В последнее время принято уделять особое внимание влиянию текущего экономического кризиса на функционирование производства, в том числе на выбор оптимальной организации бизнеса путем сокращения расходов. В конце 2008 года компанией IMC (UK) Learning Ltd был проведен опрос среди 150 британских HR-специалистов, целью которого было выявить их позицию относительно важности обучения и практической подготовки кадров в период экономической нестабильности.
Исследование показало, что практически каждые девять HR специалистов из десяти считают, что правильно спланированное обучение персонала может стать определяющей стратегией компании в период экономического спада. В то же время, более половины участников опроса согласились, что во времена экономической нестабильности расходы на обучение кадров должны быть сокращены в первую очередь. В настоящее время в качестве одного из ключевых требований к программам обучения выдвигается их адаптивность. Возможность быстро и наиболее эффективно адаптировать обучение под свои нужды, 89% респондентов назвали наиболее желательными характеристиками обучения [3].
В нашей статье речь идет о подготовке магистров, которые способны организовывать и вести обучение персонала как в условиях систем корпоративного обучения (на предприятиях, в учебных центрах и центрах подготовки персонала), так и в условиях образовательных организаций высшего образования, среднего и дополнительного профессионального образования. В системе профессионального образования – подготовка магистров, способных вести образовательный процесс в организациях высшего и среднего профессионального образования, а также в условиях центров дополнительного профессионального образования достаточно новое направление, в рамках которого ведется подготовка магистров, ориентированных на организацию и проведение учебного процесса по общепрофессиональным (Теоретическая механика, Сопротивление материалов, Материаловедение и т.д.) и специально-инженерным (Технологическая оснастка, Технология машиностроения, Оборудованеи механосборочного производства) дисциплинам.
С целью удовлетворения потребностей в подготовке преподавателей на уровне магистратуры на кафедре технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения Российского государственного профессионально-педагогического университета была разработана магистерская образовательная программам «Инженерная педагогика». Целью магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика» является у формирование студентов личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) в рамках нескольких профилей подготовки, отобранных на основании анализа результатов анкетирования работодателей.
Анализ результатов анкетирования работодателей позволил выявить и уточнить цели магистерской программы «Инженерная педагогика» с позиций спектра профилей подготовки, актуальных для уральского региона, и в частности, то, что программа имеет своей целью также и формирование специально-профессиональных компетенций в области техники и технологий современного машиностроительного, металлургического производства и транспортных систем, и направлена на подготовку магистров:
- как преподавателей общетехнических и специально-технических дисциплин (модулей) в области машиностроения, металлургии и транспорта в образовательных организациях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования;
- как организаторов учебного процесса в образовательных организациях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в области машиностроения, металлургии и транспорта,
- как специалистов по проектированию образовательных программ высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в области машиностроения, металлургии и транспорта.
Работодатели также особенно выделили следующие профессиональные функции, которые должен уметь выполнять выпускники магистерской программы «Инженерная педагогика»:
- проведение занятий по профессионально-педагогическим дисциплинам;
- проектирование учебно-программной и учебно-методической документации по читаемым дисциплинам;
- проектирование образовательной среды образовательной организации в соответствии с требованиями подготовки;
- организация деятельности образовательной организации СПО или ДПО;
- исследование проблем профессионального образования;
- проектирование образовательных программ СПО и ДПО.
По мнению работодателей, выпускники магистерской программы «Инженерная педагогика» могут претендовать на спектр следующих должностей:
- условиях образовательных организаций среднего профессионального образования: преподаватель профессионально-педагогических дисциплин, заведующий учебной частью, зам директора по учебной работе
- в условиях образовательных организаций дополнительного профессионального образования: директор учебного центра, заместитель директора учебного центра, организатор образовательного процесса, менеджер образовательных услуг, преподаватель курсов повышения квалификации для ИТР.
- в условиях НИИ профессионального образования (например Институтов развития региональных систем образования (ИРРО) – научный сотрудник, старший научный сотрудник, преподаватель профессионально-педагогических дисциплин.
- в условиях областных и республиканских органы руководства образованием – зав. орг. отделом министерства, сотрудник отдела министерства, помощник министра.
Учитывая многообразный спектр профилей, по которым необходимо вести подготовку магистров в рамках магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика», на кафедре технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения Российского государственного профессионально-педагогического университета было принято решение о разработке образовательной программы в модульном варианте, поэтому особенностью магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика» является ее модульный характер. При этом под модулем понимается законченный блок содержания подготовки магистров, ориентированный на формирование спектра общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках одного или нескольких видов профессиональной деятельности [2].
В учебном плане магистерской программы предусмотрены дисциплоины базовой части, ориентированные на формирование спектра общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые обязательны для изучения магистрантами всех профилей подготовки, а вариативная часть учебного плана подразделяется на модули, включающие в себя учебные дисциплины, ориентированные на формирование профильно-специализированных компетенций, характерных для образовательно-проектировочной, организационно-технологической деятельности и деятельности по обучению рабочей профессии в рамках заявленных профилей подготовки.
Модульная структура вариативной части магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика» придает открытость образовательной программе, которая обуславливает возможность ее интеграции в любое образовательное пространство, которое формируется в зависимости от основных направлений подготовки обучаемых в образовательной организации [1]. Вариативная часть программы является открытой и может быть дополнена модулями, соответствующими требованиям заказчика образовательной услуги. В настоящее время магистерская образовательная программа «Инженерная педагогика» реализуется в Российском государственном профессионально-педагогическом университете. По итогам приема было сформировано четыре вариативных модуля подготовки магистров и в частности:
- Модуль «Технология машиностроения», целью которого является ознакомление магистрантов с современными тенденциями развития систем автоматизации технологических процессов механической обработки деталей и сборки изделий машиностроения, с современным высокопроизводительным металлообрабатывающим оборудованием и режущими инструментами, с современными аддитивными технологиями механосборочного производства.
- Модуль «Транспорт», целью которого является ознакомление магистрантов с современными тенденциями развития автомобильного транспорта и транспортных систем в России, с процессами проектирования конструкций современных транспортных, технологических машин, оборудования и оснастки, основными положениями коммерческой эксплуатации и сервисного обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта.
- Модуль «Технологии сварочного производства» целью которого является ознакомление магистрантов с современными технологиями изготовления сварных конструкций, современным сварочным оборудованием и материалами, а также со средствами механизации и автоматизации сварочного производства.
Учебный процесс подготовки магистрантов по магистерской образовательной программе «Инженерная педагогика» организован в режиме синхронного обучения. Лекционные и семинарские занятия по учебным дисциплинам дисциплин базовой части организуются и проводятся для всей группы магистрантов. Для проведения занятий по дисциплинам вариативных модулей группа магистрантов разбивается по трем подгруппам в которых ведутся синхронные занятия по учебным дисциплинам вариативного модуля.
Учебный план составлен таким образом, что в каждом вариативном модуле предусмотрено по 4 учебных дисциплины. В рамках всех модулей эти дисциплины отличаются однопорядковостью содержания, одинаковым количеством зачетных единиц, учебных часов и одинаковыми контрольными точками.
При разработке магистерской программы, на основании анализа анкет работодателей по специально-технической части подготовки магистров было установлено, что работодателя интересуют в первую очередь знания о современных технологиях в отрасли, о современном отраслевом оборудовании и принципах его работы, наладки, настройки и диагностики, об инновационных материалах и инструментах, характерных для данной отрасли. Обобщение требований работодателей по специально-технической части подготовки магистров позволило выделить четыре типовых блока в каждом вариативном модуле:
- блок современных отраслевых технологий
- блок устройства современного оборудования отрасли
- блок современных материалов и инструментов, используемых в отрасли
- блок настройки, наладки и диагностики отраслевого оборудования.
Выделенные блоки позволили установить перечень однопорядковых учебных дисциплин, включенных в вариативные модули содержания подготовки магистров по программе «Инженерная педагогика».
Так, например, в рамках дисциплин вариативного модуля «Технология машиностроения» предусмотрены следующие дисциплины: «Технологии автоматизированного производства», «Инструментальное обеспечение современного механосборочного производства», «Современное технологическое оборудование в механосборочном производстве», «Программирование и наладка станков с ЧПУ», в рамках вариативного модуля «Технологии сварочного производства» предусмотрены следующие дисциплины: «Механизация и автоматизация сварочного производства», «Современное высокотехнологичное оборудование в сварочном производстве», «Современные методы контроля сварных соединений», «Моделирование производственных участков» и т.д.
В дальнейшем планируется расширение вариативной части магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика» модулями, отражающими отраслевые характеристик работы выпускников в области профилей: «Сертификация и управление качеством в машиностроении», «Технологии металлургического производства», заявленных работодателями в 2015/16 учебном году.
Таким образом, отличительной особенностью магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика» является то, что в вариативной части представлены вариативные модули (по выбору), каждый из которых содержит перечень дисциплин, в целостном единстве отражающих профильную направленность специально–инженерной составляющей подготовки магистров. Такими модулями являются: Технология машиностроения, Технология сварочного производства, Транспорт. Открытость образовательной программы позволяет включить дополнительные профессиональные модули в структуру вариативной части образовательной программы, что позволяет говорить о возможности адаптации образовательной программы к изменяющимся условиям рынка труда. В настоящее время программа реализуется для трех модулей в течение первого семестра на кафедре технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения Российского государственного профессионально-педагогического университета, организация учебной работы осуществляется по реализуемым модулям в рамках мини-групп по 3 – 5 человек на каждый модуль. Реализация программы подтверждает возможность создания магистерских программ посредством структурирования вариативной части программы в модульном варианте, формируемом на основании анализа требований работодателей.
Библиографический список
- Мирошин Д.Г. Модульная технология обучения, как средство личностной ориентации образовательного процесса в вузе // Современная педагогика, 2015. №3. С. 97 – 99.
- Мирошин Д.Г., Костина О.В. Модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих кадров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 86.
- Обучение персонала в условиях экономического спада: возможности и опасности: по материалам IMG AG [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hrm.ru/protivostojanie-krizisu-cherez-obuchenie-personala