УДК 378.22

СУЩНОСТЬ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА КАК НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ

Лашко Александр Георгиевич
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Краснодарское президентское кадетское училище"
заведующий отделом воспитательной работы

Аннотация
В работе анализируются теоретико-методические аспекты применения количественной оценки качества в педагогике. Раскрываются принципы использования методов квалиметрического подхода. Автор приходит к выводу, что в современной педагогике эффективное управление качеством невозможно без методов квалиметрии.

Ключевые слова: квалиметрический подход, квалиметрия, педагогика, управление качеством


THE ESSENCE OF QUALIMETRIC APPROACH AS A SCIENTIFIC PARADIGM

Lashko Alexandr Georgievich
Krasnodar Presidential Cadet School
head of the department of educational work

Abstract
The paper analyzes the theoretical and methodological aspects of the use of quantitative assessment of the quality in the field of pedagogy. Disclosed how to use qualimetric approach methods. Effective quality management is not possible without of qualimetry methods in modern pedagogy.

Keywords: pedagogy, qualimetric approach, qualimetry, quality management


Библиографическая ссылка на статью:
Лашко А.Г. Сущность квалиметрического подхода как научной парадигмы // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6236 (дата обращения: 12.07.2023).

Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas – качество (или quails – какой по качеству) и греческого melreo – измеряю.

Квалиметрия – это научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер.

Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы ее оценки.

В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов.

Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными, экономическими, правовыми, управленческими и гуманитарными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и педагогикой.

Квалиметрия объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности и включает взаимосвязанную систему теории:

  • общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования (А.И. Пульбере [1]);
  • специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества: экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая (О.И. Баранова [2], Е.А. Касьянова [3] и др.);
  • предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания, в т.ч. продукции: технических устройств, изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектов (Н.А. Кулемин [4] и др.).

Анализ научной литературы показал, что в последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая (А.И. Субетто [5], В.С. Черепанов [6], Э.Э. Эльдяева [7] и др.). Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности. В зависимости от них квалиметрия как наука приобретает статусы: экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.

Экономический статус определяется экономической характеристикой  содержания качества и его взаимодействия с потребительной стоимостью. С этих позиций, квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов

Технический статус обусловлен взаимосвязью технического аспекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.

Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. При этом осуществляется оценка как технических, так и экономических свойств измеряемого объекта.

Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта категории качества со всеми другими, что обусловливает необходимость и возможность формирования и использования, наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии, предметной квалиметрии.

Системный статус квалиметрии подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества анализируемого объекта.

Наряду с указанными статусами квалиметрия может обладать социологическим и правовым статусами.

Первый связан с науками, исследующими социальные силы общества, процессами социализации человека, с деятельностью социальных институтов.

Второй – с совокупностью норм и правил, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством и отраженных в конституции той или иной страны (права человека, правила поведения и отношения, законы жизнедеятельности и др.).

Характеристики вышеназванных статусов квалиметрии имеют определенную значимость для исследования качества социальной системы, к которой относится и воспитательная система и ее продукт – сформированная соответственно общественному эталону личность.

Именно по отношению к социальной системе возросло значение парадигмы «качество». В общенаучном плане она означает совокупность свойств, признаков, выражающих существенную определенность объекта, благодаря которым он является таким, как есть (Л.В. Мардахаев).

Как показали исследования Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева, М.А. Кузнецова, парадигма «качество» охватывает целый ряд социально обусловленных пространств, отличающихся собственной ценностью и специфической сущностью.

Более всего социальная значимость качества связана с феноменом жизни. С позиции философии, жизнь как качество – особая форма бытия. Она включает целый ряд категорий: образ жизни, стиль жизни, уровень жизни.

В образе жизни отражаются формы жизнедеятельности людей, типичные для исторически сложившихся ценностей и адекватных им социальных отношений (к обществу, конкретному социуму и его сообществу, отдельным людям и группам, к самому себе, к выполняемой деятельности).

Стиль жизни конкретизирует принципы организации образа жизни, обусловливающие общение и поведение людей.

Уровень жизни фиксирует степень жизнеобеспеченности, удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

Выше названные категории имеют прямое отношение к воспитанию. Именно оно является тем базовым процессом, который формирует у воспитанников способность определять свой образ жизни, исходя из образа человеческой культуры, его гуманистической сущности.

Культуросообразность воспитания способствует приобретению воспитанником знаний о мире, культурно-личностной идентификации со средой существования, которые лежат в основе самоопределения им стиля жизни, выбора программ и моделей поведения, вариант культурных ценностей с глубоким содержанием гуманистических идеалов.

Воспитание лишь косвенно обеспечивает уровень жизни, а именно: через опережающее развитие качества, под которым понимается его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству с учетом происходящих изменений (А.М. Новиков, А.И. Субетто, Н.Ф. Федоров). По мере социализации и социального взросления человек становится субъектом собственной жизни и достижения уровня ее качества.

Исходя из этого, такие исследователи как Е.В. Бондаревская [8], Л.В. Горюнова, В.И. Мареев [9] утверждают, что качество человека – главное основание качества воспитания и ее цель.

С ориентацией на эту позицию в науке и практике разрабатываются критерии взаимосвязанных социальных систем: качества человека; качества воспитания как процесса формирования личности; качества воспитательной системы как педагогически обеспеченной среды; качества управления воспитательной системой.

Качество воспитания рассматривается как интегрированный феномен, предполагающий качество результата воспитания (эталон личности, заявленный обществом на конкретном историческом этапе); качество всех составляющих воспитательную систему процессов; качество управления ими на всех уровнях (Е.В. Бондаревская). По мнению Е.В. Бондаревской, главный критерий качества человека – его личностное развитие.

В настоящее время исследователи едины во мнении относительно того, что основным его показателем является субъектность, в основе которой лежит ценностно смысловая сфера сознания личности (ценности, потребности, мотивы, установки, позиции, личностные смыслы, Я – концепция). «Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни» [10, с. 300].

Результатом личностного развития выступает проявление у индивида субъектных качеств личности. В различных исследованиях предлагаются различные их совокупности. В нашем исследовании мы опираемся на теоретические позиции коллектива исследователей, разрабатывающих педагогическую концепцию качества человека и воспитательной системы (Н.Е. Агишева, Е.В. Бондаревская, Г.П. Богомолова, П.П. Пивненко, Е.А. Плужникова).

Согласно этой концепции, критерий «качество личностного развития человека» включает следующие показатели:

  • качество физического развития (состояние здоровья, его физические характеристики);
  • качество ценностно-смыслового развития (усвоенные социальные ценности и смыслы);
  • качество культурной идентификации (знание культурной среды, принятие её ценностей и следование им, толерантность к несовпадающим культурным традициям);
  • качество духовно-нравственного развития (сформированность нравственных качеств и моделей поведения);
  • качество социализации и адаптации, проявляющееся в просоциальном поведении и статусе адаптированной личности;
  • качество индивидуально-личностного саморазвития, выраженное в ярко проявляющейся индивидуальности [11].

В науке рассматривается и другой критерий – «качество воспитанности личности» (В.В. Сериков).

Оснований для определения этого критерия несколько:

  1. Совокупность личностных качеств с тем базовым образованием, которое воспитательная система устанавливает, исходя из эталона личности и социальных запросов общества. Это могут быть гражданственность, самостоятельность, дисциплинированность, нравственная и эмоциональная устойчивость к негативным влияниям, толерантность, трудолюбие, социальная активность, конкурентоспособность, ответственность, порядочность, патриотизм (Т.В. Боровикова, З.И. Лукашеня, А.С. Марков, В.В. Сериков, О.Е. Сироткин).
  2. Воспитанность как базовое личностное качество с его главным показателем «зрелость». Согласно исследованиям Е.В.Бондаревской, Л.Ф. Обуховой, И.С. Кона, зрелость проявляется как духовно-нравственная, гражданская, индивидуально-личностная[12; 13]. Духовно-нравственная зрелость предполагает развитие духовности, культурной идентичности, нравственных качеств, креативности. Эти качества характеризуют человека с позиции культурной идентичности. Гражданская зрелость воплощает в себе гражданственность, ответственность, социализированность и характеризует человека как субъекта истории. Индивидуально-личностная зрелость включает в себя жизнетворчество, одаренность в определенной области деятельности (Н.Е. Агишева).
  3. Совокупность ключевых компетенций (коммуникативная, деятельностная, исследовательская, организационная, проективная и др.) (И.С. Данилова).

Качественной характеризуется такая воспитательная система, которая способна адаптироваться к потребностям воспитанника с учетом его индивидуальности (Н.Б. Крылова, В.В. Сериков). Качественным считается такое управление системой или процессом, которое осуществляется на инновационной основе, ориентировано на личностный ресурс индивида, межличностного и партнерского взаимодействия (В.М. Гребенникова).

В совокупности данные разновариативные качественные характеристики систем образуют методологию квалиметрии. Ее реализация в практике обеспечивается правовым статусом, располагающим сводом узаконенных на общегосударственном и локальном уровнях правил поведения, требований к деятельности, возможностей человека, охраняемых государством при помощи конституции, прав человека, локальных административных решений.

Социальный и правовой статусы квалиметрии как инновационной деятельности, располагающие выше названными подходами к выявлению такой интегративной характеристики педагогической системы, в том числе и воспитательной, как «качество», определяют квалиметрию как науку, имеющую, в целом, междисциплинарный статус и дают возможность разработать, обосновать и реализовать на практике квалиметрические технологии различного уровня и содержания.

Как научная и практико-ориентированная отрасль знания, квалиметрия имеет свой предмет, объект, цель, задачи. В науке в общетеоретическом плане они сформулированы достаточно четко и однозначно.

Одной из главных задач квалиметрии является объективное установление уровня качества системы или процесса.

Объект квалиметрии – это исследование принципов и методов оценки качества, а предмет – совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности.

Конечной целью квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности [14].

С точки зрения точности и надежности получаемых оценок качества, используемые в квалиметрии методы подразделяются на точные (являющиеся хотя и самыми трудоемкими, но обеспечивающими максимально достижимую на момент разработки точность и надежность), приближенные и упрощенные (не требующие существенных затрат, но менее точные и надежные) [14].

В квалиметрии применяются современные математические методы из теории вероятности и статистики, линейного, нелинейного и динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории оптимального управления и теории случайных процессов.

Разрабатывая вопросы измерения качества продукции в различных отраслях, их авторы, в основном, опираются на следующие принципиальные правила:

  • системный подход к оценке и измерению качества продукции в совокупности с её безопасностью, потребительскими, и стоимостными свойствами;
  • случайные показатели не позволяют делать объективные выводы о качестве продукции;
  • практическая возможность измерения в количественной форме, как любых отдельных свойств, так и их сочетаний, в том числе комплексного обобщенного и интегрального качества;
  • признание практической необходимости методов количественной оценки качества продукции для решения задач планирования и контроля на различных уровнях производства.

В связи с большой сферой применения квалиметрии сегодня ее считают дисциплиной, изучающей проблему оценки качества любых объектов, предметов и процессов. При этом обеспечение качества и технологий качества различной продукции является основным направлением использования методов квалиметрии.

Таким образом, квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования управленческих решений и смежных с ними вопросов управленческой деятельности.

Квалиметрический подход – это подход к изучению какого-то предмета с точки зрения измерения его качества

Квалиметрия в образовании, а значит и в воспитании, по мнению А.И. Субетто, это наука об их качестве во всем многообразии: качество функционирования и развития как систем; качество учебно-воспитательного процесса развития обуча­ющихся, профессионализма преподавательского корпуса. Она формируется на стыке единой науки об образовании (эдукологии) и науки о качестве объектов и процессов – квалитологии [5].

Как отмечает Н.С. Сагитова, назрела необходимость в использовании современных методов контроля и оценки качества воспитания. Квалиметрическая составляющая воспитательного процесса должна включать управление его качеством; систему обеспечения этого качества; оценку уровня эффективности учебно-воспитательного процесса [16].

Таким образом, говоря о становлении квалиметрии как науки и практики, можно сделать следующие предварительные выводы.

Во-первых, методы количественной оценки качества охватывают все новые области, в том числе выходящие за рамки их первоначального приложения, – продукты человеческого труда.

Во-вторых, принципы использования этих методов, а, следовательно, и алгоритмы, на которых они базируются, по сути, не отличаются от тех, которые приняты в классической теоретической квалиметрии. Это говорит о единстве методологии оценки различных продукции, объектов, процессов и явлений.

Итак, эффективное управление качеством возможно лишь при наличии достаточно точных и объективных методов измерения и оценки качества изучаемого объекта. Такое положение дел стимулирует развитие квалиметрии и использование ее методов в Краснодарском президентском кадетском училище при оценке как самого процесса, так и уровня воспитанности обучающихся.


Библиографический список
  1. Пульбере А.И. Система мониторинга как средство управления качеством непрерывного технического образования. – Бендеры: Полиграфист, 2005. – 448 с.
  2. Баранова О.И. Технология формирования оценочной деятельности учащегося (на примере младших школьников) / Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Краснодар, 2007. – 24 с.
  3. Касьянова Е. Педагогическая экспертиза: квалиметрический подход // Первое сентября, – 2011. – № 5
  4. Кулемин Н.А. Управление образовательными учреждениями на основе квалиметрического подхода (теоретико-методологический аспект): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 1997. – 19 с.
  5. Субетто А.И. Квалиметрия образования. Том 1. Введение в квалитологию образования. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991. – 335 с.
  6. Черепанов В.С., Шихов Ю.А. Квалиметрический мониторинг качества образования: концептуально-программный подход Образование и наука. – 2008. – № 2 (50) 67.
  7. Эльдяева Э.Э. Мониторинг качества образовательного процесса в колледже / Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Элиста, 2006. – 23 с.
  8. Бондаревская Е.В. Качество образования как условие его опережающего развития и конкурентоспособности // Наука и образование, 2005 г. – Спецвыпуск. С. 5 – 16.
  9. Мареев В.И., Горюнова Л.В. Научно – педагогический аспект стратегического управления качеством высшего образования // Известия  Южного федерального университета, 2009. – № 12. С. 17–27.
  10. Словарь по социальной педагогике / Под редакцией И.В. Мардахаева, 2002. – 368 с.
  11. Таранов П.М. Формирование фамилистической культуры студенческой молодежи // Kant. –  2016. – № 2 (19). – С. 34-39.
  12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2010.  – 460 с.
  13. Кон И.С. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Южной и Юго-восточной Азии. – М.: Наука, 1988. – 190 с.
  14. Бондаревская Е.В. Качество образования как условие его опережающего развития и конкурентоспособности / Наука и образование. – 2005 г. – Спецвыпуск. – С. 5–16.
  15. Азгальдов Г.Г. Общие сведения о методологии квалиметрии // Стандарты и качество. – 1994. – № 11.
  16. Сагитова Н.С. Педагогико-квалиметрическая подготовка магистров, специализирующихся в области полимеров и композиционных материалов // Вестник Казанского технологического университета. –  2012. – т.16, в.19.


Все статьи автора «Лашко Александр Георгиевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: