УДК 37.013.43:378.01

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Стародубцева Ирина Александровна1, Цветикова Любовь Николаевна2, Берлева Светлана Юрьевна3, Плотникова Ирина Егоровна4
1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней
2Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, руководитель отделения клинико-лабораторной диагностики, научно-исследовательский институт экспериментальной биологии и медицины
3Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат психологических наук, ассистент кафедра педагогики и психологии, институт дополнительного профессионального образования
4Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии, институт дополнительного профессионального образования

Аннотация
Проблемы нравственно-духовного воспитания и развития личности рассматриваются в различных организационных формах, с применением всевозможных средств и методов, на базе использования многообразных психолого-педагогических и социальных технологий. Нравственно-духовное развитие личности зависит от природы социальных условий и воспитания, формирующихся для одухотворения и вживания человека посредством психолого-педагогических техник в социокультурное пространство. Важнейшая социально-психологическая проблема воспитания нравственного характера заключается в формировании устойчивых, доминирующих, определяющих поступок нравственных отношений. В рамках образовательного процесса навык построения отношений, а значит формирование духовно-нравственного потенциала может отражаться и в компетентностом подходе. Использование активных методов обучения в рамках конкретной учебной дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций, развитию личностных качеств будущих специалистов. Наряду с этим обучающиеся приобретают способность к поиску, умению эффективно реализовать поставленные задачи, работать в группе, шаг за шагом проходя ступени творчества. Активные методы обучения могут принимать разнообразные формы: научно-исследовательские работы, тематические конкурсы, олимпиады, конференции, деловые игры, КВН, а также принятие участия в тренингах личностного роста и переговоров, самостоятельные исследования в области коммуникаций, освоение основных принципов риторики (адресат-ориентированное выступление, разработка стратегии и тактики выступления). Инновационные воспитательные и психолого-педагогические социальные технологии могут оказать человеку неоценимую помощь в процессе саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, то есть нравственно-духовного потенциала личности.

Ключевые слова: медицинский вуз, нравственно-духовное развитие, нравственно-духовное развитие личности, психолого-педагогические рекомендации


PSYCHO-PEDAGOGICAL RECOMMENDATIONS FOR DEVELOPMENT OF THE MEDICAL HIGH SCHOOL STUDENT’S MORAL LEVEL

Starodubtseva Irina Alexandrovna1, Tsvetikova Lubov Nikolaevna2, Berlevа Svetlana Yuryevna3, Plotnikova Irina Egorovna4
1Voronezh State Medical University, Ph.D., Assistant of the Department of Internal Medicine Propaedeutics
2Voronezh State Medical University, Ph.D., Senior Researcher, Head of the department of clinical laboratory diagnostics, Research Institute of Experimental Biology and Medicine
3Voronezh State Medical University, Ph.D., Assistant of the Department of Pedagogy and Psychology, Institute of additional professional education
4Voronezh State Medical University, Ph.D., Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Institute of additional professional education

Abstract
Problems of moral education and personal development are considered in different organizational forms. They include different tools and techniques based on the use of diverse psycho-pedagogical and social technologies. Moral development of the individual depends on the nature of social conditions and education. They are formed due to moral and human empathy through psychological and pedagogical techniques in socio-cultural space. The most important socio-psychological problem of moral character education is to form a stable, dominant, defining an act of moral relations. As part of the educational process, relationship skills, and hence the formation of spiritual and moral potential can be reflected in the competent approach. Methods of active learning of a particular academic discipline aim at the formation of professional competencies, the development of personal qualities of future specialists. In addition, the students acquire the ability to search, and the ability to effectively implement the tasks, group work, step by step, going through stages of creation. Methods of active learning can be different: research projects, thematic contests, competitions, conferences, business games, KVN. Moreover, students can take part in the trainings of personal growth and negotiations independent research in the field of communications, the development of the basic principles of rhetoric (target-oriented performance, development of strategy and tactics of speech). Innovative educational and psycho-social educational technology can provide invaluable assistance to a person in the process of self-development, the formation of a holistic thinking, intellectual abilities, creative imagination, that is a moral potential of the individual.

Библиографическая ссылка на статью:
Стародубцева И.А., Цветикова Л.Н., Берлева С.Ю., Плотникова И.Е. Психолого-педагогические рекомендации для нравственно-духовного развития обучающегося медицинского вуза // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5107 (дата обращения: 26.05.2017).

Проблемы нравственно-духовного воспитания и развития личности рассматриваются в различных организационных формах, с применением всевозможных средств и методов, на базе использования многообразных психолого-педагогических и социальных технологий. Нравственно-духовное развитие личности зависит от природы социальных условий и воспитания, формирующихся для одухотворения и вживания человека посредством психолого-педагогических техник в социокультурное пространство. Нравственно-духовное развитие личности начинается с живой событийной деятельности: соприсутствия, содействия, сочувствия, сопереживания, соучастия, сопричастности к сокровенному, что есть в природе, в людях. [3] Важнейшая социально-психологическая проблема воспитания нравственного характера заключается в формировании устойчивых, доминирующих, определяющих поступок нравственных отношений. Осуществление этой задачи предполагает выполнение общеизвестного педагогического правила единства и последовательности требований, единства эмоционально-оценочных отношений к поступку воспитанника со стороны воспитывающих его лиц. Сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего. Проблема нравственности является, прежде всего, проблемой нравственных отношений, которые определяют мотивы и выбор поступка. [3]  Моральная борьба, столкновение моральных и неморальных побуждений, результат этого столкновения определяются уровнем действенности нравственных отношений, их доминированием. Отношения людей формируются в процессе их взаимодействия. Важными воспитывающими взаимодействиями являются требования и помощь. Помощь и содействие руководителя формируют ответное отношение руководимого к руководителю. Требования, как известно, исходят из оценки возможностей воспитанника в смысле выполнения возлагаемых на него школой или общественностью обязанностей. Нравственное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими и другими критериями поступков и переживаний человека. [3] В рамках образовательного процесса навык построения отношений, а значит формирование духовно-нравственного потенциала может отражаться в компетентностом подходе. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в целях реализации этого подхода. Так, важен опыт использования в учебном процессе деловых и ролевых игр для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.

Учебная деловая игра – это вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности и общения всех её участников при осуществлении педагогического руководства со стороны преподавателя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения или таковых профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности. [4]

Оптимизация медицинского образования – это приведение системы образования к такому уровню, который может обеспечить каждому студенту стабильные максимальные результаты обучения и воспитания, близкие к их теоретическим пределам, наиболее экономным путём с минимальными затратами времени и усилий студентов и преподавателей.   Главный смысл использования в учебном процессе активных методов обучения заключается в том, чтобы традиционному пассивному обучению противопоставить методы, значительно активизирующие мыслительную, познавательную деятельность студентов в освоении ими профессиональных знаний и умений. [4]

Деловые игры – один из методов активного обучения. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются такие методы, как анализ конкретных ситуаций, решение практических задач, инсценировка (исполнение роли), разбор инцидентов, изучение корреспонденции, ролевые игры, моделирование проблемного вопроса, имитационное моделирование с разыгрыванием ролей. При этом обучаемый получает необходимые ему знания путём изучения различных источников информации, характеризующих практическую деятельность. Хорошая подготовка специалиста предусматривает три этапа единой задачи: формирование оптимального клинического мышления, на этой основе овладение умением успешно выполнять профессиональную деятельность, на основе первых двух этапов формирование профессиональных навыков, т. е. доведение разнообразных умений до высокой степени квалификации – профессионального автоматизма. [4]

Деловая игра может быть рассмотрена и как саморегулируемая система. Если обычные учебные занятия предусматривают общение преподавателя и студентов “по вертикали”, когда преподаватель полностью диктует направление и режим работы, выявляя недоинформированность студентов по ряду вопросов, то отношения в деловой игре между её участниками складываются “по горизонтали”. Она вырабатывает основу свободных творческих отношений, равно информированных партнёров. Обучающийся наполняет роль индивидуальными средствами самовыражения, борется за профессиональное и интеллектуальное признания в группе. Степень подготовленности студентов и включенности их в учебный процесс, организованный с помощью методов активного обучения, находится в прямой зависимости от постепенного усложнения применяемых методов. [4]

Использование активных методов обучения в рамках конкретной учебной дисциплины, профессионального модуля направлено на формирование профессиональных компетенций, развитию личностных качеств будущих специалистов. Наряду с этим студенты приобретают способность к поиску, умению эффективно реализовать поставленные задачи, работать в группе, шаг за шагом проходя ступени творчества. [4]

Большое внимание уделяется развитию внеучебной деятельности. Для нее характерна высокая познавательная активность и самостоятельность обучаемых, углубленное и разностороннее изучение живой природы с учетом интересов и склонностей. Являясь продолжением учебной деятельности, внеаудиторная работа обладает такими преимуществами, как добровольность и творческая активность. Формы творческой деятельности разнообразны: НИРС; тематические конкурсы; олимпиады; конференции; деловые игры; КВН [4], а также принятие участия в тренингах личностного роста и переговоров, самостоятельное исследование в области коммуникаций. Владение основными принципами риторики (адресат-ориентированное выступление, разработка стратегии и тактики выступления). [2]

Очевидно, одной из основных задач педагогов является использование в своей практике процесс обучения как мощного воспитательного инструмента. В этом смысле образование и воспитание являются единым целым, так как учебная деятельность независимо от форм и методов ведет к изменению нравственно-духовного уровня человека. [4]

Важно отметить, что персонализация является подготовительной ступенью для формирования нравственно-духовного пласта у обучающегося. Широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор отражают уровень образованности личности. К устойчивым компонентам личности относятся: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации и социальные установки. Каждая личность обладает индивидуальным уровнем указанных компонентов. [1] Уровень мышления, воля и эмоциональный настрой позволяют добиться значительных успехов в образовании. Взаимовлияние и взаимодействие информационных, коммуникативных, профессиональных компетенций позволяют на должном уровне реализовать индивидуальные возможности личности не только в плане творческих способностей, художественной интуиции, эстетических вкусов. Студентам в профессиональной деятельности необходимо видеть и уважать признаки своеобразия и самобытности собеседника, иметь навыки общения с представителями разных народов, уметь правильно понимать людей, различать их эмоциональные состояния, проявлять эмпатию и толерантность. Каждый студент должен уметь сдерживать или проявлять собственные эмоции по отношению к другому, развивать навыки рационального поведения в конфликте, навыки переговоров с партнерами в сложных ситуациях, способность приспосабливаться к разным культурам и действовать в различных общественных системах. [1]

Определяющим условием становления и развития личности является ее познавательная активность. Формирование познавательной активности личности происходит тогда, когда цели своей жизни студент связывает с учебной деятельностью. Наличие потенциала компьютерных технологий может быть направлено на развитие умственных и личностных качеств студентов. [1]

Инновационные воспитательные и педагогические социальные технологии могут оказать человеку неоценимую помощь в процессе саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, то есть жизненного потенциала личности. [5] Мастерство самого преподавателя высшей школы во многом определено его готовностью к использованию нововведений в учебном процессе и способностью к собственной творческой активности. Возможности раскрытия профессиональной компетентности преподавателя, опирающегося на достижения психологической науки по отношению к педагогической деятельности, в настоящее время может быть реализовано при психологическом сопровождении педагогов в вузе [7], что позволяло бы им получать интеллектуальное удовлетворение и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. [6]

Таким образом, проблемы нравственно-духовного развития личности в рамках образовательного процесса находят свое решение в реализации компетентностого подхода. Использование активных методов обучения в рамках конкретной учебной дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций, развитию личностных качеств будущих специалистов. Так, научно-исследовательская работа, тематические конкурсы, олимпиады, конференции, деловые игры, КВН, а также принятие участия в тренингах личностного роста и переговоров, самостоятельные исследования в области коммуникаций, освоение основных принципов риторики (адресат-ориентированное выступление, разработка стратегии и тактики выступления) способствуют развитию нравственно-духовного уровня у обучающихся медицинского вуза. Психолого-педагогические и социальные технологии могут оказать человеку неоценимую помощь в процессе саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, то есть нравственно-духовного потенциала личности. При этом важно мастерство самого преподавателя высшей школы к использованию нововведений в учебном процессе и способностью к собственной творческой активности.


Библиографический список
  1. Ардовская Р.В. Роль индивидуализации в развитии личности в процессе применения информационно-коммуникационных технологий / Р.В. Ардовская // Гуманизация образования. – 2010. – № 4. – С. 72-79.
  2. Берлева С.Ю. Психолого-педагогические рекомендации для повышения мотивации обучающегося медицинского вуза к устному ответу / С.Ю. Берлева, Л.Н. Цветикова, И.Е. Плотникова // Современная педагогика. – 2015. – № 9 (34). – С. 59-63.
  3. Вавилова И.Н. К вопросу о духовно-нравственном развитии личности // Научно-информационный журнал Армия и общество / И.Н. Вавилова. – 2013. – № 1 (33). – С. 26-30.
  4. Губарева Е.С. Экологическое воспитание в развитии духовно-нравственных качеств личности студентов-медиков / Е.С. Губарева, В.В. Солоненко // Академический журнал Западной Сибири. – 2015. – Т. 11. –  № 4 (59). – С. 99-100.
  5. Колосова О.Ю. Использование социально-педагогических технологий в духовно-нравственном воспитании и развитии личности / О.Ю. Колосова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8-1. – С. 32-35.
  6. Комова С.Ю. Реализация педагогических технологий как способ повышения мотивации в обучении взрослых /С.Ю.  Комова С.Ю., Л.Н. Цветикова // Инновации в науке. – 2013. – № 26. – С. 73-77.
  7. Цветикова Л.Н. Психологическое консультирование как сопровождение деятельности педагогов медицинского вуза / Л.Н. Цветикова, И.Е. Плотникова, С.Ю. Комова, Ю.Н. Черных // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 37-1. – С. 116-120.


Все статьи автора «Берлева Светлана Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: