УДК 364

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ

Миллер Софья Михайловна
Алтайский государственный университет
магистрант 2 курса факультета социологии, кафедры социальной работы

Аннотация
В статье описывается становление и развитие игровой терапии среди современных психологических школ; приводятся данные экспертного опроса детских психологов и социальных работников о положительном эффекте игровой терапии на детей.

Ключевые слова: дети, детская психология, игра, игровая терапия


DEVELOPMENT OF PLAY THERAPY WITH CHILDREN

Miller Sofya Mihaylovna
Altai State University
2-year student of the faculty of sociology, Department of social work

Abstract
The paper describes the emergence and development of play therapy among modern psychological schools; presents data expert survey of child psychologists and social workers on the positive effects of play therapy to children.

Keywords: child psychology, children, game, play therapy


Библиографическая ссылка на статью:
Миллер С.М. Развитие игровой терапии с детьми // Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6538 (дата обращения: 27.05.2017).

 Научный руководитель: Сиротина Татьяна Викторовна, к.с.н. доцент кафедры социальной работы Алтайского государственного университета.

Игровая терапия (англ. playtherapy) – психотерапевтический метод воздействия на детей и взрослых, основанный на использовании игры.  [1]

В качестве средства психотерапии в детской психологии  данный термин появляется в 1920-е годы специалистами психоаналитического направления (А. Фрейд, З. Фрейд, М.Кляйн, Г.Хаг-Гельмут).

Фрейд писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».   [2]

Представители психоаналитического направления обратили внимание на то, что детям проще проигрывать свои переживания, нежели словестно их описывать. Поэтому детские психоаналитики используют в работе с детьми метод наблюдения за ходом игры, за эмоциональным состоянием ребенка в игровом процессе. Важно отметить, что исследование детских рисунков не маловажный показатель детских переживаний. Техники «Дом—дерево—человек», «Кинетический рисунок семьи» и т. д. берут свое начало в этот период времени.

Следующим шагом и открытием в развитии технологии игровой терапии становится метод Д. Леви. Его метод стал ведущим в психологической коррекции детей, который включает идеи психологической коррекции отреагирования. Игровая психологическая коррекция по Д. Леви включает в себя три этапа: 1) Установление контакта — свободная игра ребенка, его знакомство с игровой комнатой и психологом (психотерапевтом). 2)  Введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие (с помощью специально подобранных игрушек). В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль. 3) Продолжение свободной игры ребенка. Д. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии с которым инициатива в игровых ситуациях принадлежит психологу либо психотерапевту. На данном этапе важна техническая и методическая база, оснащение кабинета, в котором проходят сеансы игровой терапии.Терапевт определяет конечную цель терапии и составляет план работы, с учетом возраста и психологического состояния ребенка. [3]

Следующим важным направлением в игровой психологической коррекции связно с именами Д. Тафт и Ф. Аллена в 1930-1942 гг. Эта игровая терапия отношений между ребенком и терапевтом. Д.Тафт и Ф. Аллен акцентировали свое внимание на необходимости отношения к ребенку как к личности.

В.Экслайнв 1947 г., пользуясь разработками Ф. Аллена и Д. Тафт, разработала систему недирективной игровой психологической коррекции у детей. В. Экслайн рассматривала игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее ему полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности. Изучая эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных игровых ситуациях, психолог (психотерапевт) старается понять его личностные особенности.

По мнению В. Экслайн, психотерапевт во время терапии:

1) Наблюдает за процессом игры ребенка (как тот играет, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает; каков основной стиль его поведения; трудно ли ему переключиться; хорошо или плохо организовано его поведение; каков основной сюжет игры).
2) Рассматривает содержание игры (проигрываются ли темы одиночества, агрессии, воспоминания, много ли «несчастных случаев» происходит в ходе игры).
3) Оценивает навыки общения ребенка (чувствуется ли контакт с ребенком, пока он занят игрой; оказывается ли ребенок вовлеченным в игру или он не в состоянии чем-нибудь увлечься; как взаимодействует ребенок с другими –cдетьми, с родителями). [3]

Когда ребенок встречает истинное понимание и принятие своего состояния, он преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротические состояния и становится способен к личностному росту и развитию. Это центральное положение клиент-центрированной терапии К. Роджерса, «детским» вариантом которой является игровая терапия, центрированная на ребенке.  [4]

Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. [5] В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоя­тельства этому противоречат. Игровая деятельность дает возможность детям «проиграть» свои чувства, проблемы, точно так же как взрослый человек «выговаривает» свои трудности в некоторых типах терапии. [6]

Нам близка точка зрения Г.Лэндрет, который определяет игру как вид непродуктивной  деятельности с ограниченными правилами действиями, направленными на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Основными задачами игры является переживание эмоций и чувств, а так же приобретение нового опыта посредством участия в игре. Под игровой терапией соответственно  Г. Лэндрет понимает динамическую систему отношений между ребенком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог более полно выразить и исследовать собственное «Я» (чувства, мысли, поступки) с помощью игры – естественного для ребенка способа коммуникации. [4, с.23-24]

На современном этапе, игровая терапия применяется детскими психологами и специалистами по социальной работе в диагностических, лечебных, профилактических и коррекционных целях. С целью изучения опыта применения игротерапии с детьми в 2016г. нами был проведен экспертный опрос четырех детских психологов и двух специалистов по социальной работе КГБУСО «Краевого кризисного центра для мужчин». Среди основных результатов экспертного опроса можно выделить следующие. Все опрошенные специалисты используют игротерапию, считают данную технологию одной из наиболее эффективных и действенных в психосоциальной работе с детьми. Специалисты выделяют такие результаты применения игротерапии в своей работе с детьми, как: ∙ установление контакта с ребенком; ∙ возможность проиграть, отреагировать эмоции; ∙ проработка трудной для ребенка ситуации; ∙ развитие психических функций (память, внимание, мышление, реакция); ∙ улучшение эмоционального состояния ребенка; ∙ мотивация на дальнейшую работу; ∙ повышение заинтересованности ребенка; ∙ эмоциональная разрядка как для ребенка, так и для специалиста. Из наиболее важных преимуществ специалисты выделяют легкость выполнения и восприятия ребенком; преодоление сопротивления к работе у ребенка; игра создает атмосферу комфорта для ребенка. [7, с. 114-115]

Таким образом, игровая терапия насчитывает около века осознанной психологической практики. Детские психологи применяют данный вид терапии в работе с детьми и считают его неотъемлемой частью своей работы. При этом, специалисты используют в своей работе совокупность методов и направлений психологических школ – психоаналитический, клиентоцентрированный, директивный, недирективный и др. Использование их во взаимосвязи дает положительный терапевтический эффект, помогает ребенку справиться с трудной жизненной ситуацией (такие как: развод родителей, проблемы в общении, гиперактивность, утрата, трудности в социальной адаптации и др.). Важно найти индивидуальный подход, понять, во что нравится играть ребенку, и как добиться благоприятного терапевтического эффекта.


Библиографический список
  1. Игровая терапия / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psychologies.ru/glossary/09/igrovaya-terapiya/ / Загл. с экрана.
  2. Основные направления современной игровой  терапии / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psylist.net/psytera/tre03.htm / Загл. с экрана.
  3.  Краткая история основных направлений игровой психологической коррекции / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.detzdrav.com/11033.html / Загл. с экрана.
  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
  5. Миллер, С.М. Творческие технологии в практике паллиативного ухода / С.М. Миллер, Т.В. Сиротина // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей. – Вып. 7 / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. – Барнаул, 2015. – С. 299-306.
  6. Сиротина, Т.В. Больничная клоунада как технология адаптации и реабилитации ребенка в больничном учреждении / Т.В. Сиротина, С.М. Миллер // Baikal Research Journal. – 2015. – Т.6. – №6.
  7. Миллер С.М. Игровые методы в психосоциальной работе с детьми (на примере КГБУСО Краевой кризисный центр для мужчин / Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии / отв. ред. П.К. Дашковский. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2016.- 405с.:ил. С.114-115.


Все статьи автора «Миллер Софья Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: