УДК 372.834

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПРАВОВЕДЕНИЕ» УЧАЩИХСЯ 10-11 ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Майорский Вячеслав Витальевич
Национальный педагогический университет им. М.П.Драгоманова (Украина, г.Киев)
соискатель кафедры гендерного образования и методики преподавания обществоведческих дисциплин

Аннотация
В статье описаны тенденции становления профильной школы в Украине, сосредоточено внимание на общественно-гуманитарном направлении профилизации. Охарактеризован профильный предмет «Правоведение», рассмотрены инновационные подходы и особенности обучения старшеклассников названному предмету. Приведены примеры форм и методов преподавания «Правоведения» в профильных классах.

Ключевые слова: компетентностный подход, общественно-гуманитарное направление, правоведение, профильные классы, профильный предмет


PARTICULARITIES OF TEACHING CORE SUBJECT “LAW” PUPILS OF 10-11-TH FORMS PUBLIC HUMANITIES DIRECTION

Mayorsky Vyacheslav Vitalievich
National pedagogical University. M. P. Dragomanov (Ukraine, Kiev)
applicant of the Department of gender education and methods of teaching social sciences

Abstract
This article is devoted to the basic features of teaching students legal profile classes to Law. The conducted research lets us to claim that training law students aimed at forming a judgment on the law; development of legal subject-specific competencies; implementation of career guidance component; the systematic using of interactive methods; individualized training.

Keywords: competence approach, individualizationof education, jurisprudence, legal subject competence, profile classes, profile subject, profile training


Библиографическая ссылка на статью:
Майорский В.В. Особенности обучения профильному предмету «правоведение» учащихся 10-11 профильных классов общественно-гуманитарного направления // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4913 (дата обращения: 26.05.2017).

Тенденции современных общественных процессов характеризуются как глобализацией и интеграцией экономической, политической и культурной сфер общечеловеческой деятельности, так и дифференциацией и специализацией отдельных организационных структур и индивидуальной деятельности людей. Становление новых научных школ и направлений, развитие социальной инфраструктуры, рост духовных и материальных потребностей формируют в обществе необходимость подготовки специалистов различных направлений.

Быстро меняющаяся действительность требует от выпускников общеобразовательных учебных заведений не только достаточно высокого уровня знаний, но и наличия устойчивого интереса к познанию, навыков критического мышления, умения адаптироваться к изменениям, используя свой творческий потенциал. На повестку дня поставлена задача подготовки выпускника, способного отвечать на вызовы времени, мобильного на рынке труда, личности, которой присуща гражданская позиция, способность к саморазвитию и обучению на протяжении всей жизни [1, с.13].

Сегодня ценностью становятся не знания сами по себе, а компетентность человека, его способность применять полученные знания и сформированные навыки в различных жизненных ситуациях, решать проблемы, принимать взвешенные решения, в том числе и в сфере профессиональной деятельности. Компетентность рассматривается также как неотъемлемая составляющая образования гражданина, необходимое условие развития демократического государства и становления гражданского общества.

Вследствие неустанного роста плотности информационных потоков универсализация обучения школьников эволюционирует в систему специализированного, профильного обучения. Переход к профильному обучению старшеклассников обусловлен серьезными изменениями, происходящими в обществе, в социальной жизни, в системе ценностей. Ныне украинскому среднему образованию присущи отказ от унификации общеобразовательных учебных заведений, их однообразия, стандартизации учебного содержания, форм и методов работы, системы оценивания учебных достижений школьников.

Профильное обучение сегодня – одно из ключевых направлений модернизации и совершенствования системы образования Украины, предусматривающее реальное и планомерное обновление старшей школы в условиях новой парадигмы образования, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию [2].

Отсюда следует, что профильное обучение в старшей школе направлено на радикальную дифференциацию и индивидуализацию обучения старшеклассников путем определенных изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса с учетом познавательных и профессиональных интересов и намерений учащихся касательно продолжения образования. Цель профильного обучения – расширение возможностей старшеклассников в получении качественного среднего образования, усиление их конкурентоспособности на рынке труда, формирование устойчивой ориентации на тот или иной вид профессиональной деятельности и способности к успешной самореализации в современных жизненных реалиях [3, с.3]. С 2010-2011 учебного года в Украине введено массовое профильное обучение. Одним из основных направлений такого обучения в старших классах украинских общеобразовательных школ является общественно-гуманитарное направление, которое включает исторический, юридический, философский  и экономический профили, а также их комбинации (историко-правовой, экономико-правовой и т.д.). Отметим, что именно эти профили остаются достаточно популярными среди учащихся старших классов школ Украины.

Общеизвестно, что профилирование – это расширенное обучение, разумно сочетающее преподавание всех предметов общеобразовательных программ с введением профильных предметов, обеспечивающих более широкий круг знаний в той или иной образовательной отрасли. Согласно Концепции профильного обучения профильными предметами называются предметы, реализующие цели, задачи и содержание каждого конкретного профиля, а также обеспечивающие прикладную направленность обучения путем интеграции знаний и методов познания и применения их в различных сферах деятельности, прежде всего профессиональной, которая определяется спецификой профиля обучения [2]. Профильному предмету присущи такие особенности: более полное (по сравнению см уровнем стандарта) освоение учащимися понятиями, законами, теориями; систематическое использование в учебно-воспитательном процессе инновационных методов и приемов обучения учащихся, в том числе и ИКТ; организация исследовательской, проектной деятельности учащихся; организация и проведение профильной учебной практики старшеклассников.

Одним из профильных предметов в старшей школе есть «Правоведение» (профильный уровень), который изучается учащимися 10-11 классов правового (историко-правового, экономико-правового) профиля в объеме 3 учебных часов в неделю (всего по 105 часов на протяжении двух учебных лет). Коротко остановимся на его характеристике.

Изучение профильного предмета «Правоведение» структурировано по таким содержательно-тематическим блокам: блок І «Основы теории государства и права Украины»; блок ІІ «Основы публичного права Украины»; блок ІІІ «Основы частного права Украины». По своей структуре, логике и содержанию учебная программа отражает традиции и новации украинской юридической науки.

В пояснительной записке авторы программы С.Ратушняк и Т.Ремех указывают, что целью профильного предмета «Правоведение» является «формирование у учащихся понимания права как открытой системы, базирующейся на неотъемлемости общества от государства, законов от повседневной жизни. Право представлено в курсе элементом целостного мира, состоящего из понятий, переживаний и практических действий. Курс направлен на развитие правовой и гражданской компетентности, соответствующих ценностных ориентиров, умений, навыков школьников» [4, с.50].

Укажем, что эта цель реализуется через определенные задачи, среди которых – развитие комплекса умений и навыков учащихся, а именно: свободное оперирование в устной и письменной речи основными понятиями правовой науки; усвоение способов самостоятельного получения и обработки разносторонней правовой информации из различных источников; умение ориентироваться в системе законодательства, использовать нормативно-правовые акты, определять суть и объяснять содержание юридического документа и пути его применения; использование правовых знаний для анализа и решения конкретных правовых ситуаций; умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, критически мыслить, аргументировать, определять и выбирать альтернативное решение на материале предмета; навыки общения в малых и больших группах; умение защищать свои права и права других людей, опираясь на правовые знания; активное и сознательное участие в общественно-политической жизни страны [4, с.50-51].

Как видим, основные задачи обучения правоведению учащихся профильных классов не сводятся только к формированию у них теоретической понятийной базы, это прежде всего развитие их правовых предметных умений и навыков, а также формирование оценочных суждений о праве. Целью и результатом обучения правоведению в профильных классах является формирование / развитие правовой предметной компетентности как интегрированного результата индивидуальной познавательной деятельности старшеклассника. Она формируется на основе овладения им содержательной, мотивационной и процессуальной составляющими, когда обучение направлено на сочетание правовых знаний с внутренней позицией личности, развитие способности и готовности руководствоваться приобретенными знаниями в жизни, умение действовать в соответствии с требованиями права и закона [5, с.170-171].

Изучение каждой темы названного профильного предмета предусматривает развитие у учащихся правовой предметной компетентности в совокупности ее компонентов – когнитивного (знания), процессуального (навыки, умения) и аксиологического (эмоционально- ценностные ориентации). Подчеркнем, что обучение правоведению помимо усвоения старшеклассником определенного объема знаний о государстве, праве и отраслях законодательства предполагает также выработку умений и навыков их использования, что может обеспечить его комфортную и эффективную адаптацию и социализацию в обществе, налаживание коммуникации с другими людьми, отношений с общественными и государственными институтами [5, с.173].

Согласимся с точкой зрения ряда исследователей, согласно которой компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность школьника, а умения разрешать проблемы, возникающие: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологий; во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков; при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, потребителя, избирателя; во всевозможных правоотношениях (взаимодействии с административными структурами, в потребительских оценках); при выборе профессии, ориентировании на рынке труда и оценивании своей готовности к обучению профессии; при разрешении собственных проблем жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [6].

Компетентностный подход к обучению правоведения отражается в предусмотренных программой результатах учебных достижений учащихся и предполагает их разностороннюю деятельность на уроках, а именно: умение правильно применять и объяснять на примерах правовые понятия и термины; описывать, сравнивать, характеризовать, оценивать правовые явления, процедуры, процессы; анализировать положения законодательства. Отсюда следует, что задачей учителя правоведения на уроках является не только формирование теоретической базы учащихся, но и организация выполнение ими познавательных заданий, направленных на практическое применение полученных знаний (например, анализ и решение правовых ситуаций, работа с фрагментами нормативно-правовых актов, юридические практикумы), а также творческих заданий (например, написание эссе, подготовка презентаций, выполнение проектов).

Таким образом, одной из особенностей обучения правоведению учащихся профильных классов является то, что оно основывается на компетентностном и деятельностном подходах, закрепленных Государственным стандартом среднего образования Украины.

Изучение профильного предмета согласно нормативным документам, регулирующим этот вопрос, должно способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Именно в этом возрасте учение приобретает для школьников непосредственно жизненный смысл в связи с осознанием необходимости знаний и умений как условия успешного участия в разных сферах будущей жизни. В этот возрастной период учебная деятельность старшеклассников основана на таких мыслительных операциях как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, на исследовании, личностном самоопределении, когда избирательность их интересов уже вплотную связана с жизненными планами.

Отсюда следует, что организация учебной деятельности старшеклассников должна включать формирование у них умений и навыков пополнения знаний в профессиональной сфере, к которым отнесем такие: выполнение исследовательских задач и задач проблемного характера; участие в конкурсах по правовой тематике, правовых турнирах и олимпиадах; подготовка мини-лекций (например, для учащихся начальных классов) и презентаций (например: «Мир юридических профессий»; «Встать, суд идет!» и т.п.); выполнение групповых проектов (например: «Права ребенка», «Откуда и куда идут налоги»; «Школьный совет» и т.п.); обработка информации, представленной в СМИ, поиск Интернет-ресурсов и т.п. (например: «Проблема подростковой преступности в нашем регионе», «Деятельность органов местного самоуправления» и т.п.)

Таким образом, еще одной особенностью профильного предмета «Правоведение» является профориентационный компонент, который отражается в содержании предмета и  реализуется через определенные виды и формы урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Подчеркнем, что достижение целей и задач учебного предмета обеспечивает не только отбор содержания, но и организация процесса обучения. В последние годы в методической литературе превалирует мнение о том, что реализации компетентностного подхода к обучению наиболее способствует применение в учебном процессе интерактивных методов. Укажем, что интерактивное обучение – это организация учебного процесса исключительно путем постоянного взаимодействия всех учащихся через само- и взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве). При интерактивном обучении акцент в преподавании переносится с монологической способа подачи информации и передачи знаний с целью их механического воспроизведения на диалог и полилог для развития критического и творческого мышления учащихся, их навыков коммуникации и коллективно-распределительного труда [7, с.13].

В условиях интерактивного обучения учащийся и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют. При такой организации обучения результаты последнего становятся системным опытом учащихся, полученным в процессе активной деятельности, на основе которого у них формируются знания, навыки и отношения (оценочные суждения), необходимые для эффективного приобретения компетенций. В процессе такого обучения учащиеся активно овладевают знаниями и могут реализовать личный творческий потенциал [5, с.173].

Формированию активной позиции учащихся профильных классов в процессе обучения правоведению способствует системное использование на уроках таких групп интерактивных методов как: фронтальные: общее обсуждение, круг идей, мозговой штурм и т.д.; кооперативного обучения: парная работа, работа в малых группах, «броуновское движение» и т.п.; ситуативного моделирования: имитационные и ролевые игры, имитация процедур и процессов (например, законодательная процедура, общественные слушания, упрощенное судебное рассмотрение дела и т.д.); обсуждения противоречивых вопросов: дискуссия, дебаты, «аквариум» и т.д.

Таким образом, систематическое применение различных интерактивных методов на уроках правоведения, когда главными в процессе обучения признаются связи между учениками, их взаимодействие и сотрудничество, отнесем к группе особенностей обучения учащихся профильных классов  предмету «Правоведение».

И, наконец, отнюдь не умоляя эффективность интерактивных методов в обучении правоведению старшеклассников, отметим, что большое внимание в методике сейчас уделяется индивидуализированному обучению, которое предусматривает высокий уровень самостоятельности учащихся в овладении учебным материалом.

Подчеркнем, что индивидуальная форма учебной работы учащихся особенно важна в старших классах. Она эффективна при соблюдении ряда условий, на первом месте среди которых – создание образовательной среды, оптимальной для профессионального самоопределения учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями, интересами, возможностями и потребностями.

Самостоятельная работа представляет собой познавательную деятельность самих учеников, имеющую определенную цель и форму выражения, которая заканчивается проверкой результата. При организации самостоятельной работы учащийся сам овладевает правовыми понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания [8, с.142-143]. На практике самостоятельная работа широко применяется на уроках закрепления знаний, формирования умений и навыков, уроках с применением информационных компьютерных технологий, уроках-практикумах и др. Основными методами обучения при этом выступают индивидуальные задания и упражнения, а также самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. На такого рода занятиях (как, собственно, и на уроках с использованием интеракции) учитель выступает в роли партнера и помощника обучающихся.

Индивидуализация обучения в классах правового профиля может реализоваться через такие приемы самостоятельной работы учащихся как: подготовка рефератов, сообщений и персональных презентаций по правовой тематике; составление юридических задач и кроссвордов; выполнение тестовых заданий с обоснованием, то есть с ссылкой на определенные статьи нормативно-правовых актов; разработка и выполнение мини проектов;  выполнение опережающего задания по теме; составление списка Интернет-ресурсов к разделу учебной программы предмета и т.п.

Таким образом, проведенный нами краткий обзор особенностей обучения правоведению учащихся профильных классов общественно-гуманитарного направления позволяет сделать вывод о том, что такое обучение должно быть направлено на развитие правовой предметной компетентности старшеклассников, формирование их активной жизненной позиции и определение сферы будущих профессиональных интересов.


Библиографический список
  1. Стратегія реформування освіти в Україні: Рекомендації з освітньої політики. / Ред. В.Андрущенко.– К.: К.І.С, 2003.– 296с.
  2. Про затвердження Концепції профільного навчання в старшій школі / Наказ Міністерства освіти і науки України №1456 від 21 жовтня 2013 р. Режим доступу : http://osvita.ua/legislation/Ser_osv/37784/, вільний. – Назва з екрану.
  3. Організація профільного навчання у сільських загальноосвітніх навчальних закладах. Науково-методичні рекомендації. -  Київ: «Ґенеза», 2005. – 218 с.
  4. Програми для загальноосвітніх навчальних закладів, 10-11 класи : Правознавство, профільний рівень. Суспільно-гуманітарний напрям, правовий профіль. 10-11 класи / Програми для загальноосвітніх навчальних закладів, 10-1 класи. – К., 2010. – 95 с.
  5. Рябовол Л. Інтерактивне навчання правознавства / Л. Рябовол // Психолого-педагогічні проблеми сільської школи : зб. наук. праць / Уманський держ. пед. ун-т ім. П. Тичини; [ред. кол. :  Н. С. Побірченко (гол. ред.) та ін.]. – Умань : ФОП Жовтий О. О., 2011. – Вип. 39 . – С. 170–177.
  6. Девина Т. Н. Инновационные технологи: компетентностный поход в обществоведческом образовании [Электронный ресурс] / Т. Н. Девина // Учитель учителю. Из опыта работы педагогов Белгородской обл. : регион. сборник. – Белгород, 2014. – № 7. –  (Серия  : Обществоведческие дисциплины). – Режим доступа : http://school20.beluo.ru/docs/metod/Devina.pdf, свободный. – Название с экрана.
  7. Пометун О. І. Енциклопедія інтерактивного навчання /  О. І.  Пометун. – К. : [Б. в.], 2007. – 144 с.
  8. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву / Е. А. Певцова. – М. : Владос, 2003. – 400 с.


Все статьи автора «Майорский Вячеслав Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: