УДК 378.1

ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Краснощеков Виктор Владимирович1, Дятлова Полина Александровна2, Тайди Кристофер3
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Университет Лейбница, Кандидат технических наук
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Университет Лейбница, кандидат технических наук
3Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Университет Лейбница, Ганновер, Германия, магистр технических наук

Аннотация
В данной статье проанализированы характеристики формального и неформального образования. Показаны возможности интеграции программ формального и неформального образования при реализации международных студенческих проектов. Теоретические положения подкреплены примером проекта по техническому проектированию, выполняемому по программе стратегического партнерства Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Университета Лейбница Ганновера.

Ключевые слова: международные студенческие проекты, неформальное образование, стратегическое партнерство., формальное образование


INTEGRATION OF FORMAL AND INFORMAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF INTERNATIONAL STUDENT PROJECT IN TECHNICAL DESIGN

Krasnoshchekov Victor Vladimirovich1, Dyatlova Polina Alexandrovna2, Tidy Christopher3
1Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Leibniz University, PhD in Technical Sciences, Head of Department
2Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Leibniz University, PhD in Technical Sciences, Associate Professor
3Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Leibniz University, Hanover, Germany, master of Science in Mechanics

Abstract
This article analyzes the characteristics of formal and non-formal education. The possibilities of integration of formal and non-formal educational programs in the implementation of international student projects are shown. Theoretical positions are supported by the example of the project in the technical design, that carries out within the program of strategic partnership of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University and Leibniz University Hanover.

Библиографическая ссылка на статью:
Краснощеков В.В., Дятлова П.А., Тайди К. Интеграция формального и неформального образования на примере международного студенческого проекта по техническому проектированию // Современная педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5709 (дата обращения: 03.10.2017).

Одним из глобальных трендов мирового образования является его диверсификация. В Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО выделены формальные (ФО), неформальные (НФО), информальные и несистемные компоненты образования и обучения [1, с. 11-12]. В настоящее время процесс разграничения составляющих образовательной системы не завершен ни в России, ни в мире. Программы ФО, как правило, реализуются в «традиционных» образовательных учреждениях (ОУ): дошкольных ОУ, школах, колледжах, вузах, ОУ дополнительного образования (ДО), ОУ повышения квалификации, корпоративных ОУ. Программы НФО, как правило, институционализированы и реализуются в «нетрадиционных» ОУ, таких как народные школы, курсы, общественные организации, некоммерческие организации и другие необразовательные учреждения. Даже из перечня типов организаций, реализующих программы ФО и НФО, становится ясна незавершенность классификации этих программ. Сложность ситуации усугубляется недостаточной нормативной базой, что особенно характерно для Российской Федерации, поскольку термин «неформальное образование» в отличие от связанных понятий «непрерывное образование» и «дополнительное образование» отсутствует в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. В итоге в настоящее время различные организации, реализующие сходные образовательные программы, относят себя одни – к сфере ФО, другие – к сфере НФО. Более того, организации ФО и их структурные подразделения реализуют образовательные программы, явно носящие признаки НФО, поскольку это не запрещено законом. Можно согласиться с выводом о том, что «искусственное разделение формального и неформального образования нарушает целостность образовательной системы» [2, с. 32].

Хотя общей декларируемой целью НФО является повышение доступности образования, а общей фактической целью – обеспечение устойчивого развития и социальной стабильности, программы и учреждения НФО имеют региональные и национальные различия по характеру контингента обучающихся, организации процесса обучения, способы валидации. Основные подходы к путям реализации НФО в мире и в России проанализированы в работе [3]. Автор рассматривает подход ЮНЕСКО; традиционный европейский подход, опирающийся на концепцию непрерывного образования, или Lifelong Learning (LLL) [4] и на концепции андрагогики, воплотившиеся в системе народных школ; геронтогогический подход «университетов третьего возраста»; бизнес-ориентированный американский подход, основанный на идеях Д.Дьюи, расматривавшего обучение в качестве средства опытного познания; наконец, завоевывающий все большее признание в развитых странах подход, трактующий НФО как инструмент молодежной политики, направленной на стабилизацию общества [5]. Анализ развития программ НФО приводит к выводу о том, что организациям ФО не следует пренебрегать возможностями повышения качества образования, которые можно получить при интеграции ФО и НФО.

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) для апробации идеи сопряжения программ ФО и НФО были использованы ресурсы стратегического партнерства с Университетом Лейбница Ганновера, Германия (LUH) [6]. Стратегическое партнерство как наиболее тесная форма сотрудничества включает разработку альтернативных путей стратегического развития, повышения качества и конкурентоспособности вузов, развитие проектной культуры. Стратегическое партнерство осуществляется на кафедральном, институтском, общеуниверситетском уровнях. В процесс партнерского сотрудничества вовлечены все практически все категории студентов и сотрудников. Партнерство СПбПУ и LUH отличается глубиной интернационализации и разнообразием форм, и финансово поддерживается Немецким обществом академических обменов (DAAD) в рамках программы «Стратегическое партнерство и тематические сети 2012–2016», пролонгированной до 2018 г.

Важной формой развития стратегического партнерства являются международные студенческие проекты. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются как общекультурные, так и общепрофессиональные  и профессиональные компетенции студентов. Разумеется, в наибольшей степени происходит развитие иноязычных коммуникативных и межкультурных компетенций. Эти компетенции вносят наибольший вклад в процесс интернационализации студентов, что способствует повышению качества выпускников [7]. Было установлено, что для повышения качества образовательных программ можно использовать международные студенческие проекты [8]. Три из совместных студенческих проектов СПбПУ и LUH сопряжены с реализацией совместных образовательных программ: «International design project» [9], «Наши университеты» [12, 13] и «Russia Today / Germany Today» [9, 10, 11].

Все проекты реализуются на стыке ФО и НФО. Инициативные группы студентов под руководством преподавателей выполняют проекты, общаясь дистанционно. Затем организуются очные сессии, оформленные в обоих университетах как программы ДО. Степень «неформальности» в проектах различается. Например, проект «Russia Today / Germany Today» стартовал в начале 2014 г. Его основой является видеоблог, хостируемый в Ганновере, в который студенты выкладывают отснятые материалы и комментируют их. Изначально в СПбПУ видеоролики выполнялись исключительно инициативными группами российских студентов и немецких студентов, обучающихся по программам академической мобильности. В LUH же проект задумывался как одна из форм учебной деятельности, используется на занятиях по русскому языку для студентов LUH. В настоящее время и в СПбПУ материалы видеоблога «Russia Today / Germany Today» задействованы в качестве методических средств на занятиях по немецкому языку. И в съемках видеороликов и в программах очных сессий принимают участие не только студенты, для которых проект является одним из обязательных элементов их основной образовательной программы (ООП). Для таких студентов участие в проекте является формой НФО, а набор развиваемых компетенций тот же, что и для студентов, для которых проект является частью ФО. Проект «Наши университеты», который стартовал в конце 2014 г., с самого начала был частью ООП студентов направления «Реклама и связи с общественностью» СПбПУ и инициативным проектом НФО для студентов LUH. Две прошедшие очные сессии в Ганновере были проведены в формате программ ДО. В настоящее время наблюдается конвергенция проектов «Russia Today / Germany Today» и «Наши университеты» как по решаемым задачам, так и по составу участников.

Рассмотрим более детально международный студенческий проект по техническому проектированию «International design project». Проект выполняется инициативными группами студентов и преподавателей и LUH и Фаблаб Политех. Направленность проекта – проектирование и производство игр и бытовой техники.

Фаблаб (от fabrication/fabulous laboratory) представляет инновационную структуру, соединяющую научную, инженерную, производственную, образовательную составляющие деятельности с бизнесом. Именно наличие образовательной составляющей позволяет отнести фаблабы к категории учреждений НФО. История фаблабов началась в 1998 году в Бостоне. Профессор Массачусетского технологического института (MIT) Нил Гершенфельд организовал для студентов курс «Как сделать практически все» («How to make almost everything»). Обучаясь по образовательной программе, студенты должны были освоить современное и дорогостоящее оборудование лаборатории MIT для реализации своих научных проектов [15]. Вместо ожидаемых 10 на курс записалось свыше 100 студентов. Цель этого курса состояла не в развитии профессиональных компетенций студентов, а в реализации их собственных идей. В основном, усилия студентов были направлены на создание новых вещей, на первый взгляд бесполезных, производство которых нецелесообразно для промышленности. Таким образом, сама идея фаблабов содержит отсылку к концепциям НФО.

Первая лаборатория  под названием Fab Lab была создана Центром битов и атомов MIT в 2001 году. Она оборудована фрезерными станками, плоттером для резки винила, 3D принтером для печати пластиковых деталей, и т.д. Программное обеспечение для единого технологического процесса было написано сотрудниками MIT. Fab Lab реализует образовательные программы по 3D моделированию и графике, электронике, программированию, проектному менеджменту и др. Эти дисциплины необходимы для разработки и производства новых продуктов. В отличие учреждений ФО теоретическая подготовка теории в Fab Lab осуществляется по мере возникновения такой потребности. Лекции читают как профессора MIT, так и эксперты крупных лабораторий мира. Ведущая составляющая обучения – работа над собственными проектами. Преподаватели в этом виде деятельности выполняют, по сути, функции наставников. Наставниками могут стать сотрудники лаборатории, участники других проектов Fab Lab и эксперты международной сети.

В настоящее время по некоторым данным число фаблабов во всем мире ежегодно удваивается [15]. Все они созданы при поддержке MIT, кроме фаблабов России, средства на создание 50 из которых были выделены Минэкономразвития в 2013 г. Далее к финансированию подключилось Минобрнауки и некоторые компании [16]. В настоящее время в России не принято разделять фаблабы и центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). В фаблабах инновационные разработки внедряются в несерийное производство. Вопрос о коммерческой деятельности фаблабов и ЦМИТ не является простым, он обычно вообще не рассматривается в научных и популярных изданиях. С одной стороны, как любое предприятие или организация НФО, созданная в соответствии с американскими подходами, фаблаб должен приносить доход. Этого требуют учредители и от российских фаблабов и ЦМИТ, оставляя, впрочем, льготы по использованию мощностей фаблаба школьникам и студентам. Прочие участники проектов фаблаба теоретически должны платить за возможность реализации своих творческих идей. Необходимо констатировать, что в России это работает плохо. С другой стороны, во всем мире происходит падение интереса к инженерному образованию. Молодежь поколения Y находит инженерное образование слишком сложным, а финансовую отдачу затраченных на освоение инженерных образовательных программ усилий – не слишком быстрой. Схожую позицию разделяет и молодежь следующего поколения Z, видящая приоритет в персональном комфорте. Стремительнее всего процесс падения интереса к инженерному образованию идет в США, что грозит технологическим коллапсом. Именно поэтому представители экономической и интеллектуальной элиты США не жалеют средств на поддержку инженерного образования молодежи, объявив настоящую «охоту за головами». Признанный мировой интеллектуальный лидер MIT активно участвует в таких инициативах как фаблабы, а также массовые открытые онлайн курсы (МООК). Эта тенденция способствует повышению доступности программ НФО, реализуемых фаблабами.

Фаблаб Политех был открыт в СПбПУ в 2013 г. и стал одним из первых в России. В настоящее время он представляет собой структуру с широким спектром видов деятельности, дающих широкий простор техническому творчеству молодежи. Фаблаб Политех, с одной стороны, – типичная организация, развивающая идеи НФО, с другой, – поддерживается Центром (научно) технического творчества молодежи, который является подразделением СПбПУ. Основная деятельность, характер оборудования и образовательные программы Фаблаб Политех сходны с описанными выше характеристиками первого Fab Lab MIT. Фаблаб Политех пользуется большой популярностью у школьников, а также российских и иностранных студентов СПбПУ. Он становится неким бренном СПбПУ. Очевидная увлеченность и искренний энтузиазм участников деятельности фаблаба являются прекрасным инструментом профориетационной работы по привлечению абитуриентов в СПбПУ. Образовательные программы Фаблаб Политех реализуются в форме сезонных школ. Большинство участников сезонных школ – молодые люди, школьники и студенты, которые слушают лекции российских и зарубежных преподавателей, экспертов и специалистов-практиков. Параллельно участники школ выполняют творческие проекты, относящиеся преимущественно к инженерно-технической сфере деятельности. На финальном этапе образовательной программы группы делают презентации своих проектов. Участники «International design project» объединены в 4 таких группы.

Длительность «International design project» – 3 месяца. Участники  этого проекта, как и других проектов программы стратегического партнерства СПбПУ и LUH, проанализированных выше, выполняют свои разработки в группах, общаясь дистанционно. Предусмотрены две очные недельные сессии – в Санкт-Петербурге и в Ганновере. Два студенческих проекта, объединенных в «International design project» являются играми. Это BB-8 robot из киноэпопеи «Звездные войны» и интерактивная игра с джойстиком Surfer game, которая представляет собой некомпьютерную электромеханическую модель. Два других проекта отличаются чрезвычайно сложными характеристиками. Первый – устройство связи между Петербургом и Ганновером посредством перископа «Remote periscope booth». В обоих городах построены небольшие сооружения, в которых помещены перископы, позволяющие из одного города обозревать круговую панораму местности вокруг парного сооружения в другом городе. Второй проект «All in one coffee machine», собственно, и послужил катализатором для запуска «International design project». Это автоматическая кофе-машина, управляемая с помощью смартфона. Оба проекта получили высокую оценку специалистов на очной сессии, которая была проведена в рамках Весенней школы Фаблаб Политех в апреле 2016 г.

Проведенная Весенняя школа была организована совместно Фаблаб Политех и студенческой организацией Board of European Students of Technology (BEST). BEST является типичной организацией, реализующей программы НФО [17]. Основная деятельность BEST – стимулирование ДО студентов инженерных вузов за счет бесплатного участия в краткосрочных образовательных программах в вузах Европы. За год проводится около 90 таких программ. Участники-студенты оплачивают проезд до места проведения образовательной программы, в то время как проживание, питание, обучение и культурную программу финансируют организаторы. Собственно обучение включает лекции преподавателей университета, работу в университетских лабораториях, учебные визиты на предприятия. По итогам освоения программы все участники получают сертификаты, подтверждающие прохождение обучения. Таким образом, программы BEST являются полноценными международными краткосрочными образовательными программами, обладающими всеми элементами структуры последних [18, с. 123]. Иногда BEST называют волонтерской организацией, но это неверно, с волонтерством ее роднит только бесплатный характер программ для их участников. Цель организаций, подобных BEST – поднять престиж и привлекательность инженерного образования средствами НФО.

Вывод.   Сопряжение программ ФО и НФО способствует повышению качества образования. Международные студенческие проекты являются перспективной формой интеграции ФО и НФО.


Библиографический список
  1. Международная стандартная классификация образования: МСКО 2011.Монреаль, Ин-т статистики ЮНЕСКО, 2013. 88 с.
  2. Современные проблемы образования и инновационные процессы / Л.А. Громова, М.В. Жарова, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицын. СПб.: РГПУ,  2008. 211 с.
  3. Краснощеков В.В. Проблемы сопряжения программ формального и неформального образования при реализации международных студенческих проектов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. URL:   Режим доступа: http://www.science-education.ru/ article/view?id=24373 (дата обращения 22.05.2016)
  4. Духнич Ю. Lifelong Learning – Обучение на протяжении всей жизни// Smart education. URL: http://www.smart-edu.com/lifelong-learning.html (дата обращения 22.05.2016).
  5. Мацца Г. Взаимодействие между формальным и неформальным образованием направлено на повышение компетенции для занятости молодежной работой.  URL: https://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Forum21/Issue_No10/N10_Interaction_FE_NFE_ru.pdf (дата обращения 22.05.2016).
  6. Arseniev D., Bogdanova N., Sokolova N., Barden B., Butych N. Strategic Partnership in International Cooperation in Higher Education // Results of Joint Research Activity of Scientists from Saint-Petersburg State Polytechnical University and Leibniz University of Hannover. SPb., Polytechnical University Publishing House, 2014.  Рp. 14-25.
  7. Краснощеков В.В. Интернационализация вуза как фактор повышения качества выпускника// Фундаментальные исследования. 2014, № 6, ч. 5. – С. 1045-1048.
  8. Краснощеков В.В., Трапицын С.Ю. Международные студенческие проекты как механизм управления качеством образовательных программ // Современные проблемы науки и образования.  2015, № 3. URL: http://www.science-education.ru/123-19508 (дата обращения 22.05.2016).
  9. Бутич Н., Дятлова П., Краснощеков В.В. Разработка и реализация программ формального и неформального образования на базе стратегического партнерства университетов // Современное образование: содержание, технологии, качество. Т.1. СПб., СПбГЭТУ, 2016. – С. 18-21.
  10. Захарова И.Б., Краснощеков В.В. Реализация стратегического партнерства университетов в форме студенческих проектов // Наука и современность. Ч.1. Уфа, Аэтерна, 2015. – С. 150-153.
  11. Захарова И.Б., Краснощеков В.В. Развитие международных механизмов повышения качества высшего образования на примере студенческого проекта «Наши университеты» // Человек и образование, 2015, № 3 (44). – С. 146-150.
  12. Краснощеков В.В., Баранова И.И., Швинхорст К. Международный студенческий проект «Russia today / Germany today» // Aktuální vymoženosti vĕdy. Díl 8. Pedagogika.  Praha, Publishing House “Education and Science” s.r.o., 2014. Рр. 3-6.
  13. Краснощеков В.В., Иванин Д.А., Банник С. Участие студентов в международном проекте «Russia today/ Germany today» // Актуальные проблемы современной науки. Уфа, Аэтерна, 2014. С. 203-205
  14. Краснощеков В.В., Иванин Д.А., Шлем М. Реализация и промежуточные итоги студенческого проекта «Russia today/ Germany today» // Инновационная наука и современное общество. Ч.1. Уфа, Аэтерна, 2015. С. 199-202.
  15. Спивак Д. Проект Fab Lab – интернет для атомов // Geektimes. URL: https://geektimes.ru/post/257400/ (дата обращения 22.05.2016).
  16. Fabrication Laboratory // Fablab News. ЦМИТ & Фаблаб сообщество России. URL: http://fabnews.ru/fablabs/ (дата обращения 22.05.2016).
  17. BEST. Board of European Students of Technology. URL: http://bestspbstu.ru/ru/
  18. Краснощеков В.В. Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 408 с.


Все статьи автора «Краснощеков Виктор Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: