УДК 377-5

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ

Костина Ольга Валентиновна
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
старший преподаватель кафедры технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения

Аннотация
В статье описываются методические аспекты организации и осуществления формирования рабоче-профессиональных компетенций бакалавров, обучающихся по образовательной программе «Технология и оборудование машиностроения». Приводится опыт организации и осуществления формирования рабоче-профессиональных компетенций бакалавров в рамках учебной дисциплины «Практикум по профессии (профессия «Оператор станков с программным управлением».

Ключевые слова: бакалавр, оператор станков с программным управлением, практико-ориентированная подготовка, практикум по профессии, рабоче-профессиональные компетенции


METHODICAL ASPECTS OF FORMING OF WORKING-PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELORS

Kostina Olga Valentinovna
Russian state vocational pedagogical University
senior lecturer of the Department of engineering technology, certification and methods of voca-tional training

Abstract
The article describes the methodical aspects of organization and implementation of the formation of the working-professional competences of bachelors enrolled in the educational program «Technology and equipment of mechanical engineering». Describes the experience of organization and implementation of the formation of the working-professional competences of bachelors at the learned of the discipline «Workshop for the profession» (the profession «The machine operator».

Keywords: bachelor, practice-oriented training machine operator, working-professional competences, workshop for the profession.


Библиографическая ссылка на статью:
Костина О.В. Методические аспекты формирования рабоче-профессиональных компетенций бакалавров // Современная педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5754 (дата обращения: 05.10.2017).

Подготовка бакалавров в настоящее время проводится в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего образования третьего поколения, в котором указаны задачи и деятельность выпускников и требования к ним. В ФГОС предусмотрены специальные профессиональные компетенции, связанные с получением рабочих профессий – рабоче-профессиональные компетенции, обуславливающие  такой вид деятельности, как обучение по рабочим профессиям и должностям служащих [1, 5].

Формирование рабоче-профессиональных компетенций в ходе обучения бакалавров профессионального обучения возможно только при создании специальной образовательной среды, включающей необходимое оборудование, оснастку и методическое обеспечение учебного процесса [2, 3].

Для этого в учебный план бакалавров обучающихся по профилизации «Технология и оборудование машиностроения» включена дисциплина «Практикум по профессии», которая ориентирована на формирование рабочее-профессиональных компетенций по профессии «Оператор станков с программным управлением». Занятия по дисциплине «Практикум по профессии» проводятся с использованием различных методов обучения и технологий, таких как уроки, производственные экскурсии, занятия в учебном классе и производственных мастерских. Практико-ориентированная подготовка проводиться в специализированном учебном классе, оснащенном персональными компьютерами, имитирующими рабочее место оператора станков с ЧПУ, мультимедийным проектором и токарно-фрезерным станком EMCO 325ЕТ,  а также специальным методическим обеспечением, в котором пошагово раскрываются вопросы программирования, наладки и настройки станка с ЧПУ и отработки на станке управляющих программ [1, 6].

Обучение в специализированном классе по программированию оборудования позволяет каждому студенту индивидуально работать на рабочем месте, используя специальное программное обеспечение. Программное обеспечение позволяет имитировать работу оператора станков с ЧПУ по разработке управляющей программы и её корректировке. Теоретические знания студенты получают при изучении методического обеспечения по каждой теме, а практические знания закрепляют с использованием тренажеров, имитирующих стойку станка с ЧПУ. Использование такого тренажера помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала и усиливает мотивацию и интерес к изучаемой дисциплине [1, 4].

Программа учебной дисциплины «Практикум по профессии» включает в себя следующие разделы:

1. Общее устройство станков с программным управлением

2. Основные сведения о программировании обработки на станках с ЧПУ

3. Специальные функции и циклы программирования

4. Программирование токарной обработки на станках с ЧПУ

5. Программирование фрезерной и сверлильной обработки на станках с ЧПУ

6. Наладка и настройка станка с ЧПУ, отработка и коррекция управляющих программ.

В ходе обучения по дисциплине «Практикум по профессии» указанные разделы реализуются следующим образом.

В начале обучения студенты изучают интерфейс станка, правила разработки  управляющих программ, знакомятся с подготовительными и вспомогательными функциями, постоянными циклами, применяемыми в программировании в системе ЧПУ «Siemens». На занятиях при изучении теоретического материала преподаватель ориентирует студентов на конкретный материал: соблюдение последовательности обработки поверхностей, последовательность программирования управляющей программы, правила использования постоянных циклов и их назначение.

При практических работах студенты индивидуально выполняют задание по разработке управляющей программы, используя полученные теоретические знания [1, 5]. Студенты получают одинаковые задания, но в процессе занятия преподаватель может дифференцировать студентов по уровню их самостоятельности выполнения задания. В ходе работы на тренажере студенты демонстрируют свои умения анализировать чертеж, представлять технологический процесс изготовления детали, осуществлять подбор современного режущего инструмента и режимов резания под определенный материал детали, создавать управляющую программу и её корректировать.

При отработке управляющей программы на симуляторе студенты могут увидеть свои недочеты и их исправить. Весь процесс обучения преподаватель может контролировать со своего рабочего компьютера, включенного в сеть или непосредственно на рабочем месте студента. Процесс обучения студентов предусматривает все уровни усвоения знаний и умений, результатом которого является выпускная квалификационная работа. По окончании курса обучения и сдачи квалификационного экзамена студентам присваивается рабочий разряд по профессии «Оператор станков с программным управлением».

Таким образом, реализация описанной методики и методических приемов по обучению студентов по дисциплине «Практикум по профессии», а также использование практико-ориентированных технологий позволяет говорить об эффективности формирования рабоче-профессиональных компетенций бакалавров в рамках дисциплины «Практикум по профессии».

Приведенная методика была апробирована в ходе подготовки бакалавров по образовательной программе  «Технологии и оборудование машиностроения».

Результаты апробации позволяют судить о достаточно высоком уровне сформированности рабоче-профессиональных компетенций у студентов, что подтверждает высокую эффективность методики формирования рабоче-профессиональных компетенций бакалавров в ходе обучения по профессии «Оператор станков с программным управлением».


Библиографический список
  1. Бородина Н.В., Костина О.В. Мультимедийные технологии в профессиональной подготовке бакалавров профессионального обучения. Инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании: теоретический и компетентностный аспект: материалы VII Международной научно-практической конференции. Первоуральск, 25 апреля 2013 г. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО РГППУ, 2013. С. 15-18.
  2. Костина О.В. Критерии оценки уровня сформированности профессионально-специализированных компетенций бакалавров профессионального обучения // Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности и профессиональные компетенции рабочей и учащейся молодежи »,  Первоуральск: кафедра профессионально-педагогического образования, 2014. С. 113-118.
  3. Костина О.В., Вострецов А.П. Мониторинг сформированности профессиональных компетенций студентов в Ирбитском мотоциклетном техникуме // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С. 40-45.
  4. Мирошин Д.Г., Костина О.В. Модульный подход к организации корпоративной подготовки кадров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 86.
  5. Мирошин Д.Г. Применение модульных технологий обучения для формирования творческого потенциала рабочих в условиях учебных центров предприятий // Право и образование. 2008. № 6. С. 52-55.
  6. Мирошин Д.Г. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетенции рабочих в учебных центрах предприятий. Дисс. канд. пед. наук, Екатеринбург: РГППУ. 2004. 220 с.


Все статьи автора «Костина Ольга Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: