УДК 316

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ: ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Хизбуллина Радмила Радиковна1, Гарайшина Эльмира Ильдаровна2
1Казанский государственный энергетический университет, доцент кафедры «Социологии, политологии и права»
2Казанский государственный университет, магистрант

Аннотация
В представленной статье с методологических позиций рассмотрены сущность социальной адаптации личности, особенности социального самочувствия иногородних студентов-первокурсников. Определено проблемное поле и факторы, обуславливающие процесс их социальной, психологической адаптации к факторам социальной среды вуза.

Ключевые слова: адаптация, вуз, иногородние студенты, профессиональное обучение, социальное самочувствие, социальный статус, факторы адаптации


SOCIAL WELL-BEING OF NONRESIDENT STUDENTS: FEATURES OF ADAPTATION PROCESS

Khizbullina Radmila Radikovna1, Garaishina Elmira Ildarovna2
1Kazan State Power Engineering University, Phd in Sociology, Assistant Professor, Department of «Sociology, Political Science And Law»
2Kazan State University, Undergraduate

Abstract
In the submitted article from methodological positions the essence of social adaptation of the personality, feature of social well-being of nonresident first-year students are considered. The problem field and factors causing process of their social, psychological adaptation to factors of the social environment of higher education institution is defined.

Keywords: adaptation, adaptation factors, higher education institution, nonresident students, social status, social well-being, vocational education


Библиографическая ссылка на статью:
Хизбуллина Р.Р., Гарайшина Э.И. Социальное самочувствие иногородних студентов: особенности адаптационного процесса // Современная педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5624 (дата обращения: 26.05.2017).

Процесс социальной адаптации к новой среде может сопровождаться различными социально-психическими расстройствами, трансформацией поведения и другими социальными и личностными проблемами, которые употребляются ведущими учеными в области изучения, в том числе феномена адаптации и социализации личности в своих трудах как «стресс аккультурации» или «культурный шок» (Н.М. Лебедева, В.В. Гриценко, Т.Г. Стефаненко, Дж. Берри и др.).

Источники формирования проблемного поля социальной адаптации заложены еще в трудах М.Д.Калайкова, Л.В.Корель, Э.С.Маркаряна, И.А.Милославовой, Л.М.Растовой, Н.А.Свиридова, В.Н.Судакова, Н.Е.Шустовой, Юркиной М.С.

Поскольку иногородние студенты – особенная категория студентов, социальная группа, вынужденная адаптироваться в условиях новой для них социальной среде, постольку внимание к процессу их адаптации должен быть особенным [1].

Процесс вынужденной миграции, преследующей цель получения образования в чужом городе, может инициировать проблемы с приспособлением к новым факторам социальной среды, взаимодействием с различными социальными группами, особенно у иногородних студентов первого курса [2].

В данном взаимодействии особенно важно, чтобы иногородние студенты самостоятельно и инициативно включались в процесс усвоения знаний и осваивали способы их усвоения с начальных стадий обучения, понимали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся настоящим достижением личности.

Известно, что повышение личного социального статуса, молодежь воспринимает охотно, новый для них статус (студента) привлекателен, а социальные роли связаны с повышением самостоятельности, свободой в распределении личного времени и  средств.

Авторы, специализирующиеся в области социологии личности, психологии студенчества указывают на следующий факт – статус студента привлекателен с той точки зрения, что окружающие, в особенности преподаватели вуза, начинают видеть во вчерашних школьниках не детей, а уже взрослую личность, с уважительным отношением «Вы» [3].

Первоначально положение «иногороднего» студента, создает достаточно сложное психологическое напряжения, эмоциональные проблемы: проблемы с соседями по общежитию в частности (разность курсов заселения, характеров/темпераментов и т.п.). Также к техническим факторам, формирующим определенные барьеры, препятствующие адаптации иногородних студентов, является
устаревшее материально-техническое оснащение, отсутствие капитального, косметического  ремонта, отсутствие жестких правил поведения на общих кухнях, и т.п.

Таким образом, вслед за восторженным восприятием своего нового статуса, иногородние студенты сталкиваются с определенными социальными и личностными трудностями, которые можно по своей значимости и глубине влияния можно назвать «испытание свободой и характера» [1].

Соответственно, от отделов по воспитательной работе требуется выработка мер, которые направлены на плановое включение иногородних студентов-первокурсников в социальную сферу, в учебную деятельность, развивая их самостоятельность, познавательную активность [4]. Перечисленное может способствовать усвоению социальных норм и правил поведения, выработки личностных качеств, необходимых для  успешной профессиональной социализации и социальной адаптации.


Библиографический список
  1. Юркина М.С. Исследование особенностей адаптированности местных и иногородних студентов первого курса к ВУЗу [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.).  М.: Буки-Веди, 2012.С. 68-71.
    междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.).  М.: Буки-Веди, 2012. С. 68-71.
  2. Юркина М.С., Смирнов А.А. Психологическая характеристика вузовской адаптации учебных мигрантов // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1. С.1570.
  3. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико- методологический аспект / М.В. Ромм. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. – 275 с.
  4. Хизбуллина Р.Р. Высшая школа как этап профессиональной социализации молодежи: методологический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11(51). С.337-339.


Все статьи автора «Хизбуллина Радмила Радиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: