УДК 378

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Богатырко Арина Олеговна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации»

Аннотация
Статья посвящена такой актуальной на сегодняшний день проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимость реализации личностно - ориентированного подхода при обучении иностранному языку. Основное внимание уделяется раскрытию понятия метод проектов. Описываются этапы и формы работы на занятиях иностранного языка с использованием метода проектов.

Ключевые слова: групповой метод работы, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, проектная технология


PROJECT-BASED LEARNING AS A MEANS TO REALIZATION OF PERSONALITY ORIENTED APPROACH IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES

Bogatyrko Arina Olegovna
Ural State University of Railway Transport
Lecturer, Department of Foreign Languages & Cross-Cultural Communication

Abstract
The article is devoted to one of the most actual problems, the problem of project-based learning as a means to realization of personality oriented approach in teaching of foreign languages. This problem is insufficiently explored and required further researches. The necessity of using of personality oriented approach has been studied in this article. The main attention is focused on importance of project-based learning. Such definitions as stages and forms of work in teaching of foreign languages by using project-based learning have been studied in this article.

Keywords: design technology, group method, personality oriented approach, project-based learning


Библиографическая ссылка на статью:
Богатырко А.О. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при обучении иностранному языку // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5143 (дата обращения: 01.10.2017).

Развитие общества предполагает полное и всестороннее  развития личности, ее коммуникативных и коммуникационных  способностей, которые помогут  войти в современное общество и позволят успешно функционировать в нём [1].

Выпускник  университета должен обладать необходимыми  для этого знаниями, умениями и навыками, иметь современные ценностные ориентации и опыт творческой деятельности, а также должен уметь сочетать разные виды деятельности: учебную, трудовую и эстетическую. Предполагается, что выпускники ВУЗОВ готовы к межличностному и межкультурному общению, как внутри своей страны, так и за ее пределами и умеют пользоваться современными информационными технологиями [1] .

По мнению методистов, решению этих задач может помочь  личностно – ориентированный подход в образовании и применение технологии проектного обучения [2].

Личностно – ориентированный подход на занятиях иностранного языка предполагает: активную учебную деятельность, как студента, так и преподавателя. Преподаватель вводит реальный  иностранный язык  и включает студента в реальную языковую коммуникацию. Студент развивает навыки самостоятельной работы и навыки работы в группе, пытается проявить творческий подход к решению проблемы [3].

Одной из технологий, обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, так как метод проектов предполагает наличие  цели, научной идеи, разнообразные критерии оценивания и качественно новый результат.

О методе проектов впервые заговорили в начале двадцатого века. Его разработали и активно использовали  американские педагоги – методисты Дж. Дьюи и Килпатрик. Сначала данный метод преподавания получил название  «проблемный метод». В России метод проектов начали использовать в 30е годы. Активно работали и разрабатывали проектную технологию, такие педагоги, как  М.И. Махмудов и И.Я. Лернер, но данная технология не получила распространения, так как не дала положительных результатов. В наши дни метод проектов используется в обновленном и усовершенствованном виде [4].

В переводе с латинского  слово ”проект” означает “брошенный вперед”, то есть выдающийся вперед. Применительно к занятиям иностранного языка, проект – это тщательно спланированный преподавателем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий, конечный результат которого творческий продукт. Главная отличительная черта метода проектов  - это особая форма организации. Важно соблюдать определенные правила при планировании работы над проектом:

  • Тема должна сочетать в себе культуру родной страны и страны изучаемого языка.
  • Необходимо, чтобы проблема побуждала учащихся привлекать знания, умения и навыки смежных дисциплин, и разнообразные источники информации.
  • Метод проектов предполагает самостоятельную и индивидуальную работу учащегося, учащиеся выступают одновременно и объектом и субъектом деятельности, так как студент самостоятельно выбирает объект исследования и решает какими источниками информации пользоваться [5] .

Используя метод проектов на занятиях иностранного языка, преподаватель дает возможность учащимся использовать реальный язык общения, что способствует повышению уровня иностранного языка.

Метод проектов на занятиях иностранного языка может использоваться в рамках любой теме. Проектная технология сочетается с любыми учебно-методическими комплексами и учебными средствами, что позволяет использовать его на разных этапах работы, как на этапе речевой практики, так и на этапе развития коммуникативных умений иноязычного общения. Важно отметить, что проектное задание адаптирует материалы учебника к индивидуальным особенностям учащихся и к особенностям образовательной ситуации в целом [6].

В основе каждого проекта лежит проблема, для решения которой, учащимся необходимо использовать не только знание языка, но и знания из других областей, а также учащиеся должны владеть творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.

Работа с проектами имеет следующие этапы:

Подготовительный этап. Предлагается и обсуждается  тема исследования. Темы проектов должны быть актуальны и интересны учащимся.

Организационный этап. На данном этапе формируются группы и составляется подробный план работы над проектом. Обсуждаются пути сбора информации и способы  поиска необходимой информации.

Завершающий этап. ( этап презентации). Цель данного этапа осуществить  промежуточный контроль и обсудить возможности практического использования результатов проекта.

Необходимо методически правильно организовать деятельность участников проекта в группе.  В зависимости, от количества участников проекта, выделяют парные, индивидуальные и групповые. Групповые проекты чаще других используются в современной практике.

Групповой метод дожнет отвечать определенным правилам:

  1. Все участники команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все участники должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
  4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Группы учащихся формируются с учетом психологических особенностей, при этом в каждой группе есть «сильный учащийся», «средний и слабый». Группа выбирает одно задание, но во время выполнения задания происходит распределение обязанностей. Каждый студент получает самостоятельное задание во время работы над проектом, все участники группы должны активно искать новую информацию, так как от работы каждого зависит успех и конечный результат всего проекта [6]  .

Применение метода проектов на занятиях, предполагает кардинальное изменение роли  преподавателя. Преподаватель  выступает в роли координатора и консультанта, помощника и наблюдателя, на разных этапах проектирования. Главная задача преподавателя – обучение способам работы для получения знаний.

Преподаватель помогает  выделить проблему, определить способ решения поставленных задач, работать с источниками информации, анализировать и описывать результаты деятельности [7].

Цель обучения иностранному языку – это развитие коммуникативной компетенции с учетом всех ее составляющих. Преподаватель должен активизировать деятельность каждого учащегося и смоделировать ситуации, побуждающие к творческой активности в процессе обучения. Использование современных информационных технологий позволяет разнообразить учебный процесс и дает возможность расширить образовательные рамки. Проектная деятельность дает возможность учащимся быть авторами и созидателями, повышает их творческий потенциал и расширяет кругозор и языковые знания в целом.

Учитывая все выше сказанное, особую актуальность приобретает практическая организация обучения с использованием метода проектов на занятиях иностранного языка в рамках определенной темы. Базой для исследования выступил Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС).

В исследовании приняли участие 26 студентов (две группы) первого курса электромеханического факультета, из них 6 человек (23 %) – девушки, и 20 юношей (77 %); 50 % всех опрошенных (13 человек) – 18-летние, 13 человек (50 %) – 19-летние.

Было выделено две группы: экспериментальная и контрольная. Уровень владения иностранным языком в группах одинаковый (elementary) и был определен после проведения в начале учебного года независимого тестирования, состоящего из лексико-грамматического теста и устного собеседования.

Исследование проводилось в рамках темы «Work hard, play hard». Как лексический, так и грамматический материал данной темы был новым для студентов двух групп. В экспериментальной группе преподавание проводилось с использованием традиционных средств обучения (печатный текст, объяснение грамматического и лексического материала преподавателем у доски, учебник, раздаточный и наглядный материал к аудио и видео-фильму). В контрольной группе использовался метод проектов, план которого разрабатывался  преподавателем, специально для данной темы. Студентам предлагалась разработать проект по теме « my Work-Life-Balance».

Студенты экспериментальной группы освоили лексический и грамматический материал данной темы, успешно выполнили задания к аудио – и видео – записям, но испытывали существенные трудности при составлении диалогических и монологических высказываний, а также при выполнении индивидуальных заданий.

Студенты контрольной группы,  также успешно  усвоили весь необходимый материал, активно работали в группах и парах при составлении диалогов и выполнении различных заданий,  проявили творческий подход при составлении  презентации по теме и подготовили монологические высказывания, успешно использовали знания, умения и навыки из смежных областей (психология, информатика, история).

Использование проектной методики на занятиях иностранного языка в рамках ВУЗА показало, что студенты:

  • Улучшают свои результаты в изучении иностранного языка.
  • На занятиях иностранного языка активно применяют знания, умения и  навыки, полученные в другой области.
  • Понимают необходимость междисциплинарных и межкультурных связей.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что метод проектов имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Метод проектов повышает мотивацию учащихся при изучении иностранного языка и дает свободу творческой и созидательной деятельности.

Обобщая выше сказанное, можно с уверенностью сказать, что при выполнении проектных заданий, студент получает возможность мыслить творчески, самостоятельно планировать свои шаги, прогнозировать варианты решения задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

Изменения и новшества в содержании, формах, способах и методах работы, а также  изменения в отношениях преподаватель – студент, ведут к улучшению и модернизации образования, созданию творческой личности с новыми качествами и ценностями.


Библиографический список
  1. Ковалева О.И. Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья : автореф. дис. … на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 28 с.
  2. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. // Директор школы. Спецвыпуск. 2000. № 7
  3. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. – М. – Омск. 1974. 22 с.
  4. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» /У.Х.Килпатрик// «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып., 2003- №4
  5. Побокова  О.А.  Новые  технологии  в  обучении  языку:  проектная  работа  //  Новые  возможности  общения:  достижения  лингвистики,  технологии  и  методики  преподавания  языков.  Иркутск:  Пресс,  2003.  —  140  с.
  6. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М., 2003.
  7. Душеина  Т.В.  Проектная  методика  на  уроках  иностранного  языка  //  Иностранные  языки  в  школе.  —  2009.  —  №  5.  —  С.  38—41.


Все статьи автора «Богатырко Арина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: