УДК 37.013

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ШКОЛЬНИКОВ

Самсонова Оксана Сергеевна
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Аннотация
В статье представлена модель развития метапредметных компетенций у школьников посредством образовательного маршрута, а также возможности методических рекомендаций. Продуктивное проектное образование предоставляет учащимся возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, учит их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы – ученик сам открывает путь к познанию.

Ключевые слова: Культурно-просветительская деятельность, метапредметные компетенции, образовательный маршрут, стандарт


EDUCATIONAL ROUTE AS MEANS OF FORMATION OF INTERDISCIPLINARY RESULTS IN SCHOOLCHILDREN

Samsonova Oksana Sergeevna
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Abstract
The article presents a model for the development of interdisciplinary competencies of students through the educational route, as well as opportunities guidelines. Productive design education provides students with the opportunity to create knowledge, create educational products in all subjects, teaches them to independently solve the arising problems, the student opens the way to knowledge.

Keywords: a meta-competencies, Cultural-educational activities, educational route, standard


Библиографическая ссылка на статью:
Самсонова О.С. Образовательный маршрут как средство формирования метапредметных результатов у школьников // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4742 (дата обращения: 07.06.2017).

Следуя современным тенденциям образование это не только процесс, система, результат, но и ценность. На сегодняшний день общество заинтересовано в прогрессивном развитии, а, значит, в развитии образования в первую очередь. Изменяется общество – изменяется образование. [1] На содержание образования стали влиять такие факторы, как моральные ценности, развитие патриотизма, гражданственности, экологической культуры, эстетического сознания; на первый план выходит задача воспитания такого ученика, который будет заниматься самообразованием. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) “бакалавр”)” (с изменениями от 31 мая 2011 г.) основные направления и содержание деятельности педагога это педагогическая и культурно-просветительская. [2]

Педагогическая деятельность довольно обширна и включает в себя многие аспекты (изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; организация обучения и воспитания в сфере образования; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями; использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования осуществление профессионального самообразования и личностного роста)

Если же мы обратимся к культурно-просветительской, то здесь перед современным педагогом стоят следующие задачи:

  • изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
  • организация культурного пространства;
  • разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных  социальных групп;
  • популяризация профессиональной области знаний общества. [2]

Особую актуальность приобретает в наши дни культурно-просветительская деятельность педагога. В рамках современных нормативных документов, школьник должен уважать культурные ценности своего народа, быть патриотом,  иметь навыки образцового поведения и доброжелательного отношения ко всему окружающему. Эта деятельность способствует обогащению эмоциональной сферы личности и ее чувственного опыта; повышает познавательную активность учащихся; оказывает влияние на познание нравственной стороны окружающего мира.[3] Культурно-просветительская деятельность педагога может быть представлена и осуществима в различных формах:

  • проведение различных мероприятий (классных часов, творческих конкурсов, театральных недель, литературных вечеров, просмотров фильмов и спектаклей) как в стенах школы, так и за её пределами;
  • использование сети Интернет (просмотр образовательного и познавательного видео; целенаправленный поиск информации по заданной тематике; продуктивная деятельность с помощью on-line сервисов; виртуальные экскурсии по странам, городам и музеям; участие в сетевых проектах, образовательных квестах, образовательных маршрутах и др.) [4]

Одним из проблемных вопросов в образовании школьников был и остаётся вопрос участия родителей в образовании школьников, а главное – их взаимодействие. При проведении совместной культурно-просветительской работы учащихся и их родителей одним из наиболее эффективных средств является образовательный маршрут. [5]

Что же такое образовательный маршрут? Образовательный маршрут (Web-навигатор) – инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительской деятельности родителей с детьми в сети Интернет обучающего, воспитательного, развивающего или творческого характера; организации семейного досуга с использованием средств и сервисов ИКТ. [4] Образовательный маршрут может быть универсальным в плане формирования культурной компетенции школьников и родителей; поможет реализовать их целенаправленную совместную деятельность. Так же маршрут может быть составлен для любой возрастной категории, в рамках любой интересующей темы, необходимо лишь учесть индивидуальные особенности определённых групп учащихся.

Современный учитель должен работать в соответствии с определёнными нормативными документами, в частности, опираясь на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования), в котором содержатся основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. [6]

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. [6]

Но не столько важно дать ребенку конкретные предметные знания и навыки в рамках отдельных дисциплин, сколько дать ему возможность овладеть такими универсальными способами действий, с помощью которых он сможет развиваться и самообразовываться в современном прогрессирующем обществе путем сознательного и активного присвоения нового опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения. [1] Эти универсальные учебные действия (УУД) носят название метапредметных результатов и они занимают особое место в образовательных стандартах, так как являются приоритетным направлением.

Как отмечалось выше, метапредметные результаты это те результаты, которые являются основой для развития личности, так как включают в себя: целеполагание, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, а так же построение индивидуальной образовательной траектории.[7]

На сегодняшний день, следуя образовательным стандартам второго поколения, педагог планирует свою деятельность, как педагогическую, так и культурно-просветительскую, в соответствии с образовательными результатами, среди которых немаловажное место занимают метапредметные результаты.[8]

В качестве вывода о возможностях ОМ для формирования УУД можно сформулировать следующее: в ходе работы над образовательным маршрутом школьники учатся строить совместную работу с родителями, а так же управлять своей деятельностью; контролировать ее и вносить свои коррективы; проявлять инициативность и самостоятельность; образовательный маршрут создает условия для формирования практически всего перечня метапредметных результатов, в особенности коммуникативных УУД.


Библиографический список
  1. Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/599535/  (дата обращения: 16.06.15)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf  (дата обращения: 16.06.15)
  3. Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах интернета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-prosvetitelskaya-deyatelnost-uchitelya-v-setevyh-soobschestvah-interneta (дата обращения: 16.06.15)
  4. Социальное партнёрство детей, родителей и педагогов в процессе сетевой активности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://sites.google.com/site/vsejsemeej/home  (дата обращения: 16.06.15)
  5. Лекция_Образовательные маршруты.pdf [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1SGiF0e_kBn6V-bIcV5DP4vPmDigCmJt-ZTr8c4Q97WM/edit (дата обращения: 16.06.15)
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://docs.google.com/document/d/1Ug5zUpUm-NJcyJVVLYLmkOVXffr-ItO6kYQj6Pq5BEY/edit (дата обращения: 18.06.15)
  7. Метапредметные результаты образовательной деятельности школьника и способы их достижения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=99&showentry=7572(дата обращения: 18.06.15)
  8. «Учим не предмету, а учим человека» (к вопросу об оценивании метапредметных и личностных результатов исследовательской деятельности учащихся) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/uchim-ne-predmetu-a-uchim-cheloveka-k-voprosu-ob-otsenivanii-metapredmetnyh-i-lichnostnyh-rezultatov-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.06.15)
  9. «Учитель – родителю: сопровождаем ребёнка в сети Интернет», итоги тренинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=14118&showentry=7082 (дата обращения: 18.06.15)


Все статьи автора «Самсонова Оксана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: