УДК 159.9

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Самсонова Виктория Юрьевна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО РГЭУ (РИНХ)

Аннотация
В статье рассматривается вопрос о необходимости адаптационной работы с детьми, готовящимися к поступлению в школу. В жизни ребенка будут происходить новшества, следовательно, понадобится своевременная и планомерная помощь. Поступление ребенка в школу - проблема комплексная, включающая в себя не только общие проблемы, но и проблемы психологической и физиологической подготовленности. Статья раскрывает основные аспекты адаптационной работы. Степень эффективности работы будет во многом зависеть от сотрудничества в этой области теоретиков и практиков педагогики, а также педагогов, работающих в начальной школе и родителей первоклассников.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, мотивационная готовность, произвольность., психофизиология, режим, семья


ON THE QUESTION OF ADAPTATION OF FIRST-GRADERS TO LEARN IN SCHOOL

Samsonova Victoria Yurievna
Taganrog Institute of AP Chekhov (branch) VPO RGEU (RINH)

Abstract
The article discusses the need for adaptation of working with children getting ready for school. In a child's life will be innovations, therefore, need timely and systematic support. Child enters school - a complex problem, which includes not only common problems, but also problems of psychological and physiological fitness. The article reveals the main aspects of the adaptation work. The effectiveness of the work will largely depend on the cooperation in the field of pedagogy theorists and practitioners, as well as teachers working in primary schools and parents of first-graders.

Библиографическая ссылка на статью:
Самсонова В.Ю. К вопросу об адаптации первоклассников к обучению в школе // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3467 (дата обращения: 02.10.2017).

Необходимость адаптационной работы с детьми, готовящимися к поступлению в школу и на первом этапе обучения, не требует уже доказательств, и соответственно, нет необходимости многословно доказывать актуальность темы нашего исследования. Поступление в школу кардинально меняет режим жизни ребенка, у него одномоментно появляется множество обязанностей, а в ряде случаев поступление в школу сопряжено с полной (или почти полной) сменой круга общения, который был у ребенка до этого. Начало школьного обучения почти полностью изменяет условия его времяпровождения, а также количество и содержание физических и психологических нагрузок.

Известно, что «нормальное развитие ребенка осуществляется лишь при целенаправленном воспитании, ориентированном на возрастные возможности детей».[1] Но помимо учета возрастных особенностей необходимо учитывать еще и психофизиологические характеристики детей, возрастные и индивидуальные их интеллектуальный уровень, коммуникативные способности. Без этого нельзя говорить ни о воспитании ребенка, ни о полноценном школьном обучении.

Школьные коллективы формируются из детей практически только по возрастному принципу. В настоящее время в некоторых школах делаются более или менее успешные попытки формировать классы с учетом уровня интеллектуального развития детей, но думается, что это попытки скорее «менее успешные» по ряду причин, о которых будет сказано ниже.

Существуют и так называемые классы коррекции, куда набирают детей по медико-педагогическим показаниям, там работа ведется достаточно успешно, прежде всего потому, что за многие уже годы существования выработаны практические методики, облегчающие труд педагога и повышающие коэффициент успеха, хотя и работу  этих классов нельзя назвать беспроблемной.

Еще раз напомним, что целостное и непрерывное развитие личности ребенка происходит в процессе целенаправленного воспитательно-образовательного воздействия. Чтобы этот процесс был успешным необходимо учитывать многие особенности детской психики и детского организма, как возрастные, так и индивидуальные.

Ребенок поступает в школу 6-ти или 7-ми лет. Массовый переход на обучение шестилеток в школе так и не состоялся, у «нулевых классов» были сторонники и противники. Это естественно, поскольку обучение в таких классах, как практически любое жизненное  явление имеет свои плюсы и свои минусы.

Больших успехов в деле обучения шестилеток достиг в свое время советский грузинский педагог Ш. Амонашвили. Но опыт его во многом оказался похож на  опыт Макаренко, он тоже получил блестящие результаты, но повторить их больше никто не смог. Это говорит о том, какую значительную роль играет в процессе обучения и воспитания личность педагога. И еще о том, насколько важна адаптационная работа при поступлении детей в школу.

Естественно, что к школе легче адаптируются дети, посещавшие дошкольные учреждения, нежели те, что воспитывались дома. Детсадовцы легче привыкают к школьному режиму, им нужно только адаптироваться к смене содержания занятий и иному распределению времени. «Домашним» детям, как правило, нужно привыкать к режиму и дисциплине как к таковым. К тому же дети, посещавшие детский сад уже адаптированы к жизни в коллективе, они в той или иной степени научились строить отношения с другими детьми, привыкли к коллективной деятельности.

К тому же, учитывая, что основным принципом формирования и детсадовского и школьного контингента у нас остается принцип местожительства, то члены одной детсадовской группы часто попадают  в один класс, а это снимает необходимость адаптироваться в незнакомом коллективе.

Следовательно, мы можем выявить как общие для всех детей, так и специфические адаптационные проблемы, разделив последние на проблемы определенных групп детей и на сугубо индивидуальные, связанные с психологическими особенностями личности ребенка.

Общими проблемами являются: перестройка режима дня на  школьный режим, необходимость контактировать со школьным педагогом (педагогами) и сама смена привычной обстановки, повышение роли самостоятельной деятельности ребенка. Остальное связано с индивидуальными особенностями и обстоятельствами.

Для детей находившихся в дошкольный период на домашнем, индивидуальном воспитании, к названным проблемам прибавляется еще и необходимость адаптации в коллективе. (Так же, как и для детей, посещавших дошкольное учреждение, но поступивших  не в ту же  школу, что остальные дети из этого коллектива). Кроме того, как уже говорилось, «домашним» детям надо привыкать к режиму вообще, поскольку в единичных случаях домашнее воспитание предполагает существование какого бы то ни  было режима дня.

Для психологии 6-7-летнего ребенка это очень серьезная адаптационная проблема. Существование в школе определенного режима занятий и дисциплины, которой необходимо подчиняться обычно воспринимается ребенком как ущемление его индивидуальной свободы и может повлечь за собою серьезные конфликты, и даже психологические травмы. Очень многое здесь зависит как от психофизиологических особенностей ребенка (например, темперамента), так и от отношения к этой проблеме взрослых, от того, какая подготовительная работа проводилась ими в предшкольный период.

Необходимость подчиняться режиму дня и дисциплине на уроках и во время перемен, построение взаимоотношений в коллективе, построение взаимоотношений с педагогами, увеличение доли самостоятельной деятельности, физические и моральные нагрузки, связанные с этим (психологические перегрузки от избытка впечатлений) – все это серьезные проблемы, требующие особого подхода к их решению.

Ситуация может осложняться еще и заметной разницей в уровне интеллектуального развития и способностей детей, находящихся в одном классе. В некоторых семьях уделяется большое внимание умственному развитию ребенка, не посещающего дошкольное учреждение, но не редкость в настоящее время и семьи, откуда в школу приходят педагогически запущенные дети. Уровень знаний, умений и навыков может быть неодинаков даже у детей, посещавших одно и тоже дошкольное учреждение. Слишком многое здесь зависит от индивидуальных способностей и возможностей.

Как уже говорилось, в настоящее время в ряде школ пытаются создавать классы с более или менее «ровным» интеллектуальным фоном детей. Но эти попытки, в большинстве случаев, не могут привести к успеху: в сельской местности родители вообще лишены возможности выбирать школу для детей, а в городских кварталах России в настоящее время  только началась социальная дифференциация по месту жительства. Этому процессу предстоит еще длиться многие десятилетия, а сегодня обычна картина, когда в одном подъезде живут семьи интеллигентов и «потомственных алкоголиков» – маргиналов. А основным принципом формирования классов все еще остается принцип места жительства.

В настоящее время существует и проблема, связанная с адаптацией к школе детей мигрантов, нерусскоязычного населения, прибывающего в Россию в значительном количестве. Эти дети часто неплохо знают русский язык, но  только на уровне разговорной речи, с трудом осваивая чтение и письмо. Но у них есть и некоторое преимущество: будучи в большинстве своем выходцами из многодетных семей, эти дети, как правило, легко вливаются в коллектив и не испытывают трудностей в общении.

Таким образом, основные адаптационные проблемы должны решаться с учетом индивидуальных особенностей ребенка, но в то же время могут быть сформулированы для определенного контингента детей, что позволяет искать общие пути для их решения.  Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. «Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и/ или в семье».[2]

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя, прежде всего, мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, к получению новых знаний, умений и навыков. Компоненты психологической готовности к школе обеспечивают психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса, активного усвоения учебного материала и выполнения широкого круга школьных обязанностей.

Поведение ребенка 6-7 лет еще не отличается постоянно высокой степенью произвольности, но именно в эти годы складывается механизм произвольного поведения. Для облегчения его формирования и функционирования на начальном этапе школьного обучения должны приниматься соответствующие меры, способствующие адаптации ребенка к школе. «Для этого предусмотрены общие правила: занятия в подготовительной группе детского сада приближены к школьным по форме и содержанию, но с иными временными характеристиками, учитывающими психофизические возрастные различия»[3].

Длительность уроков в первом классе сокращена по сравнению с обычной, так же как и количество уроков на учебный день. Предусмотрена более частая смена занятий, с целью избежать утомляемости детей. Отсутствуют домашние задания, за исключением тех случаев, когда ребенок нуждается в дополнительных занятиях, которые назначаются и проводятся строго индивидуально. Но если отставание от сверстников значительное, то в большинстве случаев, ребенка лучше перевести в специальный коррекционный класс.

Психологической адаптации способствует и отмена оценок на первое время обучения (полугодие или год). «В начальный период обучения дети еще не способны воспринимать школьные отметки как абстрактные оценки определенного знания предмета. Они распространяют  их на самооценку личности в целом и на оценку личностей одноклассников. Чтобы избежать неадекватной оценки, выводимой таким образом, формирования комплекса неполноценности или завышенной самооценки ребенка, отметки начинают выставляться лишь тогда, когда ребенок оказывается в состоянии правильно понимать их значение, не преуменьшая и не преувеличивая его».[4]

Многое должно делаться в области физической подготовленности детей к школе. Как бы ни был подготовлен ребенок психологически к школьным занятиям, физические нагрузки с началом учебы увеличиваются  многократно. Общее состояние здоровья нынешнего поколения младших школьников внушает медикам и педагогам серьезные опасения. Поэтому в качестве адаптационных мероприятий не будут лишними и процедуры закаливания, ведь помимо всего прочего, частые заболевания помешают ребенку усваивать учебный материал.

Процедуры закаливания, в основном, проводятся дома, поэтому очень важно, чтобы родители понимали их значение для успешности школьного обучения их ребенка.

Не следует забывать и о таком факте, как психологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. «Неустойчивость внимания связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, а внутренним целям и задачам».[5] Эмоциональность, свойственная этому возрасту выражается в легкой возбудимости детей, в их потребности немедленно высказаться в слух,  поделиться переживаниями. Задача психолога и педагога состоит не в том, чтобы подавить эти естественные влечения, а в том, чтобы подчинить их задачам, которые дети совместно с учителем решают на уроках и вне их.

Поэтому проблемы адаптации детей, связанные с поступлением в школу и переменой психологической обстановки, в сущности, с изменением социального статуса ребенка, необходимо решать в ходе постоянной деятельности по воспитанию и обучению ребенка, причем учитывая комплексность проблемы адаптации детей к школе, решать ее необходимо тоже в комплексно.


Библиографический список
  1. Богданова О.Г. Методика воспитательной работы  в начальных классах. – М.: Вагриус, 2013.
  2. Дошкольная педагогика// под ред. В.И. Логиновой, П.И. Саморуковой.- М.: Дрофа, 2008.
  3. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения – М.: ИНФРА-М, 2011.
  4. Логинова В.И. Готовность детей к обучению в школе. – М.: Астрель,  2009.
  5. Сенина В.А. и др. Дошкольная педагогика.- М.: Дрофа, 2012.


Все статьи автора «Vitat»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: