УДК 37.013

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА

Бржезинская Наталья Алексеевна
МБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону

Аннотация
В статье рассматривается проблемы развития патриотизма у современных детей. Автор предлагает разработанную программу дополнительного образования, которая включает изучение фольклора (песенного, танцевального), а также активное вовлечение детей и подростков в научно-исследовательскую деятельность. Результаты апробации указывают на результативность данной программы.

Ключевые слова: дополнительное образование, патриотизм, патриотические чувства, фольклор


DEVELOPMENT PATRIOTIC FEELINGS OF ADOLESCENTS AND YOUNG PEOPLE BY FOLKLORE

Brzhezinskaya Natalia Alekseevna
MBU DO DTDM Rostov-on-Don

Abstract
The article deals with the problem of patriotism in modern children. The author proposes to develop a program of additional education, which includes the study of folklore (singing, dancing), as well as the active involvement of children and young people in research and development. Testing results indicate the effectiveness of this program.

Библиографическая ссылка на статью:
Бржезинская Н.А. Развитие патриотических чувств подростков и молодежи посредством фольклора // Современная педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/09/6023 (дата обращения: 03.10.2017).

Произошедшие изменения в последние годы приводят к стремительному пробуждению национального самосознания и развитию патриотизма. Все чаще в научных работах по педагогике, социологии, психологии, политологии поднимается вопрос о стремлении современной молодежи к духовным истокам культуры, национальным традициям, отмечается рост потребности к развитию этнокультурным ценностям.

Патриотизм (греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Патриотическое воспитание всегда служило средством воспитания гражданского общества и укрепления государственности.  А на встрече с лидерами парламентский фракций Д.А. Медведев подчеркнул, что «мы должны уделять внимание нашей многонациональной культуре, но, вне всякого сомнения, особое внимание должно уделяться русской культуре и это нормально. Нужно развивать самые лучшие черты русского характера. Мы должны создавать нашу современную российскую культуру. Нужно поддерживать русский фольклор и музыку» [1].

Значимость воспитания патриотизма и гражданственности детей и молодежи сомнений не вызывает. Научный анализ позволяет определить противоречия между наличием практического опыта  работы фольклорных ансамблей и отсутствием исследований, посвященный  изучению эффективности проводимой работы и развитию патриотических чувств [2-6]. Кроме того существуют различные проблемы формирования у современных детей, подростков, молодежи патриотических чувств, среди которых  СМИ, интернет и поворот на запад [7]. В тоже время одним из способов формирования патриотизма ряд авторов видит посредством использования фольклорных традиций [8-10], а также используя современные технологии, игры ит.д. [11, 12], которые помогают увлечь детей и подростков историей своего края, региона, страны, показать что история это не скучный предмет, а интересно и увлекательно.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: при каких организационно-педагогических условиях воспитание патриотизма у подростков и молодежи будет эффективным?

Цель исследования: выявить и обосновать организационно-педагогические условия, способствующие воспитанию патриотических чувств у подростков и молодежи.

Объект исследования: процесс развития патриотических чувств подростков и молодежи средством донского фольклора.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия воспитания патриотических чувств у подростков и молодежи посредством донского фольклора.

В качестве гипотезы исследования мы выдвинули следующее предположение: воспитание патриотических чувств будет эффективным при следующих организационно-педагогических условиях:

- обеспечение преемственности между различными возрастными группами (годами обучения);

- проведение научно-исследовательской работы воспитанниками по изучению истории Донского края, истории песен ит.д.;

- участие в лекциях-концертах, фестивалях, конкурсах на различном уровне.

-проведение экспедиционной работы, общение с подлинными носителями культуры.

Экспериментальная база исследования: детский фольклорный ансамбль «Феникс» (при МБУ ДО города Ростова-на-Дону Дворец творчества детей и молодежи).

Так как фольклор является тем компонентом, который повествует об истории, традициях, быте своего народа, обучает и воспитывает чувство гордости за свою малую родину, страну, нами была разработана общеобразовательная программа «У истоков народного творчества».

Программа рассчитана на 5 лет, и в рамках занятий ребята не только обучаются вокалу, но учатся играть на народных инструментах, но и изучают историю России и Донского края, изучают особенности пошива костюмов, ведения быта, учатся записывать и расшифровывать экспедиционные записи. Невозможно выучить историческую песню, не зная истории, особенностей той эпохи, не понимая, о чем или о ком в ней поется. Многие исторические, походные песни о конкретных героях: атамане Платове, генерале Краснощекове, императрице Екатерине, Петре I. Кроме того в программу включены мини мастер-классы по изготовлению детских игрушек (которые делаются из ткани без использования иголок). Организуются посещение фольклорных праздников, гуляний, концертов вместе с семьями воспитанников, и как отмечают воспитанники ансамбля, это меняет отношение в семье, формирует более тесные семейные связи.

В ходе реализации данной программы за 5 лет (2011-2016г.) определились особенности, которые состоят в поэтапной реализации всех методов. На протяжении существования ансамбля (25лет) нами осуществляется пропаганда народной песни и воспитание чувств патриотизма. Пробуждение творчества  в коллективе  носит практический характер – участники ансамбля осваивают  музыкальные инструменты блок-флейта, балалайка, барабан  самостоятельно, с помощью педагога – руководителя ансамбля, а также с помощью интернета, самоучителя, чтобы использовать вновь приобретенные навыки на  концертах, для обогащения звучания исполняемых песен. Кроме традиционных уроков – репетиций, проводятся экскурсии в Азов, Старочеркасск, Новочеркасск, Танаис и т.д. Изучение истории и быта казачества осуществляются не только на уроках, но и самостоятельно, по рекомендованной литературой и в общении с подлинными носителями казачьей культуры.

Так, в июле 2005 и 2012 годах, в Старочеркасске, с казаками – некрасовцами, потомками изгнанников, говорили, слушали и записывали песни, сохраненные и привезенные на историческую родину. В 2009, 2010, 2013 принимали участие в казачьем фольклорном фестивале в республике Адыгея, где встретили две ветви казачьей песенной культуры: донской и кубанской.

В 2014 принимали участие в Вешенской, на Шолоховском фестивале  посетили шолоховский музей, места, описанные Шолоховым в романе Тихий Дон.

В 2014, 2015, 2016 организовывались встречи с фольклористами из Санкт-Петербурга, Москвы, Новороссийска, как в рамках концертов, так и встречи в рамках репетиционных занятий.

Посещение и участие в фольклорных праздниках, встречи с донскими художниками и народными умельцами, с керамистами  Л. Бычковой, В. Шкандыбиным и О. Захаровым – изготовителем музыкальных керамических инструментов  не только расширяют кругозор но они увлекательны  и поучительны.

Так по инициативе воспитанников и их родителей, ансамбль посетил традиционные казачьи соревнования «Шермиции» в х. Пухляковский, на фестивале донской культуры «Нет вольнее Дона тихого» в ст. Старочеркасская, воспитанники провели запись этнографических ансамблей:  «Казаки» ст. Гниловская, ансамбля  хутора  Ёлкино Багаевского района, ансамбля «Красно солнце» (Санкт-Петербург). В ст. Даховской записали песни переселенцев с Дона.

Активная научно-исследовательская деятельность, воспитание на основе преемственности поколений и культурных традиций; усвоение и трансляция культурных ценностей и традиций способствует формированию высокого уровня интереса к истории своего края.

Нужно отметить, что у воспитанников ,проходящих обучение по программе У ИСТОКОВ Донского творчества повышается интерес к истории и традициям своего края. Дети самостоятельно  находят в интернете новые для них песни, просят разучить соло.

Также исследование проводили сотрудники психологической службы ДТДМ.  Было выявлено, что школьники д/о «Феникс» показали высокий уровень воспитанности -4,7 балла, что свидетельствует о устойчиво-позитивном отношении обучающихся к категориям воспитанности и на 12,4% превышает среднее значение по данной возрастной категории воспитанников ДТДМ.

Сотрудники психологической службы отмечают, что уровень средних значений по категориям и по показателям, наиболее  гармонично уровень воспитанности проявляется в категории отечество (знания, отношения, деятельность). У обучающихся сформировано позитивное отношение (4,5 ср.б., 90%) к  Отечеству. Они чувствуют свою личную ответственность за судьбу страны; Родина для них не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собирается жить, которой они гордятся – их отличают развитые чувства гражданственности и патриотизма. По отношению к Отечеству у старшеклассников сформирована активная позиция в  деятельности (4,8 ср. балл, развита на 96%): многие готовы защищать Родину в случае серьезной опасности; они  интересуются историей и культурой родного края, народов, населяющих его; при необходимости воспитанники не откажутся помочь ветеранам.

Исходя из опыта реализации программы «У истоков народного творчества» мы можем говорить о том, что, разработанная программа направлена как на развитие музыкальных и творческих способностей воспитанников, так и на формирование патриотических чувств. Показателем этого могут являться творческие достижения воспитанников и результаты педагогического наблюдения, а также психологических исследований. Так, психологическое исследование подтверждает, что в рамках реализации программы «У истоков народного творчества» у воспитанников всех возрастов показатели отношения к отечеству значимо выше, чем у воспитанников других объединений Дворца творчества детей и молодежи.

Показателем результативности также может являться активное участие и победа воспитанников в различных научно-исследовательских конференциях, а также пропаганда фольклора в рамках различных мероприятий. Так в рамках студенческого фестиваля «Мир Кавказу» ансамбль принял участие с мастер-классом, в 2010 – ансамбль был награжден дипломом художественного руководителя Кубанского казачьего хора Захарченко В.Г.  «За сохранение пропаганду народных казачьих традиций»; а в 2011 – Дипломом Госсовета – Хасэ Республики Адыгея (специальный приз «За сохранение культуры и развитие патриотизма» в рамках регионального фестиваля казачьей культуры в республике Адыгея); в 2012 – Дипломом Кубанского казачьего хора (спец-приз «за пропагаду фольклора» в рамках регионального фестиваля казачьей культуры в республике Адыгея). В разные годы ансамбль принимал участие в региональной научной конференции ДАНЮИ им. Ю.А.Жданова (секции «Этнография и фольклор», «Жизнь и творчество М.А. Шолохова»  «Искусствоведение»); в «Славянских чтениях» (2013), в городском этноархеологическом фестивале «Этническая культура народов Дона и Приазовья», В 2016 году, впервые была проведена детская конференция «Через тернии к звездам», в котором приняли воспитанники 10 и 11 лет (Томилина Надежда и Плетнев Михаил) и были отмечены дипломами 2 и 3 степени. Важно отметить, что научно-исследовательские работы, подготовленные на конференции, являются инициативой воспитанников и отражают уровень самостоятельности, активности и заинтересованности в изучении истории и культуры Дона, и также являются косвенным показателем развитости патриотических чувств.


Библиографический список
  1. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации «Госпатриотпрограмма.рф» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gospatriotprogramma.ru
  2. Бржезинская, Н.А. Воспитания толерантности в рамках обучения в фольклорном ансамбле // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/29137 (дата обращения: 02.04.2016).
  3. Бржезинская, Н.А., Погонцева, Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора.//Современная педагогика. -№ 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  4. Власова, Т.И. Духовно-патриотическое воспитание современной молодежи: вызовы и риски [Текст] / Т.И.Власова, Б.Ч. Месхи, В.В. Абраухова// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 8 (103). С. 4-10.
  5. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики. [Текст] /Н.А. Ивашкина. Автореф. дис. … канд. педагог. наук. – М., 2008.
  6. Летучева, С.К. Воспитание патриотизма – в работе дополнительного образования [Текст] / С.К. Летучева// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/09/3782 (дата обращения: 13.04.2016).
  7. Погонцева, Д.В. Самопрезентация в киберпространстве [Текст] / Д.В. Погонцева // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
  8. Тронь, К.М. Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников [Текст] / К.М.Тронь // Вестник науки и образования. 2015. № 3 (5). С. 158-162.
  9. Целикова, А. Д. Быть или не быть патриотом. Взгляд будущего учителя начальных классов [Текст] / А.Д. Целикова  // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 17.04.2016).
  10. Ярцев, А.А. Особенности патриотического воспитания в условиях внеучебной деятельности учащихся [Текст] / А.А. Ярцев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии /Сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 2 (49). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. С. 110-117.
  11. Погонцева Д.В. К опыту разработки квест-викторины «Мой край» // Современная педагогика. 2015. № 12 (37). С. 112-113.
  12. Погонцева Д.В. Фольклорные детские игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 1241-1244.


Все статьи автора «Бржезинская Наталья Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: