УДК 37.01

МАГИСТРАТУРА КАК СТУПЕНЬ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ

Волкова Елена Викторовна
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
доцент кафедры английского языка

Аннотация
В статье магистратура рассматривается как важная ступень в системе формирования межкультурной компетенции личности. Статья описывает принципы формирования межкультурной компетенции и анализирует возможности магистратуры как ступени высшего образования для реализации данных принципов.

Ключевые слова: высшее образование, магистратура, система формирования межкультурной компетенции личности, формирование межкультурной компетенции


MASTER’S DEGREE PROGRAMME AS A STAGE OF INTERCULTURAL COMPETENCE FORMING

Volkova Elena Victorovna
Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
Associate Professor of the English Department

Abstract
The article proves Master’s degree programme to be an important stage in a system of intercultural competence forming. The article describes the principles of intercultural competence forming and analyzes the Master’s degree programme from the perspective of the opportunities it offers for developing intercultural competence.

Библиографическая ссылка на статью:
Волкова Е.В. Магистратура как ступень в системе формирования межкультурной компетенции личности // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6234 (дата обращения: 26.05.2017).

Проблема формирования межкультурной компетенции является одной из важнейших в педагогике межкультурной коммуникации. Необходимо разработать системный подход к формированию межкультурной компетенции, начиная с раннего детского возраста и охватывая различные сферы деятельности ребёнка, а затем подростка и молодого человека [1]. В наших предыдущих работах [2,3] мы исследовали возможности, предоставляемые для формирования межкультурной компетенции личности такими образовательными ступенями как старшая школа и бакалавриат. Данное исследование ставит своей целью проанализировать возможности магистратуры с позиций формирования межкультурной компетенции.

Основные направления деятельности, для которых должны предназначаться выпускники магистратур, это:

1)            исследовательская работа в научных институтах и научных подразделениях;

2)            конструкторские и проектные разработки;

3)            педагогическая работа в вузах;

4)            международное научное сотрудничество [4, с. 16].

Последний пункт приобретает особую важность в свете рассматриваемой в данной работе проблемы. Успешное международное научное сотрудничество требует высокого уровня развития межкультурной компетенции.

В России традиционно формирование межкультурной компетенции связывают с обучением иностранным языкам.  Данный подход освещён в работах многих известных учёных, таких как Е.М. Верещагин, Г.В. Елизарова, В.Г. Костомаров, О.А. Леонтович, В.В. Сафонова и др. В магистратуре обучение иностранным языкам не просто профессионально ориентировано, оно должно быть профессионально «сконцентрировано» [5, с. 132]. Таким образом, профессиональная направленность обучения иностранному языку повышает мотивацию магистрантов к его изучению и является положительным фактором для формирования межкультурной компетенции.

Межкультурная компетенция включает в себя три группы компонентов: знания (когнитивные), отношения (аффективные) и умения (конативные) [3, c. 57]. Компоненты всех трёх групп, несомненно, развиваются на всех этапах формирования межкультурной компетенции, однако, по нашему мнению, ранний этап обучения является самым благоприятным для развития аффективных компонентов, бакалавриат – когнитивных, и магистратура – конативных. Это связано с тем, что именно магистратура создаёт прекрасные возможности для формирования умений, применения уже полученных знаний на практике.

Г.В. Елизарова описала методические принципы, необходимые для формирования межкультурной компетенции. К ним относятся:

1)            Принцип познания и учёта ценностных культурных универсалий;

2)            Принцип культурно-связанного соизучения иностранного (английского) и родного (русского) языков;

3)            Принцип этнографического подхода к определению культурных компонентов значений явлений как лингвистического, так и нелингвистического характера;

4)            Принцип речеповеденческих стратегий;

5)            Принцип осознаваемости психологических процессов и состояний, связанных с межкультурным общением, который является итогом  «переживаемости» культурных феноменов и связанных с ними способов познания;

6)            Принцип управляемости

  • собственным психологическим состоянием,
  • состоянием неопределенности происходящего;

7)            Принцип эмпатического отношения к участникам межкультурного общения [6, с. 194-195].

Магистратура предоставляет прекрасные возможности для реализации перечисленных выше принципов. Так, принцип познания и учёта ценностных культурных универсалий может быть реализован именно в магистратуре, где процесс обучения иностранному языку происходит на более высоком уровне за счёт подготовки студентов на ступени бакалавриата. здесь уже есть возможность ввести само понятие культурной универсалии, проанализировать роль культурных универсалий в понимании культур и, как результат, избежать появления стереотипов и расширить кругозор магистрантов.

Второй принцип, принцип культурно-связанного соизучения иностранного и родного языков, также может быть прежде всего реализован в магистратуре, так как именно на этой ступени обучения магистранты уже готовы к сопоставлению лингвистических феноменов в неразрывной связи с воплощёнными в них культурными ценностями: имеют необходимые знания – как языковые, так и знания о культурах и межкультурной коммуникации.

Принцип этнографического подхода к определению культурных компонентов значений явлений как лингвистического, так и нелингвистического характера – один из наиболее важных в процессе формирования межкультурной компетенции личности, так как именно соблюдение этого принципа позволяет формировать умения. способствующие успешному межкультурному общению с представителями различных культур, а не только одной конкретной культуры. Принцип этнографичности обеспечивает обучающихся таким набором инструментов познания и анализа, который можно использовать безотносительно к конкретной культуре. Такой уровень обобщения возможен именно в магистратуре, где всё обучение нацелено на развитие способностей к анализу на более высоком уровне, чем на предыдущих ступенях обучения.

Принцип речеповеденческих стратегий, обеспечивающий совокупное проведение всех принципов формирования межкультурной компетенции личности, отражается в учебном процессе путём последовательного изучения культурных универсалий и тех способов, которыми они отражаются в моделях речевого и неречевого поведения [6, с. 204]. Именно магистратура является той образовательной ступенью, которая способна обеспечить соблюдение данного принципа, за счёт используемых форм обучения.

Принцип осознаваемости и переживаемости, также как и принцип эмпатии, основаны на использовании уже сформированных качеств личности, которые к моменту обучения в магистратуре имеют больше возможностей быть сформированными, чем на более ранних ступенях обучения.

Принцип управляемости собственными эмоциями – это принцип, которому в магистратуре следует уделить особое внимание. Соблюдение данного принципа – одно из сложнейших условий формирования межкультурной компетенции личности. Магистратура позволяет создать условия для соблюдения данного принципа, организовать учебную деятельность по овладению иностранным языком с использованием ролевых игр и метода кейсов, способствующих развитию умения распознавать собственные чувства и эмоции и выражать их приемлемым для ситуации межкультурного общения образом.

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что магистранты уже имеют достаточную подготовку, поэтому магистратура может стать завершающим этапом развития межкультурной компетенции, этапом достижения последнего, высокого уровня шкалы развития межкультурной компетенции личности.


Библиографический список
  1. Волкова Е.В. Клубное объединение как среда формирования межкультурной компетенции старшеклассников // Иностранные языки в школе. 2011. № 6. С. 69-71.
  2. Волкова Е.В. Формирование межкультурной компетенции средствами интерактивных технологий в клубной общности лингвокультурной направленности. Диссертация … кандидата педагогических наук 13.00.05. Санкт-Петербург, 2013. 167 c.
  3. Волкова Е.В. К вопросу о разработке системного подхода к формированию межкультурной компетенции // Гуманитарные научные исследования. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16177 (дата обращения: 10.10.2016).
  4. Пак Х.С., Давыдова А.А. Магистратура как ступень к научной деятельности в непрерывном образовании // Академия профессионального образования. 2015. № 6. С. 15-20.
  5. Ястребова Е.Б. Обеспечение преемственности в обучении иностранным языкам: бакалавриат – магистратура // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2015. № 14 (725). С. 128-138.
  6. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. 291 с.


Все статьи автора «Волкова Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: