УДК 37

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА МАТЕРИАЛЕ МАТЕМАТИКИ

Попова Ирина Александровна
Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
студентка, III курс, педагогический факультет

Аннотация
В работе рассматривается возможность интегрирования математики с гуманитарными науками, в частности с историей. Приведена примерная культурно-просветительская программа фронтальной работы со школьниками 5–9 классов под названием «История в математике». Разработка направлена на: формирование универсальных учебных действий; активизацию познавательной деятельности учащихся; мотивацию на успешное обучение математике. Работа проводится с учащимися 5 «Б» класса Гимназии №1 г. Соликамска.

Ключевые слова: гумманитаризация, интегрированный урок, информационные технологии, культурно-просветительская программа, фронтальная работа


CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK ON THE MATERIAL OF MATHEMATICS

Popova Irina Aleksandrovna
Solikamsk state pedagogical Institute (branch) fsbei HPE "Perm state national research University
student, III year student,faculty of education

Abstract
This paper examines the possibility of the integration of mathematics with the Humanities, in particular history. Following is an example of the cultural-educational program front work with students in grades 5-9 titled "History of mathematics". The development is aimed at: the development of universal educational actions; activization of cognitive activity of students; motivation for successful learning in mathematics. The work is carried out with pupils of 5 "B" grade School number 1 of Solikamsk.

Keywords: cultural and educational program, frontal work, humanitarization, information technology-integrated lesson


Библиографическая ссылка на статью:
Попова И.А. Культурно-просветительская работа на материале математики // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4525 (дата обращения: 26.05.2017).

Со временем меняются методы и формы обучения, корректируя тем самым и требования к выпускникам школ. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения нацелен на формирование творческой, активной личности, стремящейся к саморазвитию не только в профильной области, но и расширению кругозора в других областях знаний. Для достижения поставленной цели существуют различные виды уроков, технологий, средств ведущих к формированию того самого идеала прописанного в ФГОС.

На основе анализа мнений учителей можно сделать вывод, что часто снижена заинтересованность учеников в изучении математики, что, так или иначе, ведёт к «запусканию» предмета и абсолютному непониманию его сути. С этой проблемой сталкивается каждый педагог [1, c. 64].

Ни для кого не секрет, что большинству учащихся легче даются гуманитарные дисциплины. Именно поэтому, ключевым моментом может стать интеграция математики с гуманитарными науками, такими как история, обществознание, литература, русский язык, и т.д. Подобный подход положительно скажется и на школьниках, которым ближе точные науки, расширяя их кругозор и развивая интерес к гуманитарным дисциплинам. С введением в школы стандартов второго поколения появился принципиально новый вид детальности — культурно-просветительский. В данной статье будем исходить из задачи гуманитаризации в обучении математики. В рамках решения поставленной задачи была разработана и частично апробирована на базе Гимназии №1 г. Соликамска культурно-просветительская программа «История в математике». Разработка направлена на: формирование универсальных учебных действий; активизацию познавательной деятельности учащихся; мотивацию на успешное обучение математике [2, c. 115].

Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, направлена на непрерывное развитие учащихся, выстроена по принципу усложнения рассматриваемых тем. Содержание подобрано с соблюдением требования соответствия возрастным особенностям, идет его интеграция с курсом истории, реализация программы предполагает использование активных приёмов, методов и форм обучения: игры, спектакля, КВН, конкурса, соревнования, викторины, конференции, интегрированного урока и др. Распределение нагрузки и примерное время проведения мероприятий представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Тематическое планирование культурно-просветительной программы

Мероприятие

Дата проведения

1

Открытый урок «Математический дом и всё что в нём»

5 класс, сентябрь

2

«Первые годы жизни математики»

Вавилонское царство (Вавилония)

5 класс, 3 четверть

3

Командное соревнование по теме «Арифметика пирамид»

Египет

6 класс, сентябрь

4

Конкурс стенгазет «Гордость от ума»

Греческая математика

6 класс, ноябрь

5

Конференция по теме «Александрийский период»

6 класс, 3 четверть

6

Спектакль «Как назвать эту математику?»

Индия и Арабский Халифат

7 класс, сентябрь

7

Интегрированный урок (математика, история) по теме «Проблемы развития математики в средневековье»

Средние века. Эпоха возрождения

7 класс, 3 четверть

8

Творческий конкурс «Метод координат».

Аналитическая геометрия

8 класс, сентябрь-октябрь

9

КВН «Озорной математик»

Современная математика

8 класс, апрель

10

Внеклассное мероприятие на тему «Держи курс!»

Элементы истории математического анализа

9 класс, сентябрь

11

Конкурс талантов «Математическая строгость»

9 класс, декабрь

12

Проверка усвоенных знаний через проведение контрольных мероприятий (викторина, тест)

В конце каждого года

13

Итоговое мотивирующее занятие на тему «Математика в повседневной жизни»

9 класс, март

Данная разработка позволяет познакомить учащихся: с историей математики, сформировать представление об основных периодах развития науки (с древних времён до наших дней) и наиболее известных учёных; а так же общим представлением об историческом аспекте математического анализа, аналитической геометрии и математической строгости. Для младших школьников материал доступен и не требует особой подготовки, кроме актуализации знаний полученных ранее на уроках истории. Средние школьники самостоятельно ищут, отбирают и изучают материал, кроме того перед ними стоит задача правильно структурировать и подать его так, чтоб было понятно любому учащемуся. Кроме познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, в процессе работы над проектами, газетами, докладами, шутками, сценариями или подготовкой к соревнованиям, школьники формируют коммуникативные и личностные, что не маловажно для современного выпускника. Особенность разработки в том, что ученики погружаются в обучение благодаря творческой заинтересованности, что, как следствие, ведёт к формированию того самого идеала требуемого современными государственными стандартами[3, c. 52].

Работа проводится с учащимися 5 «Б» класса Гимназии №1 г. Соликамска. Мероприятие, посвященное Вавилонскому царству под названием «Путешествие в Древний Вавилон», оказалось актуальным и своевременным для учеников, так как совсем недавно на уроках истории изучали Вавилон. Оно позволило повторить знания по истории и усвоить материал по математике. Ученики на мероприятии были заинтересованы, активно участвовали в дискуссиях и с удовольствием приступали к решению предлагаемых задач.


Библиографический список
  1. Белл, Э. Т. Творцы математики. Предшественники современной математики. — М.: Просвещение, 1979. — 256 с.
  2. Кольман, Э. История математики в древности. — М.: Физматгиз, 1961. — 236 с.
  3. Цейтен, Г. История математики в древности и в средние века. — М.: ГТТИ, 1932. — 232 с.
  4. Wardhaugh, Benjamin. How to Read Historical Mathematics.PrincetonUniversityPress, 2010. — 130 p.


Все статьи автора «Попова Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: