УДК 37

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ

Хангулова Амалия Эдуардовна1, Пелипенко Раиса Ивановна1
1Ставропольский Государственный педагогический институт

Аннотация
Часто учитель начальных классов говорит о небрежном, неразборчивом письме своих учеников. Плохо пишут дети, и это беспокоит не только учителей, но и родителей, а также вызывает отрицательные эмоции у самих пишущих. Беспокойство взрослых оправдано. Ведь только разборчивое письмо легко читается другими. Уметь чисто, точно, аккуратно выполнять письменную работу – это одно из первых правил каллиграфии. К тому же умение четко писать диктуется охраной труда самого педагога, которому ежедневно приходится проверять большое количество детских работ. Таким образом, неразборчивость почерка становится существенной преградой на пути полноценного использования письма в качестве средства общения.

Ключевые слова: каллиграфическое письмо, организация обучения письму, процесс письма, условия формирования письма


METHODICAL RECOMMENDATIONS OF THE ORGANIZATION OF TRAINING OF CHILDREN IN THE CALLIGRAPHICAL LETTER

Hangulova Amalia Eduardovna1, Pelipenko Raisa Ivanovna1
1Stavropol State teacher training college

Abstract
Often the elementary school teacher speaks about the negligent, illegible letter of the pupils. Badly children write, and it disturbs not only teachers, but also parents, and also causes negative emotions in the writing. The concern of adults is justified. After all only the legible letter is easily read by others. To be able to perform purely, precisely, accurately written work is one of the first rules of a calligraphy. Besides ability accurately to write is dictated by labor protection of the teacher who daily should check a large number of children's works. Thus, illegibility of handwriting becomes an essential barrier on the way of full use of the letter as a means of communication.

Библиографическая ссылка на статью:
Хангулова А.Э., Пелипенко Р.И. Методические рекомендации организации обучения детей каллиграфическому письму // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3553 (дата обращения: 14.07.2023).

Одним из сложных видов речевой деятельности является письмо.  «Письменная речь, – как писал выдающийся психолог и педагог Л.С. Выготский, – требует для своего хотя бы минимального развития высокой ступени абстракции… Это речь без интонационной, экспрессивной, вообще без всей звучащей стороны. Это речь в мысли, в представлении, но речь лишенная самого существенного признака устной речи – материального звука… Именно отвлеченно письменной речи, то, что эта речь только мыслится, а не произносится, представляет одну из величайших трудностей, с которой встречается ребенок в процессе овладения письмом».

Условно можно выделить стороны письма. Одна из сторон содержательная, где сообщение, которое предстоит воплотить в письменной форме. Другая сторона – техническая, связанная с верным начертанием букв, соединения ее с другими буквами, написанием слов и предложений.

Обучение письму начинается с усвоения ребенком каллиграфического начертания каждой буквы, осмысления написанного. В практике преподавания выделяют два подхода. Первый подход заключается в том, что учитель демонстрирует верное и красивое написание определенной буквы, подробного объяснения, выделение элементов буквы. Затем детям предлагается написать основные элементы, которые входят в конструкцию буквы. Второй подход, заключается в том, что после демонстрации буквы дети учатся писать ее целиком. В современной методике считается, что данный подход наиболее целесообразен и эффективен, он подводит детей к главному в обучении письму – использование письма как письменной передачи определенного содержания.

Почему же обучение письму вызывает трудности в начальной школе? Этот вопрос все больше и больше волнует учителей и родителей. В настоящее время количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом, по самым общим подсчетам составляет 25-30% детей.

Исследования методистов, таких как Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. показали, что многие проблемы в обучении письму  не заканчиваются в начальной школе, часть их изменяется и сохраняется зачастую вплоть до окончания школы. Учитель часто просто не замечает, как и когда начинаются многие проблемы, а еще чаще – корректирует не причину, а результат, и нередко, затратив много сил и своих, и ученика, не добивается желаемого результата. Недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы родителей может привезти к серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка.

Проблемой обучения письму занимаются многие  педагоги, физиологи,  методисты.   Процесс формирования каллиграфических навыков будет успешным, если учитель:

-                         знает психолого-физиологические особенности и гигиенические условия формирования графических навыков письма;

-                         осознает важность педагогических принципов обучения письму;

-                         имеет представление об исторических методах обучения грамоте;

-                         знает и реализует различные системы работ по формированию каллиграфических навыков;

-                         выбирает наиболее эффективные приемы обучения каллиграфическим навыкам;

-                         анализирует графические ошибки детей при письме, намечая  способы их предупреждения и профилактики.

Учителям хорошо известно, как трудно формируется у младших школьников 6 – 7 лет умение писать разборчиво, ровно, соблюдая пропорции написания букв, одинаковый наклон. Для умения более умело управлять  процессом письма, учителю необходимо хорошо представлять себе, во-первых, те трудности, которые испытывают   дети и порождающие их причины.

Процесс письма, учитывая его техническую сторону,  это акт мышечной и интеллектуальной деятельности. От ученика требуется умение, воспринимая образец, анализировать его, обобщать, сравнивать, синтезировать и только после осуществлять нужные движения и координировать их. Часто первоклассники не видят элементов буквы, поэтому не воспринимают её форму, и, следовательно, плохо усваивают характер необходимых движений руки. Путем механического воспроизведения, они пытаются решить проблему, но это чаще всего приводит к искажению букв. Не обнаружив повторяемости элементов в буквах, некоторые учащиеся каждый следующий знак, который предлагается для изучения или написания, воспринимают как нечто совершенно новое, не используя приобретенные ими  умения, ассоциативную память, что, затрудняет процесс письма, повышает утомляемость детей. В этом заключается необходимое развитие аналитического и  наглядно-образного мышления.

При организации обучения письму, важно способствовать:

- формированию наглядно-образного и аналитического мышления, необходимого для восприятия конструкции букв, установления сходств, различий между элементами, между печатной и письменной буквой, нахождение общих элементов с другими буквами. Выработка плана правильных движений руки при письме;

- становлению умения ориентироваться в пространстве листа, строки, легко определять отношения между элементами букв;

- развитию умения самостоятельно управлять системой действий пишущей руки, улучшающею координацию движений;

- формирование умения соблюдать гигиенические условия письма.
Одним из важных условий эффективного обучения каллиграфии следует считать формирование у ребенка внутренней потребности в красивом, разборчивом почерке.

Существенное значение имеет и мотивационная сторона обучения. Зачастую ученик пишет буквы, стараясь аккуратно и разборчиво писать для того, чтобы удовлетворять предъявляемые требования учителем.

При организации обучения каллиграфическому письму необходимо:

-        продемонстрировать образец буквы. Выделить все элементы буквы, расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений руки.

-        проверить готовность к письму, проанализировав способ выполнения действия и условий его выполнения: положение корпуса, положение тетради, распределение сил нажима на ручку. Тетрадь должна иметь разлиновку: рабочая строка, с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией;

-        проанализировать процесс написания буквы и его результат;

-        осуществить контроль учащихся за тем, как выполняется задание с анализом и его коррекцией.

Помимо методики формирования каллиграфического навыка у младших школьников, выделяют и авторские разработки по формированию навыка письма. В настоящее время проблемой формирования каллиграфического навыка занимаются: Е. Н. Соколова, Н. Г. Агаркова, М. М. Бехруких, В. А. Илюхина, Е. Н. Потапова.


Библиографический список
  1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников:// Начальная школа.-2005.
  2. Межонова Г.М. Как научить ребенка грамотно писать // Нач. шк. – 2003. – №7.


Все статьи автора «Амалия Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: