УДК 378.22

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО МОДУЛЬНОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Костина Ольга Валентиновна1, Мирошин Дмитрий Григорьевич1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский институт ГПС, МЧС России

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы разработки адаптивной модульной магистерской программы «Инженерная педагогика», ориентированной на потребности работодателей региона. Приводится вариант компоновки дисциплин учебного плана магистерской программы «Инженерная педагогика» и первичный опыт реализации модульной магистерской программы «Инженерная педагогика» в условиях вуза.

Ключевые слова: адаптивность, вариативные модули, инженерная педагогика, Магистерская образовательная программа, модульный вариант, структура программы, учебный план


THE PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN A MODULAR MASTER'S DEGREE PROGRAM "ENGINEERING PEDAGOGY"

Kostina Olga Valentinovna1, Miroshin Dmitriy Grigorievich1
1Russian state vocational pedagogical University, Ural Institute State fire service of EMERCOM of Russia

Abstract
The article discusses development of adaptive modular master program in "Engineering pedagogy" focused on the needs of regional employers. Is a variant of the layout of the curriculum of the master program "Engineering pedagogy" and the primary experience of implementing modular master program in "Engineering pedagogy" in the context of the University.

Keywords: adaptiveness, curriculum, engineering education, Master's degree programme, modular design, program structure, variative different modules


Библиографическая ссылка на статью:
Костина О.В., Мирошин Д.Г. Особенности организации учебного процесса по модульной магистерской образовательной программе «инженерная педагогика» // Современная педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5779 (дата обращения: 20.07.2023).

В последнее время принято уделять особое внимание влиянию текущего экономического кризиса на функционирование производства, в том числе на выбор оптимальной организации бизнеса путем сокращения расходов. В конце 2008 года компанией IMC (UK) Learning Ltd был проведен опрос среди 150 британских HR-специалистов, целью которого было выявить их позицию относительно важности обучения и практической подготовки кадров в период экономической нестабильности.

Исследование показало, что практически каждые девять HR специалистов из десяти  считают, что правильно спланированное обучение персонала может стать определяющей стратегией компании в период экономического спада. В то же время, более половины участников опроса  согласились, что во времена экономической нестабильности расходы на обучение кадров должны быть сокращены в первую очередь. В настоящее время  в качестве одного из ключевых требований к программам обучения выдвигается их адаптивность. Возможность быстро и наиболее эффективно адаптировать обучение под свои нужды, 89% респондентов назвали наиболее желательными характеристиками обучения [3].

В нашей статье речь идет о подготовке магистров, которые способны организовывать и вести обучение персонала как в условиях систем корпоративного обучения (на предприятиях, в учебных центрах и центрах подготовки персонала), так и в условиях образовательных организаций высшего образования,  среднего и дополнительного профессионального образования. В системе профессионального образования – подготовка магистров, способных вести образовательный процесс в организациях высшего и среднего профессионального образования, а также в условиях центров дополнительного профессионального образования достаточно новое направление, в рамках которого ведется подготовка магистров, ориентированных на организацию и проведение учебного процесса по общепрофессиональным (Теоретическая механика, Сопротивление материалов, Материаловедение и т.д.) и специально-инженерным (Технологическая оснастка, Технология машиностроения, Оборудованеи механосборочного производства) дисциплинам.

С целью удовлетворения потребностей в подготовке преподавателей на уровне магистратуры на кафедре технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения Российского государственного профессионально-педагогического университета  была разработана магистерская образовательная программам «Инженерная педагогика». Целью магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика» является у формирование студентов личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) в рамках нескольких профилей подготовки, отобранных на основании анализа результатов анкетирования работодателей.

Анализ результатов анкетирования работодателей позволил выявить и уточнить цели магистерской программы «Инженерная педагогика» с позиций спектра профилей подготовки, актуальных для уральского региона, и в частности, то, что программа имеет своей целью также и формирование специально-профессиональных компетенций в области техники и технологий современного машиностроительного, металлургического производства и транспортных систем, и направлена на подготовку магистров:

- как преподавателей общетехнических и специально-технических дисциплин (модулей) в области машиностроения, металлургии и транспорта в образовательных организациях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования;

- как организаторов учебного процесса в образовательных организациях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в области машиностроения, металлургии и транспорта,

- как специалистов по проектированию образовательных программ высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в области машиностроения, металлургии и транспорта.

Работодатели также особенно выделили следующие профессиональные функции, которые должен уметь выполнять выпускники магистерской программы «Инженерная педагогика»:

- проведение занятий по профессионально-педагогическим дисциплинам;

- проектирование учебно-программной и учебно-методической документации по читаемым дисциплинам;

- проектирование образовательной среды образовательной организации в соответствии с требованиями подготовки;

- организация деятельности образовательной организации СПО или ДПО;

- исследование проблем профессионального образования;

- проектирование образовательных программ СПО и ДПО.

По мнению работодателей, выпускники магистерской программы «Инженерная педагогика» могут претендовать на спектр следующих должностей:

-  условиях образовательных организаций среднего профессионального образования: преподаватель профессионально-педагогических дисциплин, заведующий учебной частью, зам директора по учебной работе

- в условиях образовательных организаций дополнительного профессионального образования: директор учебного центра, заместитель директора учебного центра, организатор образовательного процесса, менеджер образовательных услуг, преподаватель курсов повышения квалификации для ИТР.

- в условиях НИИ профессионального образования (например Институтов развития региональных систем образования (ИРРО) – научный сотрудник, старший научный сотрудник, преподаватель профессионально-педагогических дисциплин.

- в условиях областных и республиканских органы руководства образованием – зав. орг. отделом министерства,  сотрудник отдела министерства, помощник министра.

Учитывая многообразный спектр профилей, по которым необходимо вести подготовку магистров в рамках магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика», на кафедре технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения Российского государственного профессионально-педагогического университета  было принято решение о разработке образовательной программы в модульном варианте, поэтому особенностью магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика» является ее модульный характер. При этом под модулем понимается законченный блок содержания подготовки магистров, ориентированный на формирование спектра общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках одного или нескольких видов профессиональной деятельности [2].

В учебном плане магистерской программы предусмотрены дисциплоины базовой части, ориентированные на формирование спектра общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые обязательны для изучения магистрантами всех профилей подготовки, а вариативная часть учебного плана подразделяется на модули, включающие в себя учебные дисциплины, ориентированные на формирование профильно-специализированных компетенций, характерных для образовательно-проектировочной, организационно-технологической деятельности и деятельности по обучению рабочей профессии в рамках заявленных профилей подготовки.

Модульная структура  вариативной части магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика» придает открытость образовательной программе, которая обуславливает возможность ее интеграции в любое образовательное пространство, которое формируется в зависимости от основных направлений подготовки обучаемых в образовательной организации [1]. Вариативная часть программы является открытой и может быть дополнена модулями, соответствующими требованиям заказчика образовательной услуги. В настоящее время магистерская образовательная программа «Инженерная педагогика» реализуется в Российском государственном профессионально-педагогическом университете.  По итогам приема было сформировано четыре вариативных модуля подготовки магистров и в частности:

- Модуль «Технология машиностроения», целью которого является ознакомление магистрантов с современными тенденциями развития систем автоматизации технологических процессов механической обработки деталей и сборки изделий машиностроения, с современным высокопроизводительным металлообрабатывающим оборудованием и режущими инструментами, с современными аддитивными технологиями механосборочного производства.

- Модуль «Транспорт», целью которого является ознакомление магистрантов с современными тенденциями развития автомобильного транспорта и транспортных систем в России, с процессами проектирования конструкций современных транспортных, технологических машин, оборудования и оснастки, основными положениями коммерческой эксплуатации и сервисного обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта.

- Модуль «Технологии сварочного производства» целью которого является ознакомление магистрантов с современными технологиями изготовления сварных конструкций, современным сварочным оборудованием и материалами, а также со средствами механизации и автоматизации сварочного производства.

Учебный процесс подготовки магистрантов по магистерской образовательной программе «Инженерная педагогика» организован в режиме синхронного обучения. Лекционные и семинарские занятия по учебным дисциплинам дисциплин базовой части организуются и проводятся для всей группы магистрантов. Для проведения занятий по дисциплинам вариативных модулей группа магистрантов разбивается по трем подгруппам в которых ведутся синхронные занятия по учебным дисциплинам вариативного модуля.

Учебный план составлен таким образом, что в каждом вариативном модуле предусмотрено по 4 учебных дисциплины. В рамках всех модулей эти дисциплины отличаются  однопорядковостью содержания, одинаковым количеством зачетных единиц, учебных часов и одинаковыми контрольными точками.

При разработке магистерской программы, на основании анализа анкет работодателей по специально-технической части подготовки магистров было установлено, что работодателя интересуют в первую очередь знания о современных технологиях в отрасли, о современном отраслевом оборудовании и принципах его работы, наладки, настройки и диагностики, об инновационных материалах и инструментах, характерных для данной отрасли. Обобщение требований работодателей по специально-технической части подготовки магистров позволило выделить четыре типовых блока в каждом вариативном модуле:

- блок современных отраслевых технологий

- блок устройства современного оборудования отрасли

- блок современных материалов и инструментов, используемых в отрасли

- блок настройки, наладки и диагностики отраслевого оборудования.

Выделенные блоки позволили установить перечень однопорядковых учебных дисциплин, включенных в вариативные модули содержания подготовки магистров по программе «Инженерная педагогика».

Так, например, в рамках дисциплин вариативного модуля «Технология машиностроения» предусмотрены следующие дисциплины: «Технологии автоматизированного производства», «Инструментальное обеспечение современного механосборочного производства», «Современное технологическое оборудование в механосборочном производстве», «Программирование и наладка станков с ЧПУ», в рамках вариативного модуля «Технологии сварочного производства» предусмотрены следующие дисциплины: «Механизация и автоматизация сварочного производства», «Современное высокотехнологичное оборудование в сварочном производстве», «Современные методы контроля сварных соединений», «Моделирование производственных участков» и т.д.

В дальнейшем планируется расширение вариативной части магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика» модулями, отражающими отраслевые характеристик работы выпускников в области профилей: «Сертификация и управление качеством в машиностроении», «Технологии металлургического производства», заявленных работодателями в 2015/16 учебном году.

Таким образом, отличительной особенностью магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика» является то, что в вариативной части представлены вариативные модули (по выбору), каждый из которых содержит перечень дисциплин, в целостном единстве отражающих профильную направленность специально–инженерной составляющей подготовки магистров. Такими модулями являются: Технология машиностроения, Технология сварочного производства, Транспорт. Открытость образовательной программы позволяет включить дополнительные профессиональные модули   в структуру вариативной части образовательной программы, что позволяет говорить о возможности адаптации образовательной программы к изменяющимся условиям рынка труда. В настоящее время программа реализуется для трех модулей в течение первого семестра на кафедре технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения Российского государственного профессионально-педагогического университета, организация учебной работы осуществляется по  реализуемым модулям в рамках мини-групп по 3 – 5 человек на каждый модуль. Реализация программы подтверждает возможность создания магистерских программ посредством структурирования вариативной части программы в модульном варианте, формируемом на основании анализа требований работодателей.


Библиографический список
  1. Мирошин Д.Г. Модульная технология обучения, как средство личностной ориентации образовательного процесса в вузе // Современная педагогика, 2015. №3.  С. 97 – 99.
  2. Мирошин Д.Г., Костина О.В. Модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих кадров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 86.
  3. Обучение персонала в условиях экономического спада: возможности и опасности: по материалам IMG AG [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hrm.ru/protivostojanie-krizisu-cherez-obuchenie-personala


Все статьи автора «Костина Ольга Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: