УДК 37.032

ОБРАЗОВАНИЕ – ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ

Титова Елена Валерьевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал)
кандидат социологических наук,доцент

Аннотация
Данная статья посвящена инновационным подходам современной государственной образовательной политики к процессу становления и развития личности. Рассмотрены главные направления, цели и особенности реализации Национальной доктрины образования России.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие личности, национальная доктрина образования, образовательный процесс


EDUCATION – INNOVATIVE APPROACHES TO FORMATION OF PERSONALITY

Titova Elena Valeryevna
Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation
candidate of sociological sciences

Abstract
Тhe article deals with innovative approaches of modern state educational policy to the process of formation and development of personality. Considered the main directions, objectives and features of realization of the National doctrine of education of Russia.

Keywords: educational process, intellectual development of an individual, National doctrine of education


Библиографическая ссылка на статью:
Титова Е.В. Образование – инновационные подходы к формированию личности // Современная педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5800 (дата обращения: 26.05.2017).

Развитие новой модели образования, целью которой является воспитание свободных личностей с развитыми интеллектуальными способностями, созидательным отношением к миру, осознанием личной ответственности и морали, способных к преобразовательной, плодотворной деятельности, становиться актуальной задачей государства и общества. В связи с этим особое место среди важнейших направлений и принципов развития образования занимает его гуманизация, направленная на эффективное взаимодействие личности и социума.

Гуманистически направленная парадигма образования основывается на следующем положении: «Обучение есть не только и не столько сообщение и организация усвоения студентом нового корпуса знаний, сколько организация и управление учебной деятельностью студента, который выступает в качестве ее активного субъекта. Он характеризуется целеполаганием, высоким уровнем учебной мотивации и направленного на освоение предмета и обобщенного способа действия, средств, способов решения учебных задач» [1, с. 26].

Принцип гуманитарности в инновационных общественных отношениях – противовес принудительности. Ввести с помощью современного механизма властных решений гуманитарные нормы в российском обществе относительно просто, но далеко не эффективно. Гораздо сложнее спрогнозировать и осуществить на практике действия индивидов в реальном жизненном пространстве в контексте их предметной общественной деятельности. Легко понять, что с этой задачей справиться сможет только рационально организованная и результативно работающая в плане гуманитарного самоопределения и самореализации личности система образования. Знание того, что “можно”, а что “нельзя” становится источником не столько нравственной доминанты личности, сколько её подлинной моральностью.

Сегодня в России функционирует Национальная доктрина образования, положения которой опираются на гуманистические, общечеловеческие ценности и национальную идею. На основании данного государственного документа созданы главные направления и цели образовательной подготовки юношей и девушек; спрогнозированы результаты развития системы воспитания и обучения подрастающего поколения до 2025 года; спланированы меры по получению желающими второго высшего образования – всё это тесно увязано с вопросами стабилизации и развития российского общества [2].

Разработать и принять к действию документ – это ещё не значит, что  найден выход из кризисного положения. Поэтому поиск различного рода резервов представляет насущную необходимость как для власти, стремящейся легитимизировать свои действия по поводу развития общества в аспекте образования молодежи, так и для юношей и девушек, пытающихся, хотя и с серьезными издержками, осознать нужность личностного развития.

Разрешить данную проблему должна и способна только власть за счёт приведения в соответствие содержания образования с современными представлениями о функциональной грамотности и интеллектуальном потенциале личности; осознания индивидом своих личностных качеств и, в связи с этим, целей и задач самоопределения; освоения субъектом базовых основ социокультуры в качестве предпосылки для личностно-ориентированного образования.

Национальная доктрина образования, являющаяся основополагающим государственным документом Российской Федерации, может через систему реализуемых правительством мер укрепить в общественном сознании представление об образовании и науке как предопределяющих факторах развития общества и механизмах осуществления карьерных притязаний молодежи. В этом контексте осуществятся намерения власти примирить и  адаптировать задачи государства и общества к целям образования для того, чтобы гармонизировать личностно-профессиональный и профессионально-личностный потенциал российского гражданина как социального человека.

Практически это уже отражено в стандартах образовательных услуг, учебных программах и пособиях, в методологии обучения и воспитания. Результаты проверяются анализом успеха, возможностью личностной самореализации, удовлетворением профессиональных и иных коммуникативных интересов и потребностей [3, с. 93].

Педагогика как наука, выступая гарантом развития личности независимо от возраста и профессиональной деятельности обучающихся, ориентируется на запросы и интересы потребителя в качестве основы своего собственного осуществления, ставит перед собой задачи вопреки запросам и требованиям государства. Всё это актуализирует проблемы образования и подготовки кадров. Необходимо отметить смешение этих двух процессов. Подтверждением вывода может быть стратегия национальных систем образования в субъектах РФ, которые, как правило, ориентированы на подготовку специалистов для конкретных форм деятельности. В связи с этим рефлексия и понимание общепринятых способов мышления и деятельности заменяются догматизмом. И как результат – наличие системы педагогической профессиональной деятельности, порождающей формальные знания, способности и мышление в реальных социокультурных условиях.

Таким путём образование как интеллектуальное развитие личности превращается в сугубо специализированную подготовку кадров. Именно в таком направлении идет сегодня реформа высшей школы России, её подразделений и учебных заведений. Установка на педагогику материального образования породила ряд трудностей и противоречий: во-первых, произошло рассогласование целей социокультурных процессов и образования; во-вторых, приоритет отдан кратковременной подготовке молодежи к выполнению простейшей деятельности, а овладение профессиональным мастерством выделено в самостоятельную проблему; в-третьих, допущен “разрыв” в самой системе обучения, что стало источником противоречия в методологии формирования новых форм мышления и инновационной деятельности; в-четвертых, стратегия и практика повышения квалификации из-за отсутствия идеологии кадровой политики малоэффективна и не превращена в одно из направлений развития личности и общества; в-пятых, спад качества производства и индивидуальной деятельности обострил проблему специализации-универсализации, породил маргинализацию, усилил рост целого комплекса проблем, связанных с отклоняющимся типом поведения.

Сама человеческая деятельность сегодня в России коренным образом изменилась, как и претерпели существенные изменения принципы и функции формирования организаций. Однако вопросы содержания обучения,  подготовки молодежи к деятельности, профессионального потенциала и личностных качеств преподавателей высшей школы не получают принципиального, научно обоснованного решения. Несмотря на то, что нет однозначной зависимости между содержанием образования и его результатами в реальной практике людей, его оправдано рассматривать в качестве сферы воспроизводства социальных отношений, ведущих профессий и типов технологической деятельности; допустимых целей и форм организации; универсального механизма передачи культурных норм и нравственно-этических ценностей.

Реформа образования под видом усиления специализации и избавления от нефункциональных знаний и навыков делает россиян соучастниками реализации этой программы и внедрения элементов инновационного общественного развития, а педагогика, в свою очередь, перенастраивает преподавателей на подготовку “профессионалов” с выполнением ими сугубо конкретных частичных функций. Происходящее воспринимается общественностью и педагогами как необходимое и неизбежное. “Бархатная революция” сначала косвенно, а теперь открыто кардинально меняет сущность образования, критерии оценки и способы деятельности педагогических коллективов, в целом всей системы образовательных институтов. Особенно это ощутимо в деятельности высших учебных заведений, специализирующихся в области переподготовки и повышения квалификации работающих. Приоритетным в образовательном процессе становится преодоление тех знаний и способов профессиональной деятельности, которые были приобретены ранее. Наблюдаются попытки эту методологию и складывающийся опыт перенести в практику работы всех типов учебных заведений, следствием чего может быть разрушение  идентификации (возрастной, национальной, профессиональной, половой, конфессиональной и т.д.).

Задача власти в области образования состоит не в том, чтобы стереть из памяти молодежи формы смысложизнедеятельности их родителей, а в том, чтобы на её основе сформировать те способы и механизмы действий и поведения, которые позволят продолжить и усовершенствовать лучшее, имеющее место вчера, сегодня, и перенести в завтра. Следует иметь в виду, что данный естественно-необходимый процесс сознательно и целенаправленно принимает форму самоопределения личности, а вместе с этим и способов её развития. Развивающееся сознание, переорганизуясь, будет способно трансформировать образ поведения и деятельности индивидов, и, таким образом, адаптировать их к складывающейся инновационной реальности и интегрировать в неё. В противном случае мы окажемся в парадоксальной ситуации: будем иметь дело не с системой формирования личности, а с неоднородными фрагментами её конструирования, что, безусловно, негативно скажется на детерминационных процессах, происходящих в обществе и государстве.

Всё это в значительной степени определяет цели и задачи современного российского образования в будущем. Модернизация системы образования должна базироваться на осознании перспектив и тенденций мирового и отечественного развития, на научном анализе потребностей общества и личности, точном выборе и последовательности действий в  формировании государственной образовательной политики.


Библиографический список
  1. Зимняя И. А. Гуманизация образования – императив 21 века Вып. 1. Набережные Челны, 1996.
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – М., 2000.
  3. Титова Е.В. Образовательный контекст политической социализации личности / Молодёжь и XXI / Материалы VI Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. 2016. С. 91-95.


Все статьи автора «Титова Елена Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: