УДК 37.013.77

СООТНОШЕНИЕ ТИПОВ ПАМЯТИ И СПОСОБОВ ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

Пивнева Виктория Сергеевна1, Пивнева Марина Сергеевна1
1Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Аннотация
Исследование направлено на изучение соответствия применяемых студентами способов запоминания учебного материала при подготовке к экзаменам с индивидуально-специфичным типам памяти и соотнесение выявленного соответствия или несоответствия с академической успеваемостью студентов. В ходе анализа были выделены основные типы памяти, индивидуальные способы запоминания учебного материала. В статье представлено эмпирическое исследование по определению индивидуального типа памяти студентов. Даны рекомендации как целесообразнее готовиться к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам с учетом типа памяти.

Ключевые слова: академическая успеваемость., индивидуально специфичные типы памяти, способы запоминания, учебный процесс


VALUE TYPES OF MEMORY AND WAYS OF TEACHING MATERIAL MEMORIZING STUDENTS IN PREPARING FOR EXAMS

Pivneva Victoria Sergeevna1, Pivneva Marina Sergeevna1
1Taganrog Institute of A.P. Chekhov (branch) «Rostov State University of Economics»

Abstract
The study aims to examine the conformity students methods of memorization training material in preparation for the exams with individual specific types of memory and correlation of identified compliance or noncompliance with the academic performance of students. In the analysis it was identified the main types of memory, individual ways of storing educational material. The article presents an empirical study to determine the type of individual students' memory. Recommendations how better to prepare for seminars, tests and exams, taking into account the type of memory.

Keywords: : память


Библиографическая ссылка на статью:
Пивнева В.С., Пивнева М.С. Соотношение типов памяти и способов запоминания учебного материала студентами при подготовке к экзаменам // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6248 (дата обращения: 26.05.2017).

Память в совокупности с другими психическими процессами несет ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в учебной деятельности. Многие психологи (А. Агатов, А. Асмолов, Р. Гарифуллин, М. Ярошевский, А. Леонтьев, В. Зинченко, Дмитрий Авдеев и др.) отмечают, что от уровня развития памяти зависит успешность обучения.

Основными формами организации познавательной деятельности студентов являются разные виды учебных занятий (лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, самостоятельная работа студента, педагогическая практика). Контрольной точкой определения качества знаний студентов является зачет или экзамен.

Эффективность запоминания и воспроизведения студентами учебной информации на экзамене (зачете) определяется, в частности, соответствием способов запоминания индивидуально-специфичным типам памяти. Установление такого соответствия представляет один из важных аспектов развития студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности, что характеризует его в целом как субъекта процесса профессионализации [1; 2; 3; 4; 5].

Задачей нашего исследования является анализ соответствия применяемых студентами способов запоминания учебного материала при подготовке к экзаменам индивидуально-специфичным типам памяти и соотнесение выявленного соответствия или несоответствия с академической успеваемостью студентов.

Существуют разные типы памяти в зависимости от того, какого рода материал человек эффективнее запоминает и каким сенсорным модальностям он отдает предпочтение при восприятии запоминаемого материала.

Проблемой изучения индивидуальных типов памяти занимались многие отечественные психологи: П.П. Блонский, П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Шардаков, Л.В. Занков и другие В соответствии со степенью участия ключевых анализаторов в ходе запоминания выделяют следующие типы памяти: зрительный слуховой, двигательный и смешанный (включает в себя все вышеперечисленные типы памяти) [6; 7; 8].

Изучая индивидуальные типы памяти студентов, можно также проследить, что некоторые из них лучше запоминают учебный материал, читая его про себя, другие, для других предпочтительнее читать учебник или конспект вслух или слушать преподавателя, для третьих – выписывать информации, а затем – проговаривать ее. У некоторых проявляются смешанные типы памяти: зрительно-слуховой, зрительно-моторный, моторно-зрительно-слуховой.

Каждому студенту присущи определенные способы запоминания, которые они используют при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам, при этом может быть различной эффективность запоминания и воспроизведения учебного материала. Для одних студентов достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение преподавателя. При этом они не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученную информацию. Эти студенты зачастую выделяются среди других успехами в учебной деятельности.

Некоторые студенты медленно запоминают учебный материал, но долгое время хранят в памяти заученное. Таких студентов нужно побуждать заучивать учебный материал, применяя различные приемы: слушать, читать про себя и повторно просматривать прочитанное, читать вслух, делать записи, проговаривать прочитанное.

Среди студентов встречаются и такие, которые быстро запоминают учебный материал, но также быстро его забывают. Таким студентам лучше всего давать индивидуальные задания, предпочтительно – с учетом индивидуальных особенностей памяти. Для других студентов характерно медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Иногда они затрачивают достаточное количество времени и сил на заучивание материала, а воспроизводят его неточно и быстро забывают. Плохое запоминание наблюдается у студентов, которые часто пропускают занятия, не систематически выполняют учебные задания, не владеют приемами запоминания.

Для того чтобы добиться максимальной эффективности запоминания необходимо знать, какие из основных типов памяти наиболее развиты у студентов. Правильное определение ведущего типа памяти позволит повысить качество обучения студентов. Педагог сможет строить учебный процесс, опираясь на данные о типах памяти студентов, при проведении семинарских и практических занятий.

В исследовании по определению индивидуального типа памяти студентов приняли участие 50 студентов 2 и 3 курсов факультета психологии и социальной педагогики.

Сначала мы провели исследование типов памяти студентов с помощью методики 10 слов [9]. Эксперимент проводится в 4 этапа или серии. В каждой серии студентам предъявлялся один ряд слов (10). Серии отличались характером предъявления и формами организации процесса запоминания.

Первая серия – предъявление стимульного материала на слух. Студентам предлагалось внимательно прослушать 10 слов и через 1 минуту записать на листе бумаги запомнившиеся слова. Интервал между зачитыванием отдельных слов составлял 4-5 секунд.

Вторая серия – зрительное предъявление стимульного материала. Участникам эксперимента было предложено внимательно просмотреть слова второго ряда, написанные на карточке, а затем через минуту по памяти записать их.

Третья серия предполагала проговаривание и прописывание в воздухе слов при запоминании. Студентам предлагалось внимательно слушать слова, зачитываемые вслух, затем произнести их шепотом и «записать» в воздухе. Через минуту они должны были написать слова.

Четвертая серия – зрительно-двигательно-слуховое запоминание. Студентам было смотреть на предъявляемые слова, одновременно – слушать их зачитывание, каждое слово произнести шепотом и «записать» в воздухе. Через минуту запомнившиеся слова написать на бумаге.

Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Типы памяти студентов

Типы памяти

Кол-во студентов (%)

1.

Зрительный

64

2.

Слуховой

12

3.

Смешанный (зрительно-моторно-слуховой)

12

4.

Моторно-слуховой

8

5.

Зрительно-слуховой

4

С целью изучения индивидуальных способов запоминания учебной информации студентам был предложен опросник, который включал в себя 4 вопроса.

1. При подготовке к экзамену Вы:

а) читаете учебник, конспекты;

б) читаете учебник и конспекты и проговариваете по вопросам;

в) читаете учебник и кратко записываете ответы на каждый вопрос;

г) просите однокурсников проговорить ответы на вопросы.

2. Как, по Вашему мнению, лучше запоминается информация при подготовке к экзамену:

а) зрительное восприятие информации;

б) прослушивание ответов;

в) проговаривание информации;

г) запись ответов на отдельные вопросы;

д) многократное прочтение?

2. Проранжируйте способы запоминания по степени эффективности (укажите место по степени эффективности):

а) зрительное восприятие информации;

б) прослушивание ответов;

в) проговаривание информации;

г) запись ответов на отдельные вопросы;

д) многократное прочтение.

3. При каком способе запоминания Вы получаете наиболее высокие оценки на экзамене:

а) зрительное восприятие информации;

б) прослушивание ответов;

в) проговаривание информации;

г) запись ответов на отдельные вопросы;

д) многократное прочтение?

Отвечая на каждый вопрос, студенту необходимо было выбрать варианты предлагаемых ответов – те способы запоминания, которые в наибольшей степени он использует при подготовке к экзамену.

Полученные данные мы представили в таблице 2.

Таблица 2. Способы запоминания учебного материала

Способы запоминания

Кол-во студентов (%)

1.

Зрительный

44

2.

Зрительно-моторный

20

3.

Смешанный (зрительно-моторно-слуховой)

12

4.

Зрительно-слуховой

12

5.

Моторный

8

6.

Слуховой

4

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что основная масса студентов используют при запоминании зрительную память (44%), т.е. они визуально концентрируют собственное внимание на том, какая им информация необходима при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам.

На втором месте оказался способ запоминания зрительно-двигательный (20%), данной группе студентов для лучшего запоминания необходимо не только прочитать изучаемый материал, но и подготовить конспект, а также проговорить ответ.

Третье место разделили смешанный способ запоминания – просматривание, прослушивание, проговаривание, записывание (12%) и зрительно-слуховой – просматривание и прослушивание (12%).

На четвертом месте – двигательный способ запоминания, предполагающий проговаривание и (или) записывание  (8%) и на последнем месте – слуховой способ, подразумевающий только прослушивание рассказа преподавателя или товарища по группе (4%).

Следующий шаг нашего исследования состоял в том, чтобы сравнить данные эксперимента, опроса и результаты академической успеваемости студентов в ВУЗе. В таблице 3 представлены результаты сравнения.

Таблица 3. Сравнительный анализ полученных результатов

Соответствие типов памяти и способов запоминания учебного материала

Кол-во студентов (%)

Академическая успеваемость (средний балл по зачетным книжкам)

1.

Полное соответствие

42

4,7

2.

Частичное соответствие

34

4,2

3

Несоответствие

24

3,6

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что у 42% студентов (21 человек) совпадает выявленный в экспериментальных пробах тип памяти со способами запоминания учебного материала при подготовке к экзаменам с их типом памяти. У 34% (17 человек) студентов обнаружилось частичное соответствие: например, при зрительно-моторном типе памяти студенты только просматривают материал по конспекту или учебнику, или при зрительно-слуховом типе – только просматривают учебник или только прослушивают пересказ ответа товарищем. У 24% студентов (12 человек) тип памяти и способ запоминания материала при подготовке к экзаменам совершенно не совпадает.

Подсчет средних баллов академической успеваемости показал, что чем выше соответствие индивидуально-специфичных типов памяти и применяемых студентами способов запоминания, тем выше средние баллы успеваемости, выявленные на основании изучения зачетных книжек студентов. При соответствии типов памяти и способов запоминания учебного материала отмечен средний балл, близкий к максимальному (4,7), при частичном соответствии – более низкий (4,2), при несоответствии – минимальный (3,6).

На основе результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что студентам при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам целесообразно практиковать способы запоминания учебного материала с учетом типа памяти. В случае преобладания зрительного типа памяти необходимо внимательно просматривать текст учебника или конспекта, желательно – неоднократно, просматривать схемы, таблицы и т.д., представленные в тексте. При слуховом типе памяти важно внимательно слушать на занятиях объяснения преподавателя и ответы студентов, а при подготовке к сессии – обсуждать с товарищами вопросы к экзамену или зачету, прослушивать их комментарии. При моторном типе памяти желательно проговаривать ответы на каждый вопрос, а также кратко записывать их, то есть, согласно популярной рекомендации преподавателей, составить шпаргалки, но в день экзамена оставить их дома. При смешанных типах памяти целесообразно комбинировать элементы описанных приемов запоминания учебного материала.


Библиографический список
  1. Ефремова О.И. Психологическая служба вуза как один из институтов профессионализации будущих психологов образования//Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2015. № 2. С. 257-262.
  2. Ефремова О.И. Уровни и показатели готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду//Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 1. С. 146-151.
  3. Кобышева Л.И. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов вуза//Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 4. С. 40-46.
  4. Кобышева Л.И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 10. С. 76-80.
  5. Молодцова Т.Д., Скуднова Т.Д., Гура В.В., Ефремова О.И., Пташинский И.А., Меньшикова Т.И. Проблема психологического сопровождения студентов в учебно-воспитательном процессе вуза/под редакцией Т. Д. Молодцовой. Таганрог, 2013.
  6. Жорник Е.В. Общая психология: познавательные процессы. Харьков: Изд-во: ХНУ, 2002.
  7. Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка. М, 1930.
  8. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980.
  9. Жорник Е.В. Общая психология: познавательные процессы. Харьков: Изд-во: ХНУ, 2002.


Все статьи автора «Пивнева Виктория Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: