УДК 378.147.227

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ БАКАЛАВРОВ СЕРВИСА И ТУРИЗМА)

Боброва Инна Игоревна1, Плотникова Елена Борисовна2, Трофимов Евгений Геннадьевич3
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры сервиса и туризма
3ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики

Аннотация
Статья посвящена способу организации самостоятельной учебной работы студентов, при применении в этом новых и новейших педагогических и информационно-коммуникационных технологий (в частности облачных сервисов). Рассматриваются особенности использования облачных технологий в дистанционном обучении; показываются слабые и сильные стороны их использования.

Ключевые слова: облачные технологии, самостоятельная учебная работа


ORGANIZATION OF INDEPENDENT ACADEMIC WORK OF STUDENTS USING CLOUD TECHNOLOGIES (ON THE EXAMPLE OF TRAINING FOR THE PROFESSION BACHELOR OF TOURISM AND SERVICE)

Bobrova Inna Igorevna1, Plotnikova Elena Borisovna2, Trofimov Evgeny Genadevich3
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, Ph.D., Associate Professor of Business Informatics and Information Technology
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, Ph.D., assistant professor of services and tourism
3Nosov Magnitogorsk State Technical University, Ph.D., assistant professor of applied mathematics

Abstract
The article is devoted to the method of organization of independent study of students, when used in this new and emerging educational and information and communication technologies (eg cloud services). The features of the use of cloud technologies in distance learning; showing the strengths and weaknesses of their use.

Keywords: cloud technologies, independent academic work of students


Библиографическая ссылка на статью:
Боброва И.И., Плотникова Е.Б., Трофимов Е.Г. Организация самостоятельной учебной работы студентов с использованием облачных технологий (на примере подготовки к профессии бакалавров сервиса и туризма) // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4747 (дата обращения: 28.05.2017).

В настоящее время в области общей и профессиональной педагогики признано, что любой вид образования можно представить в виде взаимодополняющих, хотя и не смешивающихся частей – педагогического воздействия, взаимодействия и самовоздействия. Это называют атрибутами внешнего и внутреннего педагогического процесса, где в первом случае доминируют понятия «обучение» и «воспитание», также «становление личности» или «социализация», а во втором – «индивидуализация», «самоопределение», «саморазвитие», «самоменеджмент»… По мере взросления у человека уменьшается роль внешнего и возрастает роль внутреннего педагогического процесса, но и то, и другое требует организационной непрерывности, которую наиболее эффективно можно и необходимо обеспечить путем чередования [9, с. 155, с. 158].

Вопрос об организации самостоятельной учебной работы студентов, тем более применения в этом новых и новейших педагогических технологий, включающих в себя как технологии педагогического воздействия и взаимодействия, так и технологии педагогического самовоздействия, на текущем этапе развития как общей, так и профессиональной педагогики остается открытым и проблемным. Его основу составляет ряд очевидных противоречий [1, 3, 6, 8]:

-  между сущностью понятия «самостоятельность студентов» и непременным наличием, ролью другого лица (профессорско-преподавательского корпуса образовательного учреждения), способного эту самостоятельность квалифицированно направить, организовать, сопроводить или обеспечить, не допустить ошибок «чистой» самостоятельности студентов;

- между сложившейся практикой преобладания внешнего педагогического воздействия в образовательных учреждениях и потребностью обучающихся в усиленном внимании педагогов к навыку внутреннего педагогического (само) воздействия, что, безусловно и гарантированно, обеспечивает развитие, например, у студентов способности самостоятельного выбора путей решения многочисленных как учебных, так и прочих задач.

Наблюдения за соотношением внешнего и внутреннего педагогических процессов в организации профессионального гуманитарного образования привели нас к выводу о недостаточном, лишь условно удовлетворительном ее результате – не высокой интеллектуальной мобильности выпускников современных гуманитарных вузов (в частности бакалавров сервиса и туризма). Прежде всего, мы отмечаем такое положение дел в организации обучения бакалавров как будущих предпринимателей, работа которых связана с программами электронной коммерции, в компьютерных информационно-коммуникационных и маркетинговых сетях, с самоорганизацией и самоконтролем развития коммерческой деятельности и профессиональных компетенций; с рефлексией, непрерывным анализом и оценкой выбора пути достижения цели на основе высокой избирательности средств и ресурсов.

Одним из источников, причиной низкого уровня самостоятельности студентов в выборе и использовании возможностей, например, компьютерной техники, на наш взгляд, выступает весьма пассивное применение уже на этапе обучения, например, в вузе, должного количества и разнообразия новых и новейших интеллектуальных систем (электронных тренажеров, программ, технологий и др.), позволяющих студентам своевременно и эффективно отработать навык самоорганизации и самоконтроля [10, с. 445-446].

О необходимости разработки и непрерывного обновления интеллектуальных систем как эффективных педагогических средств, соответствующих задаче повышения уровня сначала самостоятельной учебной работы студентов, а затем и самостоятельной их профессиональной деятельности мы, как и другие, заявляли ранее. В частности мы говорили о важности социализации интеллекта студентов, об актуальности развития у них навыка интеллектуального самоменеджмента, который [5, с. 49-50]:

-                   развивает чувствительность к самостоятельности в планировании, организации и контроле деятельности;

-                   обеспечивается разнообразием обучающих интеллектуальных систем с использованием компьютерной техники.

Вслед за большинством исследователей, мы также считаем, что вузы (организаторы учебной деятельности студентов) при этом должны быть как оперативными, так и гибкими, как рациональными, так и эффективными; обладать наборами частных изменений образовательного процесса, осуществляемых под воздействием изменений в более крупной системе; быть готовыми адекватно реагировать на изменения во внешней  среде своевременным обновлением форм, методов преподавания и организации самостоятельной работы обучающихся [11, с. 371].

К числу адекватных и своевременных реакций на изменения во внешней среде, в более крупной (в данном случае информационно-коммуникационной) системе отнесем применение «облачных технологий» в качестве средств развития самостоятельной учебной деятельности студентов, организуемых с использованием новых и новейших изобретений компьютерной отрасли.

Традиционные системы образования опираются на характерные для человека способы получения информации, человеческую память и процессы обработки информации — мыслительной деятельности в ходе обучения. Уже сейчас используется в образовательных системах информационные технологии (в частности «облачные») как вспомогательная память.

«Облачными» называют технологии, подразумевающие обеспечение повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему интернет – ресурсу, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами.

Потребители облачных технологий (и преподаватели, и студенты) значительно могут сократить расходы на коммуникационную инфраструктуру информационных технологий, гибко реагировать на изменения вычислительных потребностей, корректно наполняя образовательный аккаунт, отслеживать результаты совместной и индивидуальной работы.

Если учесть, что коммуникация включает в себя все три функции — хранение, обработку и передачу информации, то изучение коммуникации косвенно предполагает существование коммуникационных сетей на различных уровнях. Персональные, межличностные, групповые, организационные, массовые и глобальные коммуникации рассматриваются как социальные уровни, внутри которых происходит человеческое общение.

Создание и управление сообществом студентов позволяет решить несколько классов задач:

-                   Создание коллективной базы знаний по учебному процессу и услугам преподавателей, системой поиска и подпиской. Студенты получают возможность прямого общения и обсуждения качества учебного процесса.

-                   Создание эффективных инструментов управления доступом к информации о последних новостях учебного заведения, кафедры, свежих учебных материалах, мероприятиях и планах.

-                   Проведение маркетинговых и рекламных акций для презентации учебных материалов и услуг учебного заведения.

-                   Механизм сбора и анализа обратной связи. Служба поддержки учащихся получает возможность отслеживания наиболее часто возникающих вопросов и проблемных моментов в обслуживании учащихся.

Свойства коммуникаций различны на каждом уровне, и людям нужно переходить от одного уровня к другому, чтобы полнее удовлетворить свои коммуникационные нужды.

Образовательные системы являются коммуникационными, в то же время это сети, способные функционировать на различных функциональных уровнях.

Сети обладают свойствами передачи, хранения и обработки информации. Они объединяют обучаемого, обучающего, практические задания, контроль и теорию, являющихся как бы маяками, обеспечивая таким образом процесс обучения.

Результатом действия этих маяков является оказание такой помощи студентам, вследствие которой из не умеющих выполнить  задания, они превращаются в людей, хорошо с ними справляющихся. Такая цель определяется зависимостью от коммуникационных сетей, совмещающих пять компонентов: студент, преподаватель, задание, контроль и теория.

Обучающемуся необходимо усвоить материал так, чтобы развить способность выполнять действия, которые он не умел в начале процесса обучения и применить свои навыки он должен наиболее результативно, особенно если готовится стать высококлассным конкурентоспособным специалистом в выбранной специализации. С этой целью необходимо организовать процесс проверки качества глубины знаний студента и его способности приложить их при решении конкретной категории учебных задач, что, означает – образовательный процесс должен предусматривать наличие практики и контроля знаний. Студенту необходима обратная связь, чтобы он убедился, что сформировал необходимые умения и навыки выполнения заданий в процессе обучения. Для этого нужна двусторонняя интерактивная связь студент-преподаватель, которая поможет обеспечить взаимодействие и укрепить совместную обратную связь, которую и обеспечивают облачные технологии.

Еще одно преимущество, предоставляемое облачными технологиями – это практически неограниченные виртуальные хранилища. А, как известно, процесс обучения находится в зависимости от возможности хранить сумму приобретённых знаний так, чтобы иметь к ним постоянный доступ. Любой образовательный контент предполагает набор знаний по изучаемым вопросам и располагает методиками их решения. Если процесс обучения происходит традиционным способом (аудитория), знания и алгоритм выполнения заданий находятся в учебниках, конспектах. Большое количество информации хранятся в доступных для компьютеров форматах или в материалах, пригодных для применения в образовательных базах знаний. Существует тенденция совершенствования подобных баз знаний и тестовых заданий, иначе говоря, сохранение в различных форматах практических задач. Таким образом, вместо приобретения всего набора знаний, необходимых для решения поставленной задачи, студенты овладевают основными принципами и понятиями, обеспечивающих лёгкий доступ к более конкретным знаниям, хранящимся в виртуальной памяти различных систем.

В качестве различных форм практических заданий можно рассмотреть следующие:

-                    обсуждение;

-                    планирование учебных мероприятий;

-                    мониторинг качества самоусвоения материала;

-                    воспитание личности обучаемого;

-                    корпоративная деятельность – согласование ваших действий.

Учитывая важность этапа – закрепление теоретических знаний и отработку практических умений в любом образовательном процессе, следует так корректировать среду обучения (образовательный контент), чтобы было возможно в любой образовательный момент «видеть» изменение уровня умений через контрольно-измерительные материалы. Становится все более очевидным, что скорость обучения специалистов новым навыкам необходимо всемерно повышать. Рынок труда диктует свои условия, а будущие специалисты выражают всевозрастающую готовность платить за их приобретение. Обучение, сопровождаемое приобретением дефицитных навыков, становится дорогостоящим. Использование облачных технологий – реальный шанс сократить расходы на обучение [2, с.12].

Для осуществления процесса обучения необходимо наличие коммуникационной сети, где действующими объектами являются преподаватели и обучающиеся, выступающие также источниками знаний и заданий. Процессы передачи информации, ее обработка, использование персональных данных обучаемых должны контролироваться и защищаться [4, с.12-14]. Тем более, что для виртуального дистанционного процесса обучения характерно четыре основных уровня, между которыми обучаемые могут находиться:

-                   отдельный обучаемый со своим ПК и модемом;

-                   небольшая групповая сеть студентов группы;

-                   сеть курса, факультета;

-                   виртуальные учебные заведения.

Вопросы информационной безопасности при использовании облачных сервисов – еще один аспект изучения дистанционных образовательных технологий.

Первые три уровня принимают участие в формировании виртуальной аудитории. Четвертый уровень можно, скорее, отнести к разряду виртуальных систем образования.

Какие же преимущества дает студентам и преподавателям использование облачных сервисов с учебной целью:

-                   Сегодня молодые люди значительное время проводят в социальных сетях, а их также можно рассматривать как вариант облачных технологий, что делает обучение через социальную сеть привычным и приятным занятием, повышающим эффективность освоения материала.

-                   Студент, общаясь в социальной сети с преподавателем, ведет себя менее скованно, что позволяет ему задавать вопросы по предмету, не боясь для окружающих выглядеть не знающим или смешным.

-                   Студенты имеют возможность общаться в реальном времени не только с преподавателем, но и между собой. Могут организовывать подобие конференций, особенно перед сдачей зачета или экзамена.

-                   Преподаватель для студента психологически становится не только преподавателем, но и просто участником социальной сети – взаимодействие на вертикальном уровне сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это вызывает большее доверие со стороны студента и улучшает процесс усвоения информации.

-                   У преподавателя значительно расширяется время общения с аудиторией, так как можно быстро оповещать обучаемых о событиях в учебном процессе. При этом появляется возможность проведения воспитательной работы с прогульщиками и отстающими.

Образование по своей сути является процессом получения, преобразования, накопления и целесообразного применения информации. Поэтому один из эффективных путей совершенствования системы образования состоит во включении современных технологий поиска, передачи, накопления, преобразования и представления информации в различные виды учебных занятий.

Мониторинг уровня удовлетворенности студентов качеством образования должен охватывать следующие аспекты:

-                    принцип выбора специальности;

-                    понимание содержания будущей профессии;

-                    роль образования для эффективной профессиональной деятельности;

-                    удовлетворенность студенческой жизнью;

-                    оценка условий для занятий вне учебной деятельностью (спорт, досуг, художественное творчество);

-                    отношение между студентами и сотрудниками;

-                    оценка качества преподавания по различным видам дисциплин;

-                    удовлетворенность материальной базой;

-                    удовлетворенность возможностью получения дополнительного образования;

Современные информационные технологии предоставляют широкие возможности для эффективного решения всех перечисленных задач обработки информации в образовательном процессе.


Библиографический список
  1. Боброва И.И Дистанционное образование. Методологические основы развития и методического сопровождения дистанционного образования: монография / И.И Боброва, Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken, Deutschland, 2013, p. 77 ISBN: 978-659-50126-5
  2. Боброва И.И. Некоторые проблемы дистанционного образования России Сборник научных трудов Sworld. 2013.- Т. 27.- № 4.- С. 11-14
  3. Боброва И.И. Практический опыт применения технологий интерактивного обучения в профессиональном образовании /XIV Международная заочная  научно-практическая конференция «Интеграция методической  (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров»  18 апреля2013 г.- МОСКВА – ЧЕЛЯБИНСК, 2013.- С. 178-180
  4. Боброва И.И. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды учреждения /Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) /под ред. Г.Н.Чусавитиной, Л.З.Давлеткиреевой, Е.В.Черновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2013.- С.12-14
  5. Боброва И.И., Плотникова Е.Б. О необходимости разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов гуманитарного вуза / Проблемы современной науки. 2014.- № 13.- С. 47-54.
  6. Боброва И.И., Трофимов Е.Г.  Информационные технологии в образовании: практический курс, 2-е издание [Сетевое электронный издание]:  учеб. пособие / И.И. Боброва, Е.Г. Трофимов.– М.: Флинта, 2014.– Режим доступа: http://www.litres.ru/e-g-trofimov/i-i-bobrova/informacionnye-tehnologii-v-obrazovanii-prakticheskiy-kurs/ ISBN 978-5-9765-2085-1
  7. Боброва И.И., Трофимов Е.Г.  Социальная информатика. Самоучитель работы на компьютере / И.И. Боброва, Е.Г. Трофимов.  Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken, Deutschland, 2013, p.185
  8. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в реализации дистанционных образовательных программ в гуманитарном ВУЗе [Сетевое электронный издание]: монография/ И.И. Боброва, Е.Г. Трофимов. – М.: Флинта, 2015. – Режим доступа http://www.litres.ru/e-g-trofimov/i-i-bobrova/informacionnye-tehnologii-v-realizacii-distancionnyh-obrazovatelnyh-programm-v-gumanitarnom-vuze/ ISBN: 978-5-9765-2248-0
  9. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005.- 384 с.
  10. Плотникова Е.Б. Об интеллектуальной мобильности выпускников современных гуманитарных вузов // Science Time. 2015.- № 3 (15).- С. 445-451.
  11. Плотникова Е.Б. Об оперативности и гибкости в организации профессиональной подготовки бакалавров сервиса и туризма // Science Time, 2015.- №1 (13).- С. 369-375.


Все статьи автора «Боброва Инна Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: