УДК 348.61

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РАЗДЕЛУ «НЕОНАТОЛОГИЯ» НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Белашова Ольга Владимировна
Буковинский государственный медицинский университет, г. Черновцы, Украина

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам самостоятельной подготовки студентов 5 курса специальностей «лечебное дело» и «педиатрия», которые проходят обучение на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней Буковинского государственного медицинского университета. Показано, что у студентов специальности «педиатрия» отмечалась тенденция к лучшей самостоятельной подготовке по результатам написания учебных историй болезни.

Ключевые слова: заключительный модульный контроль, кредитно-модульная система, самостоятельная работа, студенты, теоретическая подготовка


ANALYSIS OF THE RESULTS OF INDIVIDUAL STUDENTS SELF WORK ON NEONATOLOGY AT THE DEPARTMENT OF PEDIATRICS AND PEDIATRICS INFECTIOUS DISEASES

Belashova Olga Vladimirovna
Bukovinian State Medical University, Chernivtsi, Ukraine

Abstract
This article refers to the self-training on the 5th year students specialty " General Medicine " and "Pediatrics", who are trained at the Department of pediatrics and pediatric infectious diseases of Bukovina State Medical University. It has been shown that students majoring of "Pediatrics" tended best self-study based on the results of writing the educational histories.

Keywords: credit-modular system, final summary module, self-training, students, theoretical training


Библиографическая ссылка на статью:
Белашова О.В. Анализ результатов индивидуальной самостоятельной работы студентов по разделу «Неонатология» на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/04/3489 (дата обращения: 14.07.2023).

Интеграция Украины в Европейское образовательное пространство определяет реформирования отечественной высшей школы в направлении реализации идей Болонского процесса. Самостоятельная работа студентов (СРС), как обязательная часть учебной деятельности, входит в состав кредитов ECTS каждого модуля и дисциплины в целом [1, с.18, 2, с. 12]. Поэтому организации самостоятельной работы студентов уделяется значительное внимание руководством Буковинского медицинского университета и кафедрой педиатрии и детских инфекционных болезней в частности. СРС является основным методом теоретической подготовки и овладения практическими навыками во время внеаудиторной учебной подготовки [3, с.38, 4, с. 115]. Основные виды СРС определены в типовых учебных программах МОЗ Украины. Успешная реализация самостоятельной работы прямо пропорциональна заинтересованности студента в повышении собственного образовательного уровня, становления профессиональных качеств будущего врача. В будущем навыки самостоятельной работы должны лечь в основу постоянной самоподготовки и профессионального роста врача. Включая результаты выполнения самостоятельной работы в показатель текущей успеваемости, повышая общий рейтинг студента, преподаватель способствует развитию его учебной мотивации. Студентам медицинских вузов могут быть предложены следующие формы организации самостоятельной работы: написание рефератов, учебных историй болезни, протоколов, ведение тетрадей для самоподготовки (например, рецептурные тетради) [5, с. 63]. Одним из видов СРС, которая практически полностью соответствует поставленной цели, является самостоятельная курация больного с последующим написанием учебной истории болезни и ее защитой на практическом занятии. Важным моментом такого подхода к формированию клинического опыта студента является прямой доступ к пациенту и непрерывность наблюдения. Использование такого вида обучения создает наибольшую мотивацию к активизации самостоятельной работы студента.

Данный вид СРС применяется при проведении учебного процесса на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней. По нашему мнению, этот вид СРС наиболее целесообразно способствует подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. При написании истории болезни студент учится самостоятельно выставить диагноз, обосновать его, интерпретировать результаты клинических на параклинических исследований, провести дифференциальную диагностику, и, в итоге, – назначить адекватное и эффективное лечение. Таким образом, важность и необходимость качественной самостоятельной подготовки студентов-выпускников медицинских вузов в системе подготовки будущего специалиста неоспорима.

Исходя из этого, целью работы стал анализ результатов индивидуальной самостоятельной работы (в виде написания учебной истории болезни) студентов 5-го курса по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия», которые учатся на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней Буковинского государственного медицинского университета (г. Черновцы).

Материалы и методы. Для проведения анализа результатов самостоятельной работы по модулю  «Неонатология» случайным методом выбраны две группы студентов по специальности «педиатрия» (I группа наблюдения, N = 26) и «лечебное дело» (II группа наблюдения, N = 26). Согласно утвержденной рабочей учебной программы конвертация баллов за выполнение СРС следующая: оценка по традиционной шкале «5» соответствует 18 баллам, «4» – 16, «3» – 12, «2» – 0.

Результаты исследования. Установлено, что средний балл по написанию учебной истории болезни среди представителей I группы наблюдения составил 14,4±2,5, а среди студентов II группы – 12,6±2,3 балла (р <0,05). Хотя достоверной разницы по среднему баллу по данному виду учебной деятельности между студентами групп сравнения обнаружить не удалось, у представителей I группы отмечалась тенденция к более высокому показателю успеваемости. Доля студентов среди представителей I группы наблюдения, у которых по СРС зафиксирован балл более 16, составляла 69,2±9,1%, а среди группы сравнения только 15,3±7,1% случаев (р <0,05). Несколько меньший уровень мотивации пятикурсников специальности «лечебное дело» к изучению дисциплин педиатрического профиля, особенно такого раздела как «Неонатология», подтверждён тем, что студенты данной специальности имели относительный риск получить более низкую оценку за самостоятельную работу, который составил 3,1 [95% ДИ: 2,1-5,1], при соотношении шансов 12,4 [95% ДИ: 6,2-24,8], и абсолютном риске – 55%.

Выводы. Таким образом, отмечена тенденция к лучшей самостоятельной подготовке студентов специальности «педиатрия», что, возможно, объясняется их большей мотивацией, обусловленной определенностью относительно будущей профессии, и, следовательно, более ответственным отношением к учебе.


Библиографический список
  1. Болюбаш Я.Я. Організація навчального процесу у вищих закладах освіти / Я.Я. Болюбаш. – К.: Наукова думка, 1997. – С. 62.
  2. Бойцова Е. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий / Е. Бойцова, В. Дроздов // Высшее образование в России. – 2005. – № 4.
  3. Кузнецова Л.М. Рейтинговая система контроля знаний / Л.М. Кузнецова // Специалист. – 2006. – № 4.
  4. Нейко Є. М. Організація самостійної роботи студентів / Є. М. Нейко, Н. В. Скробач, Д. Б. Соломчак // Галицький лікарський вісник. – 2003. – № 1. – С. 115 – 116.
  5. Мілерян В.Є. Методичні основи підготовки та проведення навчальних занять у медичних вузах / В.Є. Мілерян // Методичний посібник Національного медичного університету ім. О.О. Богомольця. Київ. – 2006. – 80с.


Все статьи автора «Olga Belashova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: