УДК 37.01

МЕТОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФАРМАКОЛОГИИ СТУДЕНТАМ ТИХООКЕАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Манеева Елена Сергеевна
Тихоокеанский государственный медицинский университет
врач клинический фармаколог, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общей и клинической фармакологии

Аннотация
Данная статья посвящена теоретическому обоснованию, апробации и внедрению в учебный процесс метода деловой игры при изучении фармакологии с практико-ориентированной направленностью как средства формирования компетенций при изучении общей фармакологии. Проведенный анализ позволяет утверждать о необходимости внедрения в образовательный процесс метода деловых игр, использование которого повышает интерес и успеваемость студентов по дисциплине фармакология, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций. Данная проблема имеет многогранный характер.

Ключевые слова: игровой подход к обучению, интерактивные формы обучения, метод деловой игры, общекультурные и профессиональные компетенции, практико-ориентированная направленность игровых методов обучения, фармакология


METHODS OF BUSINESS GAMES IN TEACHING PHARMACOLOGY TO STUDENTS OF PACIFIC STATE MEDICAL UNIVERSITY

Maneeva Elena Sergeevna
Pacific State Medical University
Physician Clinical Pharmacologist, PhD, Assistant of the department of general and clinical pharmacology

Abstract
This article is devoted to theoretical substantiation, testing and implementation techniques in the educational process of the business game in studying pharmacology with practice-oriented focus as a means of formation of competence in the study of general pharmacology. The analysis suggests the need to implement in the educational process of the method of business games, the use of which increases the interest and academic performance of students in the discipline of pharmacology, contributes to the formation of common cultural and professional competences. This problem is multifaceted.

Keywords: gaming approach to training, general cultural and professional competence, interactive forms of learning, method of business games, pharmacology, practice-oriented focus of the game teaching methods


Библиографическая ссылка на статью:
Манеева Е.С. Метод деловой игры в преподавании фармакологии студентам Тихоокеанского государственного медицинского университета // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5897 (дата обращения: 10.09.2024).

В настоящий период времени сложились предпосылки для введения в систему медицинского образования интерактивных педагогических технологий, к которым относится комплекс видов, средств, применяемых для обучения и воспитания будущих врачей как профессионалов здравоохранения.  Все эти методы должны быть основаны на принципе непрерывного образования [1].

Недостаточно высокая успеваемость студентов и отсутствие интереса к изучаемым дисциплинам, на наш взгляд, связаны с редким применением современных интерактивных методов обучения, основанных на взаимном сотрудничестве и методе «обратной связи» студента и преподавателя медицинских дисциплин. В высшем медицинском учебном заведении в изучении фармакологии ведущую роль играет ее специфика, связанная с постоянно совершенствующейся информацией о лекарственных препаратах [2].

Целью исследования является теоретическое обоснование, апробация и внедрение метода деловой игры с практико-ориентированной направленностью как средства формирования компетенций при изучении общей фармакологии студентами Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ).

Метод деловой игры (ДИ) – это  система взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга конкретных ситуаций. Основой таких ситуаций является получение студентами нового представления о лекарственных препаратах с учетом официальной инструкции фирмы-производителя конкретного препарата, в которую включаются следующие параметры: Международное непатентованное название лекарственного препарата; торговое название; лекарственная форма; активные и вспомогательные вещества» [3].

Инструкция содержит также фармакологические свойства лекарственного препарата: фармакотерапевтическая группа; фармакодинамика (механизм действия); эффективность, фармакокинетика (пути введения, всасывание, распределение, биодоступность, связывание с белками плазмы крови, метаболизм и клиренс). В инструкцию включаются показания, противопоказания (относительные и абсолютные), случаи, когда лекарственный препарат применяется с осторожностью (с учетом соотношения польза от его применения/риск развития неблагоприятных побочных реакций); возможность и особенности применения при беременности и лактации, в детском, пожилом возрасте, у пациентов с нарушением путей метаболизма и выведения (печеночная и почечная недостаточность); особые указания (применение лекарственного препарата в случаях, когда требуется особый контроль в связи с имеющимися факторами риска развития неблагоприятных побочных реакций); побочное действие; передозировка; взаимодействия с другими лекарственными препаратами; дополнительная информация (ряд данных, ограничивающих применение препарата в связи с заболеваниями или лекарственными взаимодействиями); влияние на способность управлять автомобилем и иными механизмами; формы выпуска: лекарственная форма, ее особенности, дозировка, упаковка; условия хранения; срок годности; условия отпуска из аптек (по рецепту врача, безрецептурный отпуск); фирма-производитель» [4,5,6].

Обладая высоким потенциалом дидактических возможностей и приемов, игровой метод обеспечивает получение новых знаний в фармакологии на основе знаний биологии, микробиологии, общей и биологической химии, нормальной и патологической анатомии и физиологии. Студенты также осваивают методы создания, изучения и применения лекарственных веществ от момента появления молекулы лекарства до внедрения его в рутинную клиническую практику. У будущих врачей появляется видение перспективы, более глубокий взгляд на применение химических соединений – лекарственных препаратов, мотивация проникнуть в самую суть тонких механизмов их лечебного воздействия и его отдаленных результатов, определение показаний, противопоказаний, мер предупреждения неблагоприятных побочных реакций [7,8].

Часто приходится видеть, как с самим процессом деловой игры в группе студентов появляется творческий подъем и проявление лучших качеств личности, подлинного интереса к изучаемому предмету и попытки применения полученных знаний к будущей профессиональной деятельности в избранной специальности. Студенты, выбравшие своей будущей специальностью хирургию активно начинают интересоваться антибактериальной терапией и профилактикой; избравшие в качестве профессии анестезиологию и реаниматологию предпочитают более подробно освоить препараты группы средств для наркоза, обезболивающие препараты, лекарственные средства, действующие в области центральной и периферической нервной системы, инфузионную терапию. Будущие терапевты с интересов изучают кардиологические препараты и осваивают доказательные исследования в области препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Студенты, которые в будущем видят себя неврологами, посвящают много времени изучению ноотропов, препаратов для лечения основных заболеваний нервной системы: антипаркинсонические препараты, лекарства для фармакотерапии болезни Альцгеймера. Такие студенты становятся лидерами в своей области знаний фармакологии и заряжают других своим интересом и успехами [9,10].

Этапами проведения всех ДИ являются следующие: выбор темы и вида деловой игры; целеполагание: научно-теоретическое, педагогическое; написание сценария и распределение ролей [11].

Методика проведения ДИ включает следующие этапы:

  1. Формирование целей, задач и мотивации проведения игры.
  2. Инструктирование участников игрового метода и подготовительные мероприятия.
  3. Разминка в форме проведения дискуссии или диспута с обсуждением центральной проблемы ДИ.
  4. Установление ролей участников и распределение их функций.
  5. Написание текста доклада выступления.
  6. Проведение игры, включающее выступление участников с докладами и ответы на вопросы. Разгадывание ребусов, кроссвордов, сканвордов, филвордов по тематике ДИ.

7.  Обсуждение результатов после проведения деловой игры. Определение эффективности каждого из участников.

8.  Итоговая дискуссия с внесением замечаний и предложений.

Нами были разработаны и апробированы 3 вида ДИ: «Научная конференция «Школа антибиотиков для врачей»; «Научная конференция «Школа антибиотиков для пациента»; «Пресс-конференция «Нестероидные противовоспалительные препараты».

Материалы для проведения ДИ представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Деловая игра «Научная конференция «Школа антибиотиков для врачей»: некоторые показания к применению основных и резервных антибиотиков

Возбудители инфекции Антибиотики выбора Антибиотики резерва
Стафилококки (чувствительные к пенициллину) Бензилпенициллин

Феноксиметилпенициллин

Цефалоспорины

Макролиды

Гликопептиды

Карбапенемы

Стафилококковые (устойчивые к пенициллину) Оксациллин

Ванкомицин

Цефалоспорины

Макролиды

Стрептококки Бензилпенициллин

Аминопенициллины

Аминогликозиды

Цефалоспорины

Макролиды

Тетрациклины

Пневмококки Бензилпенициллин

Аминопенициллины

Гликопептиды

Цефалоспорины

Макролиды

Для проведения ДИ «Школа антибиотиков для пациента» мы создали памятку для пациентов, которую будущие врачи смогут использовать в своей работе.

Памятка для пациентов, которые получают антибиотики «Если Вам предстоит лечение антибактериальными препаратами».

Антибиотики – это лекарственные препараты, которые создаются на основе веществ, вырабатываемых различными микроорганизмами и предназначены для лечения различных видов инфекционных заболеваний.

Антибиотики являются более эффективными по сравнению с обычными лекарствами за счет органических веществ. Медики называют антибиотики антимикробными или антибактериальными препаратами.
Антибиотики являются высокоэффективными препаратами, их действие заметно уже через 48-72 часа (2-3-й) день после начала их применения!
Несмотря на высокую активность, быстроту действия, спасающего жизнь пациента, антибиотики могут быть небезопасными и оказывать неблагоприятные побочные реакции: тяжелые аллергические реакции с возможностью развития анафилактического шока, нарушение микрофлоры кишечника (антибиотик-ассоциированную диарею вплоть до тяжелого колита), нарушения функции печени и почек. В результате самолечения и бесконтрольного приема антибиотиков возможно развитие резистентности (устойчивости) у микроорганизмов, вызвавших инфекционное заболевание.

Прием антибактериальных средств должен проводиться только после консультации Вашего лечащего врача, который осуществляет контроль эффективности и безопасности Вашего лечения!

По окончании исследования нами проведена беседа со студентами, проходящими обучения по специальности «Медико-профилактическое дело» ТГМУ (40 человек) с целью определить эффективность применения метода деловых игр при изучении общей фармакологии. Возраст студентов 19-20 лет. 75% студентов (30 человек) сказали о том, что им больше нравится проведение деловых игр в форме научной конференции, потому что им интересно «представлять учебный материал в виде результатов исследований»; практических рекомендаций; «чувствовать себя учеными, делающими доклады на научной конференции»; «отвечать на сложные вопросы»; «творчески подходить к делу».

Остальным 25% студентам (10 человек) наряду с проведением имитационной научной конференции  понравился относительно новый вид деловой игры – «пресс-конференция». В результате проведения моделирования пресс-конференции установлено, что  «этот вид игры позволяет посмотреть на проблемы медицины и фармакологии под углом зрения производителя лекарств и журналиста»; «научиться отвечать на трудные вопросы и предлагать нестандартные пути решения проблем, возникающие при работе с лекарственными препаратами».

Всем 100% студентам понравилось разгадывание ребусов, кроссвордов и сканвордов по фармакологии.

Все студенты (100%), охваченные методом деловой игры, высказали мнение о том, что хотели бы продолжить свое обучение с применением интерактивных технологий.

После проведения исследования нами сделаны следующие выводы:

  1. Применение деловых игр как интерактивного метода обучения проблемной направленности соответствует практико-ориентированному подходу к результатам учебного процесса, в котором студент принимает активное участие в роли субъекта, что способствует высокому уровню мотивации и формированию профессионального мышления.
  2. Основной целью игрового подхода при обучении в медицинском ВУЗе является получение и совершенствование знаний, умений и владений, формирование профессиональных и общекультурных компетенций, что способствует развитию гармоничной личности студента как будущего врача.
  3. Результатом рационального применения метода деловых игр в медицине является решение поставленной проблемы наиболее целесообразным способом с учетом профессиональных особенностей и контекста ситуации.
  4. На кафедре общей и клинической фармакологии при проведении деловых игр в виде научных конференций и пресс-конференций достигаются высокие результаты в изучении дисциплины, формировании компетенций и подготовке к будущей профессиональной деятельности. Проведение рефлексии по результатам деловых игр установило повышение успеваемости студентов в изучении фармакологии.
  5. Рекомендовано дальнейшее применение игрового метода на кафедре общей и клинической фармакологии, совершенствование подходов к данному методу, а также разработка новых видов деловых игр.

Библиографический список
  1. Малышева, М.А. Современные технологии обучения в ВУЗе (опыт НИУ ВШЭ  в Санкт-Петербурге) : методическое пособие / М.А. Малышева. – Санкт-Петербург : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2011. – 134 c.
  2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / составитель: Т.Г. Мухина. –  Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
  3. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 364 с.
  4. Джакубекова, А.У. Проблема информирования пациентов по рациональному использованию лекарственных средств / А.У. Джакубекова // Качественная клиническая практика.  – 2015. – №1. – С.87-91.
  5. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А. Харкевич. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2013. – 755 с.
  6. Елисеева, Е.В. Последипломный этап подготовки врачей на кафедре клинической фармакологии ВГМУ: организационно-методические и клинические аспекты. / Е.В. Елисеева,  И.И. Шмыкова,  Т.Н.  Седых // Тихоокеанский Медицинский Журнал. – 2007.  – № 2. – С. 70-72.
  7. Елисеева, Е.В. Рациональное использование лекарственных средств: методические рекомендации для врачей. Владивосток : Медицина ДВ; 2010. – 70 с.
  8. Елисеева, Е.В.,  Хотимченко Ю.С., Кропотов А.В. 15 лет клинической фармакологии в Приморском крае / Елисеева Е.В., Ю.С. Хотимченко, А.В.  Кропотов // Тихоокеанский Медицинский Журнал. – 2013. – № 2. – С. 5-8.
  9. Елисеева, Е.В., Служба клинической фармакологии как гарант эффективного и безопасного использования лекарственных средств / И.И. Шмыкова, Ю.И. Гайнуллина // Тихоокеанский Медицинский Журнал. – 2008. – № 3. – С. 92-94.
  10. Загородникова, К.А. Организация мониторинга безопасности лекарственных средств в мире – методологические подходы / К.А. Загородникова // Тихоокеанский Медицинский Журнал. – 2015. – № 2. – С. 11-15.
  11. Полковникова, Ю.А., Деловая игра: методические указания к проведению деловой игры для студентов среднего профессионального образования. «Рецептурно-производственный отдел аптеки» / Ю.А. Полковникова, Н.А. Дьякова. – Воронеж:  Издательский дом ВГУ, 2015. – 32 с.


Все статьи автора «Манеева Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: