УДК 374.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Горюнова Лилия Васильевна1, Горбань Иван Евгеньевич2
1ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", доктор педагогических наук, профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики
2ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", студент 3 курса Физического факультета

Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в каникулярное время. Авторы статьи предлагает структуру модели организации тьюторского сопровождения воспитанников детского оздоровительного лагеря. В работе охарактеризована структура и содержание открытого пространства развития воспитанников включающее в себя пространство познавательной деятельности, пространство творческой и социальной самореализации, пространство сетевого социального взаимодействия.

Ключевые слова: пространство детского оздоровительного лагеря, тьютор, тьюторское сопровождение


ORGANIZATION OF TUTOR SUPPORT CHILDREN'S HEALTH CAMPS

Goryunova Lilia Vasilevna1, Gorban Ivan Evgenevich2
1Southern Federal University, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Education and Pedagogic Sciences, Academy of Psychology and Pedagogy
2Southern Federal University, 3rd year student of Physical faculty

Abstract
The article is devoted the actual problem of the organization of rest and improvement of children and youth in vacation time. The authors of the article proposes the structure of the model of organization of tutor support children's health camps. In the work described the structure and content of open space development of pupils which includes the space of cognitive activity, a creative space and social self-realization, space network of social interaction.

Keywords: space of the camp, tutor, tutor support


Библиографическая ссылка на статью:
Горюнова Л.В., Горбань И.Е. Организация тьюторского сопровождения воспитанников детского оздоровительного лагеря // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5185 (дата обращения: 01.10.2017).

В настоящее время появление в Российском образовании практик тьюторства обусловлено запросом на индивидуализацию обучения на всех уровнях: в среднем образовании, высшем, послевузовском, дополнительном профессиональном. Индивидуальная образовательная программа предполагает выбор человеком содержания, форм своего обучения и в то же время программа является эффективным управленческим механизмом в пространстве открытых образовательных систем.

Ряд современных преобразований в отечественном образовании, связанны с внедрением в практику тьюторских практик, что влечет за собой изменения форм, методов обучения и воспитания, внедрения таких инновационных образовательных технологий как портфолио, профессиональных проб, социогуманитарных практик, технологий сотрудничества, трененговые, консалтинговые технологии, что влечет за собой необходимость введения института тьюторства в систему как общего образования, так и дополнительного образования, в том числе в условиях функционирования детских оздоровительных лагерей.

Н.А. Шалимова в своем исследовании утверждает, что тьюторская деятельность лежит в методологии «иной педагогики», отрицающей педагогическое воспроизводство, деятельность тьютора – это деятельность в основе которой лежит не знание ответов на все вопросы как в деятельности учителя, а понимание самой сути вопроса обучающегося [4]. Тьютор как бы пытается ответить на вопрос, какое должно быть содержание образования, субъектом которого является человек. В основе деятельности тьютора лежит посреднические действия, помогающие  обучающемуся выстраивать свой собственный образ. Т.М. Ковалева, подчеркивает, что тьюторская деятельность обеспечивает сопровождение обучающегося в проектировании и построении им  индивидуальной образовательной программы [2].

Анализ научных исследований посвященных изучению феномена тьюторства, показал, что весь веер использования тьюторского сопровождения рассматривается учеными во всех аспектах обучения и воспитания. Мы в своем исследовании рассматриваем тьюторское сопровождение с позиции его организации в пространстве детского оздоровительного лагеря. Особенность такого сопровождения заключается в организации педагогической помощи и поддержке целенаправленной деятельности воспитанника, ориентированной на развитие его индивидуальных особенностей построенной на материале реальной жизни ребенка в детском оздоровительном лагере. Тьютор в непосредственном взаимодействии с воспитанником создает ситуации, открывающие ребенку возможности формировать потребность в собственном саморазвитии и самоопределении [1]. В исследовании мы под педагогическим сопровождением понимаем такое взаимодействие тьютора с воспитанников, к ходе которого воспитанник выполняет определенные действия, а тьютор создает условия для их реализации. В исследовании под тьюторским сопровождением воспитанников детского оздоровительного лагеря понимаем такой тип сопровождения, в ходе которого создаются условия решения проблемных вопросов воспитанников и предлагаются способы их решения. Позиция тьютора в детском оздоровительном лагере отличается от других позиций, тем, что содержание деятельности тьютора интересно воспитаннику. Тьюторское сопровождение позволяет работать с интересом каждого воспитанника, отвечать на их конкретные запросы. Итак, тьюторское сопровождение в сфере образования позволяет сделать образовательный процесс ориентированным на потребности личности, поскольку при его организации идет опора на следующие положения: признание главной роли обучающегося в процессе обучения, ориентация при проектировании образовательного процесса на субъективный опыт и индивидуальные особенности обучающегося, признание в качестве равноправных источников образовательного процесса: обучение и самообучение. Тьютор является субъектом развития системы образования, поскольку обеспечивает непрерывность и эффективность образования в условиях его открытости.

Теоретическими основами тьюторства являются идеи развития индивидуальности, индивидуализации образования. Суть процесса индивидуализации образования заключается в осмыслении жизненной траектории и построение через управление собственной жизни своего образа. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктивной форме. Индивидуализация образования предполагает переход на субъект-субъектные отношения, предоставление педагогу и ребенку права на формирование и реализацию индивидуальной программы, возможности продвижения по траектории жизненного и профессионального становления. Индивидуальный же подход – это управление индивидуальным развитием и образованием. Под индивидуализацией в широком контексте понимается способ обеспечения каждому ребенку права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, траектории индивидуального развития, придание осмысленности самообразованию за счет возможности выборов типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих образовательных перспектив и перспектив жизненного и профессионального развития.

Таким образом, ключевыми направлениями деятельности тьютора в сфере образования является: система дистанционного образования, тьюторство в общеобразовательных организациях; тьюторство в системе инклюзивного образования, тьюторство в системе дополнительного образования детей и молодежи; тьюторство в системе постдипломного образования,тьюторство в сфере психологического консультирования. Следует отметить, что в данном перечне отсутствует очень важная сфера реализации возможностей тьюторского сопровождения, таких как системе детских воспитательно-оздоровительных лагерях.

Основными принципами тьюторского сопровождения являются: принцип субъектности; принцип мобильности; принцип непрерывности; принцип индивидуализации; принцип открытости. Векторы тьюторского сопровождения: социальный; антропологический; культурно-предметный.

После сложного, напряжённого учёбного года наступает самая любимая пора в жизни школьников – летние каникулы. Для любого родителя и самого ребёнка очень важно, чтобы летнее время прошло с пользой для души и тела. Различается несколько форм и видов отдыха: семейный (с родителями, родственниками) и общественный (с друзьями, ровесниками); активный (насыщенный новыми эмоциями, впечатлениями) и пассивный (ничегонеделание). Поскольку отпуск родителей сравнительно небольшой по времени, предпочтение для детского отдыха отдаётся детским оздоровительным лагерям (активный общественный отдых), где ребёнок не только оздоравливается, но и развивается, получает те или иные социально значимые навыки. Здесь очень важно удовлетворить потребности и ожидания родителей и детей: безопасность, оздоровление, польза, интерес, новые эмоции, яркие впечатления.

Ожидания от отдыха в детском оздоровительном лагере родителей детей и подростков педагогов обеспечение безопасности, оздоровление, организация занятости и развития ребенка реализация перспективы интересного досуга, самостоятельной жизни, организация общения, самореализация, получение нового опыта, умений и навыков; создание системы, обеспечивающей гармоничное сочетание оздоровления, воспитания и развития детей и подростков

В 2013 году коллектив детского оздоровительного лагеря «Экспресс», расположенного в п Кабардинка, Туапсинского района, активно включился в инновационную деятельность по теме «Тьюторское сопровождение детей и молодежи в открытом пространстве детского оздоровительного лагеря». Цель данного проекта  заключалась в создании комплекса средств, способствующих становлению позитивной активности воспитанников детского оздоровительного лагеря. В лагере были созданы условия (кадровые, материально-технические, социального партнерства и др.), обеспечивающие успешную реализацию основных направлений проекта. Приоритетные направления проекта: создание культурно-творческого комплекса; реализация воспитательного потенциала пространства детского оздоровительного лагеря; отработка модели тьюторского сопровождения; создание службы тьюторов, которая осуществляет организацию и координацию деятельности; оптимизация образовательно-воспитательных возможностей среды.

Тьюторское сопровождение – это процесс, в результате которого воспитанник осознает свою актуальную ситуацию развития, учится формулировать свой запрос к системе. Результатом сопровождения становится индивидуальная программа развития (ИПР), куда закладываются все возможные и необходимые для достижения поставленной цели ресурсы (места, люди, книги, сайты и т.д.). Занятия с тьютором особенно в условиях детского оздоровительного лагеря не похожи на занятия с репетитором, который учит определенному предмету. Во-первых, форма занятия может изменяться из раза в раз: тьюториал (индивидуальный/групповой), коуч-сессия, игра, съемки фильма или работа над проектом, образовательное путешествие, профессиоанльная проба. Во-вторых, позиция тьютора безоценочна – в работе с ним ребенку не надо давать правильные ответы, ведь когда разговор идет о создании программы развития Человека – может ли какой-то ответ считаться правильным? Следует отметить, что тьюторское сопровождение будет полезно особенно тому ребенку, который находится в поиске своего пути в современном мире образовательных услуг, особенно если нуждаетесь в консультации по выбору интересных курсов дополнительного образования. Тьютор, в сегодняшнем понимании, это педагог, который работает с образом будущего своего тьюторанта. Каким ребенок хочет вырасти? Что ему интересно в этом мире? Кем быть и где учиться? Повысить результативность достижения тьютором данных целей возможно используя потенциал пространства детского оздоровительного лагеря. В зависимости от того, с какой проблемой столкнулся подопечный (тьюторант), тьютор предлагает различный способы взаимодействия в данном пространстве.

При построении модели тьюторского сопровождения воспитанников в пространстве детского оздоровительного лагеря за основу была взята модель, описанная А.Л. Пикиной [3] в своем исследовании, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: субъективного, ценностно-смыслового, целевого, содержательного, организационно-деятельностного, аналитико-результативного.

Субъектный компонент, включает в себя тьюторская деятельность, как взаимную необходимость. Сопровождаемые – дети различного возрастного уровня находящиеся в детском оздоровительном лагере в период одной смены: от обучающегося в начальной школе до старшеклассника, а так же дети с ограниченными возможностями здоровья. Тьюторы – это члены педагогического коллектива, которые занимают тьюторскую позицию: методист лагеря, старший воспитатель, организаторы культуно-массовых мероприятий, руководители кружков и др. Тьюторскую позицию по отношению к воспитанникам по мере необходимости могут занимать воспитатели, вожатые, физруки, тренеры. Основанием системы тьюторского сопровождения воспитанников детских оздоровительных лагерей являются: потребность воспитанника в индивидуальной самостоятельной творческой или спортивной деятельности; сформировавшийся запрос воспитанника на его продвижение в творческой или спортивной деятельности. Цнностно-смысловой компонент тьюторского сопровождения детском оздоровительном лагере «Экспресс» определил основные методологические подходы (индивидуальный, рефлексивно-деятельностный, культурологический интегративно-вариативный подходы), принципы (целенаправленности, открытости, активности, сотрудничества, добровольности) организации тьюторсокого сопровождения.

Тьюторское сопровождение в детском оздоровительном лагере «Экспресс» основывается на следующих принципах: принцип открытости, заключается в том, что тьюторская практика в лагере есть практика открытого пространства, связанного с процессом становления открытого общества. В тьюторском сопровождении в пространстве ДОЛ важно создание личностно-ориентированного, творчески-развивающего пространства. Таким образом, опираясь на данные теоретические положения можно выстраивать в пространстве детского оздоровительного лагеря гибкие, вариативные модели тьюторского сопровождения с учетом интересов и особенностей воспитанников, прибывающих в лагере в ту или иную смену и направленных на поддержку личностного роста воспитанника. Результатом эффективности решения задач развития и саморазвития воспитанников через тьюторское сопровождение и реализацию принципа событийности и сотрудничества в построении личностно-ориентированного, творчески-развивающего пространства лагеря, является сформированное позитивное отношение воспитанников к окружающему миру, высокий уровень их социальной активности. Постепенно стержневой в пространстве лагеря становится система отсчета: «я», «я в лагере», «я в своем городе», «я в моей стране». Системообразующей деятельностью всех субъектов в детском оздоровительном лагере, в этом случае, становится деятельность по раскрытию индивидуальных возможностей каждого воспитанника. Значимым приоритетом программы развития деистского оздоровительного лагеря, становится  развитие и саморазвитие личности каждого участника лагерной смены. Для достижения поставленных целей в лагере сформируется открытое пространство развития его воспитанников включающие в себя пространство познавательной деятельности как основу воспитания патриотизма, пространство творческой и социальной самореализации воспитанников, пространство сетевого социального взаимодействия и партнерства.

Пространство познавательной деятельности как основа воспитания патриотизма, заключается в создании условий для использования ее воспитательных возможностей. Воспитывающий аспект предусматривает использование содержания мероприятий смены, с целью становления основных качеств патриота. Для этого тьютору необходимо выявить воспитательные возможности содержания мероприятия и определить пути его использования для оказания серьезного воспитательного воздействия на воспитанников лагеря. В течение смены воспитанники лагеря знакомились с определенными событиями, происходившими на территории Кораснодарского края в период Великой отечественной войны, погружались в пространство той эпохи, знакомились с ее духовным и материальным наследием, знаменитыми россиянами, осознавали значимость события для истории нашей страны, чтобы у воспитанников сформировалось отношение к ее великим представителям.

Наполнением  пространства творческой и социальной самореализации воспитанников лагеря становятся воспитательные события, организованные  в системе дополнительного образования. Тьюторское сопровождение при этом в организации детско-взрослых отношений.

Модель открытого пространства лагеря включает образовательные возможности действующих на территории лагеря творческих кружков. Особого внимания заслуживает пространство начально-технического моделирования, состоящего из двух интегрированных пространств: предметного и социального. Под предметным пространством понимается содержание технических наук, проектная, исследовательская и самостоятельная практическая деятельность. Изменением в организации такого пространства стали индивидуальные и групповые творческие проекты. Выбор творческой области, темы проекта самостоятельно осуществляет воспитанник. Тьютор выступает в качестве консультанта, который помогает конкретизировать потребности и интересы воспитанника в данной области технического моделирования. Сотворчество обеспечивает одновременно проявление индивидуальности наставника и становления индивидуальности воспитанника. Инновационной в практики лагеря является самостоятельная работа воспитанников в студии изобразительного искусства, позволяющая реализовать возможности пленэрной практики и музейной педагогики. Тьютор создает ситуацию «погружения» в окружающий мир использует потенциал содержания музеев города. Для каждого воспитанника студии разрабатывается индивидуальный маршрут, включающий совокупность творческих заданий. К особенностям организации процесса в студии можно отнести использование портфолио достижений, который позволяет продемонстрировать самим воспитанникам и их родителям динамику продвижения в освоении техник изобразительного искусства в конце смены. Социальное подпространство насыщено социальными пробами воспитанников, включающих в себя приобретение опыта публичной деятельности (участие в конкурсах, фестивалях, защитах проектов). Такой опыт участия в социально-значимых мероприятиях находит свое продолжение в самоуправлении. Именно система детского самоуправления в совокупности с социальным тьюторством позволяет воспитанникам лагеря  проявлять позитивную социальную активность и творческую инициативу.

Пространство сетевого социального взаимодействия и партнерства, есть пространство интегрирующего воспитательные возможности самого детского оздоровительного лагеря, его окружения и ресурсы социальных партнеров. Они представлены работой детских спортивных секций России и зарубежья, таких как детские спортивные школы по вольной борьбе, футболу, баскетболу, волейбол, легкой атлетики и т.д. Ежегодно в «Экспресс» приезжает команда тренеров футбольного клуба «Ital-самр». Спортивная направленность, обеспеченная работой преподавателей и тренеров позволяет привлекать не занятых в данном виде спорта детей к активному участию в спортивных мероприятиях.

Создание открытого пространства развития воспитанников лагеря призвано обеспечить становление у воспитанников способности использовать ресурсы детского оздоровительного лагеря для развития и саморазвития. Создание системы тьюторского сопровождения воспитанников лагеря должно начинаться с создания открытого пространства развития воспитанников через формирование условий вариативности и многообразия позволяющих раскрыть возможности для реализации принципа открытости пространства детям.


Библиографический список
  1. Горюнова Л.В. Особенности подготовки педагогов к выполнению тьюторской деятельности / Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее. Материалы международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года. В 2 томах. Т.1. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета. 2013. 415 с. – С. 59-65
  2. Ковалёва Т.М. Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: Сб. науч. тр. по материалам IV всерос. науч. конф. /отв. ред. А.О. Зоткин,  И.Д. Проскуровская. –Томск: Пилад, 2000. – С. 49–64.
  3. Пикина А.Л. Организация тьюторского сопровождения одаренного ребенка в дополнительном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2 (Психолого-педагогические науки II) – С. 240-243
  4. Шалаева Н.А. Технология тьюторского сопровождения как средство достижения учащимися новых образовательных результатов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. Том 17. – С. 22-25


Все статьи автора «Горюнова Лилия Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: