УДК 37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ И ПУТИ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Сальная Инна Владимировна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО "РГЭУ (РИНХ)"
Студенка факультета Психологии и социальной педагогики

Аннотация
В статье рассматриваются классификация и причины возникновения педагогических ошибок, их наиболее распространенные виды. Автором разработаны рекомендации по предупреждению и преодолению педагогических ошибок для начинающих учителей.

Ключевые слова: коммуникативные ошибки, нарушение педагогической этики, педагогическая ошибка, профилактика педагогических ошибок


THEORETICAL ANALYSIS OF PEDAGOGICAL MISTAKES AMONG BEGINNING TEACHERS AND THE WAYS TO PREVENT THEM

Salnaya Inna Vladimirovna
Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education (RSUE)
student of Psychology and social pedagogic faculty

Abstract
The classification of pedagogical mistakes, their most common types and causes are analysed in the article. Some ways for prevention and correction of pedagogical mistakes for beginning teachers are developed by the author.

Keywords: breaking of pedagogical ethics, communicative mistakes, pedagogical mistakes, prevention of pedagogical mistakes


Библиографическая ссылка на статью:
Сальная И.В. Теоретический анализ педагогических ошибок начинающих учителей и пути их предупреждения // Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5031 (дата обращения: 12.07.2023).

Учитель начальных классов – это первый педагог, которому родители доверяют своих детей. Он должен быть не только профессионалом своего дела, но еще и открытым, доброжелательным и надежным. Он должен внушать доверие и уважение, ведь это тот человек, которому будут подражать первоклассники, стараться угодить и порадовать. Работать с детьми, взращивать в них самые положительные качества, прививать им нормы морали и человеческие ценности – это очень сложно, поэтому даже самый опытный учитель не застрахован от ошибок.

Актуальность нашего исследования обосновывается тем, что  педагогические ошибки наносят серьезный, часто непоправимый вред: влияют на качество и результат обучения, на учебную мотивацию, на психологическое состояние детей. Поэтому представляется необходимым изучить и классифицировать педагогические ошибки и предложить рекомендации по их профилактике.

Целью нашего исследования является изучение педагогических ошибок начинающих учителей и поиск путей их преодоления.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по изучаемой проблеме
  2. Рассмотреть виды педагогических ошибок.
  3. Определить некоторые пути предотвращения и преодоления педагогических ошибок.

В «Педагогическом словаре»  (Г.М. Коджаспирова, 2005) указано следующее понятие педагогической ошибки: « … использование учителем средств педагогической деятельности или общения, приводящих к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов (напр., унижение ученика, снижение отметки по предмету в ответ на дисциплинарное нарушение школьника, формальное выставление «тройки» при отсутствии знаний и т. д.)»  [3].

Ряд зарубежных (Дж. Ризон, З. Фрейд, и др.) и отечественных ученых, таких как   М.М. Кашапов, Е.А. Колесникова, А.К. Маркова, Е.В. Титова, Т.А. Юзефавичус и другие, исследовали ошибки и способы их предупреждения и предотвращения. Прежде всего, необходимо рассмотреть подходы в психологической науке к ошибкам в целом и педагогическим, в частности [6; 7; 2; 4; 5; 4; 10].

Н.А. Носов впервые систематизировал существующие подходы в психологии к ошибкам человека. Несмотря на небольшие различия в рассматриваемых подходах, ошибка в целом определяется как результат действия, совершенного неточно или неверно, вопреки плану, в результате чего, полученный результат не соответствует предполагаемому или требуемому [6].

А.Н. Бурьяк, в свою очередь, разработал достаточно полную концепцию ошибок в контексте теории безопасности.

З. Фрейд в своих работах писал, что незначительные и бессмысленные на первый взгляд, ошибочные действия служат реализации бессознательных желаний [8].

М.М. Кашапов считает, что педагогическая ошибка – это результат деятельности учителя, неадекватный цели, поставленной в данной педагогической ситуации  [2].

Т.А. Юзефавичус утверждает, что профессионально-педагогическая ошибка – это объективно или субъективно обусловленное расхождение между парадигмой образовательного процесса и практически-организуемой деятельностью педагога в этом процессе [10].

И.А. Колесникова и Е.В. Титова определяли педагогические ошибки как действия и личностные проявления педагога, связанные с организацией деятельности, способами ее осуществления и приводящие к потерям в качестве, результативности и эффективности профессиональной педагогической деятельности [4].

Проанализировав научную литературу, мы выяснили, что ошибки, допускаемые педагогами, можно классифицировать по разным основаниям (по классификации И.А. Колесниковой):

- по степени осознания педагогами

  • осознанные, или сознательно допускаемые («знаю, что так нельзя, но делаю»);
  • неосознаваемые заблуждения («не ведаем, что творим»), при которых субъективные представления (мнения, точки зрения) не соответствуют объективному положению вещей.

- по причинам возникновения:

  • квалификационные ошибки (ошибки некомпетентности) — допускаемые по причинам незнания, неумения, неготовности к профессиональной педагогической деятельности;
  • вынужденные ошибки (ошибки невозможности) — допускаемые по причинам невозможности правильных действий, отсутствия необходимых условий (временных, пространственных, материально-технических, социально-психологических и др.);
  • случайные ошибки (ошибки-упущения) — допускаемые по причинам нетипичного характера — из-за торопливости, ситуативной усталости, забывчивости, отвлечения на что-либо и т.п.;
  • ошибки профессиональной деградации — допускаемые исключительно по причинам деформации профессионального сознания и профессиональной позиции (нежелание качественно работать, профессиональная апатия, лень, синдромы «эмоционального выгорания» и профессиональной дезадаптации и т.п.).

- с точки зрения характерологических особенностей:

  • проектно-аналитические;
  • методико-технологические;
  • этико-психологические (неадекватность стиля общения, речевые ошибки и др.) [4]

Из всех педагогических ошибок, встречающихся в работе начинающего учителя, ошибки связанные с постановкой голоса, излишне усложненным словарем, речевыми ошибками, ошибками в коммуникации, негативными привычками и нарушением педагогической этики, по нашему мнению, являются наиболее распространенными и серьезными, поэтому мы решили уделить им особое внимание.

  1. Постановка голоса. Всем известно, что у каждого человека свой тембр голоса, скорость, с которой он говорит и громкость голоса. Но учитель – это не обычный человек, его миссия – донести до детей информацию так, чтобы они поняли. Некоторые опытные педагоги советуют новичкам специально говорить тише, чтобы ученики слушали его внимательнее. Мы считаем, что данному совету можно следовать при условии, что педагог будет говорить, не только тихо, но и четко, выразительно.

Большой проблемой является педагог, который говорит очень громко. Такая манера ведения урока будет скорее доставлять неудобства, особенно тем ученикам, которые находятся рядом с учителем. Поэтому, если учитель испытывает затруднения в управлении своим голосом, то ему нужно выполнять специальные упражнения для постановки голоса, либо обратиться к специалистам.

  1. Излишне усложненный словарь. Многие начинающие педагоги допускают одну и ту же ошибку – добавляют в свою речь сложные и непонятные для учащихся термины и обороты. Поэтому учителю следует научиться использовать более простой (доступный) словарный фонд. Это, конечно же, не значит, что педагог должен подстраиваться под уровень своих учеников, делая свою речь примитивной в лексическом смысле. Немного практики и учитель сможет найти ту «золотую середину», когда он будет использовать понятные для учеников, но не примитивные слова. Если же, он все-таки употребил термин, неизвестный для его учащихся, он должен объяснить его значение.
  2. Темп речи. Зачастую, учителя, пытаясь донести своим ученикам какую-то информацию, говорят либо слишком быстро, вследствие чего ученики не успевают понять, о чем говорит педагог, либо слишком медленно, и тогда учащиеся, наоборот, ожидают, когда их учитель продолжит объяснение материала. В данных случаях процесс обучения является неэффективным.  Поэтому более опытные учителя могут помочь новичку найти такой темп речи, который бы соответствовал уровню возможностей данного класса. Чаще всего, учитель пытается донести до учащихся достаточно обширную информацию в излишне быстром темпе [1].
  3. Коммуникативные ошибки. На уроке педагог должен вести себя непринужденно, смотреть на учеников, а не на пол, когда объясняет материал. Если  педагог боится смотреть в глаза учеников, то ему лучше всего смотреть поверх голов, либо как бы между учениками, скользя взглядом по лицам в классе. В этом случае каждый ученик будет чувствовать, что учитель находится с ним в постоянном визуальном контакте. В ходе накопления опыта, педагогу со временем будет проще смотреть в глаза учеников, не испытывая при этом дискомфорта.

Очень часто, в связи с отсутствием коммуникативных навыков в речи учителя возникают паузы. Одной из отрицательных привычек заполнять пробелы в речи является употребление междометий типа «э…э…». Также скудные коммуникативные навыки демонстрирует злоупотребление словами-паразитами или даже целыми фразами. Многие педагоги не замечают небрежности в своей речи, пока им на это не укажут, поэтому необходимо следить за своей речью и воздержаться от употребления слов-паразитов и междометий вместо пауз.

Считается, что учителя отлично владеют нормами грамматики и литературного языка. Но все мы имеем свойство ошибаться. Поэтому, если педагог сделал ошибку и заметил это, то нужно обязательно обратить на это внимание класса, чтобы дети в будущем не совершили подобной ошибки, и исправиться.

То же самое можно сказать и о том, что учитель пишет на доске. Обязательно нужно внимательно перечитывать все написанное, чтобы учащиеся по невнимательности не списали неправильную информацию.

  1. Негативные привычки. Иногда учителя совсем не осознают, как они держат себя в классе. Некоторые учителя не могут вести урок, не меряя при этом класс шагами, другие крутят мел в руках или перебрасывают его из одной руки в другую. Третьи, объясняя свой предмет, очень эмоционально жестикулируют. Также существуют такие учителя, которые постоянно играют со своими очками, волосами, ремнем, ручками и т.д. Все это отвлекает внимание учеников и мешает сосредоточиться на информации, поэтому молодым педагогам следует  как можно скорее изжить подобные дурные привычки начиная с того момента, как осознают их путем самонаблюдения или с помощью коллег» [1].
  2. Нарушение педагогической этики. Случается так, что учителя позволяют себе необдуманные и опрометчивые высказывания перед учениками и вне классной аудитории. Одно необдуманно сказанное слово может вызвать отрицательную реакцию окружающих и впоследствии накладывает отпечаток на самого учителя, отражается на учащихся, а также на педагогическом коллективе школы.

Заметим, что «учитель, не зная индивидуальных особенностей своих учеников, не может рассчитывать на успех» [1]. Учителю не следует забывать об индивидуальном подходе и личностных особенностях каждого ученика, даже если его педагогическое дело направлено на фронтальную работу со всем классом. Именно в обязанности школьного учителя входит раскрыть потенциал каждого своего ученика.

К сожалению, некоторые педагоги рассматривают свой класс как безликую массу и вследствие этого не могут назвать по именам своих учеников даже после нескольких недель учебы. Конечно же, это недопустимо. Большинство учителей стараются запомнить имена своих учеников еще на предварительном этапе работы, когда им предоставляется возможность понаблюдать за классом. Учитель, который проработал уже около месяца в классе, но все еще неспособный различать детей по именам, теряет авторитет. Поэтому, если все же педагогу трудно запомнить всех детей, можно предложить ему сделать с классом бейджики и написать на них свои имена (это касается и учителя тоже).

С другой стороны, чрезмерное увлечение индивидуальным подходом также является ошибочным. Большинство школьных учителей уделяет пристальное внимание каждому из своих учеников. Но бывает и так, что индивидуальная работа с одним учащимся идет в ущерб его одноклассникам. «Достаточно типичный случай: педагог не жалеет своего рабочего и свободного времени, помогая лишь одному ученику. Это несправедливо по отношению к остальным, у которых, возможно, затруднения в учебной работе проявлялись не столь отчетливо» [1]. Поэтому педагог должен уметь планировать свое время так, чтобы он смог оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

Таким образом, можно выделить основные причины возникновения педагогических ошибок, а именно: недостаточный уровень подготовки педагога и недобросовестность, низкий уровень профессиональной культуры [9].

Исходя из того, что не существует идеальных учителей, и каждый учитель должен работать над собой, можно выделить следующие пути профилактики и устранения педагогических ошибок.

• Прежде всего, необходимо уделять внимание профессиональному самосовершенствованию, изучению научной и методической литературы, практического опыта коллег, общению в профессиональном сообществе. Обязательным является участие в семинарах, вебинарах для обмена опытом по современным проблемам образования. Интернет предоставляет неограниченные возможности для профессионального роста, обмена опытом.

• Одним из способов профессионального саморазвития является посещение и анализ занятий лучших учителей. В процессе анализа и обсуждения таких занятий учитель видит урок и общение совершенно с другой стороны, отмечая сильные стороны каждого педагога и его ошибки, учитывает их в своей деятельности.

• Очень полезным, на наш взгляд, может быть наставничество, когда опытный учитель берет шефство над молодым, при условии не формального, а творческого подхода сторон к этому сотрудничеству.

• Невозможно исправить ошибки, не работая над собой. Учитель должен следить за своим внешним видом, работать над дикцией, совершенствовать способность ясно излагать свои мысли.

• Важным звеном в профилактике и устранении коммуникативно-педагогических ошибок является рефлексия. Самоанализ, регулярное обдумывание своих поступков в классе, подведение итогов собственной профессиональной деятельности позволяет увидеть соответствие собственного поведения профессиональной этике, определить пути профессионального развития.

Итак, педагогические ошибки являются фактором, существенно снижающим эффективность работы учителя. Необходимо отметить, что такого рода ошибки требуют серьезного анализа, целенаправленной профилактики и исправления.  Названная автором классификация и перечисленные в статье рекомендации по устранению педагогических ошибок позволяют повысить уровень профессионального мастерства педагога.

Рецензент: к. п. н.  Жилина Л.Я.


Библиографический список
  1. Дреер А.М. Преподавание в средней школе США: проблемы начинающих учителей’ – Москва: Прогресс, 1983 – с.288. Электронный ресурс. Режим доступа:  – URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000058/index.shtml
  2. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. – СПб: Алетейя, 2000. – 463 с.
  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2005 г.
  4. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М., 2005.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя  М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  6. Носов Н.А. Ошибки пилота: психологические причины. М., 1990.
  7. Ризон Дж. Человеческие ошибки. М., 2004. – 246 с.
  8. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни.   Zur Psychopathologie des Alltagslebens / в переводе Г. В. Барышниковой.  М.:  АСТ, 2009. — 256 с.
  9. Проблемы педагогической практики социальных педагогов: педагогические ошибки в профилактике предсуицидального поведения подростков. Электронный ресурс. Режим доступа:  – URL: http://yastudent.com/pravo/problemy-pedagogicheskoj-praktiki-socialnyx-pedagogov-pedagogicheskie-oshibki-v-profilaktike-predsuicidalnogo-povedeniya-podrostkov.html
  10. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителя и пути их предупреждения. – М.: Изд-во МПУ, 1998. – 63 с.


Все статьи автора «Сальная Инна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: