УДК 378.115

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Борейко Лилия Дмитриевна1, Семененко Светлана Богдановна2, Тимофийчук Инга Романовна3, Яценюк Алина Алексеевна4
1Буковинский государственный медицинский университет, Черновцы, Украина, к.мед.н., доцент кафедры ухода за больными и высшего медсестринского образования
2Буковинский государственный медицинский университет, Черновцы, Украина, к.биол.н., ассистент кафедры физиологии им. Я.Д. Киршенблата
3Буковинский государственный медицинский университет, Черновцы, Украина, к.мед.н., доцент кафедры физиологии им. Я.Д. Киршенблата
4Буковинский государственный медицинский университет, Черновцы, Украина, преподаватель Новоселицкого медицинского колледжа

Аннотация
В статье рассматривается роль воспитания в формировании мировоззрения будущего врача как личности и конкурентоспособного специалиста на рынке труда. Важную роль в этом процессе играет преподаватель как личность и преподаватель-куратор группы.

Ключевые слова: воспитание, куратор, преподаватель, студент


THE ROLE OF EDUCATION IN THE FORMATION OF FUTURE PROFESSIONALS

Boreiko Liliya Dmytrievna1, Semenenko Svetlana Bogdanovna2, Timophiychuk Inga Romanovna3, Yatsenyuk Alina Alexeevna4
1Bukovinian State Medical University, Chernivtsi, Ukraine, PhD of Medical Sciences, Associate professor, Department of Nursing and Higher Nursing Education,
2Bukovinian State Medical University, Chernivtsi, Ukraine, PhD in Biological Science, Assistant, Department of Physiology,
3Bukovinian State Medical University, Chernivtsi, Ukraine, PhD of Medical Sciences, Associate professor, Department of Physiology,
4Bukovinian State Medical University, Chernivtsi, Ukraine, Teacher Specialist Novoselytsia Medical College

Abstract
In the article considered role of education in shaping the outlook of the future doctor as creative personality and a competitive specialist in the labor market. Important role in this process is the teacher as a person and teacher-curator group.

Библиографическая ссылка на статью:
Борейко Л.Д., Семененко С.Б., Тимофийчук И.Р., Яценюк А.А. Роль воспитания в формировании мировоззрения будущего специалиста // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4775 (дата обращения: 26.05.2017).

Введение. В условиях реформирования современного образовательного пространства особое значение приобретает проблема обучения и воспитания студенческой молодежи, которая имела бы высокий уровень профессионализма, национального сознания, творческой активности. Воспитательная работа со студентами является органической составляющей профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшего учебного медицинского заведения, а потому в ней проявляется творческий поиск педагога, его индивидуальная неповторимость, профессиональная направленность на формирование современного компетентного специалиста [4, 34-35].

Достижение цели воспитания возможно лишь при условии комплексного подхода и привлечения к этой работе всего профессорско-преподавательского состава университета, администрации и органов студенческого самоуправления.

Современный медицинский специалист должен не только адаптироваться к стремительным социальным изменениям, но и уметь практически оценить происходящее и наметить пути дальнейших преобразований в сфере деятельности и в своей жизни.

Поскольку личность студента в высшем учебном заведении является объектом воспитания, то его формирование необходимо осуществлять как через сознание и внутренний мир этой личности, так и через окружение, в котором она находится [6, 70].

Основная часть. В основе психолого-педагогической подготовки студентов лежит традиционный профессионально-дидактический треугольник, объединяющий учебную, воспитательную и научно – исследовательскую деятельность высшей школы. Учебно-воспитательная работа – особая и сложная задача, решение которой требует, с одной стороны, поиска и приведения в действие новых форм воздействия на студентов, отработки новых методик, а с другой – активизации традиционных видов деятельности, сохранения достижений прошлого. В соответствии с этим можно выделить основные направления работы: гуманизация образования, национально-патриотическое воспитание (активная гражданская позиция), художественно-эстетическое воспитание, физическая культура, превентивная деятельность, средства массовой информации и популяризаторская работа, социально-бытовая сфера [4, 36-37].

Знание психолого-педагогических, творческих, профессиональных и других не менее важных качеств современного специалиста медицины – является неотъемлемой чертой. Выполняя профессиональные функции, человек всегда реализует себя как личность. Воспитание – один из факторов, под влиянием которого осуществляется развитие человека. Ведь именно когда медицинский специалист начинает свою практическую деятельность – он должен обладать всеми профессиональными качествами, и облегчит его сотрудничество с пациентами, сотрудники и коллегами.

Главной целью воспитания является формирование целостной и гармонично развитой личности с высоким национальным самосознанием. Такая личность – это прежде всего гражданин государства, ее патриот, гуманист, для которого приоритетом является общечеловеческие и общегосударственные ценности, это человек с высокой профессиональной подготовкой и широким кругозором, развитым интеллектом, должным уровнем общей, политической и правовой культуры.

Воспитание студента как специалиста ориентировано на развитие глубокой заинтересованности, любви к выбранной профессии, профессионального самосознания, эрудиции и компетенции; осознание профессионального интереса и ответственности, способности ставить творческие и эффективно решать профессиональные задачи в сфере медицины, готовности принимать нестандартные решения; открытости для новых достижений науки и практики [3, 16-17].

Важную роль в этом процессе играет личность преподавателя, прежде всего дисциплин профессионального направления.

Воспитание студента как личности предполагает развитие: методологической, исследовательской культуры; творческо-поисковых умений и способностей; способностей как к индивидуальному, так и к коллективному творчеству в выбранной сфере профессиональной деятельности; способностей к креативному, системному применению знаний в решении профессиональных теоретических и практических задач [1, 56].

Воспитание студента как конкурентоспособной личности ставит целью развитие трудолюбия, стрессоустойчивости, непрерывного профессионального саморазвития, коммуникативных и лидерских качеств, нравственно-правовой ответственности; умение выполнять и завершать работу на высоком качественном уровне; стремление постоянно повышать свой уровень информационной культуры.

Важную роль в воспитании будущих медицинских работников играют преподаватели. Именно их отношение к работе и окружению, высокий уровень профессионализма, эрудиция, самодисциплина, стремление к творчеству способствует развитию подобных качеств и в студенческой среде. Интеллигентность, коммуникабельность, тактичность создают такую атмосферу между преподавателями и студентами, когда последние становятся равноправными субъектами одного процесса образования и воспитания, саморазвития, социокультурного определения [5, 364-365].

Работа по становлению гражданской и социально-профессиональной позиции дает действенный результат тогда, когда она проводится не в назидательной форме, а осуществляется будто постепенно, непринужденно, добавляя определенной тональности в эмоциональном и моральном аспектах взаимоотношений отношений преподавателя и студентов. Только высокопрофессиональный и идейно подготовлен и морально воспитанный преподаватель может понять всю масштабность задач воспитания будущего медицинского специалиста, проявить себя как настоящего педагога высшей школы.

Преподаватель всегда был воспитателем, впрочем сегодня воспитание может и должно пониматься не как одновременное передачи знаний и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместного бытия.

Авторитет преподавателя является интегральной характеристикой его профессиональной, педагогической и личностной позиции в коллективе, которая проявляется в процессе взаимоотношений с коллегами, студентами и производит влияние на успешность учебно-воспитательного процесса; состоит из двух компонентов: авторитета роли и авторитета личности. Сейчас на первое место выходит личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая осуществляет на студентов воспитательное (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие. Авторитет формируется с достаточно высокого уровня развития трех видов педагогических умений: предметных (научные знания), коммуникативных (знания о своих студентах и коллегах) и гностических (знание самого себя и умение корректировать свое поведение).

Можно дифференцировать основные компоненты в деятельности преподавателя:

1. Конструктивная деятельность – связана с отбором, умением выстраивать учебно-воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности студента.

2. Организационная деятельность – предполагает организацию своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и вне их; обратная связь со студентами (мнение, знания, интерес).

3. Коммуникативная деятельность – совместная деятельность педагога и студента, построение межличностного взаимодействия (восприятие и понимание людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической деятельности, процесс педагогического общения.

4. Рефлексивная деятельность – умение педагога анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность, развивать самосознание, которое выявляется в самопознании, самооценке и саморегулировании поведения; стремление к личностному росту, самореализации и самоконтролю.

Следовательно, именно эти принципы должны пытаться реализовывать в своей профессиональной деятельности преподаватели университета, осуществляя не только образовательный процесс, но и воспитательный.

Сутью профессионального воспитания является становление студента как специалиста. Учебный процесс в университете является основным звеном профессионального становления студента. Поэтому принципиально важно сочетать теорию и практику, с наибольшей эффективностью передавать студентам необходимый объем знаний и умений, научить их систематически работать над собой, умело пользоваться приобретенными знаниями в реалиях сегодняшнего дня. Лекции, практические занятия, встречи со специалистами, самостоятельные занятия в библиотеке, научно-исследовательская работа, подготовка научно-исследовательских работ – далеко не полный перечень форм работы на пути профессионального становления молодых ученых. Важной в этом процессе является личность преподавателя, прежде всего дисциплин профессионального направления. Одним из составляющих профессионального становления является овладение знаниями и навыками работы с людьми, психологическая готовность работать в рыночных условиях и отвечать за результаты своей работы. Результатом профессионального воспитания является любовь и уважение к выбранной профессии врача, глубокие и разносторонние профессиональные знания и умения, творческий подход индивида к решению имеющихся проблем, готовность принимать нестандартные решения, личная ответственность за дело, открытость для новых достижений науки, техники и практики.

Общее руководство кураторской работой в университете, ее координацию осуществляет Координационный совет по гуманитарным вопросам и воспитанию во главе с проректором по научно-педагогической работе и воспитанию совместно с председателем совета кураторов. Непосредственную организационно-методическую работу по организации деятельности кураторов университета осуществляет председатель совета кураторов [6, 71].

Помочь студенту адаптироваться к условиям и требованиям университетского образования, разобраться и организовать учебную и внеучебную деятельность может куратор академической группы. Ведь, важнейшими направлениями деятельности кураторов является адаптация первокурсников к новым условиям обучения; помощь студентам в решении их социально-бытовых проблем и организация досуга; помощь в формировании в студенческой группе атмосферы дружбы, доброжелательности, сплоченности и взаимной поддержки, в осознании причастности ее к университетского сообщества преподавателей и сотрудников, объединенных одной организационной культурой, системой взглядов и ценностей [2, 24-29].

Одной из основных задач системы воспитательной работы в академической группе студентов является планирование, которое представляет собой разработку системы мер, направленных на реализацию целей, задач национального, гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи. Процесс организационно-воспитательной работы предусматривает сотрудничество, содружество преподавателя-куратора и студентов. Куратор при организации коллектива студентов академической группы должен: проявлять официальных и неофициальных лидеров в группе; предотвращать конфликты в группе; определять интересные студентам творческие коллективные дела и помогать в их организации; проводить часы тематического общения, обращая внимание на развитие политической культуры, формирования интеллигентности, эстетического вкуса, нравственных норм и ценностей, становление гражданской позиции; способствовать здоровому образу жизни, предотвращать употреблению студентами алкоголя и наркотиков; содействовать участию студентов в возрождении национально-культурных традиций, соблюдении традиций факультетов, университета; изучать историко-культурное наследие региона; отмечать государственные праздники и памятные даты [6, 72].

Меры организационно-воспитательной работы куратора академической группы студентов включает: знакомство с группой студентов; посещение общежитий, сотрудничество со студенческими советами общежитий с целью улучшения бытовых условий проживания студентов, сбор информации о каждом студенте; выявление творческих и одаренных студентов путем тестирования, анкетирования, наблюдения, метода экспертных оценок; обсуждение вопросов успешности и дисциплины (обеспечение учебными пособиями, другой литературой, организация консультаций; взаимоотношения с преподавателями и др.); индивидуальная работа; встречи с ветеранами труда; экскурсионная работа; участие в спортивных соревнованиях факультета, университета; участие в общих университетских мероприятиях, художественной самодеятельности; разработку программ индивидуального развития и саморазвития личности студента; рекомендации по организации учебной и внеаудиторной деятельности; содействие развитию и формированию положительных черт, а также самокритики; составление письменных отчетов об организационно-воспитательной работы со студентами академической группы за учебный год. При этом куратор обязан соблюдать морально-этические нормы во время общения со студентами и не допускать распространения конфиденциальной информации, касающейся студентов группы.

План организационно-воспитательной работы, который органично сочетает процесс обучения и воспитания, составляется куратором академической группы с участием каждого студента группы на учебный год по календарному принципу.

Сложность процесса становления коллектива академической группы имеет объективные причины, главная из которых – преимущественно индивидуальный характер основных видов деятельности студента. Поэтому необходимо, чтобы члены группы были поставлены в такие условия, которые бы стимулировали формирование психологической и поведенческой единства группы, чтобы именно организация жизнедеятельности объективно ставила ее членов в отношения ответственной зависимости.

Особое внимание в воспитательной работе кураторы обращают на первокурсников. Ведь зачастую они обращаются с такими проблемами как преодоление стрессового состояния, связанного с приспособлением к новым условиям обучения; преодоления трудностей общения и взаимодействия с одногруппниками, которые возникают во время обучения; проблема одиночества (приезжие студенты испытывают внутреннюю пустоту, дискомфорт, отчужденность, они скучают по родительскому дому, замыкаются в собственном микромире, что мешает им сосредоточиться на учебе). Некоторым из них трудно правильно организовать свой день, они не готовы чувствовать и нести самостоятельно ту ответственность, которая появилась. Ведь теперь они сами управляют своей судьбой и собственными поступками.

Итак, важнейшей задачей совершенствования работы куратора является помощь студентам в организации таких мероприятий, которые позволили бы глубоко осознать, понять, почувствовать и воспринять традиции университета, его ценностные ориентации, те отношения и нормы, которые традиционно лежат в основе отношений и взаимодействий в этом учебном заведении и за его пределами (ознакомление с историей и традициями университета, экскурсии в музеи, библиотеку, на кафедры, встречи с ведущими учеными, организация самостоятельной работы студентов, привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности, участия в органах студенческого самоуправления, организации и проведения факультетских и университетских мероприятий и т.п.).

Совершенствование деятельности кураторов предусматривает проведение семинаров, на которых обсуждаются нормативные документы по проведению воспитательной работы, предоставляются методические рекомендации по совершенствованию работы и обмен опытом работы [6, 73].

Кураторы группы посещают лекции, практические занятия по различным учебным дисциплинам, которые преподаются в группе, способствуют при необходимости организации дополнительных консультаций накануне проведения модульных контролей; обсуждают ежемесячно на воспитательных часах успеваемость и производственную дисциплину; следят за своевременным заполнением индивидуальных планов студентов своей группы. Осуществляется разъяснительная работа относительно негативных последствий несвоевременной сдачи модулей, предоставляются квалифицированные советы в решении проблем, которые привели к накоплению академической задолженности, осуществляется постоянный контроль совместно с деканатом.

Задачами по реализации цели профессиональной подготовки являются: формирование у студентов любви и ответственного отношения к выбранной профессии; овладение знанием закономерностей, влияющих на профессиональную деятельность специалиста, обеспечение его профессиональной и специальной компетентности; формирование основ профессионального мастерства.

Вывод: По окончании обучения каждый студент, оставляя стены медицинского университета, сохранит в сердце светлое воспоминание о будни днях, обучении, о беседах с высококвалифицированными специалистами, которые сыграли (каждый в свою очередь) важную роль в формировании личности врача.


Библиографический список
  1. Витвицкая С. C. Основы педагогики высшей школы: Метод. пособие. / С.С. Витвицкая // Киев: Центр учебной литературы. 2003. 316 с. [на укр. языке]
  2. Инновационные коммуникативные технологии в работе куратора академической группы / Методические рекомендации / Под редакцией Н.К. Желябин. Запорожье: ЗГИА, 2007. 67 с. [на укр. языке]
  3. Козловская И. М. Проблема подготовки специалиста в контексте основных философских категорий: научно-методические рекомендации / И. М. Козловская. Львов: Сполом, 2006. 16 с. [на укр. языке]
  4. Матвиишин Л.П. Роль куратора группы в организации учебно-воспитательного процесса // Клиническая и экспериментальная патология. Том Х, No3 (37), 2011 С. 34-37. [на укр. языке]
  5. Мойсеюк Н. Е. Готовность к профессиональной деятельности: сущность и пути формирования / Н. Е. Мойсеюк // Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов: методология, теория, опыт, проблемы: сб. научн. тр. Вып. 12 / сост. И. А. Зязюн (председатель) и др. Киев-Винница: ДОО «Винница», 2006. С. 364-368. [на укр. языке]
  6. Тихонова А. А. О важности роли куратора в формировании профессиональной компетентности студентов – медиков / А. Тихонова // Вестник проблем биологии и медицины. 2013. Вып. 3 (2). С. 70-73. [на укр. языке]


Все статьи автора «Борейко Лилия Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: