК 379.8

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Корейко Елена Александровна
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону

Аннотация
В статье поднимаются вопросы связанные с работой творческих объединений, на примере работы творческих коллективов художественного отдела Дворца творчества детей и молодежи. Приводятся примеры работы некоторых педагогов. Делаются выводы о возможных путях решения выявленных проблем.

Ключевые слова: дополнительное образование, педагогика, творческие группы


FEATURES OF ART GROUPS IN MODERN SUPPLEMENTARY EDUCATION

Koreiko Elena Aleksandrovna
MBOU DOD Dvorets tvorchestva detei i molodegi g. Rostova-na-Donu

Abstract
The article raises questions related to the work of creative associations, on the example of the creative teams of the art department of the Palace of Children and Youth. Are examples of the work of some teachers. Conclusions on possible ways to address the problems identified.

Библиографическая ссылка на статью:
Корейко Е.А. Особенности работы творческих объединений в современном дополнительном образовании // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/02/3380 (дата обращения: 01.10.2017).

Рассматривая проблему дополнительного образования сегодня, мы все чаще сталкиваемся с рядом проблем и вопросов, которые возникают. Одна из основных проблем это запрос от родителей о раннем творческом развитии, т.е. занятия для детей 3-4 лет, с которыми нормы современных СанПин требований предписывает короткие занятия (не более 25-30 минут), учитывая, что в организации предоставляющие дополнительное образование привозят детей иногда с другого конца города, то те же родители возмущаются «ехали более часа, на занятия продолжительностью 30 минут). Другой аспект это интерес к определенным творческим объединениям, основанный чаще на популярных телевизионных шоу, а не на способностях воспитанников. Кроме того, в ряде творческих объединений (мы рассматриваем на примере МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону), отсутствует система отбора воспитанников, таким образом, в творческий коллектив на первый год обучения набираются дети всех возрастов (в соответствии с программами от 6 до 14 лет), как с врожденными способностями, так и без выраженных способностей. При этом, некоторые программы (например, программа «У истоков народного творчества» Н.А. Бржезинской) предполагает набор разновозрастной группы, т.е. в одной группе могут быть воспитанники разных возрастных групп [1]. В своих работах [2, 3, 4]. Н.А. Бржезинская подчеркивает, что эстетическое воспитание есть целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной понимать и ценить прекрасное. В учреждении дополнительного образования система эстетического воспитания направлена на развитие личности ребенка, формирование художественных представлений, взглядов, вкусов, убеждений и т.д.

В МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону, в рамках работы художественного отдела, существуют творческие объединения вокального направления (академическое, народное, фольклорное, эстрадно-джазовое пение); хореографического направлении (народные, эстрадные, бальные, классические танцевальные коллективы); циркового (эквилибр, жонглирование, хула-хупы, дрессура, клоунада); изобразительного направления (графика, живопись, скульптура); а также театральное направление (драматический театр, театр кукол).  Таким образом, воспитанники могут выбрать то направление и коллектив, который сможет в наиболее полной мере отразить и раскрыть все возможные способности ребенка.

Занятия танцами, вокалом, а также занятия ИЗО-студии, цирковой студии и театральных объединений, включают не только обязательную часть (непосредственно обучение танцам, вокалу, рисованию ит.д.), но и участие воспитанников в фестивалях, круглых столах и мероприятиях в рамках экспериментальной площадки, посещение музеев и концертов формируют определенный, дополнительный объем знаний, умений, навыков, способствует формированию адекватной самооценки и при этом является мощным мотивирующим фактором, это способность проявиться себя, получить обратную связь (от зрителей или членов жюри).

В тоже время важно понимать, что существуют популярные направления (джазовый, эстрадный вокал, спортивные и эстрадные танцы, рисование, драматический театр) и менее популярные направления (народный вокал и танец, театр кукол, фольклорное пение). Из-за этого педагогам, которые ведут «не популярные» творческие объединения зачастую приходится прикладывать гораздо большие усилия для поддержания интереса воспитанников к занятиям в ансамбле. Примером может служить образцовый фольклорный ансамбль «Феникс» (рук. Н.А. Бржезинская) и фольклорный ансамбль «Маленький Феникс» (рук. Д.В. Погонцева), которые не только изучают фольклорные песни (аутентичный фольклор казаков Дона и Кубани, который исполняется без музыкального сопровождения), но и проводят мастер-классы (приглашают специалистов) по лепке глиняных свистулек, изготовление народных кукол (без иголок и ножниц), рассказывают историю Россию через преломление текстов песен и помогают воспитанникам старших классов готовить научно-исследовательские работы на научные конференции. Все это в совокупности помогает воспитанникам получить знания и навыки из разных областей, научится чему-то новому, попробовать себя в прикладном искусстве.

И основная проблема дополнительного образования и активности записи в творческие объединения воспитанников заключается в большой загруженности школьной (в том числе объем домашних заданий) и, более глобальная проблема, это социальные сети, которые поглощают время и являются способом самовыразиться и приобрести необходимый статус среди сверстников, таким образом, потребность в концертной деятельности или иной творческой деятельности резко снизился. Сами по себе социальные сети [5, 6, 7] могут нести как пользу, так и вред. Так, поглощая время школьников, они снижают интерес к занятиям вне компьютера. Однако активная презентация коллективов в социальных сетях (создание групп с регулярным пополнением фото, видео информации) способствует увеличению интереса, и как следствие может привлечь воспитанников в различные творческие объединения.

Кроме того, при наборе в творческие объединения мы все чаще сталкиваемся с этническими [8], гендерными и другими стереотипами, которые транслируют как родители, так и дети. В связи с этим формируется перекос в творческих коллективах, в которых больше приводят девочек, чем мальчиков [9].

Привлечение психологов в работы творческих коллективов, помогает нивелировать последствия стресса, помогают выработать подход к детям с нестандартным мышлением, креативным детям (чье мышление отличается от других) [10, 11, 12, 13, 14, 15] ит.д.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем говорить о том, что работа дополнительного образования сталкивается в современном мире с рядом проблем, которые возникает на различных уровнях, однако существуют способы преодоления этих проблем. Целенаправленная профориентация, развитие творческих навыков, работа со стереотипными суждениями с одной стороны, и мотивация, привлечение специалистов из смежных областей знаний и работа с психологами с другой стороны – способствуют активной вовлеченности воспитанников всех возрастов (с 6 до 18 лет) в творческих объединениях МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону.


Библиографический список
  1. Бржезинская Н.А. К разработке курса «У истоков народного творчества» (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста) // Современная педагогика. 2014. № 4 (17). С. 3.
  2. Бржезинская Н.А. Кукла как элемент обучения в фольклорном ансамбле // Современная педагогика. – Октябрь 2013. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/10/1908 (дата обращения: 21.10.2013).
  3. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  4. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В.  Патриотическое воспитание ребенка через изучение фольклора // Психология и социальная педагогика в системе гуманитарного знания // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под. ред. к.п.н. доцента Асильдеровой М.М. – 3 декабря 2012 г. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2012. – 312 с.
  5. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 92-98.
  6. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
  7. Погонцева Д.В. Формирование впечатления средством виртуального общения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 1 (17). С. 135-141.
  8. Бзезян А.А. Влияние гендера этнокультурного типа внешнего облика на степень позитивности оценки // Психология и психотехника. 2014. № 1. С. 83-90.
  9. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010
  10. Саакян О.С. Особенности электрической активности мозга юношей и девушек с разным уровнем креативности // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2011
  11. Скрипкина Т.П., Шипитько О.Ю. Профессиональная самореализация менеджера с позиции акмеологического подхода // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 4. С. 125-134.
  12. Шипитько О.Ю. Особенности совладающего поведения и личностные характеристики менеджеров по продажам с разным уровнем профессиональной самореализации // автореферат дис. … кандидата психологических наук : 19.00.13 / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2013
  13. Шипитько О.Ю. Психологические особенности совладающего поведения успешно самореализующихся менеджеров по продажам // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 4. С. 63-69.
  14. Погонцева Д.В. Культурно-исторический анализ костюма как визуальной презентации представлений о внешней красоте // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2009. № 5. С. 116-119.
  15. Погонцева Д.В. Представления о телесной красоте в современной культуре // NB: Психология и психотехника. 2013. № 8. С. 71-79.


Все статьи автора «vpgn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: