УДК 37

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Штец Александр Александрович1, Бабаян Лилия Камовна2
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», доктор педагогических наук, доцент,профессор кафедры «Дошкольное и начальное образование», Гуманитарно-педагогический институт
2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», магистрант, Гуманитарно-педагогический институт

Аннотация
В статье представлена методика развития фонематического слуха у первоклассников посредством дидактических игр на уроках обучения грамоте. Особое внимание уделяется проблемам оптимизации становления системы дидактических игр за счет включения в обучение сюжетных, ролевых и познавательных игр.

Ключевые слова: дидактическая игра, познавательная игра, развитие фонематического слуха, ролевая игра, сюжетная игра


THE METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF PHONEMIC HEARING OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF DIDACTIC GAMES AT LESSONS OF TRAINING OF LITERACY

Shtets Alexander Alexandrovich1, Babayan Lilia Kamovna2
1Federal public autonomous educational institution institution of higher education «Sevastopol state university», doctor of pedagogical sciences, associate Professor, Professor of the Department «Preschool and primary education», Humanitarian-pedagogical Institute
2Federal public autonomous educational institution institution of higher education «Sevastopol state university», undergraduate, Humanitarian-pedagogical Institute

Abstract
The article presents the methodology of development of phonemic hearing younger students through didactic games on the lessons of literacy. Special attention is paid to the optimization problems of formation of system of didactic games, including plot games, educational games, Role-playing game.

Keywords: cognitive game, development of phonemic hearing, didactic game, plot game, role-playing game


Библиографическая ссылка на статью:
Штец А.А., Бабаян Л.К. Методика развития фонематического слуха младших школьников посредством дидактических игр на уроках обучения грамоте // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5138 (дата обращения: 01.10.2017).

Постановка проблемы. Важное значение для обучения грамоте имеет осознанная ориентировка ребенка в звуковой структуре языка и в его словесном составе. В настоящее время имеется ряд исследований (М.Р.Львов, П.С. Жедек, А.А. Штец и др.), в которых раскрывается возрастная динамика процесса осознания языковой действительности нормально развивающимися детьми. Исследователи подчеркивают, что вычленение ребенком новой области объективного мира имеет для него не только прагматическое значение, обеспечивая овладение письмом и чтением, но является важным этапом его умственного развития (М.Р.Львов[9,10], Д.Б. Эльконин [24] и др.).

Основой становления различных форм речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, – является фонематический слух. Однако в процессе развития фонематического слуха младших школьников в период обучения грамоте возникает целый ряд проблем.

Одной из проблем, которую необходимо учитывать в развитии фонематического слуха, выступают существенные различия в трактовке данного понятия.

Трактовка этого термина, основанного на дихотомии языка и речи, нейролингвистического и психолого-педагогического подходов отличаются.

Несмотря на разночтения, мы считаем, что под фонематическим слухом можно понимать речемыслительную деятельность, состоящую из таких структурных компонентов как фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление, в ходе которого формируются звукобуквенные образы или эталоны слов.

Анализ трудов различных психологов, логопедов, а также педагогов (Колесникова Е.В.[8], Сохин Ф.А[17], Д.Б. Эльконин[24] и др.) дает возможность нам сделать вывод, что фонематический анализ представляет собой операцию мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

По мнению целого ряда ученых (,Орфинская В.К.[14], Колесникова Е.В.[8], Д.Б. Эльконин[24] и др.) фонематический синтез предполагает прежде всего способность к слогообразованию, по сути переводу фонем в аллофоны. Он направлен на воссоздание слова из разрозненных фонем.

Фонематические представления как отмечают педагоги и психологи (Е.Ф. Архипова[1], Н.И. Жинкин[6], В.К. Орфинская[14] и др.) могут трактоваться как звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов. Фонематические представления о звуковом составе языка формируются на основе фонематического восприятия, фонематического анализа и фонематического синтеза. Все эти процессы происходят при совместном участии речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Первый компонент – фонематический анализ, активно используются в обучении, а фонематический синтез и фонематические представления не получили своего полного отражения в современных образовательных системах. Неполная реализация компонентов фонематического слуха является одной из причин некачественного формирования фонематического слуха, которые предполагаютсявв учебно-методическихх комплексах обучения грамоте.

Второй аспект проблемы становления фонематического слуха младших школьников выражается в том то у младших школьнико достаточно отчетливо было выявлено по результатам проведенного нами исследования по определению уровня развития фонематического слуха у первоклассников в период обучения грамоте, проходившее на базе ГБОУ «билингвальной гимназии» № 2 г. Севастополя в период 2014- 2015 учебного года. Причиной достаточно низких результатов, полученных в ходе проведенного исследования по выявлению уровня развития фонематического слуха у первоклассников, могут быть связаны с недостаточным уровнем развития умения детей выделять звуки на фоне слова, определять их количество и последовательность что является важнейшими свойствами фонематических представлений. Детям с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски и замены слогов, добавления лишнего звука внутри слога.

Отсутствие развития выделенных нами компонентов фонематического слуха: фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления в современных общеобразовательных программах привело к следующим результатам: большое количество ошибок было допущено при выполнении задания на выявление уровня развития фонематического синтеза. С данным заданием полностью справились только 37% учащихся. С серией заданий, направленных на выявление уровня развития фонематических представлений справились 45% первоклассников. Остальные ученики большинство слов воспроизводят верно, но в замедленном темпе, с запинками, допускают незначительные ошибки, которые сами же и исправляют.

Второй причиной, на наш взгляд, является недооценка в современных образовательных системах дидактической игры в развитии фонематического слуха. Чаще всего в методике обучения грамоте прибегают к использованию звукобуквенного разбора, который, как известно, страдает излишней вербализацией деятельности учащихся, и, следовательно, формируют учебный процесс и не обеспечивают достаточного интереса детей к его выполнению.

Цель статьи. Представить методику дидактических игр, направленную на развитие фонематического cлуха у младших школьников.

Фундаментальные исследования в области психологии и педагогики( Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н.Леонтьева, С. А. Шмакова и др. ), практический опыт в обучении и воспитании доказали, что одним из эффективных средств организации учебного процесса и активизаци познавательной деятельности младших школьников, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является игра, поскольку переход в школьный возраст ребёнка связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми.

Анализ трудов различных педагогов и психологов о роли дидактической игры (Л.С. Выготский [3], Л.В. Занков [7], А.С. Макаренко[11], С.Л. Рубинштейн[16]и др.) дает возможность нам сделать вывод, что их применение как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, дидактическая игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического слуха организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам обучения грамоте, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, дидактическую игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по обучению грамоте разноуровневого характера(В.П. Петрунек, В. Д. Пономарев, Л.Н. Таран и др.). В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического слуха, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе (А.З. Зак,, П.И. Пидкасистый, Н. А. Провоторова и др.).

Большое значение в период обучения грамоте имеют игровые ситуации и на уроках. По мнению целого ряда авторов (И. Хейзинг [19], Д.Б. Эльконин [24], М.Г. Яновская[25] и др.)совершено необходимо как можно чаще ставить учащихся начальных классов в позицию автора, давать им возможность выразиться, раскрыть себя, своё отношение к происходящему, свои чувства, эмоции, чтобы получить ответы на волнующие детей вопросы. Именно поэтому в начальных классах необходимо проводить такие виды дидактических игр как сюжетные, ролевые, а также познавательные. Они активизируют умственные способности детей, развивают их воображение.

Ученые отмечают ( АП.Усова [18], Д. Б. Эльконин [24] и др.), что ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, вымышленной ситуации; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в вымышленном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Сюжетная игра, как отмечают многие психологи и педагоги (Л.С. Выготский [3], А.В. Запорожец[7], Н.Я. Михайленко [12] и др.), является одним из видов дидактических игр, в которой дети отражают явления окружающей действительности через ролевое взаимодействие.

Познавательные же игры, по мнению многих авторов (Л.В. Занков[7], Б.П. Никитин[13], А.А. Штец[21] и др.), представляют собой специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого вида дидактической игры – стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. Среди таких игр – разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами.

В настоящее время имеется ряд методических разработок (В.Волина[2],А.А. Штец [23], В.А. Шукейло [22] и др.), посвященных развитию фонематического слуха младших школьников с помощью сюжетных, ролевых, а также познавательных игр. Тем не менее, при анализе современных образовательных систем было обнаружено, что дидактические игры чаще всего подменяются упражнениями и используются вне системы. Полученные результаты проведенного исследования по выявлению уровня развития фонематического слуха, а также учет возрастных особенностей младших школьников позволяют нам предположить, что процесс развития фонематического слуха у учащихся первых классов в период обучения грамоте будет эффективным, если применять систему дидактических игр, включающую сюжетные, ролевые, познавательные игры и обеспечивающую систему компонентов деятельности фонематического слуха.

Методика дидактических игр развития фонематического слуха у младших школьников на уроках обучения грамоте. С целью повышения эффективности развития фонематического слуха первоклассников в период обучения грамоте нами была разработана методика применения дидактических игр, которая основывается на учете особенностей развития фонематического слуха у младших школьников и на этапах обучения грамоте.

Также система дидактических игр по развитию фонематического слуха у первоклассников направлена на решение следующих задач:

1.компонент фонематического анализа:

  1. Способствовать развитию умения интонационно выделять звуки на фоне слова;
  2. Развивать умение производства элементов фонематического анализа слов;
  3. Способствовать развитию умения производить полный фонематический анализ слов различной длины, различного слогового и морфемного состава;

2.Компонент фонематического синтеза:

  1. Развивать способность учащихся соединять в слова звуки, данные в ненарушенной последовательности;
  2. Способствовать развитию умения учащихся соединять в слова звуки, данные в нарушенной последовательности;

3.Компонент фонематических представлений:

  1. Развитие способности подобрать слова на заданный звук;
  2. Развитие способности подбирать слова с заданным количеством звуков.

По нашему мнению методика развития фонематического слуха у первоклассников посредством дидактических игр должна включать три этапа развития фонематического слуха: первый этап – фонематический анализ, второй этап – фонематический синтез, третий этап – фонематические представления. Для каждого этапа подобраны серии дидактических игр, направленные на развитие каждого компонента фонематического слуха.

Данные этапы могут характеризоваться следующими особенностями: Первый этап – фонематический анализ включает серии дидактических игр, направленные на повышение развития способностей производить фонематический анализ слов, состоящий из трех серий дидактических игр:

I серия включает в себя систему сюжетных, ролевых, а также познавательных игр, направленных на развитие способности выделять звук в составе слова (на материале звуков нарушенных и не нарушенных);

Содержание методики:

«Рассеянный поэт и доверчивый художник».

Цель игры: Способствовать развитию способности выделять звук на фоне слова

Материал: рисунок к шуточному стихотворению

Ход игры:

Учитель:

- Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника

(показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова спутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

«Рыбалка»

Цель игры: Способствовать развитию способности выделять звук на фоне слова

Материал: макет удочки и картинки со скрепками

Ход игры:

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

«Математическая грамматика».

Цель игры: Способствовать развитию способности выделять звук на фоне слова

Материал: карточки с заданиями

Ход игры:

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: с + том – м + лиса – са + ца = (столица)

Задания II серии дидактических игр направлены на развитие способности производства элементов фонематического анализа слов (выделение различных гласных и согласных фонем, занимающих в словах разные позиции);

Содержание методики:

«Проделки Бабы Яги»

Цель : развитие способности определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Материал: Изображение Бабы Яги, Черного Ворона

Жила-была Баба Яга. Она была очень вредной старушкой и однажды заколдовала мудрого ворона, чтобы он не мешал ей делать разные гадости. У ворона пропал голос. Он разучился каркать. Как каркал ворон? Помочь ему можно, если найти звуки и буквы, из которых состоит слово «КАР». Помоги найти звук [К] в предложенных словах. Определи где он стоит: в начале, в середине или в конце слова.

«Отвечай – не торопясь»

Цель: развитие способности определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Материал: таблички подобранных слов и предложений

Ход игры:

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова класс.

• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)

• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха )

• Какое слово получится, если к слогу зо прибавить один звук? (Зонт, Зоя, Зоопарк)

• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петушок Петя подарил Павлику пирамидку.)

• Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики)

III серия дидактических игр направлена на развитие способности производить полный фонематический анализ слов различной длины, различного слогового и морфемного состава.

Содержание методики:

«Живые звуки»

Цель. Учить находить место заданного звука в слове.

Ход игры. Игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Роль звука выполняют дети, которые по команде педагога должны занять своё место на схеме слова, нарисованной на асфальте.

«Звук на место»

Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование. У педагога- набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Ход игры. Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

«Где наш дом?»

Цель. Развитие фонетического слуха, умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5).

Ход игры. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.

Второй этап направлен на развитие способности учащихся производить фонематический синтез. Эта серия содержала дидактические игры, которые способствовали повышению уровня развития способности учащихся соединять в слова звуки, данные в ненарушенной и нарушенной последовательности.

Содержание методики:

«Буква заблудилась»

Цель игры: развивать способность составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности

Материал: рисунок с изображением Незнайки и карточки с подобранными буквами

Ход игры:

На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О С Е М У

Согласные: Н К ИАТ

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

«Отгадай слово»

Цель. Формировать навык звукового синтеза.

Оборудование. использовать картинки-подсказки

Ход игры. Педагог произносит слова, называя каждый звук отдельно: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.

«Лишний звук»

Цель игры: способствовать развитию способности слова из звуков, данных в ненарушенной последовательности

Материал: таблички с подобранными словами

Ход игры:

Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть – гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

Целью третьего этапа является развитие фонематических представлений учащихся. Серия дидактических игр была направлена на развитие способности подбирать слова на заданные звуки, слова с заданным количеством звуков (на материале звуков, нарушенных и не нарушенных в произношении).

Содержание методики:

«Лучший грибник»

Цель игры: развивать способность подбирать слова на заданный звук

Материал: рисунки корзинок и таблички слов

Ход игры:

У учителя две корзины: в одну складываются грибы-слова, в которых есть буква , а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?

Слова: шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.

«Лучший капитан»

Цель игры: развивать способность подбирать слова на заданный звук

Материал: рисунок с изображенными берегами и таблички с подобранными словами

Ход игры:

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова. Слова подбираются на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.

«Придумай слово»

Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.

Ход игры. Проводится в подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах. Детям предлагается по уже нарисованной схеме слова придумать свои слова.

Выводы. Представленная методика дидактических игр отражает типологию, ориентированную на развитие фонематического слуха, а также обладает дополнительными возможностями: способствует преодолению трудностей при обучении грамоте, с которыми могут столкнуться младшие школьники с недоразвитием фонематического слуха. Также с ее помощью учитель может скорректировать свою работу для улучшения качества усвоения программного материала по родному языку.


Библиографический список
  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. Вузов/ Е.Ф. Архипова — М.: АСТ : Астрель, 2007. – 224 с.
  2. Волина В.В. Учимся играя /В.В. Волина М.: Новая школа, 1994. — 448 с.
  3. Выготсткий Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. – СПб.,1997.
  4. Горчакова A.M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / Практическая психология и логопедия, №5 (22), 2006. — С.5-12.
  5. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах Учебно-методическое пособие/ П.С. Жедек – Томск: Пеленг, 1992. – 60 с.
  6. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. – М. : 1998.
  7. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. / Л.В. Занков.– М., 1968.
  8. Колесникова Е. В.Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Учеб-но-метод. пособие к раб. тетр. “От слова к звуку” / Доп. Мин-вом образов. РФ-M., 2007г. – 95 с
  9. Львов М.Р. Основы теории речи /М.Р. Львов.-  Издательство: Академия, 2002.-248с.
  10. Львов М.Р., Горецкий В.Г. , Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий , О.В. Сосновская.- .-  Издательство: Академия, 2007.-275с.
  11. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко – М.Московский рабочий, 1963. –20с
  12. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр
  13. Н. Я. Михайленко., Н.А Короткова — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
  14. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры/ Б.П. Никитин -:, М, Гея, 1994.
  15. Орфинская В. К. Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. «Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 256, 1963.
  16. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нервные дети и их воспитание
  17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2005. – 738 с.
  18. Смирнова
  19. Сохин Ф.А. Осознание речевой деятельности детьми дошкольного возраста // Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М., 2002.- 329 с.
  20. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/Усова А. П. ,-Москва: Просвещение,   1976.  - 94, [2] с.
  21. Хейзинг Й., “В тени завтрашнего дня”, Homo Iudens./ Й Хейзинг:- М.,1992-284с.
  22. Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д.Хомская. 4-е издание. – СПб., 2005. – 496 с.
  23. Цукерман
  24. Штец, А.А. Совершенствование обучения грамоте. Результаты регио-нального педагогического исследования. Монография / А.А. Штец. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004. – 198 с.
  25. Штец, А.А. Развивающее обучение: настоящее и будущее / А.А. Штец // Проблемы образования и воспитания: педагогический опыт, идеи, творчест-во. Сборник статей в 2-х частях. Часть II. – Мурманск, 1995. – С. 60-62
  26. Шукейло Русский язык. Учебные наглядные пособия для начальной школы. 1-4 классы. Методические рекомендациВ. А. Шукейло,Л. А. Вохмянина-
  27. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать // Дошкольное воспитание. 1997. -№3,6, 7, 8, 10.-1998.
  28. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания/ М.Г. Яновская-М.Просвещение,1989-364 с.


Все статьи автора «Бабаян Лилия Камовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: