Разнообразие форм и методов контроля определили деление их на две группы, определяемые в современной педагогике как традиционные и инновационные. Особенности подготовки к решению задач развития личности обучающегося, занимающегося шахматами, нами были описаны в работах [1-3]. Специфика решения задач развития личности в системе выделения форм и методов определяется в нашей практике работами [4-7], ресурсы педагогического моделирования как условия успешности личности в модели продуцирования педагогических средства – работами [8-16], специфика, модели и практика формирования культуры самостоятельной работы личности – работами [9, 15], продуктивность поиска в решении задач подготовки педагога по физической культуре – работами [17-28] (среднее профессиональное образование) и [29-46] (высшее профессиональное образование и система переподготовки кадров).
В таком понимании дидактические тесты относятся, с одной стороны, к инновационным формам и методам контроля, а с другой стороны, к традиционным, т.к. история использования метода дидактического тестирования начинается с 70-х годов прошлого века.
Возможности продуктивного поиска и оптимального выбора форм и методов контроля в подготовке обучающегося, занимающегося шахматами, – задача ситуативно детерминируемая и решаемая. Самым главным ресурсом данного направления подготовки и модификации опыта деятельности является подлинно игра.
Представим два дидактических теста, определяющих в рамках традиционной системы поиска оптимальных форм и методов подготовки обучающегося, занимающегося шахматами, совокупность тестовых заданий, визуализирующих особенности формирования и сформированности компетенций личности.
Тест на знание шахматных правил
Вопрос №1
Игроку, отказывающемуся соблюдать Правила Шахмат…
а) выносится предупреждение
б) засчитывается поражение
в) объявляется выговор
1-б
Вопрос №2
Игрок, желающий предложить ничью, должен сделать это после того…
а) поднимет руку и позовет судью
б) как остановит часы и обратится к судье
в) после того ,как ход сделан на доске, но перед переключением часов.
г) сделает ход на доске и переключит часы
2-в
Вопрос №3
Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникла на шахматной доске…
а) дважды
б) шесть раз
в) пять раз
г) трижды
3-г
Вопрос №4
Быстрая игра. Флажок считается упавшим, когда правильное заявление об этом делается…
а) игроком
б) зрителями
в) арбитром
4-а
Вопрос №5
Партия считается закончившейся вничью, если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась…
а) шахом
б) матом
в) цугцвангом
г) патом
5-г
Вопрос №6
Если соперник за игру сделал 3 невозможных хода…
а) судья делает предупреждение
б) судья дисквалифицирует соперника из турнира
в) судья присуждает сопернику поражение
г) нет правильного ответа
6-в
Вопрос № 7
В блиц флаг фиксирует:
а) судья
б) игрок
в) зритель
г) нет правильного ответа
7-б
Вопрос № 8
Запись партии обязательна при:
а) классическая игра
б) быстрые шахматы
в) блиц
8-а
Вопрос № 9
Быстрые шахматы это:
а) партия с фиксированным временем от 5 до 15 минут
б) партия с фиксированным временем от 15 до 60 минут
в) партия с фиксированным временем больше 60 минут
9-б
Вопрос № 10
В партии с классическим контролем у игрока А зазвонил мобильный телефон и арбитр засчитал ему поражение.
Но оба игрока настаивают на продолжении партии. Как должен поступить арбитр?
а) Не должен менять решение
б) Должен дать возможность доиграть партию
г) Должен дать возможность доиграть партию, предварительно взяв у игроков расписки об отсутствие взаимных претензий
10-а
Вопрос № 11
Плей-офф(Playoff) это:
а) Серия решающих партий
б) Игровая приставка к телевизору
в) Этап предварительного отбора
11-а
Вопрос № 12
Время между выполнением хода и переключением часов игроком ….
а) Может использоваться соперником для выполнения своего хода
б) Относится к времени отведенному игроку на совершение хода
12-б
Вопрос № 13
Турнирным регламентом предусмотрено опоздание на 30 минут. Игрок опаздывает на 32 минуты, но его соперник не против продолжить партию. Как должен поступить арбитр?
а) Разрешить продолжить партию
б) Разрешить продолжить партию, но с откорректированными показаниями часов
в) Засчитать поражение опоздавшему
13-в
Вопрос № 14
Не является швейцарской системой основанной на рейтинге система
а) Лима
б) Дубова
в) Все три системы основаны на рейтинги
г) Голландская
14-г
Вопрос № 15
Практическая ситуация. Блиц без инкремента, наблюдение достаточное – один арбитр на одну шахматную доску.
Верно, что при невозможном ходе одного из игроков :
а) Арбитр не должен вмешиваться ни в коем случае
б) Арбитр должен засчитать поражение игроку совершившему невозможный ход
в) Арбитр должен вмешаться и за первое такое нарушение добавить 2 минуты сопернику
15-а
Вопрос № 16
Чтобы не проиграть “техническим” поражением из-за опоздания к началу партии, игрок должен до установленного времени:
а) Сделать ход на доске и включить часы соперника
б) Присутствовать за доской
в) Присутствовать в игровой зоне
16-а
Тесты по дебютной подготовке
Вопрос №1
Как называется начало шахматной партии, соответствующее ходам 1. d4 Kf6 2. c4 e6 3. Kc3 Сb4?
а) Защита Боголюбова
б) Защита Нимцовича
в) Испанская партия
г) Контргамбит Альбина
д) Дебют Рети
1-б
Вопрос №2
В каком дебюте есть Гамбит Стейница?
а) Русская партия
б) Венгерская партия
в) Венская партия
г) Испанская партия
д) Голландская защита
2-в
Вопрос №3
В каком из популярных современных дебютов в ранней стадии партии на доске могут оказаться ЧЕТЫРЕ ферзя?
а) Сицилианская защита, Вариант дракона
б) Испанская партия, контратака Маршалла
в) Система “каменная стена” в Голландской защите
г) Славянская защита, Меранский вариант
3-г
Вопрос №4
Как называется начало шахматной партии, соответствующее ходам 1. d4 Kf6 2. c4 g6 3. Kc3 d5?
а) Защита Грюнфельда
б) Английское начало
в) Защита Чигорина
г) Новоиндийская защита
д) Защита Боголюбова
4-а
Вопрос №5
В некоторых типичных позициях, возникающих в популярном закрытом дебюте, слабые игроки, играя черными, ставят на поле e4 своего коня, а профессионалы (в большинстве случаев) – слона. Что это за дебют?
а) Защита Каро-Канн
б) Защита Бенони
в) Староиндийская защита
г) Французская защита
д) Новоиндийская защита
5-д
Вопрос №6
Защита Каро-Канн – начало шахматной партии, соответствующее ходам:
а) e4 d6
б) e4 c5
в) e4 c6
г) d4 f5
д) e4 d5
6-в
Вопрос №7
Какое название имеет данный вариант в Испанской партии 1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Сb5 d6
а) Вариант Корделла
б) Контратака Маршалла
в) Вариант Берда
г) Защита Стейница
д) Гамбит Яниша
7-г
Вопрос №8
Гамбит Эванса – начало шахматной партии, соответствующее ходам:
а) d4 Kf6 2. c4 e6 3.Kf3 c5 4.d5 b5
б) d4 d5 2. c4 Kc6
в) e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Сb5
г) e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Сc4 Сc5 4. b4
д) d4 Kf6 2. c4 e5
8-г
Вопрос №9
Какое название имеет данный вариант в Испанской партии 1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Сb5 Сc5?
а) Гамбит Яниша
б) Вариант Берда
в) Контратака Маршалла
г) Защита Стейница
д) Вариант Корделла
9-д
Вопрос №10
К открытым дебютам относится (выбрать один вариант):
а) Защита Каро-Канн
б) Защита Филидора
в) Каталонское начало
г) Дебют Рети
10-б
Выделенные дидактические тестовые задания и дидактические тесты используются в работе с обучающимися для повышения качества формирования компетенций, формирования устойчивого интереса и внутренней мотивации деятельности обучающегося в шахматах, определение перспектив развития и саморазвития личности.
Библиографический список
- Болов А. В. Интеллектуальное развитие младших школьников в структуре занятий шахматами // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 5 сентября 2015 г.). Екатеринбург : Аэтерна, 2015. С.144-145.
- Болов А.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика работы и возможности социализации и самореализации обучающихся через занятия шахматами (на примере программы «Шах и мат») // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6111
- Болов А.В., Свинаренко В.Г., Угольникова О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся через занятия шахматами // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5040
- Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с. ISBN 5–85117–088–3.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–309–7.
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+приложение на CD]. ISBN 5–7291–0418–9.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Т.3. С.63-67.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 68 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-31-4 ч.4.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособие для студ.-бакал. направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01 – Пед. образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с.